выпускная работа
учебно-методический материал по физкультуре
Развитие координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью посредством фитнеса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_rabota_vospitanie_koordinatsionnyh_sposobnostey_u_detey_11.docx | 64.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью посредством фитнеса
Введение
Глава 1. Характеристика координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
1.1 Особенности координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
1.2 Анатома - физиологические и психологические особенности у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
1.3 Особенности занятий на фитболе и степ-платформе у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
3.1 Разработка комплекса упражнений или программ
3.2 Контрольно - измерительные тесты
Выводы
Используемая литература
Приложения
Введение
Умственно- отсталый ребёнок
Инклюзивному образованию в наше время уделяют большое внимание, все больше школ и детских садов, разрабатывают специальные адаптированные программы для обучения детей с умственной отсталостью. Инклюзивное образование - это процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.
Дети с умственной отсталостью в большинстве своем очень раскоординированы и плохо физически развиты. Координация движений непосредственно связана с центральной нервной системой (далее - ЦНС). ЦНС представляет собой высший уровень организации, которая осуществляет управление движениями. Таким образом, по методу обратной связи, развивая координационные способности, можно оказывать воздействие на процессы ЦНС. Формируя координационные способности у детей с умственной отсталостью, можно в той или иной мере способствовать устранению отклонений в двигательной системе ребёнка, а также воспитанию личностных качеств. Учитывая выше сказанное, для работы с ними актуально разрабатывать индивидуальные, конкретные специальные программы по физическому воспитанию.
Объект исследования: Обучающиеся 11-13 лет с умственной отсталостью.
Предмет исследования: Комплекс упражнений на развитие координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
Цель: Разработать комплекс упражнений на степ-платформах и фитболе для воспитания координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
Задачи:
1. Проанализировать существующую методическую литературу по данной теме.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания координационных способностей у детей 11-13лет с умственной отсталостью.
3. Определить эффективность разработанного комплекса упражнений, для воспитания координационных способностей у детей 11-13лет с умственной отсталостью.
Гипотеза: предположим, что предложенный комплекс упражнений будет способствовать развитию координационных способностей у детей 11-13лет с умственной отсталостью.
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы;
2. Контрольные испытания;
3. Педагогический эксперимент;
4. Математико-статистические методы.
Глава 1. Характеристика координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
1.1 Особенности координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
Когда говорят о координационных способностях человека, то имеют в виду согласованные, целесообразные, координационные движения и способность управлять ими. Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и сохранность сенсорных систем (зрения, слуха, и др.), продуктивность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), темперамент, характер, способность регулировать эмоциональное состояние. Это означает, что координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с различными нарушениями имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью других систем, обеспечивающих работу мышц [13], что затрудняет освоение сложно координационных двигательных действий, а следовательно, и координационных способностей.
Н.П. Вайзман утверждал: Психомоторика детей-олигофренов М.: , 1976.: «При неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга».
Дети с сенсорной недостаточностью медленнее осваивают сложные движения, так как многие частные проявления координационных способностей опираются на зрительную, слуховую, вестибулярную афферентацию Афферентация - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск:1998.. Координационные способности - это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма(инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять ими в случае необходимости быстро перестраивать его. Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность [3]. Это сложная по структуре способность.
Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей [1]. К базовым видам координационных способностей большинство авторов относят те виды координационных проявлений, которые необходимы при выполнении любых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, учебных и бытовых действий). Это способность к сохранению равновесия, ориентации в пространстве, способности, основанные на проприоцептивной чувствительности Проприоцептивная чувствительность - глубокая чувствительность -- ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга. Агаджанян Н.А,Циркина В.И. Физиология человека / Мед. книга. - Новгород: 2005. , способность к дифференцированию, быстрому реагированию, кинестетическая способность, способность к усвоению заданного ритма, расслаблению и др.
В структуру координационных способностей входят следующие составляющие.[7]
Координация движений - способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей.
1. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения.
2. Ориентировка в пространстве - способность к определению и изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-временном поле.
3. Ритмичность движений - способность усвоения заданного ритма движений.
4. Равновесие - способность к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений.
5. Быстрота реагирования - способность отвечать движением на различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать движение в изменяющихся условиях.
6. Точность мелкой моторики - способность воспроизводить тонкие движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей.
7. Расслабление - способность к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц.
В результате исследований координационных способностей школьников с умственной отсталостью разработаны:
- комплексная программа тестирования;
- критерии оценки уровня развития различных видов координационных способностей;
- сенситивные периоды их развития;
- программа совершенствования базовых координационных способностей.
Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников. У детей с умственной отсталостью выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45-55% от уровня здоровых сверстников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей. У школьников с умственной отсталостью большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9-12 лет. При проведении занятий по коррекционной программе с детьми с умственной отсталостью широко используются упражнения, требующие активного включения ассоциативного мышления [2]. В период от 11 до 13--14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13--14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11--12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. [5]
Таблица № 1. Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 11--13 лет
Координационные способности | Девочки | Мальчики | |
Дифференцирование пространственных параметров движения | 11 --12 лет | 10--14 лет | |
Дифференцирование силовых параметров движения | 8-10 и 11--12 лет | 8-10 и 13--14 лет | |
Реагирующая способность (зрительно- моторная реакция) | 10--12 лет | 10--12 лет | |
Максимальная частота движений | 13 лет | 14 лет | |
Сохранение равновесия | 9--10 лет | 10--14 лет | |
Ориентировка в пространстве | 10-11 и 13--14 лет | 9-10 и 13--14 лет | |
Кинестетическая способность (точность воспроизведения заданной амплитуды движения) | 10--11 лет | 10--14 лет | |
Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей
1.2 Анатома - физиологические и психологические особенности у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития.
Характерной особенностью психологического дефекта является недоразвитие наиболее дифференцированных фило-и онтогенетических молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых [6].
Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Категория детей с легкой умственной отсталостью составляет 70 - 80% от общего количества. Они отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к 4-6 месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гудение, лепет, речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто, значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями к частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания.
У большинства детей наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев.
Движения детей замедленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90 - 100% случаев.
У большинства больных наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов.
Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам [6]. Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и перинатальных исследований. У детей с умственной отсталостью резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны, заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре [9].
Таким образом, умственная отсталость - это такая атипия Атипия - изменения развития в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики. Семенович А.В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Москва:2008. развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура аномального развития обусловлена, прежде всего, первичным дефектом, непосредственно возникающим под болезнетворным влиянием, а затем уже вторичными отклонениями.
Первичным дефектом умственной отсталости выступает органическое поражение головного мозга. Недоразвитие мышления, речи, высших форм Л.С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднением усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.[4] Он также подчеркивал отрицательную роль социальной депривации Депривации - сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности -- психофизиологические либо социальные.Интернет ресурс http://site-zdorovie.ru/bolezni, возникающей из-за выпадения умственно отсталого ребенка из коллектива здоровых сверстников, и в значительной мере с этим связывал недоразвитие личности, проявляющееся в примитивных реакциях, искаженной самооценке, несформированной волевых качеств. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с памятью и ее особенностями развития у умственно отсталых детей. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у этих учащихся имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития:
1. Нарушение соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием.
2. Характер непроизвольного запоминания определяется в значительной мере с содержанием материала. Наиболее полно, точно запоминают реальные объекты, менее успешно изображение объектов, хуже всего слова.
3. Неполнота воспроизведения. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память у этих детей слабо развита.
4. Эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У этих детей часто наступает состояние охранительного торможения.
Волевая сфера у этих детей с умственной отсталостью также особенна. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. В их деятельности чаще наблюдается подражание и импульсивные поступки. Отличительные качества их волевых процессов - слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Особенности психических процессов влияют на характер протекания их деятельности. Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать полного ответа [12].
1.3 Особенности занятий на фитболе и степ-платформе у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
Фитбол - это занятие проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. В зависимости от роста и веса занимающегося выбирается мяч определенного диаметра и упругости. Рекомендуемый размер мяча для детей 11-13 лет -- 65 см. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Грамотно подобранные упражнения на фитболах, позволяющие ослабленные мышцы укрепить, а спазмированные расслабить помогут убрать мышечный дисбаланс, сформировать правильную осанку и создать хороший мышечный корсет. Кроме того, правильно подобранный цвет мячей оказывает терапевтическое воздействие, что очень важно для детей с умственной отсталостью. Зеленый цвет благоприятно влияет на соматически ослабленных детей, способствует развитию зрительного восприятия, повышает умственную работоспособность, концентрацию внимания, снижает возбудимость. Желтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует двигательную активность, негативные воздействия. Голубой цвет оказывает релаксирующее и успокаивающее воздействие, восстанавливает общее равновесие, гармонизирует эмоциональное состояние. Хорошо зарекомендовали себя упражнения на фитболах именно для детей с умственной отсталостью в игровой направленности, легкости исполнения, тщательно подобранному музыкальному и речевому сопровождению они являются, понятны, интересны и просты в исполнении для детей с умственной отсталостью. Применение фитболов для детей с умственной отсталостью помогает снять нагрузку с позвоночника, формирует правильную осанку и укрепляет мышцы туловища. Расслабление мышц брюшного пресса значительно улучшает функцию внешнего дыхания [8].
На сегодняшний день степ-аэробика является одним из самых популярных видов фитнес-технологий, степ-аэробика представляет собой различные варианты шагов, подъемов и подскоков на степ - платформу под динамическую музыку в комбинации с танцевальными движениями. Содержание занятий с использованием степ-платформ для детей с умственной отсталостью решает оздоровительные задачи и обеспечивает адаптационный процесс. Планирование объема и интенсивность физических нагрузок осуществляется в соответствии с принципом волнообразно увеличенных нагрузок, которые находятся в диапазоне от низких до умеренных, структура занятий включает выполнение упражнений на внимание, равновесие, балансировку, достижение ощущения покоя. Обучение элементам степ-аэробики на занятиях происходит на практической основе, сложные системы знаний подаются в расчлененном виде, соответственно и деятельность занимающихся также приобретает расчлененный характер, особенно на начальных этапах обучения, что способствует прочному усвоению знаний, развитию двигательных навыков, ритмичности и мотивационного компонента. В начале обучения с элементами степ-аэробики, обязательно проводится вводный урок, где разучиваются отдельные упражнения комплекса. Объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счет, а затем по мере освоения под музыку [11].
На следующих уроках упражнения выполняются под музыку до полного овладения данным комплексом. Процесс освоения может длиться три или более месяцев в зависимости от физической подготовленности занимающихся. Для закрепления упражнений необходимо варьировать их, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки, используя данное упражнение в различных частях занятий
Дети с умственной отсталостью не имеют устойчивых внутренних стимулов к деятельности. Эти дети с трудом приспосабливаются к новому порядку, при малейшем затруднении возбуждаются или затормаживаются. Поэтому в начале занятия каждый раз следует прибегать к целой системы мер, обращать внимание на такие детали, как и в массовой школе, могут и не иметь значения.
Особенности процесса обучения детей с умственной отсталостью [10].
- Медлительность процесса обучения;
- Доступные простые формы изложения материала;
- Повторяемость в обучении;
- Предметно наглядное и практический характер обучения;
- Развитие стимулов, мотивации и интереса к учебе;
- Оптимистично поддерживающий характер отношений.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
Методы исследования - определенные действия, производимые авторами для достижения задач и целей, поставленных в работе.
1. Анализ научно - методической литературы
2. Контрольные испытания
3. Педагогический эксперимент
4. Математико-статистические методы
1. Анализ научно-методической литературы и программ физического воспитания. В нашей работе проанализировано более 15 литературных источников, анализ которых позволил разрешить проблему и определить ее актуальность, разработать перечень физических упражнений на фитболе и степ - платформе на развитие координационных способностей детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
2. Контрольные испытания. Основным направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием координационных способностей. В результате был разработан комплекс контрольных тестов, который характеризует уровень развития координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
3. Педагогический эксперимент. Педагогическое эксперимент проводилось на дополнительных занятиях, два раза в неделю по 30 минут, с детьми 11-13 лет умственной отсталостью в Краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко». Педагогический эксперимент носил формирующий характер. В ходе эксперимента с декабря 2016года по апрель 2017 года, сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента. Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
4. Математико-статистические методы. Педагогические исследования в области физического воспитания и спорта связаны, прежде всего, с изучением учебно-тренировочного процесса и направлены на выявление эффективности той или иной методики обучения, тренировки и оздоровительной работы. И эффект, который определяется уровнем знаний, достигнутого испытуемыми, развития двигательных умений и навыков выступает в роли мерила, свидетельствующего о плюсах и минусах применяемых методов, приемов, и педагогического воздействия на занимающихся.
Для оценки результатов педагогического воздействия чаще всего используются методы качественного и количественного анализов.
2.2 Организация исследования
Эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №4» который расположен по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск. В нём приняла участие группа из 6 занимающихся, 11-13 лет с нарушением интеллекта. Экспериментальная группа занималась по подобранной методике, а контрольная группа занималась по школьной программе, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 02.06.1999г.№ 4019 II-ГД «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (специальном образовании), Постановление Правительства РФ от 19-03-2001 196 об утверждении типового положения «Об общеобразовательном учреждении», нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы.
Исследование продолжалось в течение 1 месяца.
Эксперимент проходил по следующей схеме: предварительное тестирование, проведение экспериментальных занятий и контрольное тестирование.
На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования - проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности комплекса упражнений для детей 11-13 лет с умственной отсталостью, подтверждение рабочей гипотезы исследования.
Тестирование координационных способностей проводилось по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания для учащихся средних классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся экспериментальной группы была подобранна методика, включающая упражнения и подвижные игры координационной направленности.
Подобранная экспериментальная методика физических упражнений была применена в процессе дополнительных занятий физической культуры учащихся экспериментальной группы. Физические упражнения и подвижные игры подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
Все исследование производилось в четыре этапа.
I этап. Изучение литературных источников по заданной теме.
Изучение литературных источников по заданной теме походило в сентябре 2020 года.
На первом этапе были определены цель, задачи, методы исследования. Изучены и проанализированы литературные источники по исследуемой теме.
II этап. Разработка комплекса упражнений и подбор тестов
Так же в сентябре 2020 года разработка комплекса упражнений для воспитания координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью
Подобраны тесты для оценки координационных способностей по Ляху В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - 1998.и Е.Я. Бондаревский 1967.
Тесты были использованы для определения координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью до и после применения разработанного комплекса упражнений.
III этап. Проведение предварительного и повторного тестирования
Были отобраны две группы детей 11-13 лет с умственной отсталостью. Проведено предварительное тестирование, результаты тестов показали, что контрольная и экспериментальная группа имеют практически одинаковую физическую подготовку.
После повторного тестирования, показатели обеих групп были выше, но в экспериментальной группе прирост показателей был более значителен.
IV этап. Математический подсчет данных, их обработка и обоснование
На данном этапе был математический подсчет данных, мы вычислили прирост показателей, нашли абсолютную величину и процент прироста.
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
3.1 Разработка комплекса упражнений или программ
Предложенный нами комплекс упражнений применялся в экспериментальной группе два раза в неделю понедельник и четверг на протяжении 1месяца. Продолжительность занятия 30 минут.
В остальные дни экспериментальная группа занималась по рабочей программе.
По понедельникам экспериментальная группа занималась на степ- платформах, по четвергам экспериментальная группа занималась на фитболе.
Таблица №2. Комплекс упражнений для воспитания координационных способностей на степ платформе
Методы воспитания координационных способностей | Упражнение (средство) | Содержание компонентов нагрузки | ||||
Количество повторений упражнения | Длительность | Отдых | Темп выполнения упражнения | |||
Вариативного упражнения | Ходьба на степе, зашагивание на степ и со степа, махи ногами при подъеме на степ, прыжки на степ | 5-6 | 4 подхода | 1-2 мин. | Средний, высокий | |
Соревновательный | Бег змейкой между степами | 1 | 1раз | Без отдыха | Высокий | |
Игровой | Игра на координацию «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» | 1 | 5-7мин | Без отдыха | Высокий | |
Описание игр см.в приложении 1
Таблица №3. Комплекс упражнений для воспитания координационных способностей на фитболе
Методы воспитания координационных способностей | Упражнение (средство) | Содержание компонентов нагрузки | ||||
Количество повторений упражнения | Длительность | Отдых | Темп выполнения упражнения | |||
Вариативного упражнения | Покачивание на фитболе, подпрыгивание на фитболе со сгибанием рук и ног, подпрыгивание с подъемом ног поочередно, раскачивание на фитболе с подъемом ног поочередно | 10-12 | 2 подхода | 1-2мин. | Средний, высокий | |
Соревновательный | Метание среднего мяча в обруч | 1 | 1 раз | Без отдыха | Высокий | |
Игровой | Игры на координацию «Найди свой мяч», «Пингвины на льдине» | 1 | 5-7мин | Без отдыха | Высокий | |
Описание игр см.в приложении 1
3.2 Контрольно - измерительные тесты
В нашем исследовании мы проводили тестирования детей для того, чтобы выявить какой уровень координационных способностей имеют учащиеся на начальном этапе нашего исследования и по его окончанию.
Мы подобрали следующие тесты: челночный бег 3х10м, стойка на одной ноге, бросок мяча в цель, стоя спиной к цели. Тесты были взяты из пособие для учителя. - 1998.и Е.Я. Бондаревский 1967 и Ляху В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников:
1.Челночныйбег 3х10м (сек) в исходном положении лицом вперед.
Оборудование: секундомер, ровные дорожки длиной 10 метров, ограниченные двумя параллельными чертами, за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте, 2 набивных мяча массой 2кг.
Процедура тестирования см.приложение 2
2. «Стойка на одной ноге»
Оборудование: секундомер
Процедура тестирования см. приложение 2
3. Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели.
Оборудование: измерительная лента, 6 теннисных мячей, 1 гимнастический обруч, 1 медбол массой 1кг, 1 гимнастический мат.
Процедура тестирования см.приложение 2
3.3 Обсуждение результатов в педагогическом эксперименте
На I этапе исследования, нами было проведено первое тестирование,
для того чтобы выявить уровень координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью. Результаты приведены в таблицах.(Таблица №4 и №5)
Таблица №4. Первичное тестирование контрольной группы (декабрь)
№п | ФИО | Челночный бег 3х10м (сек.) | Стойка на одной ноге (сек.) | Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели (очки) | |
1. | А. | 10.1 | 5 | 4 | |
2. | Б. | 10.0 | 4 | 3 | |
3. | В. | 10.2 | 4 | 0 | |
4. | Г. | 10.2 | 7 | 6 | |
5. | Д. | 10.6 | 5 | 1 | |
6. | Е. | 10.5 | 12 | 4 | |
Средний показатель группы | 10.3 | 6.2 | 3 | ||
Таблица №5. Тестирование экспериментальной группы (декабрь)
№п | ФИО | Челночный бег 3х10м | Стойка на одной ноге.сек | Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели | |
1. | Ж. | 10.4 | 6 | 5 | |
2. | З. | 10.1 | 6 | 7 | |
3. | И. | 10.7 | 4 | 2 | |
4. | К. | 10.3 | 8 | 6 | |
5. | Л. | 10.0 | 5 | 1 | |
6. | М. | 9.9 | 8 | 3 | |
Средний показатель группы | 10.2 | 6.2 | 4 | ||
Таблица № 6. Тестирование контрольной группы
№п | ФИО | Челночный бег 3х10м. | Стойка на одной ноге. сек | Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели | |
1. | А. | 10.0 | 5 | 3 | |
2. | Б. | 10.0 | 4 | 4 | |
3. | В. | 10.1 | 4 | 3 | |
4. | Г. | 10.0 | 7 | 6 | |
5. | Д. | 10.4 | 5 | 2 | |
6. | Е. | 10.3 | 12 | 6 | |
Средний показатель группы | 10.1 | 6.2 | 4 | ||
Таблица № 7. Тестирование экспериментальной группы
№п | ФИО | Челночный бег 3х10м. | Стойка на одной ноге. Сек. | Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели | |
1. | Ж. | 9.8 | 9 | 8 | |
2. | З. | 9.4 | 8 | 8 | |
3. | И. | 9.8 | 6 | 6 | |
4. | К. | 9.6 | 12 | 9 | |
5. | Л. | 9.3 | 6 | 5 | |
6. | М. | 9.2 | 11 | 9 | |
Средний показатель группы | 9.5 | 8.7 | 7.5 | ||
Полученные результаты мы проанализировали и графически обработали. Был дан описательный характер экспериментальных данных, составлены диаграммы.
В статической обработке определялись следующие показатели: средняя арифметическая, темпы прироста в % по следующим формулам:
Среднее арифметическое (М)
,где х - результат участника эксперимента;
n - общее число вариантов.
Абсолютная величина =Х2 - Х1
где Х1 - средний результат группы до эксперимента;
Х2 - средний результат группы после эксперимента.
Прирост показателей в процентах
где Х1 - средний результат до эксперимента.
Сравнительный анализ использовали для сравнения полученных данных уровня подготовленности, между экспериментальными и контрольными группами «Таблица 8»
Таблица №8. Динамика воспитания координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью, о результатам педагогического эксперимента
Тесты | Группы | До эксперимента | После эксперимента | Прирост | ||
Абсолютная величина | % | |||||
Челночный бег 3х10 м. | К. | 10.3 | 10.1 | 0.2 | 2 | |
Э. | 10.2 | 9.5 | 0.7 | 7.4 | ||
Стойка на одной ноге.сек. | К. | 6.2 | 6.2 | 0 | 0 | |
Э. | 6.2 | 8.7 | 2.5 | 28.7 | ||
Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели. | К. | 3 | 4 | 1 | 25 | |
Э. | 4 | 7.5 | 3.5 | 46.7 | ||
Результаты проведенного первичного и повторного тестирования в контрольной и экспериментальной группе
Выводы
На основании результатов исследования, мы пришли к следующим выводам.
1. В ходе изучения научно - методической литературы по данному направлению работы установлено, что вопросы по воспитанию координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью, требует углубленного дальнейшего изучения. А так же что занятия фитнесом значительно влияют на воспитание координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
2. В данной выпускной работе разработан комплекс специальных упражнений на степ - платформе и фитболе, для воспитания координационных способностей у детей 11-13 лет с умственной отсталостью.
3. В результате проведенного исследования произошел прирост показателей координационных способностей у ЭГ. В челночном беге
3 х10 метров прирост составил 7.4 %, в стойке на одной ноге - 28.7 %, в броске в цель, стоя спиной к цели - 46.7 % , что и подтвердило выдвигаемую нами гипотезу.
Используемая литература
1. Астафьев Н.В. Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников. Омск: ,2007.
2. Бабенкова Р.Д., Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными параличами) Дефектология» - 2007.
3.Бахрах И.И. Гамза Н.А.«Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья» учеб. метод. пособие - Минск, 2006.
4. Л.С.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости ,Москв.,1983
5. Горская И. Ю. «Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8--15 лет»2001.
6. Евсеев С.П. «Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи// Адаптивная физ. культ, и функциональное состояние инвалидов.»2006.
7. Евсеев С.П. Учебное издание Теория и организация адаптивной физической культуры. Москва:2005.
8.Зайцева М. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики [Текст] //
9.Иванов Е.С. Исаев Д.Н. «Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.»1997.
10.Певзнер М.С. Сухарева Г.Е. «Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями»- 1965.
11. Пискутов М.А. « особенности занятиями степ аэробикой, для детей с умственной отсталостью» 2008.
12.Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника». 1997.
13.Фарфель В.С. Ильин Е.П. «Физиология спорта» 1960.
Приложение 1
Комплекс упражнений для воспитания координационных способностей на степ платформе
Методы воспитания координационных способностей | Упражнение (средство) | Содержание компонентов нагрузки | ||||
Количество повторений упражнения | Длительность | Отдых | Темп выполнения упражнения | |||
Вариативного упражнения | Ходьба на степе, зашагивание на степ и со степа, махи ногами при подъеме на степ, прыжки на степ | 5-6 | 4 подхода | 1-2 мин. | Средний, высокий | |
Соревновательный | Бег змейкой между степами | 1 | 1раз | Без отдыха | Высокий | |
Игровой | Игра на координацию «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» | 1 | 5-7мин | Без отдыха | Высокий | |
Описание игр «Иголка и нитка»
1. Нужно выбрать ведущего (он -- «иголка»).
2. За ведущим выстраиваются все остальные участники игры. Они -- «нитка» и держат друг за друга за талию.
3. Задача «иголки» -- запутать «нитку» или её «порвать».
4. Ведущий начинает бегать, неожиданно поворачиваясь в разные стороны, приседать или подпрыгивать, а «нитка» бегает вслед и повторяет всё за «иголкой».
5. Задача участников игры -- действовать быстро и согласованно, не рассоединить руки -- «не порваться» и не упасть -- «не запутаться».
Кто нарушит правила игры, меняется ролями с ведущим и становиться «иголкой».
«Стойкий оловянный солдатик»
1. Нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам.
2. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя.
3. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят.
4. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее.
5. Победил тот, кто устоял на одной ноге.
Комплекс упражнений для воспитания координационных способностей на фитболе
Методы воспитания координационных способностей | Упражнение (средство) | Содержание компонентов нагрузки | ||||
Количество повторений упражнения | Длите-льность | Отдых | Темп выполнения упражнения | |||
Вариативного упражнения | Покачивание на фитболе, подпрыгивание на фитболе со сгибанием рук и ног, подпрыгивание с подъемом ног поочередно, раскачивание на фитболе с подъемом ног поочередно | 10-12 | 2 подхода | 1-2мин. | Средний, высокий | |
Соревновательный | Метание среднего мяча в обруч | 1 | 1 раз | Без отдыха | Высокий | |
Игровой | Игры на координацию «Найди свой мяч», «Пингвины на льдине» | 1 | 5-7мин | Без отдыха | Высокий | |
Описание игр «Найди свой мяч»
1. Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной (обе команды принимают правильную осанку).
2. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6 - 8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси.
3. В это время стоящие дети передают фитболы из рук в руки между собой.
4. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.
«Пингвины на льдине»
1. Дети- «пингвины» бегают свободно по залу. Мячи- «льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу.
2. Водящий ребенок- «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их.
3. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, приняв правильную осанку, ловить его не разрешается.
Приложение 2
1.Челночныйбег 3х10м (сек) в исходном положении лицом вперед.
Оборудование: секундомер, ровные дорожки длиной 10 метров, ограниченные двумя параллельными чертами, за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте, 2 набивных мяча массой 2кг.
Процедура тестирования:
По команде «на старт!», испытуемый становиться в положение высоко старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «марш!». Испытуемый пробегает 10 метров до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 метров и финиширует. Тест закончен.
2. «Стойка на одной ноге»
Оборудование: секундомер
Процедура тестирования:
Испытуемый занимает и.п. - стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.
Результат- средний показатель времени удержании равновесия из трех попыток.
Общие указания. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия.
3. Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели.
Оборудование: измерительная лента, 6 теннисных мячей, 1 гимнастический обруч, 1 набивной мяч массой 1кг, 1 гимнастический мат.
Процедура тестирования:
Испытуемый стоит за линией броска, спиной к направлению броска. Ему необходимо, бросая мяч над головой или над плечом, попасть в цель, находящуюся на расстоянии 2 метров. После объяснения и демонстрации следует 1 пробная и 5 зачетных попыток.
Результат- попадание в цель оценивается очками: в мат- 1 очко, в гимнастический обруч- 2 очка, между обручем и набивным мячом- 3 очка, в набивной мяч- 4 очка. Чем больше очков, тем выше результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная работа "Диагностика обучаемости учащихся"
В работе рассматривается возможность диагностики обучаемости учащихся с помощью психологических методик. полученные результаты- ресурс повышения качества образования....
Выпускная работа "Диагностика обучаемости учащихся"
В работе рассматривается возможность диагностики обучаемости учащихся с помощью психологических методик. полученные результаты- ресурс повышения качества образования....
выпускная работа
Ростовский Областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Выпускная работа слушателя курсов химии на тему: "Экологическое образование п...
Выпускная работа "Обратные тригонометрические функции. Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции"
Выпускная работа на тему "Обратные тригонометрические функции. Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции" выполнена на курсах повышения квалификации. Содержит краткий теоретический матер...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....