Футбол как средство физического воспитания
статья по физкультуре (5 класс)
Футбол принадлежит к видам спорта в наибольшей степени способствующих разностороннему физическому развитию человека и, вместе с тем, предъявляющих его организму исключительно высокие требования.
По физиологическому характеру нагрузки футбол, как и другие спортивные игры, представляет собой ациклическую, преимущественно динамическую, работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью (от максимальной до умеренной). Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разнообразными движениями и действиями (ходьба, бег разной интенсивности с резкими остановками, рывками, стремительными стартами, ускорениями, поворотами; прыжки; удары по мячу; различные силовые приемы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
futbol_kak_sredtvo_fv.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Футбол как средство физического воспитания»
Футбол принадлежит к видам спорта в наибольшей степени способствующих разностороннему физическому развитию человека и, вместе с тем, предъявляющих его организму исключительно высокие требования.
По физиологическому характеру нагрузки футбол, как и другие спортивные игры, представляет собой ациклическую, преимущественно динамическую, работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью (от максимальной до умеренной). Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разнообразными движениями и действиями (ходьба, бег разной интенсивности с резкими остановками, рывками, стремительными стартами, ускорениями, поворотами; прыжки; удары по мячу; различные силовые приемы).
Характерными чертами нагрузки футболистов являются ацикличность работы (сочетание различных, не повторяющих друг друга по структуре и напряжению движений и действий), часто меняющиеся сочетания движений, работы и отдыха, быстрая смена обстановки. Все это связано с необходимостью быстро оценивать сложившуюся ситуацию и мгновенно отвечать на нее точным и быстрым движением, как в индивидуальном, так и в коллективном действии.
Нагрузки в течение игры и в разных играх неравномерны как для каждого футболиста в отдельности, так и для команды в целом.
Нагрузки зависят от конкретной сложившейся в игре ситуации, взаимоотношения сил соперников, тактического плана игры, уровня физической, технической и тактической подготовки спортсменов, их, игрового профиля, активности, инициативы и решительности.
Все спортивные игры сопряжены с различной по характеру и интенсивности физической нагрузкой, но в большинстве из них преобладает работа скоростно-силового характера. Это полностью относится и к футболу. Но в связи с необходимостью многократно повторять во время игры такую работу с небольшими интервалами и много раз пробегать относительно длинные отрезки в течение длительного времени игры футбол в большей степени, чем другие, спортивные игры, способствует выработке общей и специальной выносливости.
В процессе тренировки у футболистов развиваются сложные и разнообразные двигательные навыки. Характерная для футбола ацикличность упражнений усложняет эти навыки и. предъявляет особенно большие требования к органам чувств футболистов. Выполнение приобретенных двигательных навыков связано с быстрым перемещением мяча и игроков на поле. В связи с этим ведущее место у футболистов занимает зрительная афферентная система.
Одновременно происходит беспрерывное формирование и совершенствование условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, двигательным аппаратом и внутренними органами; значительно расширяются функциональные возможности двигательного аппарата, нервной системы, вегетативных органов; совершенствуются координационные и адаптационные способности.
Футбол способствует развитию и совершенствованию различных физических качеств, формированию и закреплению разнообразных двигательных навыков и их комбинаций. Физические качества и двигательные навыки проявляются в игре в тесной взаимосвязи с тонкой координацией движений, быстрой реакцией, развитым мышлением, большой эмоциональностью.
Игра в футбол, связанная с необходимостью поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени и выполнять порою работу максимальной интенсивности на фоне значительного общего утомления, требует высокой устойчивости во взаимосвязи функциональных систем. Поэтому технические и тактические умения футболистов проявляются в игре с должной эффективностью лишь на фоне высокого уровня их физической подготовленности.
Требуя от футболистов умения ориентироваться в самой различной обстановке, быстро оценивать сложившуюся ситуацию, принимать наиболее правильное в данный момент решение и на основе взаимоотношения с партнерами реализовывать его в быстром и точном движении, футбол вырабатывает у игроков и такие ценные качества характера, как воля, смелость, инициативность, решительность, чувство коллективизма.
Поскольку тренировки и соревнования по футболу проходят почти круглый год, в самых различных климатических и метеорологических условиях, футбол способствует и физической закалке, повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей.
Систематическая разносторонняя тренировка обеспечивает футболистам возможность переносить во время игры большие физические и нервные напряжения, быстро после них восстанавливаться, правильно реагировать на изменившуюся обстановку, приспосабливаться к различным климатическим и метеорологическим условиям. Это особенно важно в связи с резко возросшим уровнем физических нагрузок и огромным нервным напряжением спортсменов во время матча, длительным соревновательным периодом, насыщенным напряженными играми, частой сменой климатических и метеорологических условий.
Степень непосредственного воздействия игры на организм футболистов зависит от плана игры, конкретной, сложившейся на поле ситуации, соотношения сил команд, уровня мастерства футболистов. Чем более интенсивно проводит футболист игру и чем больше в ней элементов бега и силовой борьбы, тем больше выражено ее воздействие на вегетативные функции организма. Чем выше эмоциональное напряжение и ответственность игры, тем большие сдвиги, вызывает она в состоянии нервной системы, анализаторов и внутренней среды организма.
Активно проведенная игра вызывает значительное, порою приближающееся к максимальному, усиление физиологических функций. Помимо большого объема и интенсивности нагрузки этому способствует и сопровождающая игру ярко выраженная эмоциональность действий, для которой характерно возбуждение симпатико-адреналовой системы, проявляющееся в мобилизации кровяных и углеводных депо организма, повышении возбудимости нейтральной нервной системы. Данное обстоятельство вызывает быстрое вхождение в работу и большую ее эффективность. Мобилизация энергетических ресурсов начинается уже в предстартовом состоянии, имея в основе ситуационный условный рефлекс, вырабатывающийся в процессе тренировки. Чем большую работу предстоит выполнить футболисту, чем больше он заинтересован в ее исходе, тем выразительнее эта мобилизация и сопровождающие ее функциональные сдвиги.
Усиление физиологических функций организма обеспечивает интенсивную мышечную деятельность, поддержание высокой интенсивности работы на протяжении длительного времени.
Уровень физиологических сдвигов у футболистов в игре неоднократно меняется в зависимости от изменения степени напряжения. После отдельных упражнений и частей игры могут определяться сдвиги, характерные для работы различной мощности. Так, например, работа максимальной интенсивности, выполняемая футболистом во время рывка и проходящая почти целиком в анаэробных условиях, сменяется нагрузкой в сравнительно невысоком темпе, характерном для большой, и умеренной мощности, что обусловливает возможность некоторого восстановления уже в процессе самой игры или тренировки.
Систематические занятия футболом при условии правильной их организации, полноценного режима и систематического врачебного контроля с последующим активным двигательным режимом на протяжении всей жизни, - одно из средств не только укрепления здоровья и повышения уровня физического развития, но и длительного сохранения здоровья и работоспособности людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
Выступление о здоровьесберегающих технологиях...
"Туризм, как средство физического воспитания"
Методическая разработка....
Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания.
Характеристика волейбола как игрового вида спорта....
Воспитание 21 века средствами физического воспитания
Краткое описание работы учителя физической культуры для создания благоприятных условий в раскрытии и развитии не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения....
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Определение-Физические упражнения. Содержание физических упражнений. Форма физического упражнения. Техника физического упражнения .Классификация физических упражнений....
Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...
Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»
В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...