Мой педагогический опыт
презентация к уроку по физкультуре
«Формирование здорового образа жизни
на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»
1. Значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Его актуальность и перспективность опыта.
Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.
Статистические данные о состоянии здоровья детей в Российской Федерации свидетельствуют о том, что в последнее десятилетие здоровье подрастающего поколения и главным образом школьников заметно ухудшилось.
Детство - период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального духовного и социального совершенствования человека с критическими периодами, протекающими у каждого ребенка по-разному. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, то основной задачей педагогики здоровья является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания, создания программ обучения здоровью.
Сегодня все больше внимания уделяется условиям, в которых школы реализуют образовательный процесс, так как заказ на здорового ученика, здорового выпускника является одновременно и критерием эффективности образовательной деятельности каждого конкретного учреждения.
Программы МБОУ «Ромодановская СОШ№1» в качестве одной из приоритетных задач определила создание здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении в целом и на каждом конкретном уроке.
Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
- обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных, силовых качеств;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
- формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
- создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
Он предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Это лишь один путь из возможных приближений к решению сложной проблемы - сохранения здоровья наших детей, их социализации и адаптации к новым условиям жизни. Поэтому проблема поиска новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни (ЗОЖ) на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики.
Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья.
Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. В своей работе я использую интегральный подход к физической подготовленности учащихся, который позволяет вести индивидуальную работу с обучающимися, с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания. При выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре использую физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников. При этом учитываю их физическую подготовленность, функциональное состояние и развитие базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возраста, кончая периодом окончания ими учебного заведения.
2. Возникновение и формирование идеи, цели и задачи опыта.
Я считаю, что физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок я отталкиваюсь прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивают разностороннее, гармоническое развитие ребенка. Физиологический эффект от урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы.
При нормировании нагрузок я учитываю пять компонентов:
-продолжительность упражнения;
- интенсивность;
- продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
- характер отдыха;
- число повторений упражнения.
Цель в работе на уроке заключается в том, чтобы затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными, отталкиваясь от нормирования нагрузок и физиологических особенностях ученика, на уроках физической культуры. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен, вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.
В начальных классах я уделяю особое внимание физиологическим особенностям растущего организма. Так как на своих уроках приобщаю детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. В этот период необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Провожу веселые старты, спортивные и подвижные игры, которые направлены на пропаганду здорового образа жизни и активного отдыха.
С детьми среднего звена использую углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств.
Основная задача, которую я ставлю перед собой – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах.
3. Система педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Технология опыта.
Применение данной здоровье сберегающей технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. И я считаю что организация системы в работе по пропаганде здорового образа жизни школьника - приоритетная задача каждого учителя, тем более учителя физической культуры! И только целенаправленность в деятельности даст определенные результаты. В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов. Использование мультимедийных технологий, ИКТ, информационные технологии и т.п. Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Дети учатся отрабатывать приемы, видят, как это выполняют мастера. Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в поиске информации в Интернете необходимого материала для написания рефератов и проектов. Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, метод проектов, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры по возможности я стараюсь проводить на открытом воздухе. Так как главная цель уроков на свежем воздухе - закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.
Большое значение для здоровья имеет и соревновательный процесс. В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников.
4. Самоанализ результативности опыта.
По результатам своего опыта, могу сказать, что внедрение системы работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям позволило:
- повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни;
- повысить динамику роста физической подготовленности учащихся;
- повысить успеваемость по предмету;
- повысить динамику состояния здоровья учащихся.
5. Трудности при использовании данного опыта.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста. Она знакомых большинству педагогов. Это как психолого-педагогические приемы, методы, технологии и т.д.
Успех данной работы по реализации, зависит от многих составляющих:
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- планомерной работы с родителями;
- создание здоровье сберегающей среды;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
6. Теоретическая база опыта.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.
Так же теоретическое представление опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровье сбережения, приводится конкретная программа здорового образа. В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
7. Источники, рекомендации по использованию опыта
На занятиях особое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.
Мой педагогический опыт обобщен:
- на сайтах: https://nsportal.ru/ogay-evgeniy-eliseevich
- в методическом кабинете школы; http://sc1rom.schoolrm.ru/sveden/employees/37500/3...
- на заседаниях методического объединения (МО) учителей по физической культуре, делюсь своим опытом, выступаю с докладами на заседаниях методических объединений, делюсь опытом, накопленным материалом с учителями, даю открытые уроки для учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой педагогический опыт | 679.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности» Тема методического семинара:
Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний. 1. Значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса . Его актуальность и перспективность опыта.
Детство - период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального духовного и социального совершенствования человека с критическими периодами, протекающими у каждого ребенка по-разному. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, то основной задачей педагогики здоровья является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания, создания программ обучения здоровью.
- формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями ; - укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой; - обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам; - развитие двигательных, силовых качеств; - воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств; - формирование основ знаний о физической культуре и спорте; - создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей. Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи :
Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья.
Цель в работе на уроке заключается в том, чтобы затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными, отталкиваясь от нормирования нагрузок и физиологических особенностях ученика, на уроках физической культуры. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций . При нормировании нагрузок я учитываю пять компонентов: - продолжительность упражнения; - интенсивность; - продолжительность интервалов отдыха между упражнениями; - характер отдыха; - число повторений упражнения. 2. Возникновение и формирование идеи, цели и задачи опыта.
Основная задача, которую я ставлю перед собой – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах.
Применение данной здоровье сберегающей технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Использование мультимедийных технологий, ИКТ, информационные технологии и т.п. Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в поиске информации в Интернете необходимого материала для написания рефератов и проектов. Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры по возможности я стараюсь проводить на открытом воздухе. Так как главная цель уроков на свежем воздухе - закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся. Большое значение для здоровья имеет и соревновательный процесс. В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. 3. Система педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Технология опыта .
По результатам своего опыта, могу сказать, что внедрение системы работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям позволило: - повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни; - повысить динамику роста физической подготовленности учащихся; - повысить успеваемость по предмету; - повысить динамику состояния здоровья учащихся. 4. Самоанализ результативности опыта .
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста. Она знакомых большинству педагогов. Это как психолого-педагогические приемы, методы, технологии и т.д. Успех данной работы по реализации, зависит от многих составляющих: - высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов; - активного участия в этом процессе самих учащихся; - планомерной работы с родителями; - создание здоровье сберегающей среды; - тесного взаимодействия с социально-культурной сферой. 5. Трудности при использовании данного опыта .
Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов , одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей. Так же теоретическое представление опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько . В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровье сбережения, приводится конкретная программа здорового образа. В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич . 6. Теоретическая база опыта .
На занятиях особое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы. Мой педагогический опыт обобщен: - на сайтах: https://nsportal.ru/ogay-evgeniy-eliseevich - в методическом кабинете школы; http://sc1rom.schoolrm.ru/sveden/employees/37500/322785/ - на заседаниях методического объединения (МО ) учителей по физической культуре, делюсь своим опытом, выступаю с докладами на заседаниях методических объединений, делюсь опытом, накопленным материалом с учителями, даю открытые уроки для учителей и родителей. 7. Источники, рекомендации по использованию опыта .
8.Результаты опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...