Развитие быстроты средствами физической культуры
презентация к уроку по физкультуре (10 класс)
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bystrota.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение понятия «быстрота» Быстрота - как двигательное качество, это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Природа быстроты В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека Время двигательной реакции, Время максимально быстрого выполнения одиночного движения, Время выполнения движения с максимальной частотой, Время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости. Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта.
Скоростные способности человека зависят от: Скорости проведения нервных импульсов в центральной нервной системе и скорости реакции на них мышечного аппарата; Количественного содержания в мышечной ткани быстрых (белых) и медленных (красных) волокон и их соотношение; Величины поперечника задействованных в нужном движении мышц; Способности мышц к переходу из состояния напряжения в состояние расслабления; Запасов внутри мышечных волокон веществ (АТФ и креатинфосфата ) обеспечивающих энергией кратковременные движения максимальной мощности; уровня развития активной гибкости в работающем суставе; уровня развития двигательной координации; Возраста и пола человека; Генетической предрасположенности к скоростной работе.
Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах Повторный метод Сопряженный метод Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования выполнение упражнений с околопредельной или максимальной скоростью выполнение соревновательных упражнений с околопредельной или максимальной скоростью в чередовании с упражнениями в утяжелённых условиях Игровой метод Соревновательный метод Основные методы совершенствования быстроты
Выбор упражнений Для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения: развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.
Упражнения для развития быстроты Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу. Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная). Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками. Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения. Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения. Быстрые перемещения, характерные для волейбола, баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации применения мониторинга физического развития на уроках физической культуры.
При помощи мониторинга можно добиться не только повышения эффективности работы самого учителя, но и своевременно выявить потенциал обучаемого. ...
Описание личного опыта "Развитие интеллекта средствами физической культуры"
"Развитие интеллекта дошкольников средствами физической культуры"...
СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой
Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...
Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"
Тема работы "Физиологическая оценка нагрузки школьников - фактор укрепления здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...
Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры.
В статье рассмотрены понятие социализации, особенности социализации детей, особенности социального развития детей с задержкой психического развития. Влияние физической культуры на внедрение детей с ЗП...
Развитие проактивной личности средствами физической культуры
Разработка проекта...
Круговая тренировка, как метод физического развития на уроках физической культуры
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, проявились факторы ухудшения экологической обстановки, и факторы экономические. Достаточно посмотреть на ко...