Классный час в 8 классе "Детство, опаленное войной"
классный час по физкультуре (8 класс)

Валерий Геннадьевич Воронин

Все дальше уходят события военных лет. Все больше появляется в интернете ложной информации о героях и преступлениях Великой Отечественной войны. Роль учителя, рассказать о тех временах детям, как воевали наши солдаты, как жилось людям в тылу, какое было детство у их ровесников в годы войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детство, опаленное войной

1 часть - 1 мин

(Слайд 1 – фото стая снегирей на снегу)

Это память, опять, от зари до зари
Беспокойно листает страницы.
И мне снятся всю ночь на снегу снегири,
В белом инее красные птицы.

Припев:
Белый полдень стоит над Вороньей горой,
Где оглохла зима от обстрела,
Где на рваную землю, на снег голубой,
Снегириная стая слетела!

2 часть – 2 мин

- Вам знакома эта песня?  Кто-то знает ее авторов?  

- Верно, композитор – Юрий Антонов, а автором слов является поэт фронтовик, военный корреспондент Михаил Дудин, не понаслышке знающий о войне, память которого рисует одни и те же страницы – снегирей на снегу.  

- Как Вы думаете, какой смысл автор вкладывает в этот образ? (Ответы детей, обобщение учителя: Действительно, автор подчеркивает, что земля пропитана кровью защитников Родины, и в этом ее память.)

- Но только ли земля хранит память о событиях прошлого? (После ответов учеников - резюме учителя – верно еще есть и человеческая память).

- Вы никогда не задумывались, почему людям важно хранить память о событиях ВОВ?  

-  Я бы еще добавил (или если кто-то скажет эту мысль, как верно замечено), что человеческая память через обращение к истории предков, событиям ВОВ, позволяет задуматься о достоинстве, верности и чести наследника Великой Победы, которым является каждый из нас.

Слайд – 2 можно поставить кадр, на одной половине которого фото современных людей, а не другой тема классного часа.

- Вот и сегодня в Год памяти и славы мы обратимся к тем, кому довелось испытать все тяготы и ужасы войны в детские годы.

3 часть – 16 мин

- Как Вы понимаете смысл темы нашего разговора «Детство, опаленное войной»? (Ответы, не знаю, что будут говорить, но видимо из смысла самого причастия «опаленное» следует, обобщить примерно так: детства в его сегодняшнем понимании беззаботного, счастливого, которое ассоциируется с играми, звонким смехом, сладостями и т.д. – у детей войны – не было).

- А что было? Кто-то может привести примеры опаленного детства?

- Если ничего не скажут, то говорим, я понимаю, что трудно так быстро вспомнить конкретные примеры, поэтому я предлагаю сегодня поближе познакомиться с жизнью детей войны и поделиться этой информацией с одноклассниками.  

- У нас емть 5 групп, прошу Вас обратиться к примерам, лежащим на столах, прочитать и рассказать всем, чем же было опалено детство детей войны?  

- Вижу, что все готовы, прошу внимания и хочу привести пример из Альманаха Памяти, который подготовили обучающиеся нашей школы к 75-летию Победы о жителях нашего села в годы войны.

Слайд – 3 Иллюстрирует работу детей в селе, если есть фото, чьи воспоминания читаем.

Из воспоминаний заслуженного учителя Ковалевой Евдокии Андреевны: «Когда началась война, мне было 9 лет. В сентябре 1941 года установился снежный покров. Нужно было спасать урожай. Поэтому школьники работали на полях, не прерывая учебу. Те, кто учился в первую смену, работали в поле после обеда, а кто во вторую – с утра. Но школу не бросали. Мне там нравилось. Хотя тетрадей мы не имели, писали на старых книгах, между строк. Чернил также не было, их делали из сажи, которую добывали в печных трубах. В трех километрах от нашего села был санаторий, который во время войны стал госпиталем для раненых бойцов Красной Армии. Мы, Школьники, часто наведывались к ним с концертами. Кроме того, каждый из нас приносил в госпиталь кто носки, кто перчатки, кто перчатки и много конвертов для писем, которые мы делали сами из старых книг, а в середину конверта наклеивали чистый квадратик бумаги для адреса. Клеем служила вареная картошка».

- Так жили дети сел, а с какими трудностями столкнулись дети городов?

1 группа (Слайд – 4)  фото детей у станков.

- Во время войны подростков призывали на фабрики и заводы. Около 8 тысяч детей работало только на моторостроительном заводе в Перми. Завод выпускал авиадвигатели. Рабочим было всего по 14 лет, на неквалифицированную работу брали уже с 11 лет. Вспоминая свое военное детство, бывший работник завода вспоминал, что когда уходил в 14 лет, его мама плакала и все спрашивала: "Зачем такому маленькому идти?" С мамой он встретился только после войны в 1946 году, и опять она плакала: "Ты даже не вырос за эти годы". А как тут вырастешь? Если работать иногда приходилось по 29 часов подряд. Правда, после такой смены давали отдых и сытный обед.

Да и вообще тяжело приходилось детям, приехавшим издалека на заводы в тыл. Одежды и обуви толком не было. Донашивалось то, что привозили из дома. Очень часто дети даже не уходили ночевать домой - оставались на заводе (спали на ящиках, в кочегарках, в любом свободном уголке). Руководители заводов постепенно стали шить одежду для детей, покупать валенки и другую обувь. Потом это все распределялось между детьми.

Средняя смена длилась 16-18 часов. Очень холодно было в огромных цехах, особенно зимой. Даже взрослые часто не выдерживали и сбегали на фронт. 

Помимо этого, во многих школах создавались детские мастерские, в которых дети изготовляли различную продукцию - ложки, приклады, лыжные палки, различные детали. Школьники чинили шинели, одежду для фронтовиков.

- Скажите, а дети только работали в тылу наравне со взрослыми?  

- Да, действительно, дети воевали на фронте и в партизанских отрядах. По информации Центрального архива министерства обороны России, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. Пятеро подростков были удостоены высшей воинской награды «Герой Советского Союза».

-  Кто-то может назвать их имена и сказать, за что им было присвоено звание героя?

- Дети - Герои Советского Союза (Слайд – 5 фото, имя и возраст героев советского Союза):

Марат Казей, 14 лет;

Валя Котик, 14 лет,

Леня Голиков, 16 лет,

Саша Чекалин, 16 лет,

Зина Портнова, 17 лет.

  Давайте узнаем поподробнее об одном из них.

-  2 группа 

Валентин Котик - партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.

В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.

С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.

Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

- А Вы знаете, кто был самым младшим из всех известных маленьких солдат — во всяком случае, согласно документам, хранящимся в военных архивах?  

- 3 группа (Слайд – 5 фото, героя):

В архивных документах можно найти два свидетельства о награждении Сергея Алешкина, воспитанника 142 гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской дивизии, родившегося в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Первый документ от 26 апреля 1943 года — о награждении его медалью «За боевые заслуги» в связи с тем, что «Тов. АЛЕШКИН любимец полка» «своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе». Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкина стоит первой.

- Как Вы думаете, важную миссию выполнял Сергей Алешкин? (Ответы) Залуженно получил медаль за Победу в ВОВ? (Ответы)

- Но, к сожалению, очень многие дети не дожили до Победы и совершали подвиги наравне со взрослыми. 263 советских воина, закрыли своими телами вражеские амбразуры, вы можете назвать имена героев, совершивших подобный подвиг? (ответы)

- В числе этих героев Александр Матросов, Александр Панкратов, Александр Мясников и один пятнадцатилетний подросток.  

4 группа (Слайд – 6 фото, героя):

15-летний рядовой 332-й разведывательной роты 252-й стрелковой дивизии 53-й армии 2-го Украинского фронта Анатолий Комар. В действующую армию подросток попал в сентябре 1943-го, когда фронт вплотную подошел к его родному Славянску.

Он служил проводником у наступающих красноармейцев. Анатолий помог им пройти вглубь прифронтовой полосы немцев, а потом ушел вместе с наступающей армией на запад. Всего два месяца довелось ему носить недавно появившиеся в Красной армии погоны и ходить в разведку. В ноябре того же года, возвращаясь из свободного поиска в тылу у немцев, группа разведчиков раскрыла себя и была вынуждена прорываться к своим с боем. Последним препятствием на пути назад оказался пулемет, прижавший разведку к земле. Анатолий Комар метнул в него гранату, и огонь стих, но стоило разведчикам подняться, как пулеметчик снова начал стрелять. И тогда оказавшийся ближе всех к врагу Толя поднялся и упал на пулеметный ствол, ценой жизни купив товарищам драгоценные минуты для прорыва.

- Примеров подвигов юных героев можно приводить бесконечно. Как Вы думаете, почему, несмотря на все трудности военной жизни, сотни тысяч подростков шли в военкоматы, прибавляли себе 2-3 года и уходили защищать Родину?  

- Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность. А еще была опасность попасть к фашистам. А что там их ожидало?

- Говорят, что дети на войне разучились плакать. Почему?  

- 5 группа (Слайд – 7 фото,):

Если дети попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят.

Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются. Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.

Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался – отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна.

- Говоря о детях войны нельзя не упомянуть о жизни детей блокадного Ленинграда, которые росли, работали и учились под разрывами бомб и снарядов в условиях холода и голода.

Слайд 8 Фото дневника Тани Савичевой и ее фото

- Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжелые брёвна. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. В госпиталях ухаживали и навещали раненых, выступали перед ними с концертами. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, разбирали завалы, очищали город от снега, выращивали овощи и картофель.

Весь мир потряс дневник маленькой лениградской девочки Тани Савичевой, поведавшей людям о войне Сжатые, лаконичные записи : «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», а потом без даты «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

- Как бы Вы теперь сказали, чем же было опалено детство в года войны?

(Ответы, просто слушаете, думаю, что скажут, лишения, голод, холод, смерть и т.д.)

Слайд 9 с памятниками.

- Дети войны, как и миллионы наших отцов, дедов и прадедов показали самоотверженность, стойкость духа и неподдельную любовь к Родине, положили свои жизни ради жизни последующих поколений.

В память об их опаленном детстве по всей стране возводятся памятники.  

Исполняю песню «Снегири»

От переднего края раскаты гремят;
“Похоронки” доходят до тыла.
Под Вороньей горою погибших солдат
Снегириная стая накрыла!

Припев:
Мне всё снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета!
И летят снегири, и летят снегири,
Через память мою до рассвета!

Слайд 10 – первоначальная картинка со стаей снегирей на снегу и звук метронома. Минута молчания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Классный час, посвященный детям военного времени «Детство, опаленное войной»

В последнее время на Западе участились попытки принизить за­слуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспр...

Классный час "Детство, опаленное войною"

Цели классного часа:  воспитание патриота своей Родины; развитие патриотического сознания обучающегося; воспитание чувства гуманности....

Классный час с презентацией "Детство,опаленное войной"

Классный час "Детство,опаленное войной" проводится в 5-6 классе. Содержит конспект мероприятия,презентацию .Способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей....

сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"

Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....

Классный час на тему:"Детство,опаленное войной".

9 мая наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В то время много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины. И эта тем...

Презентация к классному часу "Детство, опаленное войной"

Встреча с Анастасией  Дмитриевной Колесовой, ветераном войны и труда....