Основы методики физического воспитания
статья по физкультуре
Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и используемых обществом для физического совершенствования людей и укрепления их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_metodiki_fizicheskogo_vospitaniya.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы методики физического воспитания
Общая физическая подготовка – педагогический процесс всестороннего физического развития человека.
Специальная физическая подготовка – педагогический процесс воспитания физических качеств и функциональных систем организма, необходимых для конкретной спортивной или профессиональной
деятельности.
Спортивная подготовка – педагогический процесс целенаправленной подготовки спортсмена к участию в соревнованиях.
Методические принципы физического воспитания – основные положения, которых необходимо придерживаться при решении задач в процессе занятий.
Физические упражнения – двигательные действия, используемые в качестве средств физической культуры.
Методы физического воспитания – способы использования средств физической культуры, позволяющие решать задачи обучения движениям и развития физических качеств.
Двигательное умение – врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления.
Двигательный навык – двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.
Физические (двигательные) качества – определенные стороны двигательных возможностей человека.
Методические принципы физического воспитания
Принцип сознательности и активности
Этот принцип означает осознанное понимание занимающимися целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса. Понимание пользы от занятий физическими упражнениями, активное и продуманное выполнение техники упражнений повышают быстроту и качество усвоения учебного материала, а также уровня физической подготовленности.
Принцип наглядности
В процессе занятий по физическому воспитанию или спортивной тренировки преподаватель или тренер должен не только объяснять, как правильно выполнять то или иное двигательное действие или технический прием упражнения, но и правильно их показывать. Показ упражнений осуществляется как в целом, так и по частям. Повышению качества и быстроты обучения способствуют использование видео- и фотоматериалов, плакатов и рисунков. Наглядный показ необходимо использовать на всех этапах тренировочного процесса.
Принцип доступности
Обучение и воспитание необходимо осуществлять в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности возраста, пола, предварительной подготовленности, а также индивидуальные различия физических и духовных способностей. Судить о доступности занятий следует по действиям обучающихся. Если какие-либо движения или упражнения выполняются большинством с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняются, то следует прекратить их выполнение, заменив их на более доступные и более простые.
Принцип индивидуализации
Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к занимающимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма, как известно, всегда в чем-то индивидуально отличны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и предварительной подготовленности, невозможно найти и двух человек с абсолютно одинаковыми возможностями.
Принцип систематичности
Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок. Занятия, при этом, должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно оказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность и теряются приобретенные навыки.
Функциональное состояние организма после тренировочного занятия можно разделить на три фазы:
- Первая - утомление.
- Вторая - восстановление работоспособности организма до начального уровня (фаза компенсации).
- Третья - повышение работоспособности до уровня выше начального (фаза суперкомпенсации).
Наилучший эффект дают повторные занятия в третьей фазе – фазе суперкомпенсации. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать 2-3 занятия в неделю через день, с продолжительностью каждой тренировки от 1,5 до 2,5 часов.
Принцип прогрессирования
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок.
Средства и методы физического воспитания Средствами ФВ являются:
- Физические упражнения – двигательные действия, используемые в соответствии с задачами ФВ. Являются основными средствами ФВ.
- Оздоровительные силы природы. Использование водных и воздушных процедур, свойств солнечной радиации помогают быстрее восстанавливаться после тренировочных нагрузок, а также закаливают и оздоравливают организм.
- Гигиенические факторы. Соблюдение правил личной гигиены. Организация правильного чередования режима нагрузок и отдыха. питания, внешних условий занятий. Соблюдение правил личной гигиены.
Методами ФВ являются:
- Метод регламентируемого упражнения. Этот метод предполагает точно предписываемую тренировочную программу, с количественным выражением основных параметров нагрузки (объем, интенсивность, количество повторений, пробегаемая дистанция и др.).
- Игровой метод. Отличительной чертой метода является отсутствие строгой двигательной регламентации.
- Соревновательный метод. Метод вызывает максимальное проявление психофизических возможностей соревнующихся.
- Словесный метод. В качестве средств метода используются: рассказ, указания, команды, словесный отчет и др.
- Сенсорный метод. Средствами метода могут служить: показ правильной техники упражнений, видеосъёмка, демонстрация наглядных пособий и др.
Основы обучения движениям
Процесс обучения движениям предполагает следующие три этапа:
- Этап первоначального изучения, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте, в общих чертах.
- Этап углубленного разучивания, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.
- Этап закрепления и дальнейшего совершенствования движений, в результате которого происходит возникновение двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.
Под двигательным навыком понимается доведенное до автоматизма двигательное действие, надежно выполняемое в соответствии с
двигательной задачей.
Приобретенный навык позволяет постепенно сводить к минимуму дополнительные средства и методы, помогающие корректировать движения. Например, обходиться без зрительных и слуховых ориентиров. Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе - органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств.
Физические качества человека, методика их совершенствования
Физическими качествами принято называть определенные стороны двигательных возможностей человека. Основные пять физических качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
На начальных этапах занятий развитие одного качества положительно влияет на развитие другого.
С повышением уровня спортивной квалификации положительное
влияние развития одного качества на другие уменьшается.
На высоком уровне подготовленности развитие одного качества начинает тормозить развитие другого.
Сила и ее развитие
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Средства развития силы
Средствами развития силы являются определенные виды силовых упражнений: упражнения с внешним сопротивлением, упражнения в преодолении собственного веса и изометрические упражнения.
Упражнения с внешним сопротивлением:
а) Упражнения с тяжестями. Упражнения со штангой, гантелями, гирями удобны своей универсальностью. С их помощью можно воздействовать, как на самые малые, так и наиболее крупные мышечные группы. Эти упражнения легко дозировать.
б) Упражнения с партнером. Сопротивлением, при выполнении этих упражнений, служит вес или сила мышц партнера. Они оказывают благоприятное эмоциональное воздействие. На занятиях по ОФП рекомендуется выполнять различные перетягивания, борьбу руками и др.
в) Упражнения с сопротивлением блочных устройств и упругих предметов. Конструкции большинства тренажеров позволяют выполнять движения по единственно правильной траектории, а также исключают возможность травм.
Упражнения в преодолении собственного веса:
а) Гимнастические силовые упражнения.
Подтягивания на перекладине, подъемы силой и переворотом на перекладине, отжимания на брусьях и в упоре лежа, лазание по канату являются отличным средством для укрепления и развития силы мышц плечевого пояса, брюшного пресса. Они наиболее распространены в программах физического воспитания учебных заведений.
б) Легкоатлетические прыжковые упражнения
Подскоки, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах с места, с разбега и другие легкоатлетические упражнения дают большой эффект в развитии силы мышц ног и туловища.
Изометрические упражнения:
а) Упражнения в активном напряжении мышц (выпрямление полусогнутых ног, упираясь плечами в закрепленную перекладину; попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и др.).
б) Упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине т.п.).
Методы развития силы
На практике используется следующие методы развития силы:
повторный метод; метод «до отказа»; метод максимальных усилий; метод динамических усилий; изометрический метод.
Повторный метод - повторение физического упражнения с одинаковой мощностью, характером и длительностью интервалов отдыха.
Следует подбирать такое сопротивление в силовых упражнениях, чтобы величина усилий составляла 50-80% от максимального уровня. Эта величина показывает тот вес в упражнениях со штангой, или то количество раз выполнения силовых упражнений, которые занимающийся может поднять (или повторить) в одном подходе.
Метод «до отказа» заключается в непрерывном выполнении упражнений на максимальное количество раз. Наиболее эффективными являются последние движения, когда в результате многократного беспрерывного повторения движения в организме наступает утомление. При этом, преодолеваемое сопротивление становится для организма максимальным раздражителем, а это и приводит к увеличению мышечной силы.
Метод максимальных усилий основывается на использовании предельных или околопредельных отягощений, которые возможно поднять не более 1-3 раз в подходе. Веса большие, чем предельный тренировочный, используют лишь изредка: один раз в 7-14 дней.
Метод динамических усилий основан на выполнении упражнений с малыми отягощениями, но с наивысшей скоростью. Такие упражнения развивают способность проявлять силу в условиях быстрого движения, т.е. динамическую силу.
Изометрический метод характеризуется выполнением кратковременных максимальных напряжений, по 5-6 секунд, без изменения длины мышц. Изометрические упражнения применяются как дополнительное средство развития силы.
Быстрота и ее развитие
Быстрота — способность человека выполнять движения и действия в минимальный для данный условий отрезок времени. Различают три формы проявления быстроты: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения, частоту движений.
В процессе двигательных действий быстрота проявляется комплексно, с участием нескольких форм.
Развитие и совершенствование быстроты обеспечивается путем систематического выполнения спортивно-игровых упражнений (футбол, баскетбол, волейбол и др.), упражнений в единоборстве (бокс, борьба, фехтование и др.), циклических и ациклических упражнений максимальной мощности (бег на 60-100м, плавание 25-50м, тройной прыжок, метание гранаты и др.).
Для развития быстроты наиболее эффективными являются общие методы: повторный, интервальный и соревновательный.
Повторный метод применяется для совершенствования максимальной скорости передвижения в пространстве. При этом, повторное упражнение может проводиться с околопредельной и предельной быстротой.
Интервальный метод заключается в том, что вначале до высокой степени быстроты доводится выполнение не всего упражнения, а отдельных его частей, длительность которых различна. В последующем эти части соединяются с сохранением высокой скорости.
Соревновательный метод используется для совершенствования быстроты в условиях состязаний, когда упражнения выполняются с максимальной скоростью.
Выносливость и ее развитие
Выносливость - способность человека продолжительное время выполнять физическую работу на высоком для него уровне без снижения эффективности.
Развитие выносливости наиболее эффективно осуществляется с помощью продолжительного бега, кроссов, марш-бросков, передвижение на лыжах, плавание, гребля и других циклических аэробных упражнений.
Для развития выносливости используются следующие общие методы: равномерный, повторный, переменный, интервальный,
соревновательный, а также специфический круговой.
Равномерный метод применяется на начальном этапе развития выносливости и характеризуется выполнением упражнений с равномерной средней или малой скоростью и постепенным увеличением продолжительности тренировки.
Повторный метод заключается в применении однотипной по содержанию, объему и интенсивности работы с перерывами для отдыха или без них. В зависимости от темпа выполнения упражнений повторный метод позволяет развивать как аэробные, так и анаэробные возможности организма.
Переменный метод характеризуется изменением скорости выполнения работы. Он считается одним из основных для развития общей и специальной выносливости.
Интервальный метод является мощным методом развития, прежде всего, анаэробных возможностей организма. Он заключается в применении различной по длительности работы, выполняемой в максимальном или околомаксимальном темпе с постепенным уменьшением интервалов отдыха между повторными упражнениями.
Соревновательный метод. Развития выносливости состоит в периодическом выполнении наиболее эффективных упражнений в условиях состязаний.
Круговой метод заключается в повторении в определенной последовательности комплекса из 8-12 физических упражнений. Интервалы отдыха между упражнениями составляют 20-60 секунд. Число повторений каждого упражнения составляет около 50% максимального для каждого обучаемого. Комплекс повторяется трижды (три круга), и фиксируется время. За основу повышения нагрузки берется время, затраченное на каждый из трех циклов подряд. По мере приобретения тренированности планируется более быстрое выполнение задаваемой нагрузки и, возможно, большее количество кругов.
Гибкость и ее развитие
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость различают динамическую и статическую (позволяющую сохранять позу или положение тела), активную (под действием собственных сил) и пассивную (под действием внешних сил).
Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. В связи с этим на гибкость оказывает влияние внешняя температура. Чтобы увеличить гибкость, применяется предварительная разминка, массаж растягиваемых групп мышц, их напряжение непосредственно перед выполнением движения.
Более сильные физически люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц, в свою очередь очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростно-силовых качеств. Естественно крайности нежелательны. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движений. Для значительных сдвигов в развитии гибкости в сжатые сроки рекомендуется примерно 40% активных динамических, 40% пассивных и 20% статических упражнений.
Стретчинг - система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов. Считается, что медленные и спокойные упражнения на растягивание способствуют также снятию нервно-эмоциональных напряжений и обеспечивают активный отдых.
Ловкость и ее развитие
Ловкость - это способность человека находчиво, своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникающей двигательной задачей.
Ловкость интегративно отражает многие качества человека. Ее развитие связано с повышением способности учащегося к выполнению сложнокоординированных движений, быстрому переключению с одних двигательных актов на другие и выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменяющимися условиями или задачами.
Координация движений характеризует способность к одновременному и последовательному согласованию или сочетанию движений. Она зависит от соразмерной работы мышц, высокой пластичности нервных процессов, способствующих быстрому переключению с одних действий на другие. Для развития ловкости наиболее часто, помимо общих, применяются следующие специфические методы:
Метод необычных двигательных заданий заключается в том, что обучаемые выполняют разнообразные неизвестные им ранее упражнения или уже освоенные, но в усложненных условиях и по внезапным командам. Таким образом, у них совершенствуется пластичность центральной нервной системы, а, следовательно, и способность быстро осваивать новые двигательные задания.
Ассиметричный метод состоит в том, что при выполнении заданий используют те мышечные группы и звенья двигательного аппарата, которые обычно в этих движениях не играют активной роли. Например, метание гранаты или ведение мяча в баскетболе левой рукой (для правшей); отталкивание при прыжках не толчковой, а маховой ногой и т.д.
Сенсорный метод заключается в повышении возможностей организма к упражнению своими движениями путем применения дополнительной и срочной информации, поступающей от преподавателя в виде команд или сигналов. Это позволяет обучаемым корректировать свои движения и тем самым совершенствовать ловкость.
Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
В процессе физического воспитания на занимающихся оказывается большое воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой и общественной деятельности, а также в быту и семье.
К таким психическим качествам относятся: трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, стремление рационально организовать распорядок дня и свою деятельность, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, выдержка и самообладание.
Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешне среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти; повышение эффективности учебного труда учащихся.
Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс всестороннего воспитания физических качеств и функциональных систем организма, направленный на гармоническое физическое развитие человека. Повышая функциональные возможности и работоспособность человека, ОФП является основой специальной подготовки в избранном виде спорта или трудовой деятельности.
Задачи ОФП:
- Укрепление здоровья.
- Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития.
- Создание фундаментальной основы для специальной физической подготовки.
Развитие мышечной системы.
В процессе занятий ОФП постоянное внимание следует обращать на развитие основных мышечных групп и мышц, имеющих приоритетное значение для жизнедеятельности человека.
К ним относятся:
- Разгибатели позвоночного столба и мышцы поясницы.
- Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные.
- Разгибатели рук.
- Грудные мышцы.
- Мышцы брюшного пресса.
Нормативы ОФП.
Уровень подготовленности учащихся в процессе занятий ОФП определяется по результатам, показанным в контрольных упражнениях, которые являются тестами программы по физической культуре. В таблице представлены обязательные тесты по ОФП для учащихся.
Таблица.
Тесты/ очки | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Бег 100м, с. (мужчины)
| 13,2 | 13,6 | 14.0 | 14,3 | 14,6 |
Подтягивание на перекладине, к. раз (мужчины) | 15 | 12 | 9 | 7 | 5 |
Бег 3000 м, мин. с. (мужчины)
| 12,00 | 12,35 | 13,10 | 13,50 | 14,30 |
Бег 100м, с. (женщины) | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 |
Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой, к. раз (женщины) | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 |
Бег 2000 м, мин. с. (женщины) | 10,15 | 10,50 | 11,15 | 11,50 | 12,15 |
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка(СФП) – педагогический процесс развития физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта или трудовой деятельности. Видами СФП являются:
- Спортивная подготовка.
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Спортивная подготовка
Спортивная подготовка – целенаправленный процесс по подготовке спортсмена для выполнения конкретных спортивных результатов на соревнованиях. Она содержит четыре основных взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: техническую, физическую, тактическую и психическую подготовку, которые и обеспечивают подготовленность спортсмена к соревнованию. Профессионально-прикладная физическая подготовка – это педагогический процесс специально направленного и избирательного использования средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Результатом ППФП является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности
Формы занятий физическими упражнениями
Используются две формы занятий по физическому воспитанию: учебные (основная форма) и внеучебные.
Формы учебных занятий:
- Теоретические, практические и контрольные.
Теоретический раздел излагается в форме лекций. Практический раздел состоит из методико-практических, семинарских и учебно-тренировочных занятий. Контрольные занятия выявляют степень усвоения материала.
- Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные.
- Индивидуальные и индивидуально - групповые.
Индивидуальные занятия проводятся для учащихся, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих усовершенствовать свои навыки.
- Самостоятельные занятия под контролем преподавателя.
Формы внеучебных занятий:
- Физические упражнения в режиме дня (утренняя зарядка, упражнения на перемене и др.).
- Занятия в спортивных секциях.
- Самостоятельные занятия.
- Участие в массовых физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятиях.
Структура учебно – тренировочного занятия
Вводная часть учебно-тренировочного занятия. Продолжительность: около 5 минут. Преподаватель ставит задачи. Кратко информирует о содержании основной части занятия.
Подготовительная часть включает общую и специальную разминку:
- Общая разминка направлена на активизацию (разогрев) мышц и функций организма. Применяется легкий бег и общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп.
- Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия. Выполняются упражнения, сходные по координации и физической нагрузке с предстоящими действиями.
Основная часть содержит упражнения, являющиеся средствами данного вида спорта. Продолжительность основной части составляет около 70% общего времени занятия. Упражнения для развития физических качеств целесообразно выполнять в последовательности: «на быстроту» - «на силу» - «на выносливость».
Заключительная часть содержит упражнения, постепенно снижающие активность занимающихся: на расслабление и растягивание мышц, на разгрузку позвоночника и др. Преподаватель подводит итоги занятия, отмечает его положительные и отрицательные моменты.
Плотность занятий
Различают общую и моторную плотность занятий. Общая плотность – время, затраченное на решение поставленных в данном занятии задач. Это время, затраченное на объяснения и показ, на уборку инвентаря, на выполнение упражнений, на отдых между упражнениями. Нужно стремиться к 100% общей плотности занятия. Моторная плотность – время, затраченное на выполнение физических упражнений. Моторная плотность может колебаться от 10% до 90%. Это зависит от вида спорта; возраста, пола и подготовленности спортсмена; конкретных задач и условий занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физической культуре "Основы теории и методики физического воспитания и спорта"
Представлен элективный курс для учащихся 9 класса рассчитанный на 8 часов, разработан Архипкиной Т.И....
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного обр...
Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, Основы методики физического воспитания школьников
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию вкачестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высшихучебных заведенийМосква «Просвещение» 1989Минаев Б.Н., Шия...
Статья «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Основные средства и пути Ф.В.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта, закал...
Курсовая работа по теории и методике физического воспитания ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ...
Сила и основы методики ее воспитания.
Сила и основы методики ее воспитания.Методы развития силы. Упражнения....
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Основные средства и пути физического воспитания- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные ...