Методическая разработка. Лыжная подготовка школьников. ОФП.
методическая разработка по физкультуре (11 класс)
Аннотация. В данной статье показано положительное влияние специальных комплексов упражнений на тренажерах, включенных в раздел силовой подготовки к лыжероллерному сезону лыжников-гонщиков.
Ключевые слова: тренировка, силовая подготовка, лыжероллеры, упражнения на тренажерах.
В процессе выполнения бега на лыжероллерах в условиях лыжероллерной гонки важное значение занимает также и сила совершаемого толчка, а также и выносливость самого лыжника-лыжероллериста, который способен длительное время прилагать единообразные по степени интенсивности усилия для поддержания оптимального темпа передвижения.
Актуальность выбранной темы определена повышающимся интересом и значимостью гонок на лыжероллерах, которые на современном этапе развития спорта становится все более востребованными.
Вместе с тем, специфика методики развития силовых способностей у лыжников-гонщиков-лыжероллеристов в значительной степени отличается от других форм физической активности, следовательно, предъявляет особенные требования к уровню развития силовых способностей спортсменов.
Современный этап развития методики физической культуры и организации тренировочного процесса демонстрирует достаточно большое количество спортивно-технических средств, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие силовых способностей спортсменов.
Исследование способов развития силовых способностей у лыжников-лыжероллеристов на этапе совершенствования спортивного мастерства в период подготовки к соревнованиям в лыжероллерных дисциплинах позволит оптимизировать процесс подготовки спортсменов, а также избежать наиболее вероятных ошибок в организации тренировочного процесса, который может негативно сказаться на физической подготовленности лыжников-лыжероллеристов. Привлечение к тренировочному процессу инновационных методов развития силовых способностей также позволит в значительной степени повысить качество работы спортсменов в подготовке к лыжероллерному соревновательному сезону.
Объект исследования: силовые способности в лыжероллерном спорте.
Предмет исследования: пути развития силовых способностей у лыжников-лыжероллеристов с использованием тренажеров в подготовке к лыжероллерному (летнему) соревновательному сезону.
Цель исследования: разработка методики с использованием тренажеров для развития силовых способностей лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства в подготовительном периоде.
Задача исследования:
Разработать и экспериментально проверить методику подготовки лыжников-лыжероллеристов с использованием тренажеров для развития силовых способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kurochkin_m.v._trenezhery.docx | 129.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Курочкин М.В., аспирант
Курочкина Е.В., аспирант
РГПУ им. А.И. Герцена
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ ЛЫЖНИКАМИ-ГОНЩИКАМИ В ПОДГОТОВКЕ К ЛЕТНЕМУ СЕЗОНУ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация. В данной статье показано положительное влияние специальных комплексов упражнений на тренажерах, включенных в раздел силовой подготовки к лыжероллерному сезону лыжников-гонщиков.
Ключевые слова: тренировка, силовая подготовка, лыжероллеры, упражнения на тренажерах.
В процессе выполнения бега на лыжероллерах в условиях лыжероллерной гонки важное значение занимает также и сила совершаемого толчка, а также и выносливость самого лыжника-лыжероллериста, который способен длительное время прилагать единообразные по степени интенсивности усилия для поддержания оптимального темпа передвижения.
Актуальность выбранной темы определена повышающимся интересом и значимостью гонок на лыжероллерах, которые на современном этапе развития спорта становится все более востребованными.
Вместе с тем, специфика методики развития силовых способностей у лыжников-гонщиков-лыжероллеристов в значительной степени отличается от других форм физической активности, следовательно, предъявляет особенные требования к уровню развития силовых способностей спортсменов.
Современный этап развития методики физической культуры и организации тренировочного процесса демонстрирует достаточно большое количество спортивно-технических средств, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие силовых способностей спортсменов.
Исследование способов развития силовых способностей у лыжников-лыжероллеристов на этапе совершенствования спортивного мастерства в период подготовки к соревнованиям в лыжероллерных дисциплинах позволит оптимизировать процесс подготовки спортсменов, а также избежать наиболее вероятных ошибок в организации тренировочного процесса, который может негативно сказаться на физической подготовленности лыжников-лыжероллеристов. Привлечение к тренировочному процессу инновационных методов развития силовых способностей также позволит в значительной степени повысить качество работы спортсменов в подготовке к лыжероллерному соревновательному сезону.
Объект исследования: силовые способности в лыжероллерном спорте.
Предмет исследования: пути развития силовых способностей у лыжников-лыжероллеристов с использованием тренажеров в подготовке к лыжероллерному (летнему) соревновательному сезону.
Цель исследования: разработка методики с использованием тренажеров для развития силовых способностей лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства в подготовительном периоде.
Задача исследования:
Разработать и экспериментально проверить методику подготовки лыжников-лыжероллеристов с использованием тренажеров для развития силовых способностей.
Предполагается, что рациональное применение специальных силовых упражнений с применением тренажерных устройств в подготовке к соревновательному лыжероллерному сезону позволит повысить результативность группы совершенствования спортивного мастерства.
При выборе тестов для развития силовых качеств лыжников-гонщиков-лыжероллеристов мы руководствовались определёнными требованиям:
-что бы тест позволил быстро определить силовые качества;
-что бы был простым в применении;
-тест не должен допускать больших погрешностей и быть достаточно точным при применении;
Отбор тестов проводился с учётом рекомендаций российских учёных о факторной значимости теста и его надёжности [9].
Тестами, отвечающими этим требованиям, являлись, в первую очередь, специальные упражнения педагогического контроля за уровнем её отдельных факторов силового развития.
Для оценки уровня развития силовых качеств педагогические контрольные испытания состояли из комплекса специальных контрольных упражнений (тестов).
Для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей мышц верхнего плечевого пояса использовался тест на инерционном тренажере “Мираж” в максимальном темпе 1 мин одновременным ходом, с регистрацией величины проделанной работы для измерения скоростного компонента быстрой силы;
Для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей мышц ног использовался прыжок в длину с места (силовой компонента быстрой силы) Методика выполнения. Испытуемый становятся на брусок около прыжковой ямы и по готовности выполняет прыжок с места. Даётся три попытки, в протокол заносится лучший результат.
Для оценки скоростно-силовой подготовленности и проявление скоростно-силовых возможностей использовались тесты на преодоление 150 м на лыжероллерах с максимальной скоростью.
Для определения уровня развития силовой выносливости испытуемых использовались следующие тесты:
- Подтягивание на высокой перекладине
Тест оценивает силовую выносливость плечевого пояса и мышц рук Методика выполнения. Из виса на перекладине выполнить возможно большее число подтягиваний. От испытуемого требовалось выполнить выход с силой, до уровня подбородок выше перекладины, ноги вместе, в поясничном отделе позвоночника не выполнять прогиб, движения выполняются без рывков и маховых движений.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Тест позволяет оценить развитие мышц плечевого пояса.
Методика выполнения. Из и.п. - упор лёжа, выполнить возможно большее число сгибаний и разгибаний рук. Отжимания считались выполненными правильно, когда руки сгибались, затем полностью разгибались, туловище горизонтально пола, ноги вместе. Выполняется до стадии утомления.
- Контрольная гонка на лыжероллерах свободным стилем 10км «Первенство Санкт-Петербурга по СФП»
Перед тестированием в КГ и ЭГ проводилась разминка. Это предупреждает возможные травмы (растяжение мышц и суставно-связочного аппарата, излишняя усталость) и улучшает показатели результатов испытуемых.
Разминка включала в себя упражнения, близких по структуре к упражнениям тестов.
Принципы силовых тренировок.
Программа силовых тренировок построена с учетом постоянного повышения физических возможностей спортсменов в соответствии с адаптацией тела к различным нагрузкам, применяемым во время тренировок на основе следующих принципов:
Постепенное увеличение нагрузки – происходит адаптация структуры и функций тела спортсмена, в следствии чего повышается результативность.
Разнообразие – монотонность и скука могут стать серьезным препятствием для мотивации и совершенствования спортсмена. Наилучший способ преодолеть эти затруднения – добавить разнообразия в тренировочный процесс. Оно положительно влияет на психологическое состояние спортсмена.
Индивидуализация – при работе с каждым спортсменом следует принимать во внимание его способности, потенциал и базу силовой подготовки.
Специфичность – программа тренировки разрабатывается таким образом что бы происходило развитие специфической силы, главные движущие мышцы, а так же действия выполняемые этими мышцами (эксцентрические, изометрические, концентрические).
Недельная нагрузка с использованием силовых тренировок рассчитана с учетом общего объема и интенсивности тренировок. Общий недельный объем работы так же спланирован в соответствии с принципом постепенного увеличения тренировочной нагрузки для достижения суперкомпенсации и дальнейшего прогресса. На рисунках 1-3 показаны три недельных микроцикла с увеличением нагрузки. Четвертый недельный микроцикл разгрузочный, поддерживающего характера.
Рис.1 Микроцикл с низкой нагрузкой.
Рис 2. Микроцикл со средней нагрузкой.
Рис.3 Микроцикл высокой нагрузки.
Интегрирование мезоциклы в миркроциклы.
Во время предсоревновательного этапа используется два типа макроциклов: ступенчатый и равномерный.
Ступенчатый макроцикл подразумевает постепенное увеличение нагрузки, является менее напряженным и поэтому лучше подходит для ранней стадии подготовительного этапа.
Равномерный макроцикл – повышение объема и интенсивности, используется структура 2 нагрузочных микроцикла и 1 разгрузочный.
|
|
|
|
| Н | Н |
| Н | Н |
|
|
| Н |
|
|
| |||||
|
| Н | Р | Р | Р | |||||
Микроциклы | Н | |||||||||
Тип мезоцикла | Ступенчатый | Равномерный | Равномерный | |||||||
Этап тренировки | Предсоревновательный |
Рис.4 Ступенчатый и равномерные макроциклы в составе предсоревновательного периода (Н – нагрузка, Р – разгрузка).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯИ ИХ ОБСУЖЕНИЕ
С целью определения эффективности предлагаемой методики для развития силовых способностей мы провели два тестирования.
Первое проводилось в майе 2018г., второе в октябре 2017г.
Сравнительный анализ результатов первого тестирования экспериментальной и контрольной группы не выявил достоверных различий (p > 0,05) в уровне силовой подготовки (табл. 1). Анализируя данные можно сделать вывод, что спортсмены в обеих группах показали примерно одинаковые результаты на начало эксперимента. Средний балл контрольной группы оказался выше в тестах «Сгибание разгибание рук в упоре лежа» и «бег на л/р 150м». Средний балл экспериментальной группы превысил результаты контрольной группы в тестах «Работа на тренажере Мираж за 1 мин.», «Прыжок в длину с места» и «Подтягивание на высокой перекладине».
Таблица 1
Изменения тестовых показателей в ЭГ и КГ, n=10
Упражнения | группы | I тестирование |
|
| II тестирование |
|
|
|
| M | m | P | M | m | p |
Работа на тренажере "Мираж" в течение 1 мин, ед | КГ | 81,1 | 1,12 | >0,05 | 87,4 | 1,48 | <0,05 |
ЭГ | 81,5 | 1,21 | 92,4 | 2,89 | |||
Прыжок в длину с места | КГ | 253,1 | 3,01 | >0,05 | 258,7 | 2,87 | <0,05 |
ЭГ | 254,6 | 3,38 | 264,9 | 3,74 | |||
Подтягивания | КГ | 15,6 | 1,64 | >0,05 | 18,8 | 1,41 | <0,05 |
ЭГ | 15,5 | 0,89 | 19,6 | 1,98 | |||
Отжимания | КГ | 46,2 | 0,8 | >0,05 | 53,1 | 2,27 | <0,05 |
ЭГ | 47,2 | 0,91 | 56,3 | 1,79 | |||
Бег на л/р 150м (сек) | КГ | 16,3 | 0,15 | >0,05 | 15,6 | 0,13 | <0,05 |
ЭГ | 16,1 | 0,09 | 15,1 | 0,11 |
Результаты педагогического эксперимента позволяют считать, что экспериментальная группа, тренировавшаяся по разработанной методике, достигла достоверно лучших показателей. Показатели силовых способностей в подготовки контрольной группы также выросли, но второе тестирование выявило статистически достоверные различия в приросте показателей двух групп.
Так, средний показатель на тренажере "Мираж" вырос в следующем соотношении: в КГ с 81,1±1,12 до 87,4±1,48; в ЭГ с 81,5±1,21 до 92,4±2,89. Разница в улучшении между группами существенна: КГ – 6,3 ед. (7%): ЭГ – 10,9 ед. (12%) (p <0,05).
Скоростно-силовые показатели мышц ног в тесте прыжок в длину с места увеличились КГ с 253,1±3,01 см до 258,7±2,87 см (2%); а в ЭГ с 254,6±3,38 см до 264,9±3,74 (4%) см. Различия между результатами обеих групп во втором тестировании достоверны (p <0,05).
В экспериментальной группе показатель по тесту «Бег на лыжероллерах 150м» был равен 16,3+0,15 секунд, а стал 15,6+0,13 секунд, прирост составил 0,7 секунд, что равняется 4%: а КГ показатель увеличился с 16,1+0,09 секунд, а стал 15,1+0,11 что равняется 7% (p<0,05).
Рис. 5 Скоростно-силовые показатели.
В тесте на подтягивания показатели выросли в КГ с 15,6±1,64 до 18,8±1,41 (17%); а в ЭГ с 15,5±0,89 до 19,8±1,98 (22%) (p <0,05). В тесте на отжимания показатели увеличились у КГ с 46,2+0,8 до 53,1+2,27 (13%); а в ЭГ с 47,2+0,91 до 56,3+1,79 (16%) (p<0,05).
Рис. 6 Показатели силовой выносливости.
Результаты соревнований на лыжероллерах свободным стилем «Первенство Санкт-Петербурга по СФП» 24.09.2017г. проводившихся на учебно-тренировочном комплексе «Кавголово» на дистанции 10 км, в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 2 (Приложение 4). На основании данных таблицы 2 построен рисунок 7.
Рис.7 Результаты «Первенство Санкт-Петербурга по СФП»
Из рис.7 видно, что средние результаты участников экспериментальной группы значительно лучше, чем в контрольной группе.
Результаты педагогического эксперимента позволяют считать, что Положительный эффект в тренированности ЭГ был достигнут за счет использования разработанной методики подготовки и рационально распределенных тренировочных занятий направленных на развитие силовых качеств. Показатели силовых способностей в подготовки контрольной группы также выросли, но второе тестирование выявило статистически достоверные различия в приросте показателей двух групп.
Выводы
- Разработана методика развития силовых способностей у лыжных гонщиков в подготовке к летнему лыжероллерному соревновательному сезону, которая направлена на применение тренажерных средств для увеличения силовой доли ОФП и СФП. Были включены комплексы на развитие абсолютной силы и силовой выносливости. Недельная нагрузка рассчитывалась с учетом общего объема и интенсивности тренировок. Общий объем работы спланирован в соответствии с принципом постепенного увеличения тренировочной нагрузки.
- В результате проведенного эксперимента было выявлено, что использованная методика оказывает положительное воздействие на результаты тестов, определяющих силовые качества у квалифицированных лыжников-лыжероллеристов. Выявлено равномерное улучшение по всем тестовым показателям у занимающихся в ЭГ. В КГ сдвиги в тестовых показателях произошли незначительно. При подсчете статистической достоверности в обеих группах
данные достоверны (p<0,05).
Литература
- Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред.. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
- Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.: Знание, 1990.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия, "Физкультура и спорт"; № 5).
- Квашук П.В., Кленин Н.Н. Лыжные гонки: примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства: этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2009. – 60 с.
- Курочкин М.В. Развитие скоростно-силовых способностей спортсменов «в лыжероллерном спринте» на этапе совершенствования спортивного мастерства. Сборник научных статей / Развитие теоритических основ физического воспитания и спорта / Научно-практическая конференция 24 апреля 2018 г. – СПб: Издательский дом «Инкери». 2018. – 67-78 с.
- Курочкин М.В. Оптимизация подготовки квалифицированных лыжников гонщиков с использованием упражнений на равновесие. Проблема человека в педагогических исследованиях: сборник научных статей Всероссийского Симпозиума молодых ученых 26–28 апреля 2017 года / - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – 266-269с.
- Курочкин М.В., Фарбей В.В., Жевлаков Е.Г., Истомин Р.А. Применение регламентированных режимов дыхания в стрелковой подготовке биатлонистов с различным типом соревновательной подготовленности. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 10(152) – 2017 год
- Курочкин М.В., Фарбей В.В., Жевлаков Е.Г., Климушин К.Г. регламентированных режимов дыхания в стрелковой подготовке биатлонистов с различным типом соревновательной подготовленности. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 10(152) – 2017 год
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М., 2003. – 863 с.
- Правила вида спорта «Лыжные гонки» Приказ Минспорта России от 01 ноября 2017 г. № 948. - 95 с. http://www.flgr.ru/files/publications/3882.pdf
- Слимейкер Р., Браунинг Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость – Мурманск: Тулома, 2007. – 316 с.
- Фарбей В.В., Скорохватова Г.В. Лыжный спорт: учебник для вузов: 2-е изд., испр. и доп. / и др. – С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 623 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ
Данное учебно-методическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя ...
Методическая разработка по обучению школьников стрельбе.
Методическая разработка по обучению школьников стрельбе содержит некоторые рекомендации, теоретические и практические которые могут пригодиться при обучении стрельбе из пневматической винтовки....
Игровой метод обучения на уроках лыжной подготовки школьников 13-14 лет
Презентация " Игровой метод обучения на уроках лыжной подготовки школьников 13-14 лет."...
Методическая разработка: "Лыжный спорт, как средство физического воспитания"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Методическая разработка: «Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников»
Определение форм и методов подготовки учащихся к предметным олимпиадам....
Методическая разработка по подготовке школьников в классе F-2-А (скоростные модели)
Данная методика разрабатывается и совершенствуется в течение 20-ти лет при подготовке воспитанников для успешных выступлений в соревнованиях всех уровней.В основу методики положены: программа внешколь...
Методическая разработка по подготовке школьников в классе F-2-А (скоростные модели)
Пояснительная запискаДанная методика разрабатывается и совершенствуется в течение 20-ти лет при подготовке воспитанников для успешных выступлений в соревнованиях всех уровней.В основу методики положен...