Рабочая программа по физической культуре 6 класс
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Костыгин Сергей Владимирович

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для первого года обучения (базовый уровень)  разработана  на основе  Федерального   Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2008г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования;  авторской программы В. И. Лях «Физическая культура» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rabochaya_prog.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по физической культуре 6 класс

Всего часов на изучение                 программы: 102 Количество часов  в неделю: 3 часа

1. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 6 класса  разработана  на основе  Федерального   Государственного образовательного стандарта общего образования, 2008г.; примерной программы по учебным предметам общего образования;  авторской программы А.П. Матвеев «Физическая культура», утвержденной Министерством образования и науки РФ; Федерального  закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329; «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 МБОУ средняя школа №3 г. Лысково на 2020 – 2021 учебный год, созданного на основе  федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.  

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно - процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности). 

2. В начале и в конце учебного года  учащиеся сдают тесты для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных  тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за четверть. Итоговая аттестация производится  на основании  четвертных оценок. 

3. Допускается  использование любого учебника  или пособия по физической культуре, включенного  в Федеральные перечни учебников, учебно-методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием  России к использованию в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, утвержденный приказом  Минобразованием  России.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к

неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной

гигиены;

• обучение основам базовых видов двигательных действий;

• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и

точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных

параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма,

развитие волевых и нравственных качеств;

• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники

безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся четвертого класса должны:

знать/понимать

•        роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

•        правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

•        правила поведения на занятиях физической культуры;

уметь

•        передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

•        выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;

•        выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;

•        осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

•        выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

•        преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

•        наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;

•        самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

Демонстрировать уровни двигательной подготовленности:

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

Бег 30м,с

4.9 и ниже

5.0-5.6

5.7 и выше

5.0 и ниже

4.9 - 6.2

6.3 и выше

Бег 60м,с

9,8

10,4

11,1

10,3

10,6

11,2

Бег 1 км

4.30 и ниже

4.31-6.01

6.00 и выше

5.10 и ниже

5.11-7.00

7.01 и выше

Прыжок в длину с места, см

190 и выше

189-160

159 и ниже

170 и выше

169-140

139 и ниже

Прыжок в длину с разбега, см

360

330

270

330

280

230

Метание малого мяча на дальность, м

36

29

21

23

18

15

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

Наклон на гибкость, см

10 и выше

9-6

5 и ниже

16 и выше

15-9

8 и ниже

Подтягивание, раз в/п мальчики, н/п - девочки

7 и выше

6-4

3 и ниже

19 и выше

18-10

9 и ниже

Вис (девочки) с

-

-

-

15 и выше

14-7

6 и ниже

Поднимание туловища лежа на спине, раз

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

Челночный бег 3Х10м.с

8.3 и ниже

8.4-9.0

9.1 и выше

8.8 и ниже

8.9-9.6

9.7 и выше

Челночный бег  10Х5 м, с

17.7 и ниже

17.8-20.7

20,8 и выше

18.7 и ниже

18.8-22,7

22.8 и выше

Верхняя передача мяча двумя руками от стены

10-6

5-4

3 и ниже

10-6

5-4

3 и ниже

Нижняя прямая подача в пределах площадки из-за лицевой линии из 10 попыток

5

4

3

4

3

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ (УРОКОВ)

Базовая часть

78

1.

Знания о физической культуре

в течение всего учебного года

2.

Физическое совершенствование:

-гимнастика с основами акробатики

-легкая атлетика

- спортивные игры

- общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы)

16

35

22

5

3.

Вариативная часть

- лыжная подготовка

24

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 6 КЛАССА

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

        Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

       Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики:

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Легкая атлетика

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».

На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров».

На материале спортивных игр:

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

Лыжная подготовка: попеременный двухшажный и одновременный двухшажный ходы. Подъем "полуелочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км.

Правила самостоятельного выполнения упражнений. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях.

Лыжная подготовка:                                                                                                                       спуски, подъемы, лыжные ходы, эстафеты, повороты, торможение

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.

Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям и т.д.

 Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе.

Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть . использован следующий критерий оценок:

Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.

Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.

Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.

Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.

          Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ

  1. Баскетбольная площадка, баскетбольные щиты.
  2. Скакалки, обручи, кегли, флажки.
  3. Теннисные, баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные мячи.
  4. Лыжи.
  5. Баскетбольные, волейбольные сетки.
  6. Эстафетные палочки.
  7. Инвентарь для прыжков в высоту.
  8. Перекладины.
  9. Брусья.
  10. Гимнастические маты.
  11. Велотренажеры.
  12. Гимнастические скамейки.
  13. Канаты.
  14. Гимнастический конь, козел.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Комплексная программа физического воспитания 5-11 классы», А.П.Матвеев, Москва: «Просвещение»,2012
  2.  «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; -                      Волгоград: «Учитель»,2008.
  3. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум -  М.: Просвещение, 2011;.
  4. «Зимние виды спорта 5-9 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
  5. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
  6. «Физкультура в школе», Г.П. Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2009.
  7. Настольная книга учителя физической культуры/ авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 496 с.
  8. Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод. пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2003.-526с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...