Развитие быстроты средствами физической культуры
презентация к уроку по физкультуре (10 класс)

Стрелкова Анна Гогиевна

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.

Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.

 

Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.

Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.

 

Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bystrota.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быстрота как физическое качество Учитель физической культуры ГБОУ Гимназии №363 Стрелкова Анна Гогиевна

Слайд 2

Определение понятия «быстрота» Быстрота - как двигательное качество, это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

Слайд 3

Природа быстроты В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Слайд 4

Основные формы проявления быстроты человека Время двигательной реакции, Время максимально быстрого выполнения одиночного движения, Время выполнения движения с максимальной частотой, Время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.

Слайд 5

Быстрота Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости. Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта.

Слайд 6

Скоростные способности человека зависят от: Скорости проведения нервных импульсов в центральной нервной системе и скорости реакции на них мышечного аппарата; Количественного содержания в мышечной ткани быстрых (белых) и медленных (красных) волокон и их соотношение; Величины поперечника задействованных в нужном движении мышц; Способности мышц к переходу из состояния напряжения в состояние расслабления; Запасов внутри мышечных волокон веществ (АТФ и креатинфосфата ) обеспечивающих энергией кратковременные движения максимальной мощности; уровня развития активной гибкости в работающем суставе; уровня развития двигательной координации; Возраста и пола человека; Генетической предрасположенности к скоростной работе.

Слайд 7

Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах Повторный метод Сопряженный метод Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования выполнение упражнений с околопредельной или максимальной скоростью выполнение соревновательных упражнений с околопредельной или максимальной скоростью в чередовании с упражнениями в утяжелённых условиях Игровой метод Соревновательный метод Основные методы совершенствования быстроты

Слайд 8

Выбор упражнений Для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения: развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.

Слайд 9

Упражнения для развития быстроты Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу. Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная). Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками. Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения. Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения. Быстрые перемещения, характерные для волейбола, баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации применения мониторинга физического развития на уроках физической культуры.

         При помощи мониторинга можно добиться не только повышения эффективности работы самого учителя, но и своевременно выявить потенциал обучаемого. ...

Описание личного опыта "Развитие интеллекта средствами физической культуры"

"Развитие интеллекта дошкольников средствами физической культуры"...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...

Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры.

В статье рассмотрены понятие социализации, особенности социализации детей, особенности социального развития детей с задержкой психического развития. Влияние физической культуры на внедрение детей с ЗП...

Круговая тренировка, как метод физического развития на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, проявились факторы ухудшения экологической обстановки,  и факторы экономические. Достаточно посмотреть на ко...