Оценка физического развития
творческая работа учащихся по физкультуре (10 класс)
Здоровье детей и подростков напрямую связано со средой их проживания, со школьными нагрузками и наследственностью. Физическое развитие один из показателей состояния здоровья человека. Поэтому очень важно постоянно вести мониторинг физического развития школьников. Нас заинтересовал вопрос: что включает в себя понятие «физическое развитие» и как его можно определить? Как мы сами физически развиты? Мы решили заняться этим исследованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota-2.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Нахабинская гимназия №4"
Исследовательская работа по физкультуре
Оценка физического развития
Подготовили:
Яковлева Яна Александровна, ученица 10 Б класса
Руководитель: Тульчинская С.О., учитель физической культуры высшей категории
Сысоев Сергей Алексеевич, ученик 11 А класса
Руководитель: Крылов А.Н., учитель физической культуры высшей категории,
отличник физической культуры и спорта РФ
Нахабино
2018
Содержание
Введение.................................................................................................................3
Глава 1.Физическое развитие................................................................................4
Глава 2.Методика и оценки физического развития.............................................5
Требования, предъявляемые к антропометрическим исследованиям....5
Измерение соматометрических показателей.............................................7
Измерение физиометрических показателей............................................10
Методы определения физической работоспособности...........................12
Оценка физического развития....................................................................16
Глава 3.Исследование..........................................................................................24
Заключение..........................................................................................................27
Вывод....................................................................................................................28
Список используемой литературы.....................................................................29
Введение
Здоровье детей и подростков напрямую связано со средой их проживания, со школьными нагрузками и наследственностью. Физическое развитие один из показателей состояния здоровья человека. Поэтому очень важно постоянно вести мониторинг физического развития школьников. Нас заинтересовал вопрос: что включает в себя понятие «физическое развитие» и как его можно определить? Как мы сами физически развиты? Мы решили заняться этим исследованием.
Цель исследования: Оценить уровень нашего физического развития
Задачи исследования:
Познакомиться с понятием «физическое развитие».
Познакомиться с методами исследованиями физического развития и приборами, используемыми для антропометрических и функциональных исследований.
Научиться оценивать физическое развитие детей и подростков.
Объект исследования: ученица 10 Б класса Яковлева Яна; ученик 11 А класса Сысоев Сергей
Предмет исследования: методы измерения и оценки физического развития
Место и время исследования: г.Москва, ГП Нахабино, ул.Школьная, д.6
Глава 1
Физическое развитие
Физическое развитие-это совокупность морфологических, функциональных и соматических признаков организма, которые обусловлены наследственными факторами и влиянием внешней среды, и их взаимосвязи. Генетические факторы и факторы окружающей среды в разные периоды жизни имеют разное значение. Физическое развитие один из показателей состояния здоровья человека. Поэтому очень важно постоянно вести мониторинг физического развития школьников . К наиболее важным морфологическим (антропометрическим) признакам относятся рост стоя, рост сидя, масса тела, окружность груди в покое. В ряде случаев проводятся и другие измерения (окружность головы, бёдер, голени, плеча, предплечья).Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса – свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.Функциональными признаками физического развития являются экскурсия грудной клетки, показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), показатель силы сжатия кисти, показатель становой силы, функциональной работоспособности.Соматоскопия (наружный осмотр тела) включает изучение состояния кожи, видимых слизистых оболочек, мышечной, костной систем, степени полового созревания.Для комплексной оценки физического развития применяют следующие методы оценки: ориентировочные методы оценки (показатели антропометрических индексов), методы сравнения результатов антропометрических измерений со стандартными величинами данного пола и возраста (метод сигмальных отклонений, метод оценки с помощью таблиц-шкал регрессии, центильный метод оценки).
Глава 2
Методика оценки физического развития
Требования, предъявляемые к антропометрическим исследованиям:
Исследования физического развития детей регламентируется Приказом МЗ РФ от 14.03.95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов, составленных НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н. А. Семашко. М., 1995».
2.1. Антропометрические измерения проводятся на раздетом ребёнке, в подавляющем большинстве случаев, в положении по стойке «смирно» (ребёнок стоит выпрямившись, подобрав живот и расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, носки врозь, голова устанавливается в положении «горизонтали» - нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости). Во время проведения измерений исследователь находится справа или спереди от обследуемого.
2.2. Все измерения проводятся только между, так называемыми, «антропометрическими точками», под которыми понимаются определённые точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованиям скелета и лежащие, как правило, на сагиттальной или боковых линиях тела.
2.3. Антропометрические исследования проводятся в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг.
2.4. Помещение, в котором проводится исследование, должно быть тёплым и светлым.
2.5. Антропометрический инструментарий должен быть стандартизированным, методологически проверенным, легко подвергаться обработке дезинфицирующими средствами.
2.6. Данные антропометрических измерений должны заноситься в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту, видоизменяющуюся в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Правила заполнения антропометрических карт должны строго соблюдаться во избежание ошибок при дальнейшей обработке полученного материала.
Все антропометрические данные обследуемого должны сопровождаться следующими обязательными сведениями о нём:
1. Дата обследования.
2. Фамилия, имя.
3. Пол.
4. Год, месяц и число рождения (с последующим расчётом возраста на день обследования).
Измерение соматометрических показателей:
3.1. Измерение длины тела (рост стоя)
Рост стоя, или длина тела, является интегральным показателем интенсивности пластических процессов в организме.
Рост измеряется с помощью ростомера или антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку длиной 2 м, укреплённую на широкой прочной платформе. По стойке передвигается муфта с планшеткой. На боковых поверхностях стойки имеются сантиметровые деления; с одной стороны отсчет ведётся от платформы, с другой - от поверхности скамьи. На площадке ростомера укреплена откидная скамья, используемая для измерения роста сидя. Высота скамьи при измерении детей 25 см, при измерении взрослых - 40 см.
При измерении роста стоя обследуемый становится на платформу спиной к вертикальной стойке в позе «смирно», при этом он должен касаться вертикальной стойки пятками, тазом (область крестца), спиной (межлопаточная область) и затылком. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка ушной раковины находится в одной горизонтальной плоскости. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновения с верхушечной точкой головы при указанном положении обследуемого. Отсчет ведётся от платформы по вертикальной стойке. Точность измерения 0,5 см.
3.2. Измерение длины тела (рост сидя)
Рост сидя, в сопоставлении с другими продольными размерами, даёт представление о пропорциях тела. При измерении роста сидя деревянным ростомером обследуемый сидит на скамье ростомера выпрямившись, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, руки лежат вдоль бёдер. Скользящая планка опускается на голову. Отсчет ведётся от поверхности сиденья до верхушечной точки головы.
3.3. Измерение массы тела
Масса – лабильный признак, свидетельствующий о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Масса тела зависит от характера питания и уровня мышечной активности человека. Измеряется масса на рычажных медицинских весах типа Фербенкс. Перед взвешиванием весы проверяют и регулируют поворотом специальных винтовых гирь. При взвешивании обследуемый становится на середину площадки весов, стоит спокойно. Перемещением гирь устанавливают равновесие. Точность взвешивания 50 г. Лучшее время для измерения – утром натощак или через 2-3 часа после приёма пищи.
3.4. Измерение окружностей
Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени производят стальной рулеткой (длина 1 м). Рулетка снабжена пружинным механизмом для скручивания стальной ленты. На ленте нанесены миллиметровые деления. Преимущество стальной рулетки состоит в том, что она прочна, не вытягивается.
3.4.1. Измерение окружности головы. Окружность головы измеряют наложением ленты спереди по лбу над бровями, сзади – по затылочной точке. Обследователь становится перед измеряемым, накладывает нулевое деление ленты на глабеллу и удерживает её левой рукой. Правой рукой расправляет ленту, накладывает её сначала на правую височную область, затем на затылок, а потом через левую височную область к глабелле.
3.4.2. Измерение окружности груди. Окружность грудной клетки – очень важный признак физического развития. Она характеризует объём тела, развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости, а в соотношении с ростом тип сложения. Таким образом, окружность грудной клетки имеет отношение к оценке конституциональных особенностей человека, одновременно у здорового человека характеризует функциональную дееспособность организма. Обхват груди измеряется в паузе, на вдохе и выдохе. Ленту накладывают по нижним углам лопаток и верхнему краю четвёртого ребра, т. е. по нижнему краю околососковых кружков у мальчиков и девочек или над грудными железами у девушек. Лента не должна провисать, должна плотно прилегать к телу, вместе с тем не препятствовать глубокому вдоху и свободно следовать за движениями грудной клетки. Сначала измеряют окружность груди в паузе. При этом рекомендуется отвлечь внимание ребёнка разговором. Затем определяют
окружность груди при максимальном вдохе и, наконец, при максимальном выдохе. Все три измерения производят последовательно при одномоментном наложении ленты. Окружность грудной клетки в период паузы относится к морфологическим признакам. Разница значений окружности груди при максимальном вдохе и максимальном выдохе называется экскурсией грудной клетки. Точность измерения 0,5 см.
Окружность груди в паузе всего на 1-2 см больше окружности при максимальном выдохе и значительно меньше окружности при максимальном вдохе. Соотношение этих величин даёт основание судить о качестве измерений.
3.4.3. Измерение окружности плеча. Окружность плеча измеряют при расслаблении мышц и при максимальном их напряжении. Ленту накладывают в наиболее утолщённой части двуглавой мышцы правой руки. Сначала измерение проводится при свободно опущенной руке и расслабленной мускулатуре, затем при согнутой в локтевом суставе руке и максимальном напряжении мускулатуры. Разница между этими показателями свидетельствует о степени развития мускулатуры.
3.4.4. Измерение окружности бедра. Окружность бедра измеряют наложением ленты сзади под ягодичной складкой, а спереди так, чтобы сантиметровая лента находилась в одной горизонтальной плоскости. Обследуемый при этом стоит несколько расставив ноги. Тяжесть тела равномерно распределена между правой и левой ногой.
3.4.5. Измерение окружности голени. Окружность голени измеряют в наиболее утолщённой части голени. Положение обследуемого при измерении голени то же, что и при определении окружности бедра.
Измерение физиометрических показателей:
Физиометрическими признаками физического развития являются экскурсия грудной клетки, показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), показатель силы сжатия кисти.
4.1. Определение экскурсии грудной клетки.
Экскурсия грудной клетки определяется как разница размеров окружности грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе.
4.2. Определение жизненной ёмкости лёгких
Жизненная ёмкость лёгких является показателем вместимости лёгких и силы дыхательных мышц. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – это количество воздуха, которое индивидуум может выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Показатель ЖЕЛ определяется методом спирометрии с помощью ручного портативного спирометра «Micro Vitalograf». Перед исследованием ребёнку предлагают сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Показания снимаются с точностью до 100 мл. Исследования проводят 2-3 раза с 15 секундным перерывом. Фиксируется наибольший результат. Мундштук после каждого обследуемого подвергался дезинфекции.
Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и состояния тренированности. Она колеблется в широких пределах: в среднем у женщин от 2,5 до 4 л, а у мужчин от 3,5 до 5 л. Нормативную величину ЖЕЛ у детей и подростков получают по формуле Бадвина:
ЖЕЛ (девочки, девушки) = [21,78 – (0,101 х возраст в годах)] ·рост в см;
ЖЕЛ (мальчики, юноши) = [27,63 – (0,112 х возраст в годах)] ·рост в см.
4.3. Определение мышечной силы рук
Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Показатель силы сжатия кисти определяют с помощью ручного гидравлического динамометра. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперёд и в сторону и, обхватив динамометр кистью,
максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Наибольшее сжатие динамометра достигается при наиболее удобном положении его в ладони. Исследования повторяют 3 раза, записывают наибольший результат. Отсчет ведётся по шкале в килограммах.
Методы определения физической работоспособности:
Среди методов определения физической работоспособности наиболее простым и доступным являютсяпроба Руфье и Гарвардский степ-тест. В обоих тестах используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок.
Проба Руфье и Гарвардский степ-тест позволяют характеризовать способность организма к работе на выносливость и выразить её количественно в виде индекса.
5.1. Проба Руфье.
Проба Руфье заключается в том, что у испытуемого, находящегося в положении лёжа на спине, в течение 5 минут определяют частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 15 секунд (Р1). Затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд. После окончания нагрузки испытуемый ложится на спину и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Индекс Руфье (ИР), который характеризует физическую работоспособность сердца, вычисляют по формуле:
ИР=4(Р1+Р2+Р3)-200/10
Результаты оценивают по таблице 1.
Таблица 1
Оценка индекса Руфье
Величина ИР | Характеристика работоспособности сердца |
0-3 | Высокая |
4-6 | Хорошая |
7-9 | Средняя |
10-14 | Удовлетворительная |
15 и выше | Плохая |
5.2. Гарвардский степ-тест.
Гарвардский степ-тест разработан в Гарвардской лаборатории по изучению утомления (1936 г.) и заключается в подъёмах на скамейку высотой 50.8 см с частотой 30 раз в минуту. Если испытуемый утомится и не сможет поддерживать заданный темп, подъёмы прекращаются и фиксируется продолжительность работы в секундах до момента снижения темпа. Длительность упражнения не должна превышать 5 минут. Каждый подъём выполняется на 4 счёта под метроном: раз – одной ногой на ступеньку, два – другой, три – одной ногой на пол, четыре – другой. Высота ступеньки и длительность нагрузки зависят от пола, возраста, величины поверхности тела и определяются по таблице 2.
Таблица 2
Пол | Возраст, годы | Высота ступеньки, см | Длительность подъёма, минут |
Мальчики и девочки | До 8 | 35 | 2 |
Мальчики и девочки | 8-12 | 35 | 3 |
Девочки-девушки | 12-18 | 40 | 4 |
Мальчики-юноши | 12-18 ниже 1,85 см | 45 | 4 |
Мальчики-юноши | 12-18 выше 1,85 см | 50 | 4 |
Сразу после прекращения упражнения у испытуемого, находящегося в положении сидя, измеряют ЧСС. Измерения проводят в интервалах между 1 мин и 1 мин 30 сек (Р1), между 2 мин и 2 мин 30 сек (Р2), между 3 мин и 3 мин 30 сек (Р3) восстановительного периода.
По продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. ИГСТ рассчитывают по полной или сокращенной форме:
ИГСТ=T 100(Р1+Р2+Р3)/2
ИГСТ=T100/Р2 5,5
где t – время восхождения (сек); Р1, Р2, Р3 – частота пульса за 1,2 и 3 минуты восстановления (подсчитываются в первые 30 секунд каждой минуты).
Величина ИГСТ оценивается по таблице 3.
Таблица 3
Величина индекса | Физическая подготовленность |
Менее 55 | Низкая |
56-64 | Ниже средней |
65-79 | Средняя |
80-89 | Хорошая |
Более 90 | Отличная |
Оценка физического развития:
6.1. Определение весоростового индекса (ВРИ) (массоростового индекса Кетле)
Весоростовой индекс определяется по формуле:
ВРИ=Вес тела (г) / Рост стоя (см)
Нормативы для женщин – 300-350 г/см.
Нормативы для мужчин – 350-410 г/см.
Индекс говорит о соответствии массы тела его длине.
6.2. Определение индекса Брока (ИБ)
Для взрослых, у которых рост практически закончен, индекс Брока 1 устанавливает нормальные отношения между массой тела(g) и ростом (L), однако этот показатель неприемлем в детском возрасте.
g = L – 100 кг (при длине тела 155-165 см);
g = L – 105 кг (при длине тела 166-175 см);
g = L – 110 кг (при длине тела свыше 175 см).
Расчет должной массы проводится по формуле Габса:
g = 55 + 0,8 (L - 150 кг).
Индекс Брока 2 широко используется в педиатрии для оценки степени гипотрофии или ожирения. Он показывает дефицит или избыток массы тела в процентном выражении по отношению к нормальным средним величинам.
ИБ2=100 МТ(кг) / М (кг)
где МТ – масса тела ребёнка,
М – нормальная средняя величина массы детей данного пола и возраста.
6.3. Определение индекса Коула (ИК)
ИК=МТ (кг) 100 / М50Ц (кг)
где МТ – масса тела.
М50ц – нормальная средняя величина массы детей данного пола и возраста (соответствует 50 центилю).
Нормальные значения лежат в интервале 90 – 110.
6.4. Определение индекса Вервека, модифицированного И.М. Воронцовым
Рост (длина тела, см)
2 масса тела (кг) + окружность грудной клетки (см)
Величины индекса Вервека свыше 1,35 свидетельствуют о выраженном вытягивании – высоком росте (долихоморфии). Величины, лежащие в интервале 1,35-1,25 характеризуют преобладание линейного роста. Интервал 1,25-0,85 отражает гармоничное развитие ребёнка. Величины 0,85-0,75 говорят об умеренном отставании в росте, а значения, лежащие ниже 0,75 свидетельствуют о низкорослости (брахиморфии).
6.5. Определение индекса Эрисмана
Индекс Эрисмана применяется для оценки степени развития грудной клетки.
ИЭ = ОГ- 0,5 ДТ
где ОГ – окружность грудной клетки,
ДТ – длина тела, см.
Для подростков 8-15 лет значения индекса Эрисмана лежат в пределах +3 - +1.
6.6. Определение жизненного показателя
Этот параметр характеризует соответствие величины жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) массе тела, т.е. указывает, нормальна ли ЖЕЛ у субъекта, имеющего данную массу тела. Он определяется путём деления величины ЖЕЛ (в мл) на массу тела (в кг).
ЖП=ЖЕЛ(мл) · масса тела (кг)
Нижняя граница жизненного показателя, за которой возникает риск возникновения заболеваний, для мужчин составляет 55 мл/кг, для женщин – 45 мл/кг. Нормальный индекс у мужчин равен 65-70 мл/кг, у женщин – 55-60 мл/кг; у спортсменов, развивающих выносливость, этот индекс достигает 80 мл/кг и более.
6.7. Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов)
Этот метод основан на сравнении показателей соответствующей возрастно-половой группы стандартных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путём массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариационно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения – сигму (σ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней величины.
Результаты антропометрических измерений обследуемого сравнивают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или - ). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся критерием для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно судить о степени физического развития.
Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемого совпадают с М или отличаются от неё на величину σ.
Таким образом, различают следующие уровни физического развития:
высокий, превышающий М = 2σ;
выше среднего, в пределах от М + σ до М + 2σ;
средний, в пределах М ± σ;
ниже среднего, в пределах от М - 1σ до М - 2σ;
низкий, менее М - 2σ.
Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями физического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и др.
6.8. Метод оценки с помощью таблиц-шкал регрессии
Для более объективной оценки физического развития применяется метод оценки с помощью таблиц-шкал регрессии, который позволяет производить оценку физического развития индивидуально по совокупности признаков в их взаимосвязи. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т. е. с увеличением одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического развития данным методом заключается в том, что оценка производится не только по величине отдельных показателей, но и с учетом связи признаков между собой. Поэтому данный метод ещё называют методом корреляций. Степень взаимосвязи (корреляции) между любыми двумя признаками оценивается по коэффициенту корреляции (r). Предельное значение коэффициента корреляции равно ±1 (положительная или отрицательная связь), и чем ближе значение r к 1, тем теснее связь между признаками.
Оценочные таблицы составляются в виде шкалы регрессии, которая даёт возможность учитывать степень зависимости между признаками и определять, насколько должны меняться масса и окружность грудной клетки при изменении роста на 1 см [Жамлиханов Н. Х., 2002]. Эти изменения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). Использование показателя роста в качестве базового связано с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди. Таблица-шкала регрессии строится на основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов регрессии. Для каждого возраста и пола строится определённая таблица.
В каждой таблице слева указаны границы абсолютных цифр роста, характеризующие отклонения этого показателя в пределах средних величин роста (М ± 1σ), выше средних (от М + 1σ до М + 2σ), высоких (от М + 2σ и выше), ниже средних (от М - 1σ до М - 2σ) и низких (от М - 2σ и ниже).
Во 2-й и 3-й графах таблицы – регрессивные показатели массы и окружности грудной клетки, соответствующие вариантам роста. Под шкалой каждого признака указывается: в графе роста – средняя арифметическая роста (М) и среднее квадратичное отклонение (σх); в графах массы и окружности грудной клетки – средние арифметические массы и окружности грудной клетки (М), сигмы регрессии значения массы и окружности грудной клетки (σR).
Отклонение массы тела и окружности груди в меньшую сторону трактуется как отставание, а в большую - как превышение.
Для оценки индивидуального физического развития с использованием таблиц-шкал регрессии, необходимо найти таблицу, соответствующую возрасту и полу ребёнка на момент обследования, в ней – значения его фактического роста и далее по горизонтальной строке – должный диапазон массы тела (или окружности груди) для данного роста. Затем вычисляют разницу между фактической массой, окружностью грудной клетки и соответствующей величиной действительного роста ребёнка. Разницу делят на сигму регрессии, в результате получают отклонения, выраженные в долях сигмы. В заключение отражают степень развития по росту и гармоничности с указанием степени отставания или опережения от роста в долях сигмы показателей массы и окружности грудной клетки.
Гармоничным считают физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (σR). За дисгармоничное принимают развитие с отклонением массы тела и окружности грудной клетки на 1,1-2,0 σR. Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором отставание превышает 2,1 σR.
6.9. Центильный метод оценки
6.9.1. Оценка физического развития с использованием центильных шкал. В последнее время для индивидуальной оценки физического развития предложено использование центильных шкал. Данный метод чаще всего используется на практике. Существенным недостатком метода является изолированная оценка каждого признака вне их взаимосвязи, без которой утрачивается основное положительное качество, свойственное регрессивному анализу. Однако на основании центильных оценок массы
тела, длины тела и окружности грудной клетки можно провести определение соматотипа, гармоничности развития, соотношения массы и длины тела.
Основные антропометрические данные оценивают по таблицам центильного типа, использование которых просто и удобно [Жамлиханов Н. Х., 2002]. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определённой доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние, или условно-нормальные, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25 до 75 центилей. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена шестью цифрами, отражающими значение признака детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами называется «коридором», оно отражает тот диапазон значений признака, которые свойственны или 3% детей группы (области от 0 до 3 центилей или от 97 до 100 центилей), или 15% (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центилей), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центилей).
Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди) может быть соответственно помещён в свой «коридор» центильной шкалы в соответствующей таблице. Никакие расчеты при этом не производятся. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формировать оценочное суждение.
Возможны следующие варианты:
1-й коридор (до 3 центилей) – область очень низких значений, редко (3%) встречающихся у здоровых детей. Ребёнок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование.
2-й коридор (от 3 до 10 центилей) – область низких значений, встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.
3-й коридор (от 10 до 25 центилей) – область значений ниже среднего, свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.
4-й коридор (от 25 до 75 центилей) – область средних значений, свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.
5-й коридор (от 75 до 99 центилей) – область значений выше среднего, свойственных 15% здоровых детей.
6-й коридор (от 95 до 97 центилей) – область высоких значений, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака, состояния других органов и систем.
7-й коридор (от 97 центилей) – область очень высоких значений, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока.
6.9.2. Определение соматотипа. Согласно схеме Дорохова Р. К. и Бахраха И. И. (1985) выделяют следующие три соматотипа здоровых детей (т. е. без ожирения и гипотрофии): микросоматический, мезосоматический и макросоматический. Отношение ребёнка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. По сумме баллов (коридоров) до 10 ребёнок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (среднее физическое развитие), при сумме от16 до 21 балла – к макросоматическому типу (физическое развитие выше среднего).
6.9.3. Определение гармоничности развития. Проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность «коридоров» между любыми двумя из трёх показателей не превышает 1, то можно говорить о гармоничности развития, если эта разность составляет 2, развитие ребёнка можно считать дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более – резко дисгармоничным.
6.9.4. Соотношение массы и длины тела. Это соотношение позволяет ориентировочно судить о состоянии питания ребёнка. Проводилось по специальным таблицам, строки которых представляют собой ряды центильных распределений массы тела по отношению к определённой длине тела и росту. По аналогии с приведённой выше центильной шкалой при попадании искомого значения массы тела в область 1-го коридора (до 3 центилей) можно говорить о дефиците массы тела IIстепени; в зону 2-го коридора (от3 до 10 центилей) – о дефиците массы тела I степени; в зону 3, 4, 5-го коридоров (о среднем уровне питания) – о нормотрофии; в зону 6-го коридора – об избытке массы тела I степени; в зону 7-го коридора – об избытке массы тела II степени. Вместе с тем, следует помнить, что
статистическая антропометрическая оценка массы тела не всегда будет совпадать с клинической оценкой питания. Так, при параллельной задержке массы и длины тела статистическая оценка будет средней, или нормотрофией, в то время как ребёнок страдает тяжёлой формой недостаточности питания.
Глава 3
Исследование
Яковлева Яна Александровна
Женский пол
24.08.2003 год рождения - 15 лет
дата обследования - ноябрь 2018
Измерение саматометрических показателей:
Измерение длины тела (рост стоя):172cм
Измерение длины тела (рост сидя):88cм
Измерение массы тела :61кг
Измерение окружности груди в покое:90cм
Измерение физиометрических показателей:
Измерение окружности груди на вдохе:93cм
Измерение окружности груди на выдохе:85cм
Экскурсия грудной клетки:93см-85см=8см
ЖЕЛ(жизненная ёмкость лёгких)-3200мл
Динамометрия кисти(правой и левой)-24кг и 22кг
Определение физического работоспособности:
Проба Руфье:
ИР=4(Р1+Р2+Р3)-200/10
ИР=4(18+30+20)-200/10
ИР=7,2(удовлетворительная)
Оценка физического развития:
ВРИ= Вес тела (г) / Рост стоя (см)
ВРИ=6100/172
ВРИ=354,5 (выше нормы)
Определение индекса Брока(ИБ):
ИБ=100МТ*(кг)/М(кг)
ИБ:100*61/62
ИБ=98,3
Определение индекса Коула (ИК):
ИК= МТ (кг) 100 М50Ц (кг)
ИК=61*100/62
ИК=98,3
Исследование
Сысоев Сергей Алексеевич
Мужской пол
08.10.2001 год рождения - 17 лет
дата обследования - ноябрь 2018
Измерение саматометрических показателей:
Измерение длины тела (рост стоя):184cм
Измерение длины тела (рост сидя):93cм
Измерение массы тела :81кг
Измерение окружности груди в покое:98cм
Измерение физиометрических показателей:
Измерение окружности груди на вдохе:103cм
Измерение окружности груди на выдохе:94cм
Экскурсия грудной клетки:103см-94см=9см
ЖЕЛ(жизненная ёмкость лёгких)-5200мл
Динамометрия кисти(правой и левой)-50кг и 52кг
Определение физического работоспособности:
Проба Руфье:
ИР=4(Р1+Р2+Р3)-200/10
ИР=4(16+28+20)-200/10
ИР=5,6(хорошо)
Оценка физического развития:
ВРИ= Вес тела (г) / Рост стоя (см)
ВРИ=81000/184
ВРИ=440,2 (выше нормы)
Определение индекса Брока(ИБ):
ИБ=100МТ*(кг)/М(кг)
ИБ:100*81/74
ИБ=109,4
Определение индекса Коула (ИК):
ИК= МТ (кг) 100 М50Ц (кг)
ИК=100*81/74
ИК=109,4
Заключение
Саматометрические показатели в норме
Физиометрические показатели в норме
Определение физической работоспособности:
Проба Руфье:
Яна: ИР=7,2(удовлетворительная)
Сергей: ИР=5,6(хорошо)
Оценка физического развития:
Яна: ВРИ=354,6 (выше нормы)
Сергей: ВРИ=440,2 (выше нормы)
Определение индекса Брока(ИБ):
Яна: ИБ=98,3
Сергей: ИБ=109,4
Определение индекса Коула (ИК):
Яна: ИК=98,3
Сергей: ИК=109,4
Общие функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем:
Определение частоты сердечных сокращений(ЧСС):
Яна: 72 уд/мин
Сергей: 74 уд/мин
Измерение артериального давления:
Яна: 118/62
Сергей: 120/64
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
Яна: 35,50 сек
Сергей: 58,91 сек
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча):
Яна: 24,78 сек
Сергей: 34,87 сек
Вывод:
• Исходя из полученных результатов исследований мы можем сделать следующие выводы:
• Уровень нашего физического развития в норме и соответствует гармоническому развитию, т.к гармоническое развитие- считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудное клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем 10%.
• Мы считаем, что мы должны регулярно исследовать физическое развитие, чтобы вовремя вносить поправки в свой образ жизни.
Список литературы
Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. – М., 1998. - 226 с.
Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М., 1979. - 116 с.
Вельтищев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребёнка. - М., 2000. - 165 с.
Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. – М.: Медицина, 1988. – 288 с., ил.
Детская спортивная медицина. – М.: Медицина, 1991. – 560 с.
Медицинский справочник тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 271 с.
Оценка уровня развития, социально-гигиенические аспекты здоровья детей школьного и подросткового возраста: Метод. Указания к практическим занятиям / Сост. Жамлиханов Н.Х. - Чуваш. ун-т; Чебоксары, 2002. - 92 с.
Оценка физического развития детей: Метод. указания / Сост. Краснов В.М., Григорьева М.Н., Краснов М.В., Пискунова А.И., Кустова В.Г. - Чуваш. ун-т., Чебоксары, 2002. - 56 с.
Оценочные таблицы физического развития сельских школьников чувашей: Метод. указания. / Сост. Емельянова Н.Н., Матвеева Н.А., Родионов В.А., Иванова И.Е., Сергеева А.И., Бушуева Э.В., Богомолова Е.С. – Чебоксары, 2000. - 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития
Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития....
Оценка физического развития школьников 5, 7 классов МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Работа выполнена с целью определения уровня физического развития и показателей отклонений в состоянии здоровья учащихся 5,7 классов....
«ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
При оценке физического развития ребенка учитываются отдельные качественные стороны его двигательных возможностей: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Для тестирования физических качеств...
Индивидуальная оценка физического развития обучающихся
Тип телосложения. Метод Кетле индекс гармоничности морфологического развития .Метод индекса гармоничности морфологического развития(ИГМР). Показатель развития грудной клетки(ПРГК)...
Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса для оценки физического развития детей и подростков
Рекомендации для учителей физической культуры...
Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей
Методика позволяет на основании итоговых данных тестирования детей оценить их физическую подготовленность, разработать для них рекомендации по разработке индивидуального физкультурно-оздоровительного ...
Сравнительная оценка физического развития студентов Борисоглебского медицинского колледжа.
Сравнительная оценка физического развития студентов Борисоглебского медицинского колледжа....