Круговая тренировка, как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО, для лиц с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка по физкультуре

Малых Денис Алексеевич

Методическая разработка по описанию способов применения метода круговой тренировки при подготовке к сдаче нормативов ГТО, для лиц с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tair_malyh.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО, ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Малых Денис Алексеевич

учитель физической культуры

ГБОУ школа №657, г. Санкт-Петербург

В современном мире дети с ограниченными возможностями здоровья являются полноценными участниками жизни в социуме, они являются полноценными участниками образовательного процесса. Важно отметить, что образовательный процесс, с лицами имеющими интеллектуальные нарушения, требует от педагога регулярного поиска новых образовательных технологий и их применения. Кроме того, важное значение имеет применение индивидуального подхода, так как ученики имеют разный уровень физической подготовки, различный уровень здоровья и возможностей. Используемые педагогом методы работы должны быть сопоставимы с нарушениями в развитии, которые имеются у учеников.

Перед началом развития физических качеств и разучиванием двигательных умений, у детей с умственной отсталостью необходимо провести коррекцию основных двигательных умений.

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища.

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановке головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

Для коррекции ходьбы возможно применение следующих упражнений: ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга; ходьба по прямой с перешагиванием через набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п.; ходьба по узкой линии, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; ходьба со сменой направления между стойками; ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки; ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего; ходьба с гимнастической палкой хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку; ходьба с мешочком песка на голове; ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно – быстро; ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданием; ходьба спиной вперед; ходьба на носках, на пятках, нa наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок; ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой — по полу.

У умственно отсталых детей школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.

Для коррекции бега возможно применение следующих упражнений: ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу; бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа; «бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа; бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки; бег с подскоками; бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м.; бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик); бег по ориентирам; бег в различном темпе; бег за обручем.

Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.

Ошибками в прыжках в длину и высоту являются: слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.

Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.

Для коррекции техники выполнения прыжков возможно применение следующих упражнений: подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90°; прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10–15 м.; прыжки через скакалку – на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад; прыжки из глубокого приседа со взмахом рук; прыжок с места вперед-вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук; прыжки с зажатым между стопами мячом; прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик); прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку.

Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища, торопливость, неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками, несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.

Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их удобнее держать в руках, а затем переходят к малым.

1. Упражнения с баскетбольными, волейбольными мячами.

2. Упражнения с набивными мячами (m=1 кг).

Использование метода круговой тренировки позволяет использовать различные виды физических упражнений, в том числа подвижные игры, которые способствуют повышению эмоционального состояния на уроках по адаптивной физической культуре, кроме этого  круговая тренировка позволяет использовать физические упражнения, которые позволяют корректирования нарушения в ОДА и укреплять основные группы мышц. На уроках по физической культуре метод круговой тренировки применяется для комплексного развития физических качеств. Использование круговой тренировки позволяет увеличить моторную плотность урока, что так же оказывает влияние на развитие физических качеств.

Основными факторами круговой тренировки являются: непрерывно-поточный метод, сутью которого являются непродолжительные паузы отдыха, которые способствуют непрерывности получаемой нагрузки, а так же повышают такое физическое качество, как выносливость; поточно-интервальный метод, основа которого состоит в том, что выполнение упражнений осуществляется с отдыхом продолжительностью 15-45 секунд на каждой станции, благодаря чему развивается выносливость, сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

В комплексе упражнений круговой тренировки для развития силовых способностей применяются упражнения с сопротивлением и малыми отягощениями, для достижения наибольшего эффекта возможно выполнение упражнений из различных исходных положений, с увеличенным количеством повторений и варьированием темпа выполнения упражнений. Для развития скоростно-силовых способностей необходимо использование в упражнениях большего веса и увеличение скорости выполнения упражнения до ее максимальных показателей при отягощениях среднего веса, от максимального. Для развития скоростных способностей на станциях круговой тренировки применяются прыжковые и беговые упражнения, элементы подвижных и спортивных игр. Развитие координационных способностей осуществляется за счет использования физических упражнений основу которых составляют новые, неизученные ранее элементы, которые представляют определенную трудность для учащихся. Развитие ловкости осуществляется в несколько этапов: 1) координация движений и пространственная точность; 2) координация движений и пространственная точность в непродолжительные временные отрезки; 3) повторение ранее изученных двигательных действий в нестандартных условиях.

Выполнение физических упражнений продолжительное время и с заданной интенсивностью выполнения позволяет развивать такое физическое качество, как выносливость. Общая выносливость характеризуется выполнением определенной работы заданное количество времени и с заданной продолжительностью, участие в которой принимают крупные группы мышц. Общая выносливость составляет основу для развития других видов выносливости.

Развитие гибкости осуществляется за счет выполнения физических упражнений с большой амплитудой, которые подразделяются на активные и пассивные.

Таблица 1

Комплекс круговой тренировки выглядит следующим образом.

I станция

II станция

III станция

IV станция

Упражнения с гимнастической палкой

Упражнения с мячом

Упражнения со скакалкой

Упражнения на гимнастическом коврике

Сгибание-разгибание рук, в локтевом суставе, И.П.-О.С.

Из И.П. лежа на спине наклоны вправо и влево, поочередно.  

Перепрыгивание на двух ногах через лежащую на полу скакалку.

Из И.П. лежа на спине, ноги подняты, выполняется скрещивание ног.

 

И.П.-О.С. Поднимание вытянутых рук перед собой.

И.П. – ноги на ширине плеч. Мяч удерживается в руках, выполняется подъем согнутой в колене ноги с касанием мяча, поочередно левой и правой ногой.

И.П. – О.С. Прыжки на двух ногах через скакалку.

И.П. – лежа на спине, подъем ног до 90°.

И.П. – О.С. палка перед собой в вытянутых руках, повороты  туловища в стороны.

И.П. – О.С. Ведение мяча правой и левой рукой. 

И.П. – О.С. руки опущены, в руках скакалка, сложенная вчетверо, выполняется перешагивание через скакалку.

И.П. - лежа на животе, подъем туловища, руки перед собой, стопы зафиксированы.

И.П. – О.С. палка за спиной, наклоны туловища вперед под прямым углом и поднимаем руки вверх над спиной.

И.П. - ноги на ширине плеч, мяч в руках, поднятых вверх. Выполняется сгибание и разгибание рук с заведением мяча за голову.

И.П. – О.С. Прыжки через скакалку, поочередно на правой и на левой ноге.

 

 

И.П. - лежа на спине, ноги подняты вверх под углом 90°, руки вдоль туловища, выполняются повороты ног вправо и влево.

 

По результатам всего изложенного выше, можно сделать вывод, что применение метода круговой тренировки способствует поддержанию уровня здоровья занимающихся, развитию физических качеств. Но, при этом, важно учитывать, что метод круговой тренировки не является универсальным, его применение возможно в синтезе с другими методами физической культуры.

Библиографический список

1. Москаева, Р. Г. Круговая тренировка для развития физических качеств / Р.Г. Москаева. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-po-fizicheskoy-kulture-na-temu-krugovaya-trenirovka-dlyarazvitiya-fizicheskih-kachestv-995615.html (дата обращения: 03.02.2020).

2. Попованова Н.А., Кравченко В.М., Казакова Г.Н., Бартновская Л.А. Эффективность применения метода круговой тренировки у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях физической культурой // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.

3. Серебрянская, О.Д. Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах / О.Д. Серебрянская // Образование и воспитание. – 2015. – № 5. – С. 34-38.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круговая тренировка как средство развития физических качеств.

Применение круговой тренировки на уроках физической культуры по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм (волейбол, баскетбол) для развития физических качеств....

Конспект урока "Урок по подготовке к сдаче нормативов ГТО"

Конспект урока с пояснительной запиской....

Русская лапта как средство развития физических качеств при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.

Для повышения  эффективности уроков  физической  культуры целесообразно применять игру  "Русская лапта". О значении  лапты очень метко сказал  знаменитый  ...

Круговая тренировка, как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО

Методическая разработка о способах подготовки детей к сдаче нормативов ГТО...