Программа ОДОД футбол 2 год обучения
рабочая программа по физкультуре
Программа для проведения занятий по футболу группы 2 года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_futbol._pryahin_i.s._2_god_2021-2022.docx | 78.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №518
Выборгского района Санкт-Петербурга
194356 г. Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 24., тел. 8(812) 417-33-11, факс 8 (812) 417-33-10, е-mail: 518@shko.la
______________________________________________________________
ПРИНЯТО Общим собранием работников ГБОУ школы № 518 Протокол от 09.06.2021 г. № 8 | УТВЕРЖДАЮ Приказ от 09.06.2021 г. № 68-о Директор ГБОУ школы № 518 ___________Ю.Е. Волосова |
Рабочая программа по дополнительному образованию
ШСК «Юниор»
(футбол)
- Срок реализации 2 год
Группа 7 «В» класса
Возраст 12 до 14 лет
Разработчик
Пряхин Илья Сергеевич
педагог дополнительного
образования.
2021-2022
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности «ФУТБОЛ» разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями);
4. Приказ Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждени особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
5. Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»;
8. Распоряжения Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
10. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2017 г. № 617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» (с изменениями и дополнениями)
11. Устав ГБОУ школы № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга (с изменениями).
Актуальность программы в том, что она актуальна на сегодняшний день, так она является большим спросом у учеников и их родителей в связи с возросшей популярностью футбола в нашей стране.
Научные исследования игры в футбол подчеркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма, является источником положительных эмоций.
Технические приемы, тактические действия и собственно сама игра в футбол включают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. В процессе тренировок у обучающихся формируется потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учеников 12-14 лет ГБОУ школы № 518 Выборгского района Санкт- Петербурга, в которой большое внимание уделяется деятельности физкультурно- спортивному направлению отделения дополнительного образования детей.
Состав группы постоянный, принимаются по желанию ребят и мальчики и девочки. На занятия допускаются дети, которые выполняют правила поведения и техники безопасности.
Программа построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков.
Срок реализации:
-второй год занятия 1 раза в неделю по 2 академических часа (72 часа в год).
Цель образовательной программы:
Реализации личностного потенциала, оздоровление и физическое развитие ребенка через приобщение его к футболу.
Задачи (на 2-й год обучения):
Обучающие:
- Получение практических навыков и теоретических знаний в области футбола и его истории.
- Углубление и дополнение знаний, умений и навыки о физическом развитии человека;
- Обучение основам спортивной техники и тактики игры в футбол
- Приобретение навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами игры в футбол
- Получение начальных знаний по судейству.
Развивающие
∙ Развитие физических способностей детей, укрепление здоровья, закаливание организма.
∙ Развитие сознательного отношения, устойчивого интереса у детей к занятиям футболом;
∙ Развитие волевых качества: дисциплинированность, терпеливость, смелость, силу воли и т.д.
∙Развитие способности учеников к анализу ситуаций жизнедеятельности, которые наиболее часто встречаются в спортивной командной деятельности;
∙Развитие социальной активности и ответственности
Воспитательные
∙ Воспитание стойкого положительного отношения к физической культуре в целом.
∙ Воспитание привычки к самостоятельным занятиям спортом в свободное время.
∙ Воспитание организаторских навыков и умений действовать в коллективе.
∙ Формирование навыков эмоционального реагирования на «ситуацию успеха» и на «ситуацию неуспеха».
∙ Формирование дружного, сплоченного коллектива, способного решать поставленные задачи
Условия реализации программы.
В группы принимаются дети, проявившие желание заниматься футболом, по заявлению родителей и имеющие справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний к занятиям футболом. Группы разновозрастные, что позволяет ребятам, имеющим высокий уровень знаний и умений, помогать младшим по возрасту и тем, кто еще недостаточно подготовлен.
Отказ в приеме детей в группу «Футбол» возможен только при отсутствии вакантных мест. Зачисление в группу «Футбол» первого года обучения проводится без предварительного отбора и вступительных экзаменов.
Отчисление обучающихся может быть произведено:
- по заявлению родителей, обучающегося;
-за продолжительные пропуски занятий по неуважительной причине 14-летних обучающихся;
-за неоднократные грубые нарушения Устава ОУ по решению Педагогического совета школы, если меры воспитательного характера не дали результата.
. В объединения второго года обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно показавшие физическую и практическую подготовку по направлению данной программы.
Наполняемость групп:
Наполняемость групп составляет 20 человек, что соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.4.1251-03 .
Особенности организации образовательного процесса (2-ого года обучения.)
Программный материал « Юниор» (футбол) 2 года предназначен для учеников 11-14 лет. Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя: анатомические, физиологические психологические особенности
Основными задачами программы являются так же, как и для 1 года обучения, укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию.
- . На втором году обучения педагог предлагает ученикам (кроме общей и специальной) – самостоятельную тренировку. Она используются для устранения слабых мест в физической подготовке и недостатков в технике. Комплекс упражнений подбирается тренером совместно со спортсменом. О результатах выполнения таких индивидуальных заданий судят по данным контрольных упражнений.
- В возрасте 11-12 лет значительное внимание следует уделять воспитанию
- быстроты движений в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую
- основу для успешного владения рациональной техникой передвижения.
- Во 2-ой год обучения главное внимание в тренировках школьников 11-14 лет уделяется технике владения мячом и самой игре. Начинающим необходимо изучить основные виды удара по мячу и его остановки, причем освоение ударов головой проводится в очень ограниченной степени (в этом возрасте черепная коробка еще недостаточно крепкая). Отрабатываются и элементарные виды комбинационной игры: в тренировочные планы включается выполнение диагональных передач с разбивкой игроков на пары и тройки, простейшие беговые упражнения и тактические упражнения с мячом группами - трое против одного и четверо против двоих. Необходимо , чтобы подростки больше играли, приучались действовать коллективно. Только вратарю требуется специальная тренировка для ознакомления со спецификой игры.
. В возрасте 11-14 лет у детей в основном завершается формирование всех функциональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности. Но не смотря на это, все же и для этих детей необходим внимательный индивидуальный подход к занятиям
Формы проведения занятий
-Беседы
- тренировочные занятия
-контрольные испытания
-товарищеские встречи (
Формы организации деятельности детей:
-фронтальная,
групповые (командные, малыми группами),
-индивидуальные.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
2. Ворота
3. Мячи футбольные
4. Канат
5. Гантели
6. Утяжелители
7. Тренажеры
8. Набивные мячи
9. Жгуты
10. Планшет
Планируемые результаты (2-ой год обучения)
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юниор» (футбол) на 2-ой год обучения.
Личностные результаты
- Повышать уровень общей физической подготовленности, укреплять здоровье, использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве и во всестороннем физическом развитии подростков;
- Уметь анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.
- Уметь управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
- Проявлять волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие в достижении поставленных целей.
- Уметь играть в команде, проявляя чувства коллективизма, дружбы, толерантность.
- Улучшать скоростно-силовой подготовку спортсмена с учетом формирования основных навыков, обучение основам спортивной техники и тактики игры в футбол.
Метапредметные результаты
- Понимать и содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья, исключая увлечение вредными привычками.
- Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей занятия, ориентироваться в разнообразии способов решения тактических задач при игре в футбол.
- Проявлять сознательную дисциплинированность, ответственно относиться к порученному делу, отвечать за результаты собственной деятельности в команде.
- Владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме; уметь логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
- Уважительно относиться к окружающим, проявлять культуру взаимодействия, терпимость и толерантность в достижении общих целей при совместной деятельности.
Предметные результаты
- Получить новые исторические сведения о зарождении - футбола как вида спорта, о соблюдении гигиены, о гигиенических требованиях к спортивной одежде и обуви.
- Получить знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
- Изучить новые термины, принятые в футболе, использовать их в своей речи.
- Овладеть основами техники футбола, использовать эти приемы в играх в футбол и их разборах.
- Приобрести навыки соревновательной деятельности в соответствии с правилами игры в футбол.
- Получить знания по судейству, учиться судить на тренировочных играх в ШСК.
Учебный план
(2 год обучения)
№ п\п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе: | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Физическая культура и спорт в России | 2 | 2 | Опрос, тесты | |
2. | Развитие футбола в России. | 4 | 4 | - | |
3. | Общая и специальная физическая подготовка. | 24 | 2 | 22 | Зачет, сдача нормативов |
4. | Техника игры в футбол. | 25 | 2 | 23 | Соревнования, выполнение практических заданий, сдача нормативов |
5. | Тактическая подготовка | 12 | 6 | 6 | |
6. | Участие в соревнованиях по футболу. | 4 | 1 | 3 | соревнование |
7 | Заключительное занятие | 1 | 1 | Зачет, сдача нормативов | |
Итого: | 72 | 17 | 55 |
Календарно-учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во Учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2 год | 01.09 | 31.05 | 36 | 72 | 72 | 1 занятия по 2 часа в неделю |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 | ||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. | 1 | ||
Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». | 1 | ||
Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». | 1 | ||
Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. | 1 | ||
Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. | 1 | ||
Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. | 1 | ||
Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». | 1 | ||
Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол | 1 | ||
Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. | 1 | ||
Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. | 1 | ||
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 1 | ||
Отработка паса щечкой в парах. | 1 | ||
Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. | 1 | ||
Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. | 1 | ||
Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. | 1 | ||
Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. | 1 | ||
Отработка паса щечкой в парах. | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. | 1 | ||
Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. | 1 | ||
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. | 1 | ||
Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. | 1 | ||
Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. | 1 | ||
Отработка паса щечкой в парах. | 1 | ||
Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. | 1 | ||
Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. | 1 | ||
Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. | 1 | ||
Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. | 1 | ||
Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. | 1 | ||
Полоса препятствий, удары по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. | 1 | ||
Отработка передач в движении, передача мяча на ход. | 1 | ||
Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. | 1 | ||
Тренировка выносливости, изменение направления движений по сигналу. | 1 | ||
Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. | 1 | ||
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. | 1 | ||
Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. | 1 | ||
Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов | 1 | ||
Отработка паса щечкой в парах. | 1 | ||
Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. | 1 | ||
Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. | 1 | ||
Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 1 | ||
Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. | 1 | ||
Отработка передач в движении, передача мяча на ход. | 1 | ||
Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. | 1 | ||
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. | 1 | ||
Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. | 1 | ||
Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Специальные упражнения. Чеканка мяча. | 1 | ||
Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. | 1 | ||
Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. | 1 | ||
Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. | 1 | ||
Игра на опережение, старты из различных положений. | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. | 1 | ||
Прием мяча различными частями тела. | 1 | ||
Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. | 1 | ||
Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. | 1 | ||
Старты из различных положений, двусторонняя игра. | 1 | ||
Упражнение змейка + удар по воротам. Футбол. | 1 | ||
Неделя ОДОД. Двусторонняя учебная игра. Сдача контрольных нормативов. | 1 | ||
Двусторонняя учебная игра. | 1 | ||
Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. | 1 |
Содержание
2-го года обучения
Физическая культура и спорт в России.
Теория: Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта. Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Общая и специальная физическая подготовка.
Теория. Перечень общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов для самостоятельного их выполнения на развитие координации, ловкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса.
Практика. без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (2 – 3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперёд из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.
Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х 60 м., до 3 х 100 м. Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега. Толкание набивного мяча (1 – 2 кг.), ядра (3 кг.) с места, стоя боком к направлению метания.
Кроссовая подготовка; Бег по пересечённой местности, интервальный бег, бег от 5 до 20 минут.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.
Техника игры в футбол.
Теория. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Характеристика техники сильнейших футболистов. Уровень технической подготовки необходимый для игры в профессиональных и любительских соревнованиях
Практика.
Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд. При ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание на точность и дальность.
Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу.
Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
Тактическая подготовка
Теория. Анализ тактических действий сильнейших футбольных команд. Уровень тактической подготовки необходимый для игры в профессиональных и любительских соревнованиях
Практика. Групповые действия в атаке. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Групповые действия в защите. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Правила игры
Практика. Правила игры в футбол: перерывы, замена игроков, обязанности игроков, тренеров и судей. Организация игры и судейства.
Итоговое занятие. Подведение итогов ( выполнение тестов, разбор итогов зачета.)
Практика. Подведение итогов за год. Награждение. Задание на лето.
Ожидаемые результаты
Воспитанники будут знать:
- о здоровом образе жизни и о влиянии физкультуры и спорта на организацию и качество здорового образа жизни.;
-историю футбола, Олимпийское движение, наиболее известные чемпионаты и матчи по футболу, которые проводятся в нашей стране и в мире.
- термины, применяемые в футболе, использовать их в своей речи на тренировках и в жизни;
-причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение;
-правила игры в футбол, правила судейства и жесты судьи;
Воспитанники будут уметь:
- самостоятельно выполнять общеразвивающие упражнения, на развитие координации, ловкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций на поле.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей занятия, ориентироваться в разнообразии способов решения тактических задач при игре в футбол
- владеть своими эмоциями;
- вести диалог с членами команды.
Оценочные и методические материалы
Сроки проведения контроля
№ | Вид контроля, срок | Год обучения | тема | форма |
1 | Входной сентябрь | 2 год | Наблюдение, Сдача нормативов, готовность вновь поступающих на 2-ой год обучения | |
2 | Текущий | 2 год | Общефизическая и специальная подготовка | Наблюдение, Выполнение заданий педагога, письменный опрос, тесты |
2 год | Техника игры в футбол Тактическая подготовка | зачеты соревнование | ||
3 | Промежуточный декабрь | 2 год | Конец 1 полугодия | Зачеты, сдача нормативов, выполнение изученных приемов игры в футбол |
4 | Текущий февраль | 2 год | День открытых дверей | Открытые занятия для родителей. Анкетирования родителей и детей, беседы |
6 | Итоговый контроль | 2 год май | После изучения всех тем 1 года обучения | Технический зачет, матч |
Система контроля
Требования к результатам освоения и условиям реализации Программы.
Педагогический контроль и оценка подготовленности футболистов являются важнейшим элементом системы управления, определяющим эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации используются следующие виды контроля:
- текущий,
- оперативный,
Аттестация (тестирование, зачеты)
Методическое обеспечение
№ | Тема | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
1 | Вводное занятие | Лекции, практическое занятие | Словесный метод, метод показа. групповой, | Инструкции по технике безопасности | ПК, экран, проектор | |
2 | Общая физическая подготовка | Лекции, практическое занятие | Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. | Нормативы, комплексы упражнений, презентации, | Контрольные тесты и упражнения | Спортивный зал, инвентарь: мячи футбольные ворота, канат, гантели, утяжелители, жгуты, тренажеры, растяжки. ПК, экран, проектор |
3 | Специальная физическая подготовка | Лекции, демонстрация технического действия, практическое занятие | Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. показ видео материала | Нормативы, комплексы упражнений, презентации, подвижные игры с элементами волейбола. | Контрольные тесты и упражнения, товарищеские встречи, | Спортивный зал, инвентарь: мячи футбольные ворота, канат, гантели, утяжелители, жгуты, тренажеры, растяжки. ПК, экран, проектор |
4 | Техническая подготовка | Лекция, беседа, практическое занятие | Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала и последующее обсуждение, показ видео материала | Нормативы, комплексы упражнений, презентации, подвижные игры с элементами волейбола. | Контрольные тесты, игры с заданиями. | Спортивный зал, инвентарь: мячи футбольные ворота, канат, гантели, утяжелители, жгуты, тренажеры, растяжки. ПК, экран, проектор |
5 | Тактическая подготовка | Лекция, беседа, просмотр соревнований практическое занятие | Групповой, повторный, игровой рассказ, просмотр аудио и видео материалов | Нормативы, комплексы упражнений, презентации, подвижные игры с элементами волейбола. | Наблюдение за игроками в товарищеских играх | Спортивный зал, инвентарь: мячи футбольные ворота, канат, гантели, утяжелители, жгуты, тренажеры, растяжки, планшет. ПК, экран, проектор |
6 | Правила игры | Лекции, практическое занятие | Рассказ, просмотр аудио и видео материалов | Правила игры. Тестовые вопросы. | Опрос уч-ся | ПК, экран, проектор |
7 | Итоговое занятие | Лекция, беседа, | Словесный метод, метод показа. | Результаты тестов за год и участия в товарищеских играх. | ПК, экран, проектор |
Ожидаемый результат и способы определения их результативности
Ожидаемый результат | Способы определения результатов |
1 Сформированы специфические умения и навыки: ∙ Теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы; ∙ Владение специальной терминологией; ∙ Практические умения и навыки, предусмотренные программой; ∙ Владение специальным оборудованием и оснащением
| Экспертная оценка ∙ Сдача контрольных нормативов ∙ Анализ результатов соревнований
|
2 Наличие общеучебных умений и навыков: ∙ Умение слушать и слышать педагога; ∙ Умение выступать перед аудиторией ∙ Умение организовать свое рабочее место ∙ Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности ∙ Умение аккуратно выполнять работу | ∙ Педагогическое наблюдение ∙ Анализ результатов деятельности обучающихся |
3 Сформированы духовно- нравственные основы личности ребенка: роста ∙ Уважительное отношение к национальным ценностям страны; ∙ Личностные отношения к национальной культуре; ∙ Навыки деятельности в коллективе | ∙ Педагогическое наблюдение ∙ Диагностика личностного роста |
Список терминов, используемых в футболе и изучаемых во 2 год обучения
Термины: бомбардир, основное время, перехват, плеймейкер, подкат, прессинг, рефери, свободный удар, стенка, тайм, удаление, финт, фол, шведка, щечка.
Перечень приемов игры в футбол, изучаемых во 2 год обучения
Приемы игры | 2 год |
Техника ударов Удар по мячу ногой • удар внутренней стороной стопы, | + |
• удар внутренней частью подъема, | + |
удар подъемом и удар внешней частью подъема. | + |
Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. | + |
Удары носком, пяткой (назад). | + |
Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта | + |
Удары в единоборстве | + |
Удары на точность и дальность. | + |
Удары по мячу головой | |
Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. | + |
Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. | + |
Удары на точность. | + |
Техника передвижения Движение с мячом по прямой | + |
Бег с изменением скорости | + |
Ведение внешней и внутренней частью подъёма | + |
правой, левой ногой и поочерёдно | + |
по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся | + |
Ведение серединой подъёма и носком. | + |
Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом | + |
+ | |
Остановка мяча | |
Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). | + |
подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. | + |
Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. | + |
Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча. | + |
Отбор мяча. | + |
Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. | + |
Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой | + |
Обманные движения (финты). | + |
При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом | + |
Быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд. | + |
При ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). | + |
Выполнение обманных движений в единоборстве. | + |
Вбрасывание мяча. | |
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения параллельного расположения ступней ног | + |
Вбрасывание на точность и дальность. | + |
Отбивание | |
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. | + |
Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. | + |
Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу. | + |
Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность. | + |
Приемы игры вратаря Основная стойка вратаря. | + |
Передвижение в воротах без мяча и с мячом. | + |
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча. | + |
Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). | + |
Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. | + |
Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. | + |
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега) | + |
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. | + |
Выбивание мяча ногой: с земли и с рук на точность. | + |
Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», | + |
разыгрывать удар от своих ворот | + |
ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёр | + |
Приложение
Бланки для зачетов
2 год обучения
Нормативные требования дл обучающихся
Общая подготовленность
Челночный бег 30 м.
Ф.И. | Контрольное упражнение | Возраст | Оценка | |||||
3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||||
м | д | м | д | м | д | |||
Бег 30 м. с. | 8 | 6.3 | 6.4 | 6,1 | 6.2 | 5,9 | 6,0 | |
9 | 6,2 | 6,3 | 6,0 | 6,1 | 5,8, | 5,9 | ||
10 | 6,0 | 6,2 | 5,8 | 6,0 | 5,6 | 5,8 | ||
11 | 5,8 | 6,1 | 5,6 | 5,9 | 5,4 | 5,7 | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
Бег 300 м,
ФИ. | Контрольное упражнение | Возраст | Оценка | |||||
3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||||
м | д | м | д | м | д | |||
Бег 300 м, с | 14 | 54,0 | 56,0 | 52,0 | 54,0 | 50,0 | 52,0 | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
Жонглирование мяча (комплексное). Количество ударов
Ф.И. | Контрольное упражнение | Возраст | Оценка | |||||
3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||||
м | д | м | д | м | д | |||
Жонглирование мяча (комплексное) Кол-во ударов | 12 | 10 | 6 | 11 | 7 | 12 | 8 | |
13 | 15 | 7 | 16 | 8 | 18 | 10 | ||
14 | 20 | 11 | 22 | 13 | 25 | 15 | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
Удары по мячу в цель, кол-во попаданий
Ф.И. | Контрольное упражнение | Возраст | Оценка | |||||
3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||||
м | д | м | д | м | д | |||
Удары по мячу в цель, кол-во попаданий. | 12 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | |
13 | 3 | 2 | 4 | 3 | 5 | 4 | ||
14 | 4 | 3 | 5 | 4 | 6 | 5 | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
Условия выполнения контрольных упражнений:
- Бег на 30, 300, м., и прыжок в длину с места выполняется по правилам соревнований по лёгкой атлетике. Бег выполняется с высокого старта.
- Бег на 30 м. с ведением мяча выполняется с высокого старта (мяч на линии старта), мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трёх касаний, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок оставит мяч за линией финиша. Время фиксируется с момента старта до пересечения игроком (вслед за мячом) линии финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише – время.
- Удар по мячу ногой на дальность выполняется с разбега правой и левой ногой любым способом по неподвижному мячу. Измерение дальности полёта мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются по три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.
- Жонглирование мячом: выполняются удары правой, левой ногой (серединой подъёма, внутренне и внешней стороной стопы, бедром) и головой в любой последовательности, не повторяя один способ удара два раза подряд.
- Удары по мячу ногой на точность попадания выполняются с разбега любым способом по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м. (подростки 10-12 лет – с расстояния 11 м.). Мячом надо попасть в заданную треть ворот, разделённых по вертикали. Выполняется по пять ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий.
- Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30 м. от линии штрафной площади). Вести мяч, далее обвести «змейкой» четыре стойки (первая стойка ставится на линию штрафной площади, далее в центре через каждые 2 м. ещё три стойки), и, не доходя до 11-метровой отметки, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Из трёх попыток засчитывается лучший результат.
- Метание мяча рукой на дальность (разбег не более четырёх шагов) выполняется по коридору шириной 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Учитывается лучший результат из трёх попыток.
Выполнение контрольных упражнений проводится в форме соревнований, результаты их фиксируются в протоколах и доводятся до сведения всех занимающихся в кружке.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М., 1981.
- Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие. – М.: Физическая культура. 2007. – 112 с.
- Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М., 1982.
- Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.
- Начальное обучение мини-футболу. Специализированные тренировочные программы : методические указания для специализации «Футбол» / сост.: Д. С. Николаев, В. А. Шальнов. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 41 с
- Кузнецов. А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. І, ІІ, ІІІ, IV этапы. - М.: Олимпия. Человек., 2008 г.
- Новая школа футбольнойтренеровки «Олимпия Пресс», 2008г. Б.И. Плоп
- Подготовка футболистов. Теория и Практика. Г.В. Манаков «Советский спорт» - 2007г.
- Футбол-это жизнь (Взгляд из России) Петров А. Москва, 2004г
- Физическая подготовка футболистов. М.А. Годик «Олимпия. Пресс», 2008г
- Футбол. Основы игры. Денни Милке. «Астрель», 2007г.
- Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Петухов А.В. «Советский спорт», 2006г.
- Убойный футбол и другие игры для детей. Е.В. Пантилеева «Феникс», 2008г.
- Физиология футбола. Орджаникидзе З.Г. «Человек», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ОДОД по волейболу
Программа по волейболу отделения дополнительного образования детей...
Методическая разработка. ПРОГРАММА ОДОД. Театр на французском языке.
Исторически театр стоял в преддверии школы и воспитание во многом представляет собой вид театрального искусства. Использование театрализации и театральных форм в обучении как метод известен и во...
Программа ОДОД Мини-Футбол
Программа «Подготовка юных футболистов» имеет физкультурно-спортивную направленность, общекультурный уровень освоении, разработана на основе закономерностей принципов спортивной тренировки, а также но...
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я ЛЮБЛЮ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 7-9 лет
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «Я люблю футбол» актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, ...
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «ФУТБОЛ-ЛЮБИМАЯ ИГРА» для детей в возрасте 10-12 лет
Направленность программы – физкультурно-спортивная. По уровню освоения – общеразвивающая. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и ф...
Дополнительная общеобразовательная программа по футболу «МЫ ВЫБИРАЕМ ФУТБОЛ» для детей в возрасте 13-15 лет
Направленность программы – физкультурно-спортивная. По уровню освоения – общеразвивающая. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и ф...
Программа занятий по футболу дистанционного обучения в спортивной школе (онлайн и самостоятельно)
Дистанционное обучение в Спортивной школе — это общение тренера и юного спортсмена посредством интернет-технологий. Ученик в режиме онлайн, под контролем тренера осуществляет тренировочную деяте...