Подвижные игры для детей с нарушением интеллектуального развития.
картотека по физкультуре
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizh.igry_dlya_detey_s_narusheniem_v_ums.raz_.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
г. Рославль 2019г.
Нарушения интеллектуального развития у детей
Бывает, что ребенок значительно отличается от своих сверстников – он не справляется с тем, что легко дается другим детям, а его умственное развитие не соответствует нормам. Сейчас таких детей предпочитают называть «особый ребенок». Нарушение умственного развития ребенка является большим испытанием и горем для родителей. Не все способны выдержать этот груз, понимая, что в будущем их малыш может оказаться изгоем общества. Между тем, нарушения умственного развития детей часто поддаются коррекции.
Нарушения интеллектуального развития или норма
В ходе диагностики интеллектуального развития ребенка специалисты используют нормы, которые на самом деле являются усредненными показателями, поэтому достаточно условны. Так что если малыш осваивает навыки движения, речи или обучения чуть позже, это еще не повод считать, что у него имеются нарушения умственного развития. Бывает, что у детей в раннем возрасте наблюдается некоторое несоответствие нормам развития интеллекта или психики, но зато в старшем возрасте, они показывают просто выдающиеся результаты. Иногда родители начинают бить тревогу, если их ребенок абсолютно не говорит до двух лет. На самом деле – это нормально, так как в этот период происходит накапливание словарного запаса. Потом такие дети начинают говорить сразу хорошо и много. В каких же случаях нужно считать, что у ребенка наблюдаются нарушения интеллектуального развития? В первую очередь стоит отметить, что дети с нарушением интеллектуального развития имеют довольно сильные отклонения мозговой деятельности. У них отсутствует или слабо выражено внимание, интерес к обучению, любознательность, тяга к новым знаниям. Кроме того, дети с нарушением интеллектуального развития отличаются личностной незрелостью, а их психическое развитие достаточно заметно отстает от возрастных норм. В грудном возрасте такие младенцы имеют слабый сосательный и хватательный рефлексы. Также на определенный дефект указывают некоторые физические особенности. При наличии нарушений умственного развития еще при рождении дети имеют низкий вес, непропорциональное телосложение, маленькую или, наоборот, большую голову.
Виды нарушений интеллектуального развития
На сегодняшний день специалисты выделяют следующие группы детей с нарушением интеллектуального развития:
- Дети с умственной отсталостью (олигофрены в стадии дебильности, имбецильности, идиотии);
- Дети с задержкой умственного развития (обратимого полностью или частично); Дети с поврежденным умственным развитием или деменцией (часто этому предшествует период нормального умственного развития);
- Дети с дефицитарным развитием или сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);
- Дети с проявлениями таких психических заболеваний, как шизофрения, истерия или эпилепсия;
- Дети с психопататическими формами поведения, в том числе ранний детский аутизм.
Необходимо различать умственную отсталость и задержку умственного развития. При умственной отсталости наблюдаются более грубые нарушения интеллекта и психического здоровья. В данном случае нарушения умственного развития необратимы, динамика их развития характеризуется тяжестью состояния, а также прогнозом дальнейшего распада функций.
В особых случаях коррекция подобных нарушений практически невозможна. Дети с задержкой умственного развития имеют ряд своих особенностей, однако коррекция их развития не только возможна, но еще и вполне успешна. Случается, что впоследствии такие дети даже догоняют своих сверстников в развитии. Другой случай – нарушения умственного развития у детей, от рождения страдающих дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При рождении их умственные способности находятся в пределах нормы, но не развиваются с первых дней жизни из-за сниженного зрения или слуха. В результате наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. В данном случае коррекция также приносит весьма ощутимые результаты.
Причины нарушения развития детей.
Существует целый комплекс причин, которые в итоге могут вызвать нарушения умственного развития у детей – генетические повреждения, травмы или физическое недоразвитие в результате плохого питания. Случается, что нарушения мозговой деятельности у ребенка возникают еще до рождения, при родах или в раннем детстве. Нередко умственная отсталость сопутствует другим заболеваниям – эпилепсии или церебральному параличу, иногда она связана с аутизмом. Что касается генетических болезней, способных вызвать нарушения умственного развития, то среди них можно назвать мышечную дистрофию, бугорчатый склероз, нейрофиброматоз. Кроме того, причинами нарушений развития детей могут стать необъяснимые изменения в хромосомах – синдром Дауна. Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности – краснуха, токсоплазмоз, прием некоторых лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков также способны вызвать нарушения умственного развития ребенка. Другие причины нарушения развития детей – сложная беременность, во время которой наблюдалось кислородное голодание плода, асфиксия при рождении или родовая травма, некоторые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве, интоксикация. Случается, что задержка умственного развития наблюдается при отсутствии воспитания со стороны родителей, которые не занимаются с ребенком, мало с ним разговаривают. Или когда ребенок в раннем возрасте по каким-то причинам изолирован от матери. В этих случаях коррекция также в основном проходит успешно. Детям, при наличии у них нарушений умственного развития, требуется больше времени на обучение или приобретение каких-либо навыков. Но это не значит, что заниматься с такими детьми не нужно, а их развитие невозможно. Просто к ним нужен особенный подход. А родителям необходимо запастись терпением и верой в своего ребенка. И самое главное – никогда не сравнивать его с другими детьми.
Игра в жизни ребенка.
Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.
Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Однако эти два взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека, Поэтому естественно возникает вопрос о смысле сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры.
Психологические аспекты игры.
Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах. Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так как соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются:
- умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость).
Благодаря этому развиваются и психические функции:
- умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих;
- умение управлять своими ощущениями.
Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, так как сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по – новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплащаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т.д. И превращаясь в героев сказки, они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально – психологические мотивы, установки. Ориентиры. У детей лучше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребёнка эмпатии, сострадания, общительности. Доброты. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.
Биологические аспекты игры.
У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезе (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно – сосудистой систем, ослабляется нервно – мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех её отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств:
- координации движений;
- точности и быстроты реакции;
- скорости двигательной реакции;
- подвижности в суставах;
- равновесия;
- силы мышц;
- выносливости;
- общей работоспособности.
Другими словами, организм начинает стареть («Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт» Максимович – Абодика Е.М.). Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокенизии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой подвижностью.
Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивность, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознания своих действий. Как правило. Они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности. Сосредоточенности. Сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесполезны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорее утомление, что сказывается на общем поведении.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью Они эмоциональны, азартны, обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.
Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают, стараются уйти в сторону, что бы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в контакт со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребёнка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычке к малоподвижному образу жизни.
Педагогические аспекты игры.
Для того чтобы удачно выбрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности, их психическое и физическое развитие так, дети младшего школьного возраста (7 – 9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребности в движении. Однако, их организм ещё не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Данная группа детей с удовольствием играет в имитационные игры, сюжетные, с пробежками, увёртыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам и др.)
В возрасте 10 – 12 лет заметно лучшее развитии координационных возможностей. Силы, быстроты, что ведёт к лучшему управлением телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного мышления, устойчивость внимания и заинтересованность характеризуют психику детей данного возраста. Это особенно важно, поскольку детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами). Игры детей 10 – 12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки. («Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.). В этом возрасте у детей формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляется самостоятельность смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Но при неправильной нагрузке нередки вспышки резкости. Грубости, нетерпеливости. Поэтому во время игры нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.
Подростковый возраст 13 – 15 лет. Его ещё называют переходным, так как в этот период интенсивно развивается и растёт весь организм. Усиленно растут костная и мышечная системы, сердечно - сосудистая система мгновенно реагирует на физическую нагрузку и сравнительно быстро восстанавливается. Более развито логическое мышление, способность к анализу и обобщению определяют мотивы поведения подростка, Иногда подростки полностью отказываются от занятий, предпочитая другие формы досуга. В таких случаях необходимо проявлять такт, выдержку. Терпение, сочетая их с требовательностью. Умением избегать конфликтных ситуаций. Подростки с удовольствием играют в волейбол, теннис и другие спортивные игры, среди подвижных игр -эстафеты с бегом, прыжками, метанием ( «Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующих точности, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции.).
В работе со старшими детьми 16 -18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Играя, они сосредотачивают внимание на тактике и результатах игры, проявляя большую самостоятельность. Многие из них берут на себя роль лидера, капитана команды, организовывая согласованные действия играющих.
Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развить у детей с ОВЗ:
- мелкую моторику;
- координацию движений;
- равновесие;
- точность
- дифференцировку усилий, времени, пространства;
- улучшить качество внимания, звукопроговаривания;
- помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Подготовка, организация и руководство игрой.
Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей последовательности:
- название игры;
- роли играющих и их расположение на игровой площадке;
- правила и ход игры;
- определение победителей.
Крики радости, свобода выражения подбадривания болельщиков и общий шум естественное сопровождение подвижной игры. По окончании её дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя крайне важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. Одна из важных задач руководителя игры – дозирование нагрузки, Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменением количества играющих; уменьшением поля игровой площадки; изменением правил; сменой роле играющих; переключением на другую игру.
Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:
- выбор игры (зависит от коррекционных задач);
- подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);
- подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее);
- разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);
- расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);
- объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);
- назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);
- судейство (объективное и точное);
- дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);
- окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);
- подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).
Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта.
К этой категории относятся дети с ОВЗ, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с умеренной умственной отсталостью способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно - развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
Заключение
В процессе воспитания детей с нарушением интеллекта, помимо движений естественного характера, следует применять подвижные игры для развития физических качеств, коррекции стопы и осанки, развития мелкой моторики рук, внимания и речи. Игры разной направленности можно включать во все части занятий.
Игра позволяет решать огромное количество задач – развивающие, коррекционные, воспитательные. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребенка к естественной жизни, помогает освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, способствует развитию личности в целом. При организации подвижных игр следует обязательно дифференцировать игровое задание с учетом степени заболевания детей. Содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и отвечать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личным интересам детей. Перспективным направлением является разработка практических рекомендаций по наполнению содержания частей самостоятельных и индивидуальных занятий физическими упражнениями с отсталыми детьми.
Список использованной литературы
- Григорьев Д.В.Совершенствование двигательной способности школьников в условиях общеобразовательной школы. – СПб, Наука – Питер, 2005.
- Детские подвижные игры /под редакцией Е.В.Конеевой/ – Ростов – на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).
- Кенеман А.В. и др. Детские подвижные игры народов ССР. – М.: 1988.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы /под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010.
- Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.:1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника для детей с нарушениями интеллектуального развития
Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...
Сценарий осеннего праздника для детей с нарушениями интеллектуального развития
Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...
Развитие тонкой моторики у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений с использованием природного материала в рамках проекта «Сад, который лечит».
Развитие тоной моторики с использованием природного материала....
Подвижные игры для детей с нарушением речи
Чем выше у ребенка двигательная активность, тем лучше становиться его речь....
Подвижные игры для детей с нарушением интеллектуального развития.
Методическая разработка....
«Подвижные игры для детей с нарушениями речи»
Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)...