Статьи
статья по физкультуре
Аннотация. Изучение особенностей и обеспечение условий формирования установки на здоровый образ жизни у школьников в условиях образовательного учреждения. Создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_u_shkolnikov.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у школьника
Биртанова А.Д.
Иркутская область, Осинский район, с.Каха,
МБОУ «Мольтинская основная общеобразовательная школа имени Богданова Г.Н.»
Аннотация. Изучение особенностей и обеспечение условий формирования установки на здоровый образ жизни у школьников в условиях образовательного учреждения. Создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.
Ключевые слова: здоровье, здоровый школьник, воспитание здорового образа жизни, психическое здоровье.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Исследователям удалось выявить несколько групп факторов риска состояния здоровья человека:
первый фактор -это фактор «образ жизни». Удельный вес этой группы составляет 49-50%. К ним относится курение, употребление алкоголя, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, бытовые условия и.т.д. В связи с этим мы проводим профилактические мероприятия уроки здоровья, классные часы, беседы с родителями, врачами, чтение научно-познавательных книг, просмотр развивающих передач, участие в оздоровительных, культурно- спортивных мероприятия.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей психологии школьника - для детей младшего и среднего школьного возраста информация будет понятнее, если использовать игровую составляющую, а также принципы наглядности и эксперимента. Например: для родителей, начиная утренние пробежки вместе с ребенком, можно зафиксировать, сколько минут потребовалось пробежать вокруг дома, и обязательно записать полученный результат. Когда через месяц регулярных занятий он сравнит свои результаты достижения, то результат утвердит ребенка в его успехе: теперь он будет знать на опыте, насколько важна тренированность – а это отличный стимул к дальнейшим пробежкам. Старшим школьникам важно мнение авторитетов и мнение сверстников, поэтому для подростков будет пример кого-то из известных спортсменов, друзей или успешных сверстников;
-второй фактор занимает генетика и биология человека, удельный вес по влиянию на состояние здоровья составляет 18-22 % определяется предрасположенностью к наследственным и дегенеративным болезням;
-третий влияние внешней среды и природно-климатические условия, которые влияют на состояние здоровья от 17 до 20%. К ним относятся загрязнение воды, воздуха, резкие смены атмосферных явлений, излучения.
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной.
Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника.
Воспитание здорового образа жизни школьника должно идти через мотивацию–это крайне важная часть, которая нужна в течение дальнейшей жизни и состояние здоровья на долгие годы.
Что включается в понятие формирование здорового образа жизни?
Отвечая на этот вопрос, все мы знаем, что на территории нашего района, в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного, дошкольного образования формирование здорового образа жизни реализуется через все направления совместно с родителями учителями и детьми. Это взаимодействие создает целостное педагогическое пространство.
В формирование здорового образа жизни также можно отнести материальные возможности: сюда отнесем питание, одежду, мебель, спортивные учреждения и т.д. К сожалению, нередко именно этим и ограничивается участие родителей в формировании образа жизни своего ребенка. Однако очевидно, что самая качественная одежда и возможность оплатить дорогостоящую спортивную секцию мало что дают сами по себе – ими следует активно пользоваться и уметь «зажечь» школьника здоровым образом жизни. Только тогда материальная составляющая формирования здорового образа жизни окажется благотворным фактором здоровья школьника.
Следующим моментом является организация правильного режима дня:
Он должен строиться на балансе трех основных пунктов:
1. потребностей личности;
2. возможностей организма;
3. желаемых результатов.
Особое внимание нужно уделить перегруженности школьника. На сегодня учебный план увеличен на 56 часов. Перегрузка школьников учебным материалом колеблется от 3-кратного превышения возможностей детей иностранному языку, до 20-ти кратного- по математике. В условиях укороченной 5-дневной учебной недели количество уроков в день возросло в начальной школе до 6, в средних и старших классах до 8 и более. Плюс приготовление домашних заданий рабочий день удлинился до 10-12 ч в начальных классах и до 15-16 ч в старших. Рост учебной нагрузки идет не только за счет увеличения числа часов, но и за счет разрастания учебного материала, добавления новых предметов.
Кроме этого у школьника нет свободного времени, которое он мог бы посвятить любимому делу. Ошибкой многих родителей является желание заполнить все свободное время школьника по своему усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является глубоко ошибочным. Даже взрослый сформированный человек нуждается в отдыхе, причем таком, который приносит ему максимальное удовлетворение и восстанавливает силы- кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает просто расслабиться за просмотром художественного фильма.
Школьнику требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения своей личности. Порог выносливости индивидуален, и попытки его превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием психосоматических заболеваний. Поэтому рекомендуется периодически переключать школьника на активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и повышает эффективность усвоения информации и облегчает процесс дальнейшего обучения.
И самым главным является психологический аспект здорового образа жизни – основа здорового тела и успешной личности.
Формирование психического здоровья школьника многогранно и имеет разнообразные способы достижения результатов:
Первое: обстановка в семье- это взаимное уважение и любовь. Стараться советоваться с ребенком, особенно в тех вопросах, которые касаются лично его – выбор иностранного языка, спортивной секции, вариантов летнего отдыха и т.д. Выделить школьнику зону ответственности – то, что он должен делать самостоятельно. Не кричать на него, а аргументировано высказывать свои требования.
Второе: Творчество -любой человек имеет определенный творческий потенциал, который должен найти выход, самовыражение и мы педагоги должны помочь ребенку найти свое хобби, выразить свое Я в творчестве.
Третье: Укрепление веры в свои силы - отличным стимулом к любой деятельности является разумная похвала. Отмечать только положительные стороны, но и не забывать о критических замечаниях.
Четвертое: Тренировка выносливости и самоограничение- достижение успеха невозможно без самоограничения и интенсивного труда – ребенок должен это понимать и делать над собой усилия в этом направлении.
Пятое у ребенка должна быть рациональная свобода- постепенно давать ему самостоятельно принимать решения в рамках установленных правил. Это укрепляет веру в себя, приучает к ответственности за свои поступки, что в конечном итоге способствует развитию полноценной здоровой личности.
Шестое: Умение отдыхать и расслабляться. Да! Это надо тоже уметь. Выполнить простые упражнения на переключение внимания: найти удобное положение и расслабить все мышцы, закрыть глаза и представить черное полотно, выполнять дыхательную гимнастику, потянуться. Организовывать свободное время, чтобы оно проходило с пользой и приносило ему удовольствие.
В условиях реформирования школы очень важно уметь отслеживать влияние на здоровье педагогических воздействий, новых программ и технологий. Важно сохранить здоровье ребенка, в том числе и для того чтобы педагогическое воздействие мог воспринять его адресат. Всегда необходимо помнить, что любая живая система способна воспринимать и обучаться, только в случае ее целостности и отсутствия аварийных болезней, то есть болезней.
Здоровый школьник – это стабильная уверенная личность, который должен оценивать свои способности и стремится к самосовершенствованию.
Будем мудры, внимательны и терпеливы к своему ребенку и ученикам – так мы поможем им вырасти здоровыми и успешными.
Приложение 1
Исследования - комплексная оценка здоровья учащихся.
В современной практике можно провести комплексную оценку состояния здоровья детей. Методика предполагает изучение здоровья по шести критериям.
-первый критерий здоровья- особенности онтогенеза (индивидуальное развитие организма) проводят путем тщательного сбора анамнеза жизни ребенка.
-второй критерий здоровья- уровень физического здоровья (динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.)
-третий критерий –уровень нервно-психического развития (исследуется невропатологом или педиатром в зависимости от соответствия развития детей)
-четвертый критерий-уровень резистентности организма (оценивается при помощи индекса острых заболеваний)
-пятый критерий- уровень функционального состояния организма (определяет работоспособность организма и различных органов и систем в процессе деятельности)
-шестой критерий-наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития (изучается путем клинических заболеваний, а также путем анализа медицинской документации. По результатам комплексной оценки состояния здоровья детей выделяют группы здоровья детей от 1 до 5 группы).
С помощь корректурной таблицы А.Г. Иванова-Смоленского изучили уровень функционального состояния организма провели исследования работоспособности и переключаемости внимания в 9 классе. В классе 7 человек, 1 отсутствовал. Исследования показали, что из 6 учащихся 1 учащийся с высоким результатом, 3 удовлетворительный, 2 низкий показатель.
Таблица 1
Результаты исследования работоспособности и переключаемости внимания
учащихся 9 класса
класс | Кол-во учащихся приняло участие | Кол-во просмотренных букв | Кол-во пропущенных букв (ошибок) | Кол-во правильно отмеченных букв | Производительность |
9 класс | 6 | 1906 | 60 | 1846 | 7 баллов высокий |
2215 | 720 | 1525 | 5 баллов удовлетворительно | ||
1497 | 40 | 1457 | 4 балла удовлетворительно | ||
1472 | 40 | 1432 | 4 балла удовлетворительно | ||
1908 | 1800 | 108 | 0 баллов низкий | ||
1679 | 1740 | -61 | 0 баллов низкий |
Тест «Корректурная проба» А.Г.Иванова–Смоленского
Используемые материалы – корректурная проба А.Г. Иванова-Смоленского, карандаш, секундомер.
Процедура исследования. Испытуемому предлагается в течение 8 минут с максимальной скоростью и точностью просмотреть в каждой строке все знаки, вычеркивая букву «А» и подчеркивая букву «К». Через 4 минуты после начала экспериментатор подает сигнал: «черта», это значит, что испытуемый должен, поставить вертикальную черту в том месте, где его застала команда и продолжить работу, изменив способ: букву «А» - подчеркивать, а букву «К» - вычеркивать. Конец серии также отмечается вертикальной чертой.
Инструкция испытуемым: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, Вы должны вычеркивать букву «А» и подчеркивать букву «К». После того как прозвучит сигнал «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу изменив способ: вычеркивая букву «К» и подчеркивая букву «А». Работайте очень внимательно, но в то же время как можно скорее. Если лист закончится, то, не задерживаясь, продолжайте на втором листе и т.д. Работать начнете после моего сигнала. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть вопросы, задайте сейчас. Приготовились! Начали!».
А К С Н Б Е А Н Е Р К В С О А Е Н В Р А К О Е С А Н Р К В Н Е О Р А К С В О Е С О В Р К А Н В С А Е Р Н В К С О А Н Е О С В Н Е Р К О С Е Р В К О А Н К С А K A H E O C B P E H K C O E H B P K C A P E C B M E C K A G E H C B K P A E O В Р Е С О А К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К В Р А Н Е О К Р В Н А С Н С А К Р В О С А Р НЕ А О С К В Н А Р Е Н С О К В Р Е А О К С Н В Р А К С О Е Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С А В К Н Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К А С О А Р Н Е О Р Е С В О Е Р В О С К В Н Е Р А О С Е Н В С Н Р Л Е О К С А Н Р Д Е С В Р Н В К С Н А О Е Р С Н В К А О В С Н Е Р К О В Н Е А Н Е С В Н О К Л Н Р А Е О С Б Р В О А Н С К О К Р С Е Н А О В К С Е А В Н Е С К Р А О В К С Е О К С В Н Р А К О К Р Е С В К О Е Н С К О С Н А К В Н А Е С Е Р В Н С К О А Е Н С О В Н Р В К О С Н Е А К О В Н С А Е О В К Р Е Н Р Е С Н А К О К А Е Р В С А Р К В О С В Н Е Р А Н С Е О В Р А К В О А С В К Р А С К О В Р А К Н С О К Р Е Н Г Р С Е А О К С А К Р Н Р А К А Е Р К С Н О С К О Е О В С К О А Е О Е Р К О С К В Н А К В О В С О Е Л С Н В С Р Н А К В Н Е О С Е А В К Р Н В С Н В К А С В К А Н А К Р Н Е О К О В С Н В О В Р С Е Р В Н Р К С Р В Н Е А Р А Н Е Р В О А Е С Е Р А Н Е Р В О А Р Н В С А Р В Е Р Н Е А Е О Р Н А С Р В К О В Р А Е О С Е О В Н А Е Н Е О В С К О В Р Н А К С Е Р В К О С К А О Е Н Р В О С К Р Е Н А Е О Н А К В С Е О В К А Р Е С Н А О В К О А О В Н Р В Н С Р Е А О К Р Е Н С Р Е А К В С Е О К Р А Н С К В А Н Е О В Н Р С К А О Р Е С В Н А О Е С В О К Р Н К Р К Р А Е Р К О А С А Р В Н А Е О С К Р В К О К Р А Н А О Е С К О Е Р Н В К А Р С В Н Р В Н С Е О К Р А Н Е С В Н К Р А Н В Е Р А К О К С О В Р Н А Е А С В К Л Н О С Е Н В Р А К Р Е О С О В Р А О Е С Е А Н Е С В К Р Е А К С В Н О Е Н Е О С В Н Е О Р К А К С В Н Е О К Р О К А Н Е О С Р Н Е С В Н Р К О В К О А Р Е О В О К С Н В К А Е Р В О С Н Е А К А С Н В О Е Н С В Н Е О В К Р А Н Р Е С К О А Н В Р К А Н В С О Е Р А Н В О С А Р К В Н С О Е О К Н Е К Р В С Е Н Р К А Е С В О К А Р Е О К В Н А Р Е С К В Н Е О С А Р Н Л К Р Н С А О Е Р К О С Н В К О Е Р В О С К Л Е Р Н С О А Н В Р К В Н Е Н Р А К С Р Н В К О С Н Е А К В Р С О А Н С К В О А С Н Е В О Н С К В Р Н А О Е Н С О А Н С О А К В Р Н С А О Е Р С К О Е Н А Р Н В О С К А О К Р Н С Е О В С Е Н В К Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Н С Е Н В Р А К В С Е О К А Е Р К О В Н Е А С О Е Н Р В К С Е Р В Н А О Е А С К Р Е Н В К С О А Р Е О К В А Е Р
Обработка и анализ результатов. Оценка переключаемости внимания и работоспособности производится в баллах производительности по девятибалльной системе. Для этого:
а) подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1526 знаков,
б) подсчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка – 60 очков. Допустим, сделано 20 ошибок, т.е. 20 х 20=400,
в) определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из общего числа просмотренных знаков (1526) вычитаем количество ошибок (400)
г) теперь переводим в баллы производительность.
Производительность | Количество правильно отмеченных букв | Баллы |
Низкая | 1000 - 1200 | 1 |
1201 - 1350 | 3 | |
1351 – 1500 | 4 | |
Удовлетворительная | 1501 - 1700 | 5 |
1701 – 1850 | 6 | |
Высокая | 1851 – 2000 | 7 |
2001 - 2150 | 8 | |
Более 2150 | 9 |
ЛИТЕРАТУРА
Статья в журнале (1 автор):
Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2001г.
Книга (1 автор)
Макарченко В.Б. Методика работы учителя по формированию здорового образа жизни и основам безопасности жизнедеятельности школьников. – 2016. – № 5 -6. с. 5-12.
Фельдман Р.И., Савиных Т.П. Безопасность жизнедеятельности и здоровье / Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во ГОУ «ВСГАО» 2010 – с. 127.
Тест «Корректурная проба» А.Г.Иванова–Смоленского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....