Классный час "Детство, опаленное войною"
классный час по истории на тему

Залогина Татьяна Николаевна

Цели классного часа:  воспитание патриота своей Родины; развитие патриотического сознания обучающегося; воспитание чувства гуманности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo_opalyonnoe_voynoyu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме
«Детство, опалённое войною»

Цели классного часа:

  1. воспитание патриота своей Родины;
  2. воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
  3. развитие патриотического сознания учащихся

Звучит тревожная музыка   (слайд 1)

        (слайд 2) 

Вед 1: А мы не станем памяти перечить.

 Вспомним дни далёкие, когда

 Упала детям на слабенькие плечи

 Огромная не детская беда.

 Была зима и жёсткой, и метельной,

 Была судьба у всех людей одна.

Вед 2: У них и детства не было отдельно,

 А были вместе — детство и война.

 И их большая Родина хранила,

 И им Отчизна матерью была.

 Она детей от смерти заслонила,

 Своих детей для жизни сберегла.

Вед 1: Вероломно в 1941 году 21 июня враг напал на нашу Родину.  Война, какое страшное слово. И встали на защиту нашей Родины и стар и мал.  Сражались все во имя победы не только взрослые, но и дети, которым выпало «Детство, опалённое войною». (слайд 3)

Этой теме мы и посвящаем сегодня наш классный час.

 Подрезова Евгения: Его  узнала я не из книжки -

 Жестокое слово-война!

 Прожекторов яростной вспышкой

 К нам в детство врывалась она.

 Смертельными тонами стали,

 Сиреной тревоги ночной.

 В те же дни мы в войну не играли –

 Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Сакошева Карина:  Стоят в России обелиски,

 На них фамилии солдат…

 Мои ровесники

 Под обелисками лежат.

 И к ним, притихшие в печали,

 Цветы приносят полевые

 Все те, что их так долго ждали,

 Теперь уже совсем седые.  (А. Терновский)

 Вед 2: Дети они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере.

Вед 1: История сохранила для нас множество фотокадров, плакатов и лозунгов, по которым можно узнать многое о тех далёких сороковых - роковых….. (слайд 4)

Вед 2: Война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, из всех войн, которые только знало человечество. Война – это 1418 дней и ночей. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах. Провела около 40 крупных наступательных операций.

Вед 1: Война- это…70000 разоренных и сожженных  деревень, 1710 разорённых городов  и 27 млн. погибших……(слайды 5-6)

Вед 2: «Все для фронта, все для победы» - повсюду звучал такой девиз. (слайд 7) Тяжело было. Этот лозунг прибавлял сил тогда, когда их, кажется, вовсе не оставалось. А в тылу оставались женщины, старики и, конечно, дети.

Вед 1: Но дети не только помогали взрослым в тылу. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Вед 2: Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить.

Вед 1:  Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.  Это они погибли в боях защищая нашу Родину, Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова и др.  все они удостоены за героизм звания Героя Советского Союза посмертно. (слайды 8 – 9)

/Выступление учеников 8 класса/

Голиков Леонид - юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.

13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, захватила ценные документы, в числе которых - описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера.

24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Псковской области.

Голикову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Марат Казей - юный партизан.  В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября; затем он стал разведчиком штаба 200-й партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского Минской области.

В первом же бою 9 января 1943 года Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.

 В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.

В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля - военные карты и планы гитлеровского командования.

 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его "в кольцо". 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Котик Валентин Александрович - юный партизан-разведчик самый младший по возрасту Герой Советского Союза.

 В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев.

В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.

 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года в бою 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Портнова Зинаида Мартыновна - юная партизанка - член подпольной комсомсомольско-молодёжной организации "Юные мстители"; разведчица активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко-фашистских захватчиков.

С августа 1943 года комсомолка Зина Портнова - разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова. В декабре 1943 года она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. При возвращении в отряд Зина была арестована. Во время допроса отважная девушка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Вед 2: В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10 -14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии. Немало выпало испытаний на их долю. Дети в тылу не воевали…

Вед 1: Одни стояли у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка, подставляли стул. Другие работали на ткацких фабриках, чтобы было как можно больше тёплой одежды для фронтовиков. (слайд 10)

Вед 2: Дети тех грозных лет так вспоминали войну: «Всю войну было голодно и холодно. Работали все от мала до велика. Поручили, дали задание - выполняй. Никакие слёзы, хныканья не помогали, да старались и не хныкать. Работали на поле, на заводе, на фабрике почти целые сутки. Вообще спать или отдыхать некогда. Редко удавалось поспать - это тогда когда падали с ног. За хорошую работу награждали зерном, но мы не получали, а сдали в фонд фронта. Зимой отправляли на лесозаготовки, лес валить. Такая работа требовала силы. А какие силы, одни слёзы, но мы работали через не могу». (слайд 11)

Вед 1: Еще они помнят, как убегали на фронт, как тосковали по школе и продолжали учиться, несмотря ни на что, и как умирали от голода и холода. (слайд 14)

Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

Вед 2: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Какими же они были дети военной поры, дети из 40-х годов? О чем мечтали, что пережили за эти 4 года войны? 

Вед 1: После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Вед 2: С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим  выдавали в день по 250 г хлеба, а служащим и детям  по 125 г. Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда. (слайды 15 – 17)

Вед 1: Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей. (слайд 18)

Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда, потрясает твой дневник
Таня, Савичева Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
''Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г."
"Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942г. "
"Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г. "
''Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г. "
"Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г."
"Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г. "
"Савичевы умерли."
''Умерли все."
"Осталась одна Таня."

Вед 2: А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться!"

Вед 1: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и Свободу. Из воспоминаний детей, которые побывали в немецких концлагерях.

Вед 2: И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась, снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в концлагере  прошла моя юность. (Ю.Н.Никитина, ветеран )

Вед 1:  Товарные составы с узниками часто попадали под бомбежку. В вагонах были раненые, которым не оказывали никакой помощи, и убитые. Из воспоминаний Оксаны Гребеньковой: «… стоял страшный стон и плач. Всем хотелось есть и вдохнуть хотя бы глоток свежего воздуха». На границе с Германией всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присвоив номера, на станциях людей группами выводили из вагонов и продавали как рабов.  Тех, которых отобрали, увозили работать на немцев,  работали в поле на лошадях, ухаживали за скотом… Рабочий день начинался часов в шесть утра и заканчивался около полуночи.

Вед 2:  Вот цитата из сохранившегося письма пятнадцатилетней Кати Сусаниной: «Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон».

 Такое обращение выдерживали немногие.

 Горели фашистские печи,

 Хлестали фашистские плети,

 Кричали и плакали дети,

 Сквозь слезы зовя матерей…

Вед 1:  В концлагере "Балтийский" содержались дети, у которых брали кровь для нацистских солдат и офицеров. Большая часть содержащихся здесь ребятишек были донорами: у них забирали всю кровь за один раз, после чего дети умирали.

Вед 2: Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна во Второй мировой войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 50 с лишним лет поминальных мгновений.

Вед 1: Во время  Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

 Звучит  «Минута молчания» (слайд 20)

(слайд 21)

Вед 2: 68 лет, как закончилась война. Для огромной мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер.

Вед 1: Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Память нужна не пожилым, кто выстоял, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу.

Вед 2:  Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива  будет мир.

Помните! Через века, через года!
Помните! О тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Классный час, посвященный детям военного времени «Детство, опаленное войной»

В последнее время на Западе участились попытки принизить за­слуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспр...

Классный час с презентацией "Детство,опаленное войной"

Классный час "Детство,опаленное войной" проводится в 5-6 классе. Содержит конспект мероприятия,презентацию .Способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей....

сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"

Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....

Классный час на тему:"Детство,опаленное войной".

9 мая наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В то время много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины. И эта тем...

Презентация к классному часу "Детство, опаленное войной"

Встреча с Анастасией  Дмитриевной Колесовой, ветераном войны и труда....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...