Конспект урока по разделу "Русская лапта"
план-конспект урока по физкультуре

Конспект проведения урока по Русской лапте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00014e51-f3ceacd9.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока

по русской лапте

учитель физической

культуры МКОУ «Новобелянская СОШ №24»

Меловатский Александр Николаевич

Воронеж, 2021г.

Лапта

С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте.   Более тысячи лет живет эта игра в народе. Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».

Правила игры

Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными чертами, отстоящими друг от друга на 40 - 50м. Площадка между этими чертами называется полем. За одной чертой отводится место для «города» (или «дома»), а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80 - 120 см и толщиной 3 - 4 см.

Участники игры делятся на две равные по количеству команды от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией «города» и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - «метальщик» - становится на линию «горда» и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - «подавальщиком».

После удачного удара «метальщик» оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту «города». В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу не удачный и мяч упал близко или «метальщик» промахнулся, то он отходит обратно за линию «города» и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой «город», игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется «запятнанным», то все игроки водящей команды бегут в «город», и команды меняются ролями.

Однако пока водящие бегут в «город», бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, «запятнав» одного из противников, не успевших скрыться в «городе». В этом случае водящие покидают «город». Но и они тоже могут отыграться, «запятнав» кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом за обладание «городом» происходит упорная борьба. Когда какой-либо команде удается скрыться в «городе» «незапятнанной», игра продолжается дальше, команды меняются ролями.

За каждого игрока, сделавшего перебежку в оба конца не будучи «запятнанным», команда «города» получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.

Урок проводился в рамках Дня учителя физической культуры.

 Задачи урока:

Совершенствование техники ловли и передачи мяча партнеру.

Совершенствование техники верхнего удара в правую, левую сторону, в центр (середину игровой площадки).

Воспитание скоростносиловых способностей. Место проведения: школьный спортивный зал. Инвентарь: теннисные мячи и биты.

Время: 45 мин.

Подготовительная часть (10 мин.)

1. Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока.

2. Бег (1 мин.), темп спокойный; ОРУ.

3. Вспомогательные и специальные беговые упражнения.

(Все упражнения выполняются на игровой площадке.)

1) Бег с захлестыванием голени, ноги назад (дистанция - 25-26 м), обратно - бег в спокойном темпе.

2) Перемещение влево и вправо приставными шагами.

3) Бег скрестным и приставным шагом.

4) Бег спиной вперед.

5) Бег с высоким подниманием бедра.

6) Ускорение из любых и. п.

Бег в спокойном темпе (45-60 сек.).

Основная часть (30 -35 мин.)

Перестроение в две шеренги (по парам).

Упражнения с малыми мячами

1. Крепко держать мяч 4-5 сек. в правой (левой) руке, а затем с силой бросить его о пол с последующей ловлей мяча правой (левой) рукой.

2. В высокой стойке подбросить мяч одной рукой над собой и поймать двумя руками согласно технике ловли.

3. Подбросить мяч вверх над собой, повернуться кругом, поймать мяч двумя руками.

4. Передача мяча одной рукой от плеча в парах на расстоянии 5-6 м: партнер ловит мяч одной рукой и передает обратно.

5. Передача мяча одной рукой, от плеча ударить мяч об пол, партнер ловит мяч и передает его другому.

6. Передача мяча в парах на расстоянии 10 м. Варианты выполнения:

а)        подкинуть мяч над собой, поймать и передать партнеру;

б)        ударить мяч о пол, поймать и передать партнеру.

7. Передача мяча в парах на расстоянии 10-15 м.

8. Передача мяча в парах одновременно двумя мячами.

9. Передача одного мяча в парах из разных и.п. (сидя, стоя и т.д.).

 Перестроение в тройки по длине игровой площадки.

10. Передача мяча в тройках: вначале игроки производят ловлю и передачу мяча на месте, затем с перемещением.

11. Совершенствование удара битой по теннисному мячу способом сверху в ближние зоны (вправо, влево, в середину игровой площадки).

На игровой площадке игроки ловят мячи и передают их обратно подающим.

 Бьющие игроки пробивают 5-6 ударов, затем меняются местами.

12.  Двусторонняя игра (20 мин.).

Заключительная часть (3-5 мин.)

1. Построение, ходьба, бег в спокойном темпе. Упражнения на восстановление дыхания.

2. Подведение итогов урока.

3. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русской лапте в 5 классе

План урока по русской лапте в 5 классе...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Конспект урока в 5 классе "Русская лапта"

Тема урока: Освоение ловли и передачи мяча, осаливания в русской лапте.Тип урока: комбинированный....

Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"

Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....

конспект урока .И.Бунин"Лапти"

конспект урока с презентацией  "Кто-то должен  страдать..."  по рассказу   И.А.Бунина  "Лапти"...