ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ САМБИСТОВ, СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ
статья по физкультуре

Куванов Виктор Анатольевич

В условиях ожесточенной конкуренции большое значение уделяется психологической подготовке спортсменов, которая постоянно нуждается в совершенствовании  также как изменяется  сам спорт и его  содержание. Поэтому весьма актуально комплексное  исследование компонентов практической психологии для спортсменов и тренеров. Одной из основных сторон учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, цель которой — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим, умение контролировать свои эмоции.  Агрессия является неотъемлемой частью современного общества. Проблема контроля, сдерживания и предотвращения агрессии всегда обладала высоким уровнем актуальности, но особую популярность и внимание со стороны ученых и общественности она в настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proyavlenie_agressivnosti_v_povedenii_sambistov.docx152.17 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 796.82

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ САМБИСТОВ, СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

Железнов Алексей Леонидович, педагог ДО

Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»

Аннотация

В условиях ожесточенной конкуренции большое значение уделяется психологической подготовке спортсменов, которая постоянно нуждается в совершенствовании  также как изменяется  сам спорт и его  содержание. Поэтому весьма актуально комплексное  исследование компонентов практической психологии для спортсменов и тренеров. Одной из основных сторон учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, цель которой — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим, умение контролировать свои эмоции.  Агрессия является неотъемлемой частью современного общества. Проблема контроля, сдерживания и предотвращения агрессии всегда обладала высоким уровнем актуальности, но особую популярность и внимание со стороны ученых и общественности она в настоящее время.

Ключевые слова: спортивная борьба, борьба самбо, агрессия в спорте, способы регуляции агрессии.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе особую значимость, на наш взгляд, приобретает выявление элементов агрессии у самбистов, так как отдельные виды спорта, по мнению ряда авторов, сопряжены с различными компонентами агрессии, особенно при соревновательной деятельности.

Начиная с середины 1960-х годов, тема насилия и агрессии становится одной из актуальных для зарубежных психологических исследований, ее даже называют “интригующей”, а сам ХХ век – “веком беспокойства о насилии”. Этой теме посвящено множество работ. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в современном цивилизованном обществе, реакция вполне адекватная и своевременная. 

Противоречие прослеживается в том, что с одной стороны, спортивная деятельность рассматривается как фактор, повышающий физический потенциал, с другой - проявление отдельных компонентов агрессии может служить основой выраженного стресса, что отрицательно влияет на здоровье.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что  у самбистов  агрессивность в норме, является конструктивной, так как  ее проявления положительно влияют на спортивный результат.

Объектом настоящего исследования является феномен агрессивности.

Предмет исследования: процесс коррекции поведении спортсменов с повышенным уровнем агрессии при занятиях спортивной борьбой. 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - разработать коррекционную программу по управлению агрессией на основе исследования уровня агрессии самбистов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной цели мы использовали следующие научные методы: теоретический анализ литературы, методы диагностики агресии (опросник Баса-Дарки), педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики

Исследование проводилось на базе комплексной школы высшего спортивного мастерства.

Выборка составила 20 человек, из которых было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли самбисты, чей стаж занятия самбо более 10 лет, а в экспериментальную до 10 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По физической агрессии были получены следующие результаты.

Таблица 1 - Распределение показателей физической агрессии

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

4

0

3

6

1

2

7

8

5

8

1

0

В контрольной группе  минимальное значение физической агрессии-6, а в экспериментальной – 4. Максимальное значение в контрольной группе  -8, а в экспериментальной – 7.

Рис. 1 Среднее значение физической агрессии

Как следует из рис.1, в контрольной группе среднее значение физической агрессии выше на 1,1 чем в экспериментальной.

Спортсмены, у которых высокий уровень физической агрессии отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить товарищей по клубу, команде, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Кроме того, эти спортсмены отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции.

Таблица 2 - Распределение показателей косвенной агрессии

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

3

2

0

4

2

2

5

1

5

6

3

3

7

2

В контрольной группе  минимальное значение косвенной агрессии-4, а в экспериментальной – 3. Максимальное значение в контрольной группе  -6, а в экспериментальной – 7.

              Рис. 2 Среднее значение косвенной агрессии

Как следует из рис.2 , среднее значение косвенной агрессии одинаковое в контрольной и экспериментальной группах.

Таких спортсменов отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний.

Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой - феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения).

Кроме того, из-за сензитивности эти спортсмены очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Таблица 3 - Распределение показателей раздражения

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

4

2

0

5

2

3

6

6

3

7

0

1

8

0

3

       

В контрольной группе  минимальное значение раздражения -4, а в экспериментальной – 5. Максимальное значение в контрольной группе  -6, а в экспериментальной – 8.

                     Рис. 3 Среднее значение раздражения

Как следует из рис.3, среднее значение раздражения в контрольной  выше чем в экспериментальной на 1.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против какой-либо личности, пользующейся авторитетом у окружающих, или руководителя. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Таблица 4 - Распределение показателей негативизма

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

2

6

0

3

4

3

4

0

4

5

0

3

В контрольной группе  минимальное значение негативизма - 2, а в экспериментальной – 3. Максимальное значение в контрольной группе  -3, а в экспериментальной – 5.

                     Рис. 4 Среднее значение негативизма

Как следует из рис.4, среднее значение негативизма в контрольной группе  ниже чем в экспериментальной на 1,6.

Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение.

Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение.

В то же время эти личности рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. 

Таблица 5 - Распределение показателей обиды

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

2

0

1

3

5

3

4

3

1

5

1

2

6

1

6

       

В контрольной группе  минимальное значение обиды- 3, а в экспериментальной – 2. Максимальное значение в контрольной группе  -6,  в экспериментальной – 6.

Рис. 5 Среднее значение обиды

Как следует из рис.5, среднее значение обиды одинаковое в контрольной и экспериментальной группах.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред. 

Таблица 6 - Распределение показателей подозрительности

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

5

3

2

6

0

4

7

7

2

8

0

2

   

В контрольной группе  минимальное значение подозрительности - 5, а в экспериментальной – 5. Максимальное значение в контрольной группе  -7,  в экспериментальной – 8.

                 Рис. 6 Среднее значение подозрительности

Как следует из рис. 6, среднее значение подозрительности одинаковое в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 7 - Распределение показателей вербальной агрессии

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

7

7

0

8

2

4

9

0

3

10

1

3

В контрольной группе  минимальное значение вербальной агрессии - 7, а в экспериментальной – 8. Максимальное значение в контрольной и экспериментальной группах  - 10.

Рис. 7 Среднее значение вербальной агрессии

Как следует из рис.7, среднее значение вербальной агрессии в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 1,4 .

Этих самбистов отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Еще одной особенностью является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

Чувство вины относится к группе аффектов, включающих в себя страх перед наказанием, как внешним, так и внутренним, чувство раскаяния, угрызения совести и смирение. К страху перед внешним или внутренним наказанием может примешиваться депрессивная убежденность в уже свершенном акте агрессии или нанесении кому-то обиды и неотвратимом возмездии. Среди механизмов защиты от чувства вины прежде всего отмечают реактивные образования - либо в виде подчеркнутой неагрессивности, либо, наоборот, в виде отсутствия беспокойства по поводу того, что кому-то была нанесена обида и ущемлены чьи-то желания.

Таблица 8 - Распределение показателей чувства вины

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

4

2

0

5

0

1

6

5

4

7

2

2

8

1

2

В контрольной группе  минимальное значение чувства вины - 4, а в экспериментальной –5. Максимальное значение в контрольной и экспериментальной группах  - 8.

                          Рис. 8 Среднее значение чувства вины

Как следует из рис.8, среднее значение чувства вины в контрольной  группе меньше на 0,4 чем в  экспериментальной группе.

Таблица 9 - Распределение показателей индекса агрессивности

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

15

0

1

16

0

1

18

1

2

19

2

1

20

3

0

21

3

0

22

1

3

23

0

1

24

0

1

В контрольной группе  минимальное значение индекса агрессивности - 18, а в экспериментальной –15. Максимальное значение в контрольной-22, в экспериментальной группе  - 24.

          Рис. 9 Среднее значение индекса агрессивности

Как следует из рис.8, среднее значение индекса агрессивности в контрольной  группе выше на 0,2 чем в  экспериментальной группе.

В контрольной группе самые высокие показатели в индексе агрессивности (состоящей из физической, косвенной и вербальной агрессии) – это физическая и вербальная агрессия.  Данные показатели отражают тот факт, что испытуемые в основном выражают свою агрессию открыто, используя физическую силу против другого лица и выражая негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Косвенная агрессия, используется ими реже.

В экспериментальной группе  самый высокий показатель в индексе агрессивности - вербальная агрессия.

Таблица 10 - Распределение показателей индекса враждебности

Сума баллов

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

6

0

1

8

2

1

9

1

2

10

3

1

11

2

2

12

1

2

13

1

0

14

0

1

В контрольной группе  минимальное значение индекса враждебности - 8, а в экспериментальной –6. Максимальное значение в контрольной-13, в экспериментальной группе  - 14.

        Рис. 10 Среднее значение индекса враждебности

Как следует из рис.10, среднее значение индекса враждебности одинаковое в контрольной и экспериментальной группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автором было проведено исследование уровня агрессивности у самбистов. Респонденты были разделены на две группы и согласно результатам исследования в обеих группах индекс агрессивности в норме, а вот индекс враждебности выше норы. Если рассматривать по шкалам, то по всем уровням агрессии самбисты также показатели результаты, которые соответствуют норме.

В контрольной группе усредненный показатель «обида» составляет (3,8), а усредненный бал у показателя «подозрительность» составляет (6,4). Таким образом, в индексе враждебности (состоящем из показателей обиды и подозрительности)  ведущим является «подозрительность». Из форм враждебных реакций отмечаются: обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Индекс враждебности выше нормы в обеих группах.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что самбистам не свойственна повышенная агрессивность. Таким образом, гипотеза выдвинутая в нашем исследовании о том, что у самбистов агрессивность в  норме подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куванов, В.А. Методика предотвращения травмоопасных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности по вольной борьбе / И.В. Бобров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. - №5 (147). – С. 91-93.

2. Куванов, В.А. Управление мышечным тонусом в спортивной борьбе / Е.Н. Коростелев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научно-теоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. – М.: 04, 2018. – 57-59 с.

3. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13 – 14 лет // В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) – 2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей «Проявление агрессивности в поведении подростков»

Неустойчивая, напряженная социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных  отклонений в личностном развитии и поведении растущих л...

памятка-инструкция для родителей детей с проявлением агрессивного поведения

Конкретные рекомендации для родителей по снижению проявлений у детей агрессивного поведения. ...

Доклад "Детская агрессивность и проявления отклонений в поведении"

В данном материале я обсуждаю типы и причины отклонений в поведении детей. Способность идентифицировать их необходима каждому воспитателю....

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков...

Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗ

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗAгреccия — (oт лaт. - нaпaдение, приcтуп) — этo мoтивирoвaннoе, деcтруктивнoе пoведение, прoтивoречaщее нoрмaм и прaвилaм cущеcтвoвaния людей...

Влияние стилей взаимоотношения в семье на проявление агрессивности подростков

В настоящее время складывается ситуация, обуславливающая рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков, среди которых особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждё...