Педагогический контроль технической подготовленности футболистов
статья по физкультуре
Практическое осуществление контроля технической подготовленности футболистов в наше время все еще в основном базируется на педагогическом мастерстве тренеров, на их умении достоинства и недостатки технического исполнения многочисленных приемов игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс педагогических достижений
по физической культуре и спорту
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга
в 2019 году
Статья
На тему: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ
Выполнил: Новак Сергей Игоревич
(Педагог дополнительного образования детей)
Место работы: ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района
Санкт-Петербург
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ …………….....................................................................................3
§ 1. Роль техники в становлении мастерства футболистов………………4
§ 2. Особенности проявления техники в футболе …………………………5
§ 3. Обучение и совершенствование техники в футболе …………………5
§ 4. Характеристика технического мастерства и способов
его оценки ………………………………………………………………….6
ВЫВОДЫ ………………....................................................................................9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................10
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное управление процессом спортивной подготовки неотделимо от научно-обоснованной системы педагогического контроля, результаты которого являются основой для различных форм планирования.
Практическое осуществление контроля технической подготовленности футболистов в наше время все еще в основном базируется на педагогическом мастерстве тренеров, на их умении достоинства и недостатки технического исполнения многочисленных приемов игры. Не принижая значения названной формы контроля, считаем целесообразной разработку объективных способов контроля и оценки спортивной техники футболистов. Научные рекомендации по вопросам контроля технической подготовленности футболистов несогласованны относительно содержания и организации тестов, многие из которых не проверены на надежность и информативность, а непроверенные тесты ухудшают качество учебно-тренировочного процесса и планирования (М.А. Годик, 1980; В.М. Шишенков, 1982).
§ 1. Роль техники в становлении мастерства футболистов
Разнообразие техники укрепляет и развивает качество игры, но значительно большая ценность состоит в том, что она дает так называемую «школу техники» (Я. Палфаи, 1973).
Воспитание всесторонне развитого, технически и физически крепкого молодого человека является очень важной задачей. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей раннего возраста (Ф.А. Басим, 1984; М.Я. Набатникова, 1996).
Изучение деятельности в младшем школьном возрасте связано с исследованием закономерностей воспитания в различных возрастных группах.
Техника - ценнейшее средство, неотъемлемый спутник спортсменов в их спортивной деятельности и одно из основных средств ведения игры (А. Чанади, 1978).
Технические приемы для детей школьного возраста планируются тренером в зависимости от возраста и климатических условий. Техническая подготовка для детей различной подготовленности всегда приносит ребенку радость, эмоциональный подъем, в котором заключается великая воспитательная сила (С.Н. Андреев, 1986).
Техническая подготовка является хорошим средством для воспитания «техничных» игроков (В.А. Выжгин, 1972). Хорошая техника способствует воспитанию у детей целеустремленности, смелости. Преимущество в обучении и совершенствовании техники перед другими качествами - в повышенной эмоциональной насыщенности, придающей ей особую радость, привлекательность, зрелищность, доставляющей радость и удовольствие (В.А. Выжгин, 1977).
§ 2. Особенности проявления техники в футболе
Футбол - спортивная игра, которая ведется по определенным правилам и в которой действуют свои законы, имеет четкую организационную структуру. Поэтому, делая разбор игры, можно говорить об основных понятиях, которые определяют футбол как систему. Это - предпосылка для понимания общих закономерностей футбола и обучения этой игре.
В футбольном матче противоборствуют два коллектива, каждый из которых стремится как можно лучше реализовать основные принципы игры, а значит - победить: с одной стороны, получить мяч и поразить ворота соперника, с другой стороны, помешать сопернику сделать то же. Во время противоборства двух команд атакующие действия сменяются оборонительными, и наоборот. Атаку и защиту мы называем фазами игры. Каждая из этих фаз одинакова важна.
Динамику футбола определяет именно такая смена фаз (атака-защита), во время которой мяч контролирует то одна, то другая команда.
Основные фазы игры делятся на меньшие части, которые называются игровыми отрезками. Имеется ввиду ограниченную во времени и в пространстве часть игровых действий во время которой команды решают ограниченные тактические задания (организация, проведение и завершение атаки, переход от нападения к защите, оборона ворот).
§ 3. Обучение и совершенствование техники в футболе
На этапе специализации учебно-тренировочного процесса необходимо осуществлять переход к выполнению ранее изученных технических приемов в игровых условиях. В начале этапа выполняются удары на технику и точность, а затем требования повышаются до выполнения точных ударов на дальность и силу в игровых условиях. Активность сопротивления партнера при выполнении технического приема, как и скорость выполнения, следует постепенно повышать.
В дальнейшем занимающиеся изучают более сложные технические приемы: удары с полулета, с лета, остановки мяча туловищем, головой и т.д., и комбинации этих приемов (Г.Г. Демирчоглян, 1989).
По мере усвоения техники футбола закладываются основы ориентировки. Сначала воспитывается способность ориентироваться, когда нужно переключать внимание. Затем необходимо постепенно уменьшать интервал времени на переключение внимания и добиваться умения распределять его. Способность ориентироваться воспитывается с помощью зрительных сигналов, подаваемых тренером или партнером. Сначала эти сигналы поступают до приема мяча. При подаче сигнала надо выполнять определенное действие. Не следует давать упражнения, вырабатывающие способность ориентироваться, слишком рано. Их нужно использовать тогда, когда занимающиеся освоят двигательную структуру технического приема (В.М. Дьячков, 1972; С. Голомазов, Б. Чирва, 1997; А.П. Золотарев, 1997).
В работе с футболистами 11-15 лет большое внимание следует уделять воспитанию умения выбрать тот или иной технический прием, для чего необходимо практиковать индивидуальные занятия по технике по планам, разработанных тренером (А.А. Сучилин, 1979; С. Голомазов, Б. Чирва, 1998).
§ 4. Характеристика технического мастерства и способы его оценки
В настоящее время управление тренировочным процессом становится делом все более сложным, требующим срочной информации о технической подготовленности спортсменов.
Можно указать несколько путей ее оценки. Прежде всего, это субъективные методы, основанные на визуальной оценке качества использования и его мысленном сопоставлении с некоторым идеальным эталоном. Здесь выделяются два варианта:
а) глобальная оценка техники движений в целом (насколько она хороша, или наоборот плоха);
б) дифференциально - суммарная оценка - в этом случае в технике выделяют отдельные фазы, элементы или характеристики, такие, как ритм движения, антиципация и др., качества, выполнения которых оценивают отдельно (В.М. Зациорский, 1979).
Подобные частные оценки суммируются и получают итоговый результат. Поскольку важность отдельных элементов может быть неодинакова, суммирование частных оценок обычно целесообразно проводить, предварительно умножая их на некоторые коэффициенты, взятые пропорционально важности элементов. В качестве коэффициентов можно брать, например, оценки частоты встречаемости соответствующих элементов в данном виде спорта или в арсенале данного спортсмена.
Несмотря на недостаточную точность, субъективный метод оценки техники еще долго будет использоваться в практике. Поэтому его применение в научных исследованиях при условии грамотного использования достаточно большого числа экспертов, независимости их суждений, определения коэффициентов объективности не должно отвергаться.
Перейдем к объективным методам оценки эффективности спортивной техники:
а) интерогенные показатели - зависящие от многих факторов, в частности, от уровня силы, быстроты и выносливости спортсмена;
б) гомогенные показатели - не зависящие от уровня двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) спортсмена.
Для целенаправленного управления тренировочным процессом тренеру необходимо располагать объективными критериями технического мастерства, дающими возможность всесторонне оценивать уровень подготовленности спортсмена.
Оценка технического мастерства в футболе должна включать в себя показатель, характеризующий арсенал активных технических действий, их эффективность и способность сохранения их в сложных игровых условиях в течение всей игры.
В соответствии с качественной оценкой мастерства футболистов исследования проводились в двух основных направлениях:
а) изучение техники выполнения игровых приемов;
б) изучение игровой деятельности с целью определения особенностей технического мастерства.
Смысл этой информации в конечном итоге сводится к определению количества ошибок в технике. На основании собранных и обработанных данных можно более правильно определить задачи тренировки, всей команды и отдельных игроков, внести изменения в спортивные планы тренировочного процесса (В.М. Шишенков, 1995).
Следует отметить, что контролю за уровнем технической подготовленности футболистов следует уделять внимание с раннего возраста, так как уровень ее у большинства взрослых игроков не соответствует требованиям – значит в предшествующих этапах подготовки были нарушения в системе управления их технической подготовкой.
ВЫВОДЫ
- В практике подготовки футболистов для контроля технической подготовленности футболистов нашли применение следующие направления:
- педагогическая экспертиза, основанная на учете соревновательной деятельности игроков в процессе педагогического наблюдения;
- учет параметров соревновательной деятельности футболистов, зафиксированных с помощью различных приборов видеорегистрации;
- использование специальных тестов, моделирующих (с различной степенью подобия) типичные условия выполнения основных технических приемов футбольной игры.
2. В качестве тестов применяются двигательные задания для испытуемых выполнить удары, ведение мяча, вбрасывание мяча руками, различные виды жонглирования мячом с обязательной установкой на качественное их исполнение. Нередко к качественному исполнению присоединяется установка на скорость действий.
3. Явно обнаруживается дефицит тестов, в которых испытуемые выполняют удары (как основной прием в футболе) по двигающемуся, прыгающему или летящему мячу в цель. В то же время удары по неподвижному мячу в соревновательных условиях составляют очень незначительную долю. В этой связи, расширение батареи тестов, в которых удары выполняются по двигающимся мячам представляется актуальной задачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев, С.Н. Футбол в школе [Текст]: Книга для учителя /С.Н. Андреев. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
- Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра [Текст]: Книга для учащихся средних и старших классов /С.Н. Андреев. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
- Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] /М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 265 с., ил.
- Голомазов, С. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития техники [Текст]: Метод. разработки для слушателей ВШТ /С. Голомазов, Б. Чирва. – Выпуск 1.– М.: РГАФК, 1997. – 43 с.
- Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст] /С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2000. – 80 с.
- Демирчоглян, Г.Г. Глазомер футболистов и его роль в спортивно-техническом мастерстве [Текст] /Г.Г. Демирчоглян //Теория и практика физической культуры. – 1989. - № 6. – С. 37-38.
- Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов [Текст] // Педагогические проблемы управления /Под общ. ред. В.М. Дьячкова. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 231 с.
- Золотарев, А.П. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета основных компонентов соревновательной деятельности [Текст] /А.П. Золотарев //Физическая культура: Научно-методический журнал. — 1997. — № 4. – С. 41-43.
- Сучилин, А.А. Футбол во дворе [Текст] /А.А. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 134 с.
- Шишенков, В.М. Контроль технической подготовленности футболистов [Текст]: Методические рекомендации Хабаровского ГИФК /В.М. Шишенков. – Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1995. – 21 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ
Материал статьи будет полезен тренерам футбольных команд...
Сравнительный анализ показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов
Методическая разработка показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов....
Методическая разработка "Техническая подготовка футболистов"
Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности....
Открытое занятие на тему: "Техническая подготовка футболистов"
Открытое занятие на тему: "Техническая подготовка футболистов" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского района" Тхазфеша А....
Особенности физической и технической подготовленности футболистов 12-13 лет
По вопросу взаимосвязи технической и физической подготовленности существуют определенные проблемы. Долгие годы действовала программа для детских школ по футболу, разработанная в Министерстве просвещен...
ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТА
ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТА...
Техническая подготовка футболиста
Для всех, кто занимается футболом....