Русская лапта как средство развития физических качеств при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.
план-конспект урока по физкультуре по теме
Для повышения эффективности уроков физической культуры целесообразно применять игру "Русская лапта". О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: "Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят". Эта народная игра проста. Её можно проводить и в спортивном зале, и на спортивной площадке. Занятия лаптой можно проводить с учениками различного возраста. В процессе проведения уроков по русской лапте обучающиеся могут поготовиться и сдать контрольные нормативы по разделу "Лёгкая атлетика": метание мяча на дальность и в цель,бег на различные дистанции, т.к. в процессе игры развивается не только быстрота, но и выносливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nominatsiya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация № 4.
Тема: «Русская лапта как средство развития физических качеств при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО».
Выполнил Дедух Виктор Валентинович,
учитель физической культуры МОАУ СОШ с. Озёрное
Серышевского района, Амурской области.
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие
физиологических систем, и двигательного аппарата.
Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше данных о том, что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе.
Цель работы – показать, как важно на уроках физической культуры использовать различные формы и средства, которые позволят уроки физической культуры в начальных классах сделать интересными и содержательными, а также в начальных классах необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, добиваясь высокой результативности.
Основными задачами, которые я поставил перед собой в данном проекте являются:
1) показать как добиться того, чтобы каждый учащийся не только знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой (Что делать? Зачем делать? Как делать?);
2) показать, что используя индивидуальный и дифференцированый подход на уроках и во внеурочное время, способствовать развитию основных физических качеств (сила, выносливость, гибкость, ловкость) каждого ученика;
. 3) побуждать детей к занятиям физическими упражнениями;
Для повышения эффективности уроков, целесообразно в рамках вариативного компонента школьной программы применять русскую лапту, которая много веков просуществовала как народная игра - забава, и только в 1957 г. состоялись первые Всероссийские соревнования по русской лапте.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».
Эта народная игра проста, её можно проводить и в спортивном зале , и на спортивной площадке. Занятия лаптой можно проводить с учениками различного возраста. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности, чувство мяча. На уроках лапты, процессе изучения программного материала, учащиеся могут подготовиться и сдать контрольные нормативы по разделу «Лёгкая атлетика» - метание мяча на дальность и в цель, бег на различные дистанции, так как в процессе игры развивается не только быстрота, но и выносливость.
Различные подвижные игры, эстафеты, умело подобранные, разнообразят занятия, привнесут интерес и, в конечном итоге, дают не только большую пользу в развитии физических качеств школьников, но и служат украшением учебного процесса, к тому же, они являются лучшим лекарством от однообразия и скуки. Русская лапта интересна тем, что эта игра не требует дорогостоящих принадлежностей, фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы – игровая площадка 40 - 55м. в длину и 25 – 40м. в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60 – 110см., весом не более 1500г. и теннисный мяч. Занятия лаптой можно проводить с учениками различного возраста. Использование русской лапты, как средства физического воспитания в рамках нашей школы, позволяет добиваться стабильно высоких результатов на соревнованиях муниципального уровня, а учащиеся нашей школы неизменно принимают участие в соревнованиях по лёгкой атлетике регионального уровня и добиваются высоких результатов.
В заключение необходимо отметить, что в процессе проведения уроков по русской лапте учитель физической культуры должен направить свои усилия на то, чтобы в ходе занятий данной спортивной игрой укрепить здоровье детей, улучшить их физическую подготовленность, добиться прочного освоения жизненно необходимых умений и навыков, воспитать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Успешному решению активизации учебной деятельности учащихся в моей педагогической практике значительное место отводится работе по станциям, используя принцип круговой тренировки. Урок, организуемый по такому принципу, характеризуется более точным указанием режима работы и отдыха. Имеющийся опыт показывает положительный эффект в освоении занимающимися учебного материала, существенно повышается моторная плотность, что позволяет активнее развивать физические качества и способности. Кроме того, выполнение заданий по станциям обеспечивает лучшую организацию занятий, способствует проявлению инициативы и самостоятельности учащихся. Вариант использования данной методики при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО предлагаю для рассмотрения в рамках данного проекта.
Цель урока :
1. Учить учащихся техническим приёмам игры Русская лапта.
2. Развивать быстроту и меткость, качества необходимые для успешного
выполнения нормативов комплекса ГТО.
3. Воспитывать коллективизм и уверенность в собственных возможностях.
Место проведения: спортивный зал школы.
Инвентарь и оборудование:
теннисные мячи 57г.-20шт., гимнастический обруч диаметр 90см.-1шт., маркер-3 шт., мяч резиновый 150г., подставка под мяч – 2 шт., стойки- 5шт., переносная классная доска, флажки разного цвета на подставке – 4 шт.
Количество занимающихся - 20.
Ход урока.
- Подготовительная часть-10мин.
- организационный момент: объявление целей урока, повороты на месте;
- ходьба в обход;
- медленный бег;
- бег с изменением направления по звуковому сигналу;
- бег с круговыми движениями рук вперёд;
- бег с круговыми движениями рук назад;
- ходьба в обход, по ходу движения взять теннисные мячи из корзины;
- упражнения в движении:
а). и.и.- руки внизу, мяч в правой;
1 - руки вверх, переложить мяч в левую;
2 - и.п.;
3 - руки вверх переложить мяч в левую;
4 – и.п.
б). и.и.- руки в стороны, мяч в правой;
1 - руки вперёд, переложить мяч в левую;
2 - и.п.;
3 - руки вперёд переложить мяч в левую;
4 - и.п.
в). и.п.- руки в стороны, мяч в правой;
1 - мах левой, переложить мяч в левую под ногой;
2 – и.п.
3 – мах правой, переложить мяч в правую;
г). ходьба с перекатыванием мяча вокруг ног в наклоне вперёд;
д).и.п. руки в стороны, мяч в правой;
- положить мячи в корзину;
- перестроение в колонну по четыре.
2. Основная часть - 30 мин.
Вступительное слово учителя: «В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русская лапта имеет многовековую историю: она сохранились до наших дней со времён глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции» .
а). совершенствование технических действий, применяемых в игре «Русская лапта» методом круговой тренировки:
1-е учебное место – челночный бег 3х10м.
Челночный бег 3х10м. выполняется от линии «Старт» с высокого старта, добежав до противоположной линии «Финиш», где находится мяч для метания 150г., который обучающийся берёт и переносит к линии «Старт» кладёт за линию и бежит за линию «Финиш». Обучающиеся выполняют несколько попыток, лучшая попытка оценивается.
Возраст | «5» | «4» | «3» |
9 лет | 8,8 | 9,9 | 10,2 |
10 лет | 8,6 | 9,5 | 9,9 |
2-е учебное место –броски теннисного мяча в вертикальную цель с трёх шагов разбега.
На данном учебном месте обучающиеся получают навык броска с разбега и точности броска в вертикальную цель, так как бег, метание мяча и игровая ориентировка составляют основу игры. Броски мяча выполняют в обруч диаметром 90см., нижний край обруча находится на высоте 2м. броски выполняются с расстояния 6м. Каждому, кто выполняет броски, даётся по 5
попыток.
3-е учебное место - подвижная игра «Кто дальше бросит».
В настоящее время стоят задачи подготовки специалистов,
обладающих высоким индивидуальным мастерством. Преимуществом в игре владеет та команда, все игроки которой, способны бросать мяч в любую точку игровой площадки. Для определения дальности броска в спортивном зале использую следующий способ – на глухой стене спортивного зала наносится линия на высоте 2м. от пола, на полу в двух метрах от стены наносится ещё одна линия, а на расстоянии 8м. от этой линии через каждый метр цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, размечаем шкалу дальности отскока мяча при метании в глухую стену.
4-е учебное место – передача теннисного мяча с перемещением после броска водящему.
Как правило, дети придя в школу, уже имеют некоторый опыт метания. И, опираясь на этот опыт, на уроках необходимо придать технике метания более высокий уровень – вначале в метании с места, затем с перемещением.
Работа на данном учебном месте заключается в следующем – обучающиеся строятся в колонну, на расстоянии 6м. находится водящий, который бросает теннисный мяч стоящему в клоне первым, получивший мяч возвращает мяч водящему и становится замыкающим в клоне. Смену водящего производят через 1мин.
Смену учебных мест производить через 5 мин. Контроль таймером.
Построение по командам по сигналу «К своим флажкам».
б). эстафета с проверкой теоретических знаний по комплексу ГТО.
Обучающийся добегает до доски, отвечает на предложенный вопрос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету очередному касанием своей руки, руки партнёра по команде. Побеждает команда, ответившая на наибольшее количестве вопросов. При равенстве правильны ответов побеждает команда, прибежавшая быстрее.
Вопрос №1.
Какие знаки получает обучающийся, выполнивший нормативы и испытания?
1-бронзовый, серебряный, платиновый;
2-бронзовый, серебряный, золотой;
3-серебряный, золотой;
Вопрос №2.
Выполнение какого норматива обязательно для получения одного из знаков?
1-бег 60м.;
2-прыжок в длину с места;
3-метание мяча 150г.;
Вопрос №3.
Какое испытание можно выполнять как мальчикам, так и девочкам?
1-подтягивание на высокой перекладине;
2-подтягивание на низкой перекладине;
3-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
Вопрос №4.Какое испытание не входит в современный комплекс ГТО?
1- прыжок в высоту;
2- плавание без учёта времени;
3- бег на лыжах;
Вопрос №5.Кросс на 2км. по пересечённой местности ….
1- не входит в комплекс ГТО;
2- входит по выбору школы;
3- входит в комплекс для бесснежных районов;
3. Заключительная часть – 5 мин.
Подведение итогов, объявление лучших в челночном беге - выставление оценок, объявление команды, победившей в эстафете, доведение до обучающихся домашнего задания (сгибание рук в упоре лёжа мальчикам 17 раз, девочкам 13 раз).
Список используемой литературы.
- Баландин Г.А., Назаров Н.Н., Казаков Т.Н., Урок в современной школе.-
М: Просвещение. 2004.
- Костарев А.Ю., Гусев П.Г., Щемелинин В.И., Лапта, техническая подготовка игроков. –Уфа: БГПИ, 1996г.
- Лях В.И., Физическая культура. 1– 4 классы. – М.: Просвещение. 2014
4. Журнал «Физическая культура в школе»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий на уроках физической культуры...
Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры
Подвижные игры...
Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»...
Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....
«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...
«Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»
laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»...