Программа
рабочая программа по физкультуре (11 класс)
Что может быть важнее и прекраснее здоровья? Оно помогает каждому из нас осознать свои огромные физические и духовные возможности, позволяет воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, открывает перед нами широкие перспективы в труде, отдыхе, общественных делах. Не будет преувеличением сказать, что здоровье – залог счастливой и радостной жизни.
Естественно, возникает вопрос: «А что такое здоровье?»
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Студент смолоду должен понимать роль и значение здоровья в своей жизни. В этом случае его легче будет уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены, привить навыки рационального режима дня, приобщить к спорту, тренировать свой организм к возможным будущим перегрузкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Что может быть важнее и прекраснее здоровья? Оно помогает каждому из нас осознать свои огромные физические и духовные возможности, позволяет воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, открывает перед нами широкие перспективы в труде, отдыхе, общественных делах. Не будет преувеличением сказать, что здоровье – залог счастливой и радостной жизни.
Естественно, возникает вопрос: «А что такое здоровье?»
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Студент смолоду должен понимать роль и значение здоровья в своей жизни. В этом случае его легче будет уберечь от вредных привычек , научить правилам гигиены, привить навыки рационального режима дня, приобщить к спорту, тренировать свой организм к возможным будущим перегрузкам.
Кроме того, на студента отрицательно действуют неблагоприятные факторы внешней среды: загрязненные воздух, почва, реки и т. д.
Негативным факторам внешней среды, всевозможным перезагрузкам можно противопоставить здоровый образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика заболеваний, которой и раньше уделяли серьезное внимание, становиться стратегическим направлением здравоохранения. Следовательно, можно говорить о том ,что физическое воспитание – тренировка закалка- одновременно тренирует в студенте духовное начало: стойкость, волю, целеустремленность.
Необходимость изучения в средних специальных заведениях курс "здоровье" диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует.
2. Организационно-методический раздел
Цель программы:
- вооружение студентов знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.
Задачи программы:
- воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
- получение студентами системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья;
- изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни;
- обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;
- изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем;
- ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений.
Место программы в профессиональной подготовке.
Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здоровье. Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни.
Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция.
Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.
Предметом изучения дисциплины " Здоровая молодежь-будущее России " является:
1) здоровье как медицинская и социальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы оценки индивидуального развития здоровья;
4) способы сохранения и укрепления здоровья;
5) теория и методика здорового образа жизни.
Лекционный материал вбирает сведения об основных физиологических и психологических закономерностях жизнедеятельности организма человека. Рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального питания, закаливания организма, основные аспекты саморазрушающего поведения, традиционные этнические оздоровительные системы тренировки, мировоззренческие аспекты здорового образа жизни и т. д.
Лабораторные (методико-практические) занятия предусматривают освоение методических приемов оценки функционального состояния организма, уровня физического состояния и количественной оценки соматического здоровья, а также методов коррекции состояния организма и т.д. Кроме того, эти занятия предусматривают освоение различных оздоровительных систем (туристические походы выходного дня и многодневные, лыжные прогулки, водный туризм, аутогенная тренировка, элементы восточных оздоровительных систем и т.д.).
Требования к уровню усвоения содержания программы.
Студент должен знать:
- о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- о биологической природе и целостности организма человека.
- основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
- методы и способы, сохраняющие и укрепляющие здоровье;
- факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
- адаптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
- поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
- основные приемы и методы по реабилитации человека;
- основы семейной этики, сексологии и сексопатологии.
Студент должен уметь:
- определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
- давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
- составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
- применять полученные знания для сохранения и укрепления здоровья, соблюдать принципы здорового образа жизни в современных условиях жизнедеятельности.
- применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.
3. Содержание курса
3.1. Разделы программы.
Программа" Здоровая молодежь-будущее России " состоит из двух разделов. Первый – теоретический. Тематика лекционного курса насчитывает 6 тем. Второй раздел – самостоятельный.
3.2. Темы и краткое содержание (лекционный курс)
Тема 1. Введение в дисциплину
Лекция 1.Здоровье как человеческая ценность. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья.
Тема 2. Биологические основы здоровья
Лекция 2. Биохимические основы функционирования здорового организма человека. Основные структурные системы организма. Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья. Роль холестерина в нормальном функционировании организма. Холестерин и атеросклероз. Клетка как минимальная единица организма. Строение клеточной мембраны. Рецепторы. Влияние на здоровье. Виды тканей и их роль в нормальном функционировании организма. Покровная ткань. Кожа как вид эпителиальной ткани. Принципы физиологической косметики. Виды соединительной ткани. Роль жировой ткани в организме человека. Нервно-мышечная система. Влияние физической подготовки на здоровье человека.
Лекция 3.. Нервная ткань как система регуляции здоровья. Строение нейронных сетей. Виды нейронов. Понятие о синаптической передаче. Рефлекторная дуга и поддержание постоянства внутренней среды организма как основа здоровья и долголетия. Вегетативная нервная система и здоровье. Симпатическая нервная система и работоспособность. Методы повышения работоспособности. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и гомеостаз. Вегетативная регуляция регионального кровотока. Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.
Лекция 4. Опорно-двигательный аппарат и здоровье. Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность и здоровье. Строение позвоночника как опоры тела. Роль правильной осанки для здоровья и социальной адаптации. Причины остеохондроза. Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.
Лекция 5. Дыхание и кровообращение – два главных условия жизни. Структура и функция сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление и венозный возврат. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Респираторная система и основные оздоровительные системы, направленные на ее развитие. Легочная вентиляция. Транспорт кислорода и углекислого газа. Регуляция внешнего и тканевого дыхания. Гипервентиляция и мозговой кровоток. Физиологические механизмы психосоматических расстройств и пути их профилактики.
Лекция 6. Иммунитет и здоровье. Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Болезнь как функция специфического иммунитета. Аллергия.Традиционные методы укрепления иммунной резистентности.
Лекция 7. Эндокринная система и здоровье. Основные гормоны и их роль в нормальной жизнедеятельности организма. Голодание и глюкокортикоиды. Половые гормоны и поведение. Тропные гормоны и старение.
Лекция 8. Пищеварение, рациональное питание и здоровье. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Питание необходимая жизненная потребность человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры (липиды), белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Распространенные заблуждения о питании. Ожирение и здоровье. Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.
Тема 3. Образ жизни и здоровье
Лекция 9. Здоровый и нездоровый образ жизни. Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - основа долголетия. Адаптационные процессы в организме и здоровье. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.
Лекция 10-11. Физическая активность и здоровье. Физическая активность и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия, гипокинезия и здоровье. Сердечно-сосудистые заболевания и физическая активность. Особенности физической активности различных контингентов населения. Понятие о резервах организма. Потенциал здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития физического здоровья. Аэробные возможности человека и здоровье.
Тема 4. Организация адаптивного физического воспитания в системе образования
Лекция12. Адаптация организма обучающихся к физическим нагрузкам.
Повышение интереса подростков к занятиям спортом. Создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья воспитанников. Основы безопасности при проведении занятий адаптивной физической культурой. Врачебный контроль.
Лекция 13. Повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. Возрастные аспекты адаптивной физической культуры.
Тема 5. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье
Лекция 14. Окружающая среда и здоровье. Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Биологические и физико-химические основы терморегуляции. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.
Лекция 15. Сезонный образ жизни. Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость. Применение результатов научно-обоснованных биоритмов к решению задач укрепления здоровья.
Тема 6. Основы профилактики вредных привычек
Лекция 16. Курение и здоровье. Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы преодоления курения.
Лекция 17. Токсикомания, наркомания и здоровье. Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их употреблении. Медиаторные механизмы наркотической зависимости (опиаты, галлюциногены, амфетамины). Физиологический механизм героиновой "ломки". "Флэшбэк" и психоделическая культура. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические мероприятия.
Лекция 18.Пьянство и здоровье. Действие этанола на организм человека. Роль алкоголь дегидрогеназы. Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам в агрессивных социальных условиях.
Тема 7. Основы семейного здоровья
Лекция 19.Основы семейного здоровья. Анатомо - физиологические основы полового развития. Вегетативное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение. Тестостерон и половое влечение. Пролактин и родительское поведение. Влияние стереотипов поведения и морально-нравственного воспитания на половое развитие. Губительная роль порнографии и разврата на половую функцию. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. Венерические заболевания и их профилактика.
3.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Введение в дисциплину " Здоровая молодежь-будущее России ":
- Что такое здоровье и болезнь?
- Какие факторы определяют здоровье?
Тема 2. Биологические основы здоровья.
- Что такое изомерия органических молекул и ее роль для здоровья?
- Что такое холестерин?
- Что такое жировая ткань?
- Как ограничения в питании приводят к ожирению?
- Почему "не годы старят, а невзгоды"?
- Что такое чувствительные нейроны?
- Что называется рефлекторной дугой?
- Почему наркомания неизлечима или что такое синаптическая передача?
- Что называется стрессом?
- Что такое "отложение солей"?
- Что называется артериальным давлением?
- Что такое венозный возврат?
- Что такое варикозное расширение вен?
- Каковы последствия гипервентиляции?
- В чем опасность специфического иммунитета?
- Что такое аллергия?
- К каким последствиям ведет голодание?
- Почему надо есть досыта?
- Что такое специфическое динамическое действие пищи?
Тема 3. Образ жизни и здоровье
- Что означает понятие "традиционные основы здорового образа жизни"?
- Каковы основные факторы здорового образа жизни?
- Какова роль физической активности в здоровом образе жизни?
- Что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье?
- Каковы основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта?
- Что такое аэробные возможности человека?
Тема 4. Организация адаптивного физического воспитания в системе образования
- Что означает адаптивная физическая культура?
- Какова роль адаптивной физической культуры?
- Слуховая сенсорная система: рецепторы, механизмы восприятия и передачи звуковой информации. Значение слуховой и вестибулярной сенсорных систем в управлении движениями.
Тема 5. Окружающая среда и здоровье
- Как влияет экологическая обстановка на здоровье?
- В чем состоит значение режима дня?
- Что такое закаливание организма?
- Что такое метеозависимость?
- Как влияет погода на здоровых людей?
Тема 6. Основы профилактики вредных привычек
- Как влияет курение на здоровье человека?
- Как влияет курение на мозговой кровоток?
- Каковы способы преодоления курения?
- Каков физиологический механизм наркотической зависимости?
- Как влияет алкоголь на организм человека?
Тема 7. Основы семейного здоровья
- Что делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной?
- Какова роль вегетативной нервной системы в обеспечении половой функции?
- Как влияют половые гормоны на поведение?
- Что такое первичные, вторичные, третичные и четвертичные половые признаки?
3.4. Тематика рефератов
- Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия последствиям вредных экологических влияний.
- Принципы здорового питания.
- Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
- Методы безопасной коррекции веса.
- Механизмы наркотической зависимости.
- Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
- Женский алкоголизм как основа вырождения нации.
- Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
- Биоритмы и их значение в режиме дня.
- Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.
- Сексология и сексопатология в трудах отечественных и зарубежных ученых.
- Сексопатология в обыденной жизни. (З.Фрейд, Э.Фромм и т.д.)
- Физиологические аспекты йоги.
- Стресс и доступные методы его преодоления.
- Стрессогенные заболевания и методы их профилактики.
- Погода и здоровье. Метеозависимость
- Русские народные метеорологические приметы, границы их применимости и связь их со здоровьем.
- Русские народные пословицы о здоровье.
- Влияние кофеина на организм человека.
- Природные факторы здоровья человека.
- Синдром хронической усталости и пути его профилактики.
- Гигиена умственного труда.
- Методы самооценки состояния здоровья.
- М.В.Ломоносов "О сохранении и умножении российского народа"
- Традиционные религии и здоровье.
- Сектантство и здоровье.
- Соотношение телесного и духовного в здоровом образе жизни.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
4.1. Рекомендуемая литература (основная)
- Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. – М.: Издательская фирма "КРУК", 1998.
- Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь. / Под ред. А.С.Батуева. – СПб: "Питер", 2002.
- Бароненко В. А Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Раппопорт ; под ред.В. А. Бароненко. – М. : Альфа – 2003. – 352с.
- Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. – 218 с.
- Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия феномен зависимости. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2001.
- Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Конышев В.А. Кому что есть. Раздумья о пище. Москва: ФиС, 1998.
- Медицинский справочник тренера. – М.: "ФиС", 1981.
- Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. - СПб: "Питер", 2001.
- Минвалеев Р.С. Похудеть без вреда. Очерки прикладной физиологии. - СПб: "Питер", 2002.
- Сексопатология. Справочник. Под ред. Г.С.Васильченко. - М.: "Медицина", 1990.
4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И Брехман . – М. : Физкультура и спорт, 1990, - 208 с.
2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник / Э. Н. Вайнер - М. : Флинта, 2002. – 416 с.
3. Зайцев Г. К. Валеология, культура здоровья / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – М. : БАХРАХ, 2003 – 164 с.
4. Куликова Н. В. Здоровый образ жизни : учеб. пособие : часть 1. / Н. В. Куликова, Т. И. Селиванова, Н. В. Моргалева. – Томск : издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. – 96 с.
5. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней /В. В. Марков. - М. : ACADEMIA, 2001 – 186 с.
6. Нарзулаев С. Б. Основы валеологии : учеб. пособие / С. Б. Нарзулаев и др. – Томск : Изд-во Том. Ун-та, 1999. – 269 с.
7. Покровский В. И Политика здорового питания / В. И. Покровский и др. – Новосибирск. 2002. - 344 с..
- Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье - М. : Прогресс, 1979. – 123 с.
9. Физическая культура студента ; под ред. В. И. Ильинича / - М. : Гардарики, 2002. – 448 с.
10. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: монография / А. Г. Щедрина. – Новосибирск : издательство СО РАМН, 2003. – 164 с.
Приложение А
Комплекс упражнений для утренней зарядки
Выполняем каждое упражнение по 8-10 раз
Упражнения для головы
- Поворачиваем голову вправо и влево;
- Наклоны головы назад и вперед;
- Медленно вращаем головой.
Упражнения на плечи и руки
- Вращательные упражнения плечами поочередно и вместе;
- Вращения прямыми руками, как бы рисуя круг;
- Быстрые махи руками, первая рука сверху, вторая — снизу;
- Согнутые руки в меру резко отводим несколько раз назад, после чего отводим один раз прямые руки;
- Разогреваем локти, вращая согнутые руки;
- Разогреваем кистевые суставы, вращая по очереди в одну и другую сторону.
Упражнения для туловища
- Ставим ноги на ширину плеч. Выполняем наклоны вперед, стараясь коснуться ладонью пола. Движение должно быть плавным, и ни в коем случае резким, дабы не травмировать поясницу;
- Выполняем вращения тазом, держа руки на поясе;
- Ставим руку на пояс, вторую над головой и тянемся в сторону первой.
Упражнения для ног
- Выполняем поочередные махи ногами, вперед-назад;
- Приседания, без отрыва пяток от пола;
- Подъемы на носок ноги, сперва одной ногой, потом другой.
На этом можно закончить с утренней зарядкой. Но если хотите добиться большего эффекта, то можете выполнить комплекс утренней гимнастики.
Комплекс упражнений для детей с ДЦП
- ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
- ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
- взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
- ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
- придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
- подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Занятия для нормализации суставных функций:
- ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
- ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
- ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
- ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
Занятия для мускулатуры живота:
- ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
- научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
- ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
- ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:
- проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
- крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.
Занятия для мышц ног:
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
- взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:
20.ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
21.ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
22.ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Приложение Б
Самомассаж и упражнения для здоровья
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать Самомассаж и гимнастике. После дыхательных упражнений можно приступить собственно к выполнению самомассажа и физических упражнений.
ПЕРВОЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ - Сделайте полный выдох, набирайте воздух медленно через нос, при этом следить за тем чтобы передняя брюшная стенка (живот) все больше выдавалась вперед; при этом ваша диафрагма уплощается, объем легких увеличивается, грудная клетка расширяется (важно воздух набирать не до удушья!). Задержать воздух на несколько секунд, затем сделать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки, в конце выдоха грудь опускается. Вдыхать и выдыхать следует плавно, избегать «толчков». Следующий вдох через 2-3 секунды не больше.
ВТОРОЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ - Делать в положении сидя прямо, спокойно, положите руки на бедра, расслабьтесь. Старайтесь не думайте о постороннем, сосредоточьте свое внимание на область своего живота. Прикройте глаза, кончик языка должен быть у верхних резцов. Сделайте 50 вдохов и выдохов, вдыхайте через нос, выдыхайте через рот без напряжений.
УПРАЖНЕНИЕ-МАССАЖ ДЛЯ УШЕЙ - Сделайте двумя пальцами массаж ушных раковин вниз и верх 18 раз. После чего закрыть уши ладонями, пальцы при этом приложить к затылку, сблизив кончики; слегка постукивать 2 пальцами по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает головную боль, ощущение шума в ушах, головокружение.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА - В полости рта двигать языком верх, влево, вправо восемнадцать раз.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЗУБОВ – Делать упражнение в положении сидя в спокойной позе, зубами нижней челюсти слегка ударять по зубам верхней челюсти тридцать шесть раз.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ НОСА - Потрите область носа наружными сторонами 1 пальцев до тех пор, пока не появится чувство тепла. Далее вдоль носа проделать восемнадцать массажных движений двумя пальцами с обеих сторон. Улучшается кровообращение верхних дыхательных путей, также предохраняет от насморка.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ - Сидеть непринужденно, закрыть глаза. Межфаланговым суставом первых пальцев (руки при этом должны быть теплыми) сделайте вдоль век 18 массирующих движений от наружного угла к внутреннему углу глаза. Затем сделать массаж бровей также 18 раз от переносицы к вискам. После этого повернуть вправо и влево, вниз и вверх глазные яблоки 18 раз. Улучшает зрение, укрепляет нервную систему.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ШЕИ - Скрестите пальцы на затылке, поднимите голову, смотрите вверх, руками старайтесь согнуть шею (при этом мышцы шеи должны препятствовать этому движению); делайте от 3 до 9 раз. Улучшает кровообращение головы.
УПРАЖНЕНИЕ-МАССАЖ ДЛЯ ЛИЦА - Проводить по лицу слегка нажимая кончиками пальцев сверху вниз, как при умывании, девятнадцать раз.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА - Упражнение делать стоя (можно и сидя), слегка сжать ладони в кулаки, согнуть руки в локтях, раскачиваться влево и вправо по 18 раз, стремитесь соблюдать при этом ритмичность дыхания. Усиливает деятельность внутренних органов, улучшает эластичность легких, особенно нижних его отделов; улучшает кровообращение головного мозга.
УПРАЖНЕНИЕ-МАССАЖ ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА - Ладонью правой руки взяться за левое плечо и сделайте восемнадцать круговых движений по часовой стрелке. Аналогично то же самое сделать с левой рукой. Улучшает кровообращение, снимает боль в суставе, нормализует нервную систему.
УПРАЖНЕНИЕ ”КРУЧЕНИЕ” - Делать упражнение в положении стоя, слегка согнуть руки в локтях, а ноги в бедрах, коленях, шея и спина прямые, делайте повороты влево и вправо, не поднимая стопы от пола; следите, чтоб двигались все суставы ног, рук, шеи и поясницы. Тренируется подвижность суставов, усиливает мозговое кровообращение.
УПРАЖНЕНИЕ-САМОМАССАЖ ДЛЯ ПОЯСНИЦЫ - В положении стоя, потрите ладони, чтобы они стали теплыми, далее массируйте поясницу восемнадцать раз правой рукой и восемнадцать раз левой рукой. Снимает боль в пояснице, улучшает кровообращение в малом тазу (данное упражнение рекомендуется при хронических болезнях половых органов).
УПРАЖНЕНИЕ-САМОМАССАЖ ДЛЯ МЫШЦ БЕДРА – Делать упражнение в положении сидя на стуле, двумя руками массируйте правое и левое бедро от коленей верх. Снимает усталость после ходьбы.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СТУПНЕЙ - Делать упражнение, лежа либо сидя (можете делать в постели утром и вечером), сгибайте стопы в плюснефаланговых и фаланговых суставах, старайтесь приблизить пальцы к подошвам, напрягая связку свода стопы; движения разгибания и сгибания должны быть ритмичными. 35-50 раз. Лечение и профилактика плоскостопия, также снизит негативные последствия ношения неудобной обуви, в том числе и обуви на высоких каблуках.
Приложение В
Положение о конкурсе «Самая здоровая группа»
Конкурс «Самая здоровая группа» проводится для всех групп. Участие в нем, на добровольных началах, принимает вся группа, классный руководитель, а также родители.
Цель: содействовать формированию у студентов здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
- Привлечь максимально возможное количество студентов и их родителей к занятиям физкультурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.
- Обучить студентов методам и приемам организации активного отдыха.
- Пропагандировать в студенческом сообществе здоровый образ жизни.
Общеколледжный конкурс «Самая здоровая группа» проводится в течение всего учебного года.
Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги. Жюри использует следующие критерии оценки:
- участие группы в общеколледжных спортивно-оздоровительных мероприятиях - 10 баллов (за каждого студента группы);
-участие студентов от группы в городской Спартакиаде среди средних специальных учебных заведений - 15 баллов;
-привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни-10баллов;
-пропуски по болезни - вычитаются 1балл (за каждого участника);
-организация группой внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий для студентов других групп-20 баллов;
-выпуск листков здоровья, газет в которых пропагандируется здоровый образ жизни-15баллов;
-участие в спортивных секциях и кружках-5 баллов (за каждого участника);
-организация походов, экскурсий, прогулок;
-проведение в классе ежедневной утренней гимнастики-5 баллов;
-наличие у студентов вредных привычек- -10 баллов (за каждого участника).
Победители конкурса награждаются почетными грамотами и подарками.
Приложение Г
Основные направления деятельности и формы работы
Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни.
Цикл бесед:
- «Гигиена студента».
- «Гигиена умственного труда».
- «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».
- «О хороших привычках».
- «Умеем отдыхать».
- «Ты и телевизор».
- «Твой режим дня».
- «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение».
Цикл классных часов:
- «Как уберечь себя от беды».
- «Наше здоровье в наших руках».
- «Здоровые привычки - здоровый образ жизни».
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- «Кто наши враги».
- «О спорт, ты мир».
- «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».
- «Режим питания»,
- «Вредные привычки и их преодоление».
- «Пока горит свеча».
- «Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек».
- «Бросай курить - ты уже не маленький».
- «Память, как ее тренировать».
- «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
- «Сотвори сам себя».
- «Нет наркотикам».
- «О ВИЧ-инфекции».
- «Здоровье человека XXI века».
- «Гармония тела и духа».
- «Кушайте на здоровье».
- «Прелести «свободной любви».
- «Умение управлять собой».
- «Крик о помощи».
- «Экзамены без стресса».
- «Сделан правильный выбор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...