«Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе»
статья по физкультуре

Липатова Анастасия Сергеевна

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:

·        Самоконтроль поведения

·        Самоконтроль двигательных действий

·        Самоконтроль самочувствия

В целях реализации каждого из направлений разрабатывались методические приёмы. Предлагаем описания некоторых из них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_samokontrol_na_uroke_fizkultury_v_nachalnoy_shkole.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

Липатова А.С., учитель физкультуры

«Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе»

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:

·        Самоконтроль поведения

·        Самоконтроль двигательных действий

·        Самоконтроль самочувствия

В целях реализации каждого из направлений разрабатывались методические приёмы. Предлагаем описания некоторых из них.

Самоконтроль – важный здоровьесберегающий фактор

        Самоконтроль на уроке физического воспитания в начальной школе – необходимое условие успешности обучения. Он способствует оптимизации физических и психических затрат, предупреждению психологических перегрузок, повышенной утомляемости, снижению травматизма.  Самоконтроль имеет большое воспитательное значение: повышение уровня социально-психологической адаптации, самоорганизации и регуляции деятельности, ответственности, целеустремлённости, гармоничного физического развития организма.

        Овладение способами самоконтроля  активизирует процесс обучения, расширяя возможности усвоения. Приводит к качественно новой форме активности, которая выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации. Это непосредственно влияет на формирование личности ученика, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру.

         Необходимость в углублённом изучении данного вопроса и разработка методической темы возникла из необходимости решения следующих проблем:

- учебные действия контролируются педагогом, а не самим учеником;

- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

- в литературе очень мало внимания уделяется формированию самоконтроля на уроках физической культуры;

- в свете демократизации общества устарели авторитарные методы преподавания;

- для осмысленного восприятия учащимися процесса обучения требуются новые подходы, методы преподавания;

- желание детей быть активными участниками процесса обучения, а не простыми исполнителями указаний учителя требует особой организации учебного процесса;

- неразвитость самосознания учащихся и, как следствие, травматизм, плохое выполнение упражнений, двигательных действий;

- до сих пор самоконтроль на уроке физкультуры рассматривали только как самоконтроль самочувствия, которое оценивалось с помощью пульсометрии.

    Мы выделяем 3 направления и 9 приёмов формирования самоконтроля у младших школьников:

1) Самоконтроль поведения:

1.«ушки на макушке» - слушать счёт или воспринимать на слух описание упражнений, команды учителя.

 Применяется во время выполнения циклических упражнений с изменением темпа, ритма, направления или при выполнении упражнений на развитие внимания, координации движений, когда учитель описывает упражнение словами.

2. «лучший друг» - не мешать заниматься другим учащимся.

  Применяется, когда требуется неукоснительно выполнять правила техники безопасности и особые правила передвижения по залу. При проведении занятий поточным методом, когда после выполнения задания одним учеником (или группой учеников) нужно быстро освободить пространство (зал) для следующей группы (например, выполнение передач мяча в парах или тройках, опорного прыжка, заданий на гимнастической стенке, скамейке). А также при выполнении упражнений с мячами, за укатившимся мячом нужно идти, не мешая другим выполнять задание. Выполнять передачу мяча так, чтобы партнёр мог спокойно поймать мяч.

3. «честное слово» - соблюдать правила игр, эстафет и выполнять упражнения на развитие  силы и выносливости, указанное количество раз.

  Применяется во время игр и эстафет, когда учащиеся, желая победить, начинают выходить вперёд за стартовую линию или не обегают ограничительную стойку. Для развития физической силы, выносливости и силы воли (иногда дети не хотят делать силовые упражнения, так как это тяжело)

2) Самоконтроль двигательных действий (выполняемых упражнений):

4. «делай как я» - выполнять упражнение, сравнивая своё исполнение с тем, как это делает учитель или хорошо подготовленный ученик

 Применяется при разучивании сложных координационных упражнений (например, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту способом «перешагивание», опорного прыжка, акробатических упражнений)

5. «найди ошибку» - смотреть, как делает партнёр, замечать его ошибки и стараться избегать таких ошибок.

  Применяется на уроках закрепления пройденного материала и совершенствования техники выполнения упражнений (например, передачи мяча в парах, стойка на лопатках, гимнастических комбинаций на развитие равновесия)

6. «мы – гимнасты» - стараться  выполнить упражнение чётко, не сгибать ног в коленях, рук в локтях.

 Применяется при выполнении упражнений, когда необходимо следить за осанкой, сохранять равновесие(например, ходьба по бревну и выполнение упражнений на ограниченной опоре, наклоны вперёд и в стороны и другие ОРУ).

7. «единство» - представить, что ты и снаряд (мяч, скакалка) – единое целое.

  Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, метанию в цель и на дальность, прыжкам через вращающуюся скакалку, броску набивного мяча)

8. «расчет силы» - выполнять упражнение в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или длину.

  Применяется при развитии двигательной чувствительности, выполнении упражнений на точность (метании в цель, передач мяча, бросков по кольцу, удара по воротам).

3) Самоконтроль самочувствия:

9. «пульсометрия» - измерение пульса  до и после упражнения.

   Применяется при выполнении упражнений на развитие выносливости с целью проверки подготовленности учащихся или качества выполнения упражнения.

   Детям предлагаются следующие этапы осуществления самоконтроля:

  1. Ознакомление  с образцом.
  2. Воспроизведение действия.
  3. Проверка по плану.
  4. Нахождение ошибок.
  5. Исправление ошибок.
  6. Выполнение действия без ошибок.

Дата: 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему Как разнообразить уроки физкультуры в начальной школе

Учитель знакомит детей с учебным школьным предметом «Физическая культура», который способствует необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больног...

"Подвижные игры на уроке физкультуры в начальной школе"

Данный материал можно использовать при поурочном планировании уроков физкультуры в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Презентация урока физкультуры в начальной школе.

Урок "Подвижные игры"•Мы узнаем, как сохранить правильную осанку•Станем сильнее, выносливее, укрепим здоровье•Научимся  контролировать объем физической нагрузки...

"Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физической культуры, можно выделить три направления:·        Самоконтроль по...