«Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов»
статья по физкультуре
Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов.
Младший школьный возраст – это наилучший период включения в систему физического воспитания, так как с переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности резко сокращается. В данном случае под двигательной активностью мы понимаем суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Сравнительный анализ показывает, что больше страдает здоровье девочек: они
в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. Согласно данных исследователя Н.Т. Лебедевой двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной деятельности для мальчиков и девочек неодинакова. Например, на уроке гимнастики объем движений за 10 минут для девочек должен составлять от 300-400, а для мальчиков от 200-300.
При проведении уроков физической культуры, учитель должен знать и учитывать возрастные особенности развития детей, а также обеспечить достаточный суточный объем движений. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности на уроках являются подвижные игры. Они способствуют развитию физических (быстрота, ловкость, выносливость, координация движений) и морально-волевых качеств.
Отличительной особенностью уроков физической культуры в начальной школе является акцент на решение следующих задач: укрепление здоровья, овладение школой движений, формирование знаний о здоровом образе жизни, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Хотелось бы обратить особое внимание на решение задач по укреплению здоровья детей, ведь здоровые дети - это здоровое общество.
Вопреки общепринятому мнению, здоровье заключается не только в отсутствии болезней, но и в состоянии физического и психического благополучия. По данным ученых Р.Я. Тонковой –Ямпольской и др. уже в начале 90-х годов показатели физического развития детей, особенно масса тела, стали уменьшаться. Таким образом, к концу 90-х годов появилась тенденция к децелерации, то есть замедлению темпов роста и развития подрастающего поколения. Помимо этого, ими наблюдалось увеличение числа учащихся, не способных заниматься основной группе, то есть в группе без отклонений в здоровье. Сложившаяся ситуация является результатом не только социально-экономических и экологических, но и ряда педагогических факторов:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение физиолого - гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- плохая организация физкультурно- оздоровительной работы в школах.
Вследствие этого выпускники школ, а в дальнейшем и наши абитуриенты имеют ослабленное здоровье и недостаточное физическое развитие. Так в Благовещенском педагогическом колледже в 2004-2005 учебном году число студентов, отнесенных в специальную группу по сравнению с 2003-2004 учебным годом увеличилось на 8 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из приоритетных задач школы, в том числе начальной, должно стать сохранение и укрепление здоровья детей.
Большую роль в решении вышеизложенных задач играет квалифицированный специалист по физическому воспитанию. На школьном отделении колледжа физическое воспитание студентов осуществляется на протяжении всего периода обучения в режиме учебной деятельности и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Следует учесть, что обучение в педагогическом колледже сопряжено с большим объемом учебной работы в условиях высокой умственной напряженности. Причем преподавателями физического воспитания установлено, что повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физической культуре сопровождается улучшением ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов.
Для проведения занятий по физическому воспитанию студенты школьного отделения распределяются по учебным группам на основную, подготовительную и специальную. Физическое воспитание юношей и девушек осуществляется дифференцированно, с учетом особенностей возрастного развития (возраст студентов, поступивших в наш колледж после 9 класса, составляет 15-16 лет). Именно подростки, особенно девушки, большое внимание уделяют своему внешнему виду. Поэтому нередко возникают такие ситуации, когда девушки стесняясь своего телосложения, отказываются выполнять то или иное физическое упражнение. В силу этого обстоятельства преподаватели физического воспитания грамотно используют индивидуальный подход и создают благоприятные психологические предпосылки для дальнейших занятий физической культурой.
Также нужно отметить тот факт, что с переходом на курс старше наблюдается снижение двигательной активности, что затрудняет работу с девушками на уроках физической культуры. Для привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования осознанной потребности в физической культуре и привитие основ здорового образа жизни преподаватели физического воспитания Благовещенского педагогического колледжа разработали собственную систему физкультурно - оздоровительной работы. На высоком уровне находится и спортвно- массовая работа колледжа. Ежегодно проводятся спортивные праздники - соревнования ( «День здоровья», «Проводы зимы», «Осенний кросс», «Веселые старты» и др.), которые пропорционально распределены в течение всего учебного года. Отличительной особенностью нашего колледжа является спартакиада среди студентов всех групп, традиционно открываемая мероприятием «Веселые старты» для первых курсов. Также спартакиада включает в себя соревнования по легкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, волейболу и баскетболу.
Таким образом, нашей основной задачей является подготовка квалифицированного специалиста по физической культуре. Количество часов, определенных учебным планом по предметам «Физическое воспитание» и «Теория и методика физического воспитания» позволяют осуществлять профессиональную направленность физического воспитания на школьном отделении. На уроках, преподаватели физического воспитания большое внимание уделяют учебной практике в проведении подготовительной части, основной, заключительной частей урока и методике обучения элементарным двигательным действиям.
В ходе подобной систематической работы формируется специалист, подготовленный к педагогической деятельности оздоровительного характера не только в мотивационном, но и в физическом плане. Он обладает оптимальной двигательной подготовленностью в области гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, гимнастики, спортивных игр, овладение системой знаний о физической культуре, а также формирование мотивационно – потребностной сферы будущих педагогов- интереса к занятиям, убежденности в их целесообразности и осознанного отношения к двигательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)
Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...
Комплексный подход к организации учебной и производственной практики будущих учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)
Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век» (2013г.) Форма участия: очная Тема доклада: "Комплексный подход к...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...
Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....
Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования
laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...
Основные аспекты использования в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов результатов психолого-педагогической диагностики будущих первоклассников
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянн...
Критерии и уровни готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования.
10 декабря 2019 года на базе Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась заочная научно-практическая конференция " Межведомственный подход к образо...