"Уровень двигательной активности учащихся основной школы"
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Выявление двигательной активности у учащихся основной школы разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_dvigatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_osnovnoy_shkoly.docx | 338.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
«Уровень двигательной активности учащихся основной школы»
Руководитель проекта:
Слепкова М.С.,
учитель физической культуры
г. Байкальск
2020
Содержание
1. Цель и задачи исследования …………….................................................................. 2
2. Актуальность …………………..…………………..……………...……...……..…… 2
3. Методика исследования …………………………………………………..……....… 3
4. Результаты исследования: теоретическая часть ……………………………….….. 3
5. Результаты исследования: практическая часть ………………………………...….. 4
6. Выводы ……..………………………………………………………...……………… 9
7. Список использованной литературы и сайтов ……………………...…….……… 10
Объект исследования: двигательная активность учащихся среднего подросткового возраста.
Цель исследовательской работы: определить уровень двигательной активности учащихся 6 и 8 классов нашей школы.
Задачи исследовательской работы:
- Изучить доступные источники научно-популярной информации в целях согласования ключевых понятий проводимого исследования («здоровье», «движение», «двигательная активность»), подтверждения гипотезы о пользы ходьбы для организма человека и выявления последствий малоподвижного образа жизни.
- Освоить методику определения расстояния, которое человек проходит ежедневно, провести соответствующее исследование.
- Провести анкетирование среди сверстников.
Актуальность исследовательской работы:
В последнее время всё чаще и чаще активные форы досуга заменяются пассивными (увлечение Интернетом, компьютерными играми, SMS-коммуникацией и т.д.). Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.
Однако физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Проведённое исследование позволяет установить текущее состояние по исследуемой проблеме в конкретном образовательном учреждении и на основании полученных результатов провести просветительскую работу силами самих учеников, являющихся авторами исследования.
Межпредметные связи: биология, математика, информатика.
Используемые методы:
- Теоретические: изучение научно-популярной литературы по исследуемой проблеме;
- Эмпирические: наблюдение, проведение измерений, проведение социологического опроса.
Теоретическая часть
Движение - это состояние противоположное покою и состоящее в перемещении предмета или его частей.
Это главное проявление жизни, без него немыслима творческая деятельность.
Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Несколько примеров определений понятия «движение» в толковом словаре:
- Движение планет
- Движение поезда
- Действие, работа какого-нибудь механизма
- Движение руки
- Изящное движение
- Неловким движением руки он разбил стакан
- Движение событий
- Аудитория следила за всеми движениями оратора
Здоровье — это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции (отсутствие недуга, болезни). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, биология, эпидемиология, психология, психиатрия, педиатрия и многие другие.
Охрана здоровья человека (здравоохранение)- одна из функций государства.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля.
Двигательная активность и двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека.
Недостаток мышечной деятельности приводит к кислородному голоданию или витаминной недостаточности, что пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка.
В чём польза ходьбы для организма? Доказано, что риск заболеваний сердечно-сосудистой системы существенно снижается у людей, которые проходят в день не менее трех километров.
Ходьба показана даже тем, у кого есть некоторые проблемы с заболеваниями коленной чашечке, тогда как при любом беге возникает невыносимая боль.
Ходьба поможет вам увеличить и поддерживать объём своей мышечной массы, ослабит воздействие стрессов, уменьшит общее беспокойство, значительно улучшит самочувствие.
Что происходит при малоподвижном образе жизни? Люди, проводящие более шести часов в день в сидячем положении, увеличивают на 40 % вероятность смерти в течение 15 лет по сравнению с теми, кто сидит ежедневно менее трех часов.
Мышцы становятся более дряблыми из-за низкого тонуса, в результате чего в комплексе увеличивается риск возникновения сердечных заболеваний и «скапливается» лишний вес.
Практическая часть
Мы изучили два способа измерения шага:
- 1 способ: Подросток должен встать на ровной поверхности, шагнуть вперёд одной ногой. Взрослый с помощью санти-метровой ленты измеряет расстояние от носка одной ноги ребёнка до носка другой ноги.
- 2 способ: Встать ровно, отметить линию, на которой находятся носки. Затем сделать вперёд пять шагов и отметить линию, на которой находится носок ноги, оказавшейся впереди. Измерить расстояние от первой линии до второй и разделить это расстояние на 5. Это и будет размер шага.
Таблица результатов измерения шагов 1 и 2 способами
Фамилия, имя ученика | 1 способ | 2 способ | Размер шага |
Булгаков Дмитрий | 63 см. | 375 см. | 75 см. |
Якушев Леонид | 70 см. | 301 см. | 60.2 см. |
Жилин Андрей | 70 см. | 412 см. | 84.4 см. |
Амосов Роман | 57 см. | 315 см. | 63 см. |
Педынин Роман | 61 см. | 361 см. | 72.2 см. |
Попов Григорий | 48см. | 426 см. | 85.2 см. |
Семенчук Алексей | 50 см. | 420 см. | 84 см. |
Задание № 1: Подсчитать количество шагов:
- Проходя от двери своей квартиры до входной двери подъезда.
- Проходя от входной двери в школу до двери класса.
- От своего подъезда до дверей школы
Задание № 2:
Ученики рассчитывают, какое количество шагов они должны сделать, чтобы сжечь калории, которые были получены при употреблении 1 пачки чипсов.
При нормальной ходьбе за 1 шаг тратится 0,45 ккал. Калорийность 100 г пачки чипсов -538 ккал. То есть, для того чтобы сжечь полученную энергию, нужно сделать 11 955 шагов. 538ккал: 0,45 ккал= 11 955 шагов
Анкета для определения уровня двигательной активности
в 6-х и 8-х классах
- По утрам я:
А) всегда делаю зарядку
Б) иногда делаю зарядку
В) не делаю зарядку
- Я играю в подвижные игры:
А) несколько раз в неделю
Б) раз в неделю и реже
В) изредка
- Я занимаюсь в спортивной секции, танцевальном или туристическом кружке:
А) регулярно
Б) от случая к случаю
В) не занимаюсь
- Я хожу пешком 30 минут и более минут:
А) каждый день
Б) несколько раз в неделю
В) редко
По каждому вопросу полученные данные мы занесли в таблицы и на их составили диаграммы:
Вопрос №1
По утрам я … | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 8 «Б» | ИТОГО |
… всегда делаю зарядку | 7 | 2 | 3 | 2 | 14 (17%) |
… иногда делаю зарядку | 10 | 8 | 8 | 11 | 37 (45%) |
… не делаю зарядку | 4 | 9 | 10 | 8 | 31 (38%) |
Выборка | 21 | 19 | 21 | 21 | 82 |
Вопрос №2
Я играю в подвижные игры … | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 8 «Б» | ИТОГО |
… несколько раз в неделю | 11 | 13 | 10 | 11 | 45 (55%) |
… раз в неделю и реже | 5 | 2 | 6 | 6 | 19 (23%) |
… не играю | 5 | 3 | 5 | 5 | 18 (22%) |
Выборка | 21 | 18 | 21 | 22 | 82 |
Вопрос №3
Я занимаюсь в спортивной секции, танцевальном или туристическом кружке | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 8 «Б» | ИТОГО |
Регулярно | 11 | 10 | 11 | 6 | 38 (45%) |
От случая к случаю | 6 | 3 | 5 | 10 | 24 (28%) |
Не занимаюсь | 4 | 7 | 5 | 7 | 23 (27%) |
Выборка | 21 | 20 | 21 | 23 | 85 |
Вопрос №4
Я хожу пешком 30 и более минут … | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 8 «Б» | ИТОГО |
каждый день | 11 | 11 | 18 | 14 | 54 (65%) |
несколько раз в неделю | 5 | 7 | 3 | 7 | 22 (27%) |
редко | 5 | 1 | 0 | 1 | 7 (8%) |
Выборка | 21 | 19 | 21 | 22 | 83 |
Выводы:
- Мы выяснили, что часто маршруты, которые кажутся нам дальними, и мы привычно совершаем их на транспорте, могут быть легко пройдены пешком, так как они сравнимы с привычными для нас отрезками ежедневного пути. Двигательная активность помогает избежать появления лишнего веса. Следует помнить, что при употреблении в пищу высококалорийных продуктов необходимо затрачивать дополнительные усилия, чтобы не формировалась избыточная жировая ткань.
- Анализ результатов анкетирования учащихся 6 и 8 классов нашей школы указывает на то, что самое значительное позитивное влияние на уровень двигательной активности подростков оказывает ежедневная ходьба пешком в течение 30 минут и более, а также занятия подвижными играми.
- В целях увеличения двигательной активности мы можем порекомендовать своим сверстникам регулярное выполнение утренней зарядки, а также посещение спортивных секций, хореографических кружков и других молодежных объединений, постоянные занятия в которых способствуют укреплению здоровья и существенно снижают риски сердечнососудистых заболеваний, ожирения и других проблем медицинского характера.
Источники анализируемой информации:
- Алифанова Л.А.,Роль двигательной активности в развитии организма/Л.А.Алифановой/ «Педиатрия».-2002.№6. с.9-12.;
- Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт,2000.-с.151.;
- Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.5-6 классы/ А.Г.Макеева.-М.: Просвещение , 2013.-63с.;
- Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А.Кисилёв, С.Б.Кисилёва.-Волгоград: Учитель,2011.-251с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увеличение двигательной активности учащихся за счёт использования педагогических технологий урока.
Данная презентация была составлена для 10-минутного сообщения на методическом семинаре "Использование здоровьесберегающах технологий как фактора повышения качества учебно-воспитательного процесса".Цел...
Физическое воспитание и двигательная активность учащихся
В предложенном материале представлена система работы по формированию у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы
Эта работа - обобщение опыта по теме "Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы". ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«Значение и тайна жен...
Экран двигательной активности учащихся
экран двигательной активности учащихся...
Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"
Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры через сочетания игрового и соревновательного метода.П...
Двигательная активность как основной фактор развития человека
Одним из основных факторов гармоничного развития ребёнка является его физическая активность, которая включает в себя определённые двигательные навыки и качества, которые получает ребёнок в ходе освоен...