Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1-4 классы
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1-4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373; примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 года, протокол № 1/15; рабочей программой В.И. Ляха «Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций» - М.: Просвещение, 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fk_1-4_klassy_lyah.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №89»
Приложение №___
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом директора
от «__» ____________20___г №______
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
Уровень образования (классы): начальное общее образование
1-4 классы
Составитель: Оринчук А.Н.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.И. Ляха Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019 г.
г. Нижний Новгород
с.п. Кудьма
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1-4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373; примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 года, протокол № 1/15; рабочей программой В.И. Ляха «Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций» - М.: Просвещение, 2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся, а именно:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Предметные результаты отражают:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Планируемые результаты по итогам изучения разделов учебного предмета «Физическая культура»
В процессе обучения выпускник научится:
Раздел «Знания о физической культуре»
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
- характеризовать роль и значение утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
-измерять показатели здоровья физического развития и физической подготовленности, вести систематические наблюдения за их динамикой.
Раздел «Физическое совершенствование»
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств;
- выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приемы;
- выполнять легкоатлетические упражнения
- выполнять акробатические упражнения; упражнения на гимнастическом бревне;
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
В процессе обучения выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Знания о физической культуре»
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества и различать их между собой;
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешнешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. - выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешнешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития и физической подготовленности, вести наблюдение за их динамикой;
- вести дневник по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике осанки, упражнения на развитие физических качеств, оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
- выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приемы;
- выполнять акробатические упражнения;
- выполнять гимнастические упражнения на снарядах;
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам.
- выполнять технику лыжных ходов, спусков, подъемов, торможения.
Оценка уровня физической подготовленности обучающихся 7-10 лет
Физические способности | Тест | Возраст, лет | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
Скоростные | Бег 30м, с | 7 8 9 10 | 7,5 7,1 6,8 6,6 | 7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 | 5,6 5,4 5,2 5,1 | 7,6 7,3 7,0 6,7 | 7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 | 5,8 5,6 5,3 5,2 |
Координационные | Челночный бег 3х10м, с | 7 8 9 10 | 11,2 10,4 10,2 9,9 | 10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-8,9 | 9,9 9,1 8,8 8,6 | 11,7 11,2 10,8 10,4 | 11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 | 10,2 9,7 9,3 9,1 |
Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 7 8 9 10 | 100 110 120 130 | 115-135 125-145 130-150 140-160 | 155 165 175 185 | 85 90 110 120 | 110-130 125-140 135-150 140-155 | 150 155 160 170 |
Выносливость | 6-минутный бег, м | 7 8 9 10 | 700 750 800 850 | 750-900 800-950 850-1000 900-1050 | 1100 1150 1200 1250 | 500 550 600 650 | 600-800 650-850 700-900 750-950 | 900 950 1000 1050 |
Гибкость | Наклон вперёд из положения сидя, см | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 | 3-5 3-5 3-5 4-6 | 7 7,5 7,5 8,5 | 2 2 2 3 | 6-8 5-8 6-9 7-10 | 10 11,5 13 14 |
Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине (мал); на низкой перекладине (дев), кол-во раз | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2-3 2-3 3-4 3-4 | 4 4 5 5 | 2 3 3 4 | 4-8 6-10 7-11 8-13 | 12 14 16 18 |
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Раздел I. Знания о физической культуре.
История физической культуры.
Физическая культура (основные понятия).
Физическая культура человека.
Раздел II. Способы физкультурной деятельности.
Организация самостоятельных занятий физической культурой.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Самостоятельные игры и развлечения.
Раздел III. Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе учебной деятельности).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Метание: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами, малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура»
Согласно Базисному учебному плану начального общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету «Физическая культура» отводится 417 часов, из расчета 102 часа в 1 классе и 105 часов в год по 3 часа в неделю со 2 по 4 классы.
Исходя из продолжительности учебного года (34 учебных недели) тематическое планирование составлено из расчета 102 часа в год по 3 часа в неделю (для 1 класса - 99 часов в год).
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура» для 1 класса
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Количество часов на контрольные работы |
Раздел I. Знания о физической культуре - 4 часа | |||
1. | История физической культуры. | 1 | |
2. | Физическая культура (основные понятия). | 1 | |
3. | Физическая культура человека. | 2 | |
Раздел II. Способы двигательной (физкультурной) деятельности - 6 часов | |||
4. | Организация самостоятельных занятий физической культурой. | 2 | |
5. | Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. | 2 | |
6. | Самостоятельные игры и развлечения. | 2 | |
Раздел III. Физическое совершенствование - 88 часа | |||
7. | Гимнастика с основами акробатики | 18 | - |
8. | Легкая атлетика | 26 | 6 |
9. | Лыжные гонки | 14 | 1 |
10. | Подвижные игры | 30 | - |
Итоговое тестирование | 1 |
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура» для 2 класса
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Количество часов на контрольные работы |
Раздел I. Знания о физической культуре - 4 часа | |||
1. | История физической культуры. | 1 | |
2. | Физическая культура (основные понятия). | 1 | |
3. | Физическая культура человека. | 2 | |
Раздел II. Способы двигательной (физкультурной) деятельности - 6 часов | |||
4. | Организация самостоятельных занятий физической культурой. | 2 | |
5. | Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. | 2 | |
6. | Самостоятельные игры и развлечения. | 2 | |
Раздел III. Физическое совершенствование - 91 час | |||
7. | Гимнастика с основами акробатики | 18 | 2 |
8. | Легкая атлетика | 26 | 6 |
9. | Лыжные гонки | 17 | 2 |
10. | Подвижные игры | 30 | 1 |
Итоговое тестирование | 1 |
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура» для 3 класса
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Количество часов на контрольные работы |
Раздел I. Знания о физической культуре - 4 часа | |||
1. | История физической культуры. | 1 | |
2. | Физическая культура (основные понятия). | 1 | |
3. | Физическая культура человека. | 2 | |
Раздел II. Способы двигательной (физкультурной) деятельности - 6 часов | |||
4. | Организация самостоятельных занятий физической культурой. | 2 | |
5. | Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. | 2 | |
6. | Самостоятельные игры и развлечения. | 2 | |
Раздел III. Физическое совершенствование - 91 час | |||
7. | Гимнастика с основами акробатики | 18 | 2 |
8. | Легкая атлетика | 26 | 6 |
9. | Лыжные гонки | 17 | 2 |
10. | Подвижные игры | 30 | 1 |
Итоговое тестирование | 1 |
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура» для 4 класса
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Количество часов на контрольные работы |
Раздел I. Знания о физической культуре - 4 часа | |||
1. | История физической культуры. | 1 | |
2. | Физическая культура (основные понятия). | 1 | |
3. | Физическая культура человека. | 2 | |
Раздел II. Способы двигательной (физкультурной) деятельности - 6 часов | |||
4. | Организация самостоятельных занятий физической культурой. | 2 | |
5. | Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. | 2 | |
6. | Самостоятельные игры и развлечения. | 2 | |
Раздел III. Физическое совершенствование - 91 час | |||
7. | Гимнастика с основами акробатики | 18 | 2 |
8. | Легкая атлетика | 26 | 6 |
9. | Лыжные гонки | 17 | 2 |
10. | Подвижные игры | 30 | 1 |
Итоговое тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура 1-2 класс
Программа составлена на основе Авторской программы «Физическая культура» В.И. Лях. Москва, «Просвящение» 2010 Содержание данной рабоче...
рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса
рабочая учебная программа по физической культуре для учащихся 5-х класов (ФГОС)...
рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для 7 класса
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 7 класса, рассчитанная на 105 учебных часов....
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 5-9 классы
Программа предназначена для урочной работы с обучающимися 5-9 классов...
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура ФГОС 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1 «А» класс VIII в.
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для «8» класса на 2022 – 2023 учебный год
Описание места учебного предмета в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю(102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета &l...