Статья "Возрастные особенности юных спортсменов"
статья по физкультуре
Статья "Возрастные особенности юных спортсменов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vozrastnye_osobennosti_yunyh_sportsmenov.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности юных спортсменов от 14 до 16 лет и регуляция их психических состояний
Школьный возраст — это самое благоприятное время воспитания физических качеств. Учителю физической культуры в своей работе необходимы точные знания о половых, возрастных, индивидуальных особенностях учащихся, которые помогают ему успешно решать задачи по обучению движениям и воспитанию физических качеств у учеников. Учитывая индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физических качеств, учитель может правильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом.
К 14 годам достигает максимума частота в движениях, выполняемых без отягощения. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта положительно сказываются на скоростных способностях: развивается способность к быстрому реагированию, улучшается быстрота одиночного сокращения. В 14-16 лет ставится задача поддерживать ее на достигнутом уровне и совершенствовать специальными упражнениями, в противном случае гибкость будет регрессировать. Мышечная масса к 15 годам составляет примерно 33%. К 15 годам почти завершается формирование двигательного анализатора, улучшается способность учащихся поддерживать постоянную скорость в сложно координированных упражнениях.. Подростки готовы к развитию более сложных проявлений ловкости: ориентированию в пространстве, ритму и темпу движения, повышению мышечного чувства, оценке временных параметров двигательных действий. Повышается роль зрения в ориентировании в пространстве. Способность точности воспроизведения мышечных напряжений продолжает развиваться до 16 лет и достигает почти максимума. Для улучшения координации движений необходимо обращать внимание на быстрый переход от ненапряженного состояния мышц к напряженному и наоборот.
В 15–16 лет завершается половое созревание, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы, увеличиваются мышечная сила, выносливость, заканчивается сращение тазовых костей, окостенение стопы, кисти, грудной клетки, совершенствуется координация движений. У юношей увеличиваются рост, окружность грудной клетки, удлиняются ноги. По показателям жизненной емкости легких, кистевой и становой динамометрии юноши значительно опережают девушек. У них интенсивно укрепляются связки, сухожилия, мышцы верхнего плечевого пояса и ног. Отмечается больший прирост массы мышц по отношению к массе тела. Хотя к 15 годам скелетные мышцы, суставно-связочный аппарат достигают высокого уровня, развитие их у старшеклассников еще продолжается.
Скорость бега на короткие дистанции у юношей продолжает улучшаться с 15 до 18 лет, но в более медленных темпах, чем раньше.
Регуляция психических состояний юных спортсменов в период их спортивной деятельности должна проходить как закономерно обусловленный процесс, управление которым объективно требует педагогической логики в определении его поэтапных задач, содержания и методики их решения.
Педагогическая логика предполагает необходимость воздействия на личность и учет многозначности и противоречивости влияния воспитательной цели в зависимости от всей системы средств, в которую оно включается, от обстоятельств времени, особенностей личности воспитуемого и коллектива, личности тренера.
Важнейший аспект педагогической логики – отношения системы средств воздействия на личность к процессу ее развития.
В идеальной логике управления психическим состоянием юного спортсмена вся система условий и методов педагогически целесообразно удовлетворяет и тем самым регулирует и формирует положительные формы психических состояний юного спортсмена, планомерно и последовательно с учетом его индивидуальных особенностей повышает информированность о психических состояниях, возникающих в спорте. На этой основе подросток овладевает адекватными стереотипами психической готовности к спортивной деятельности, формируется его спортивные наклонности, самосознание и характерообразующие отношения с товарищем и тренером.
Самооценка юного спортсмена базируется на внешней оценке своей деятельности и поведения при этом, как правило, положительная самооценка и относительно высокий уровень самоуверенности сохраняются или активно восстанавливаются и поддерживаются подростком даже при открытом и строгом осуждении его поступков тренером, товарищами по команде, когда они противоречат дозволенному. Проявляется закономерное действие установки на «самозащиту» своего «я», особенно в экстремальных соревновательных ситуациях, несущих угрозу разрушения морального и эмоционального благополучия личности юного спортсмена, ее престижа и самоуважения. Такая психологическая установка объективно является положительной, поскольку она составляет глубинную субъективную предпосылку активизации целенаправленной саморегуляции юным спортсменом своих ТТД, а также поступков, приведения их в соответствие с усвоенными и ставшими лично значимыми требованиями и нормами.
Анализ деятельности тренеров на начальном этапе работы с подростками показывает, что даже самые правильные и обоснованные целевые воздействия и требования могут оказаться нейтральными и даже вызвать противодействие, если подросток субъективно не подготовлен к их восприятию. Поэтому целевое воздействие должно сочетаться со специальной подготовительной работой по актуализации потребностей, интересов, устремлений юного спортсмена по совершенствованию своей спортивно-технической подготовки, тех или иных аспектов самосознания и самооценки, созданием благоприятного эмоционально волевого настроя и т.п. Очень важно сформулировать психологическую установку подростка на удовлетворение в снятии определенных отрицательных психических состояний, стремление к уважению со стороны окружающих. Ожидание усиления творческой позиции, удовлетворения интереса стимулирует положительное отношение юного спортсмена к требованиям, которые ему предъявляет тренер.
Отношение ребят к воздействиям, перестройка и становление установки на занятия спортом, как правило, зависят от следующих основных внутренних факторов: уровня спортивных знаний, умений и навыков; знания прав и обязанностей члена спортивного коллектива; закрепившейся доминирующей психологической установки личности на критическое или некритическое восприятие оценки спортивной умелости, подчинение или неподчинение тренеру, команде на ожидание их положительного или отрицательного отношения к себе; уровня самосознания и объективности самооценки; правильности осознания своих возможностей, способностей и степени соответствия уровня личных притязаний юного спортсмена в основных видах спортивной деятельности, в коллективных и межличностных отношениях; степени осознания общественной и личной значимости выполняемой работы, а также последствий выполнения (или невыполнения) предъявляемых требований к спортивной подготовке; доминирующего психического состояния, эмоционально–волевого настроя личности, обусловленного уровнем сформированности любого из перечисленных внутренних факторов. Выявление, коррекция или коренное изменение, оптимизация этих факторов являются важнейшими задачами педагогического руководства развитием психологической готовности подростка к предстоящей спортивной деятельности.
Перестройка самосознания юного спортсмена, его отношения к спорту и самому себе осуществляются в неразрывной связи с формированием конкретных спортивных умений. В то же время это относительно самостоятельные аспекты перестройки личности, которые проявляются не всегда одновременно, поскольку неокрепший знания и умения открыто противоречат прочному стереотипу отрицательного психического состояния, сформировавшемуся в прошлом. Вот почему целенаправленное руководство становлением и закреплением знаний, конкретных спортивных умений и навыков занимает особое место в деятельности тренеров.
Психическая готовность подростка к предстоящей спортивной деятельности включает смысловое и эмоциональное запоминание уроков, извлеченных как из положительных, так и из отрицательных фактов спортивной деятельности. Однако интеллектуальные и эмоциональные компоненты зависят от степени осознания и глубины переживания подростками своих поступков, действий в учебно-воспитательном процессе. Эмоциональное отношение к своему поведению и поступкам товарищей по команде на первых этапах спортивной деятельности наблюдается очень часто. Неосознанные или малоосознанные чувства и переживания начинают раньше, чем сознание, воздействовать на деятельность, нередко вступая в противоречие с сознанием.
Поэтому особенно важно формировать у подростков опыт сознательного управления своими чувствами и поведением, самообладания и сдержанности.
Личный опыт оказывается источником внутренних стимулов поведения: основанных на гармоничном единстве или противоречии эмоциональной и смысловой памяти, на доминировании рассудка или чувств. Это нужно учитывать при формировании психической готовности подростка к спортивной деятельности, чтобы правильно определять не только содержание, но и характер, тактику воздействия на его сознание и чувства.
В спортивном опыте синтезируются прежде всего те формы и методы работы, которые приобретают для юного спортсмена определенную личную значимость и влияют на дальнейшее поведение. Спортивный опыт – это специфическое синтетическое образование, по психологической сущности представляющее собой непосредственное, чувственно данное значение требований и правил деятельности спортсмена, способов и последствий их выполнения (или невыполнения). Опыт поведения позволяет предвидеть последствия своих действий и поступков в зависимости от их характера и конкретных спортивных ситуаций и, следовательно, преднамеренно совершать одни поступки и удерживаться от других, выбирать для достижения своих целей наиболее рациональные программы поведения.
Отрицательный спортивный опыт оказывается очень устойчивым барьером на пути перестройки сознания и поведения подростка. Изменение отношения подростка к своему прошлому опыту на основе критического его переосмысления и переоценки в свете задач, стоящих перед командой, составляет важнейшую субъективную предпосылку формирования нового спортивного опыта. Объективной основой решения данной задачи является включение юного спортсмена в систему посильных дел в команде, способствующих преодолению отрицательных психических состояний.
Нейтрализация негативного опыта и формирование нового органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но если специальными воздействиями не разрушить порочный стереотип обыденного сознания и самосознания подростка, воплощающий в себе прошлый опыт, то появится и закрепится формальный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Вот почему формирование нового опыта нельзя сводить к формированию лишь внешней дисциплинированности и исполнительности, самостоятельности и инициативы и забывать о перестройке мотивационной и эмоционально-волевой сфер подростков, их планов и ориентации в спортивной деятельности.
Решающее значение в становлении нового опыта у подростков приобретает целенаправленная работа тренеров и общественности по формированию у юных спортсменов психической готовности к занятиям спортом, которая помогает им переосмыслить и по-иному пережить свои цели и помыслы, определяющие внутреннюю позицию, отношение к избранному виду спорта, предстоящей деятельности.
Необходима определенная система такой работы, обеспечивающая: повседневный контроль и самоконтроль, глубокий анализ и самоанализ, оценку и объективную самооценку поступков и их последствий для подростка и окружающих людей; последовательное расширение сфер и форм общения и взаимоотношений подростка с ровесниками, круга его прав и обязанностей; изменение его места и роли в системе организуемых в команде мероприятий, включение в новые виды деятельности; постановка юного спортсмена в такие ситуации, которые требуют от него активного противодействия отрицательным фактам и явлениям, психическим состояниям у товарищей по команде, тренера и себя лично; непрерывное повышение с учетом возрастающих возможностей уровня требовательности и личной ответственности за свои действия и поступки.
Правильно организованный анализ поступков позволяет корректировать, обогащать, конкретизировать и обобщать имеющиеся у юных спортсменов представления, знания и умения, преодолевать трудности в учебно-воспитательном процессе. Формирование положительных психических состояний у подростков – это формирование заданных стереотипов поведения в единстве их внешней формы, объективного содержания и субъективных побуждений, идейной мотивации. Только при таком подходе достигается закрепление ситуативных отношений и мотивов поведения юного спортсмена в учебно-тренировочном процессе, превращение их в устойчивые качества личности, происходит относительная завершенность формирования положительных психических состояний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"
Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....
Особенности подготовки юных спортсменов в хоккее с шайбой
В методических рекомендациях рассматриваются особенности физической и психологической подготовки юных хоккеистов и принципы спортивной тренировки в детском и юношеском хоккее....
Памятка для родителей "Особенности питания юных спортсменов"
Режим питания спортсменов имеет свои особенности, которые обусловлены значительными физическими нагрузками и высоким нервно-психическим напряжением в процессе занятий спортом, что требует использовани...
Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .
Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...
Особенности воспитательной работы с юными спортсменами
Выступление на августовской конференции в 2017г...
Статья "Возрастные особенности юных спортсменов"
Статья про Возрастные особенности юных спортсменов...
Современная подготовка юных спортсменов. Построение тренировки юных спортсменов.
Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной ...