методическая разработка на тему Как разнообразить уроки физкультуры в начальной школе
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме
Учитель знакомит детей с учебным школьным предметом «Физическая культура», который способствует необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больного в здорового. Ученики принимают решения совершить путешествие по «Стране игр», где они смогут учиться играть в подвижные игры, полезные для здоровья, помогающие в спорте, дружбе, отдыхе, но для этого придётся развивать быстроту и гибкость, силу и ловкость, выносливость, смекалку и выдумку, а самое важное честно играть, осваивать новые игры и упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №352 с углубленным изучением немецкого языка
Методическая разработка по теме:
«Как разнообразить уроки физкультуры в начальной школе»
Подготовила учитель физкультуры
Купцова Диана Эриковна
«Приключения в страну игр»
(пример первого класса, первого урока)
Уроки построены на материале игр и освоении азов игровой спортивной техники, предполагают психосоциальную и физическую адаптацию детей к условию начальной школы, формировании их игрового поведения, учебной деятельности и культуры здоровья.
Организационно - игровой замысел.
Учитель знакомит детей с учебным школьным предметом «Физическая культура», который способствует необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больного в здорового. Ученики принимают решения совершить путешествие по «Стране игр», где они смогут учиться играть в подвижные игры, полезные для здоровья, помогающие в спорте, дружбе, отдыхе, но для этого придётся развивать быстроту и гибкость, силу и ловкость, выносливость, смекалку и выдумку, а самое важное честно играть, осваивать новые игры и упражнения.
Педагогическая структура уроков включает в себя смысловую ориентацию и основные средства реализации.
- «Первые шаги» - смысловая ориентация занятий. Психосоциальная и физическая адаптация к условиям начальной школы, формирования активного личностного перехода от дошкольного детства к условиям школьного образования. Развертывание физического воспитания в единстве эмоциональной, нравственной и духовной жизни. Разработка физических упражнений как средство игры развития способностей и поддержания здоровья и бодрости детей.
Основные средства: введение в игровой замысел уроков.
- «Здоровье» - смысловая ориентация занятий. Укрепление и коррекция здоровья детей, воспитание характерных привычек поддержания здоровья. Освоение исходных правил удержания правильной осанки. Развитие ведущих физических способностей первоклассников, раскрывающих перспективу дальнейшей учебы, спортивной подготовки и живого общения. Повышение двигательной и умственной работоспособности детей, организация здоровой школьной жизни. Основные средства: беседы с детьми о ЗОЖ. Упражнения и игры общеукрепляющего характера. Задания для развития гигиенических навыков. Упражнения и игры, организующие здоровый отдых и досуг детей. Специальные упражнения для формирования правильной осанки, укрепление сводов стопы, развитие физических качеств. Игровые тесты.
- «Умения и навыки» - смысловая ориентация занятий. Развитие жизненно важных умений и навыков. Формирование игровой деятельности детей. Тренировка базовых умений и навыков становлений и спортивно-игровой техники. Основные средства: обучающие и тренировочные программы. Привлечение детей к обновлению, составлению и проведению упражнений, игровых заданий и игр.
- «Самоконтроль» - смысловая ориентация занятий. Воспитание через игровые эпизоды взаимодействия и противодействия, отношений игрового партнёра, нравственности и духовности ребёнка. Развитие начальных форм самоконтроля и самооценки здоровья, физических качеств, спортивных умений и навыков. Формирование умения понимать своё физическое состояние и безопасность поведения. Воспитание организованности, дисциплины, следование правилам, как основам честной игры. Формирование внутренних мотивов к личностному самовыражению целенаправленных движениях и школьном поведении. Развитие детской двигательной инициативы и творчества в игре. Организация поступков ребёнка в условиях простейших игровых и учебных противоречий и событий. Основные средства: Игровые задания для расширения дружеского общения и взаимодействия детей. Игры, организующие нравственное поведение. Игровые и творческие задания; задания и игры для проявления инициативы, самовыражения детей. Постановка проблемных игровых задач. Имитационные упражнения и игровые задания.
Пример сюжетного урока для первого класса
«Страна игр»
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: магнитофон, кегли, кубики, гимнастическая скамейка.
Задачи:
- Проведение подвижных игр с включением строевых и гимнастических упражнений.
- Развитие двигательных навыков и физических качеств.
- Воспитание у детей дисциплины и любви к занятиям физической культуры.
Учитель: В школе изучают удивительный предмет, он называется «Физическая культура». Физическая культура – это самое сильное волшебство в мире. Даже достижение великих кудесников и магов не могут сравниться со всемогущими чарами физической культуры. Стоит овладеть её волшебными силами и наша жизнь изменится. Например, физическая культура может превратить слабого человека, в какого?... В сильного. Трусливого, в …? В смелого. Больного, в …? В Здорового. А ещё физическую культуры можно сравнить с огромным миром, в котором есть разные страны, и мы совершим путешествие по этим странам. Одна из них страна спорта. В неё живут юные и взрослые спортсмены, из более чем ста разных видов спорта. Некоторых жителей страны вы узнаете. Что бы нам их вспомнить, давайте выполним физические упражнения – подсказки.
Перестроение детей по меткам для выполнения общеразвивающих упражнений на месте. Учитель показывает движения, имитирующие разные виды спорта, дети выполняют движения и называют вид спорта. Далее дети показывают несколько имитационных движений придуманных самостоятельно. Учитель вместе с ними ведёт счёт называемым видам спорта. Затем выбирает один из видов спорта, например плаванье или гимнастику, и проводит комплекс упражнений «сухого плавания» или комплекс упражнений аэробики под музыку.
Учитель: В мире физической культуры существует ещё одна необыкновенная страна, это страна игр. Начинается она в школьном спортивном зале. А где она заканчивается? Что бы ответить на этот вопрос надо подумать. Можно ли играть не только в спортивном зале, но и в классе, в школе, дома, во дворе? Назовём игры, в которые мы любим играть. А можем ли мы играть в лесу, в воде, а в космосе? А вот и получается что страна игр не имеет границ. Мы сегодня отправляемся путешествовать в самую лучшую детскую страну – страну игр. В этой стране дети учатся быстро бегать, высоко и далеко прыгать, преодолевать различные препятствия, метать разные снаряды. У них всё получается легко, весело, играючи. Пойдём в эту страну?
Учащиеся: Да.
Учитель: Тогда взяли рюкзаки (имитация действия) и выходим из школы на улицы города, а на улицах большое движение, много машин и перейти через дорогу нам поможет светофор.
Проводится игра «Светофор». Учитель читает стихотворение С. Михалкова, недостающие слова дети подсказывают хором и выполняют соответствующие тексту движения.
Учитель: «Если свет зажёгся красный, значит двигаться …(опасно)». (Стоят неподвижно). «Свет зеленый говорит: Проходите, путь … (открыт) ( маршируют на месте)». «Желтый свет …(предупреждение) (Хлопают в ладоши), жди сигнала для движения».
Инвентарь для игры: кубики красный, желтый, зеленый. Если учитель показал красный кубик, дети стоят неподвижно, зеленый – маршируют на месте, желтый – хлопают в ладоши. Сигналы меняются неожиданно. Тот, кто перепутал сигналы, делает шаг вперёд из шеренги и продолжает игры.
Учитель: У нас есть такие дети, которые неправильно перешли дорогу. Возьмём их в дорогу?
Учащиеся: Да.
Учитель: Тогда пусть они встают в строй и учатся у вас ПДД. Продолжаем путь.
Учитель проводит строевые упражнения. По его команде «Шагом марш!» школьники выполняют обычную ходьбу.
Учитель: Мы идём по улицам города. Расправьте плечи, спина прямая, покажем всем, что вы не дети из детского сада, а ученики первого класса. Теперь мы в лесу! Вокруг тишина. В берлоге спит медведь (ходьба на носках, руки на поясе). Ой мы зашли в болото! (Ходьба на пятках, руки за голову). Впереди лесные заросли (ходьба в полном приседе, руки на коленях). Мы не успеваем в эту страну (обычный бег с переходом на ходьбу).
Учитель показывает все виды бега, ходьбы, сопровождая показ методическими указаниями.
Учитель: Ребята пора сделать остановку, устроим привал, снимем рюкзаки (имитация действия). Я взяла с собой в дорогу магнитофон. Мы сейчас сделаем зарядку, а потом поиграем.
По команде учителя «На зарядку становись!» дети, произвольно расположенные по спортивному залу, принимают основную стойку. Проводится ритмическая гимнастика в трёх частях – медленной, быстрой, медленной; учитель показывает, школьники повторяют движения.
Учитель: Поиграем в «Кошки мышки» (проводится игра). Пока мы играли на наши рюкзаки налетели воробьи . Посмотрите, как они клюют наши бутерброды. Погоняем воробьёв?
На полу чертят круг, дети становятся вне круга.
Идёт игра «Попрыгунчики-воробушки»
Учитель: ребята, а у кого дома есть кошка?
Дети поднимают руки, называют клички своих кошек и становятся поочерёдно водящими в центр круга. Кошка должна ловить-пятнать воробьёв. Пойманный садиться на скамейку. Когда кошка поймает три-четыре воробья выбирают новую кошку.
Игровые задания: прыжки на обеих ногах; прыжки на одной ноге; прыжки в полном приседе; прыжки боком. Прыжки выполняют, впрыгивая в круг и выпрыгивая из него.
Учитель: Всех воробьёв разогнали, и ноги свои укрепили, теперь нам и горы нипочём. Взяли рюкзаки (имитация действия) и построились в одну шеренгу(расставить по спортивному залу инвентарь: барьеры из полуобручей, кегли, гимнастическую скамейку). Перед нашим взором выросли горы, надо их преодолеть. За мной, шагом марш! Ходьба по кругу преодолевая препятствия: кегли-ходьба змейкой, не сбивая из; барьеры-перешагивание; гимнастическая скамейка – ходьба по скамейке.
Учитель продолжает свой рассказ: В стране игр много разных дорог, и некоторые из них таят в себе опасность. Недавно большой любитель игр Фунтик попал в сети компьютерных игр. А вы знаете, что если долго играть в компьютерные игры можно навредить здоровью. Фунтик просит помочь ему выбраться из сети компьютерных игр и познакомиться с играми полезными для здоровья, веселья и дружбы. Это сделать непросто. Сначала самим нужно пройти по стране игр, получить физическую закалку, узнать законы этой страны, подружиться с новыми играми. Когда всё это выполним, то в конце четверти сможем открыть для Фунтика игротеку и научить его правильно играть, соревноваться, дружить и быть здоровым.
Для начала нужно пройти тест «Входилку». Если мы его выполним, то станем полноправными жителями страны игр. Первое задание это теста сыграть в игру. Второе – придумать название для игры. Играющие делятся на несколько групп и строятся в колонны. Направляющий в каждой группе является водящим. Под звуки музыки дети ходят и бегают по площадке в разных направлениях. Когда музыка прекращается, водящие останавливаются и поднимают руку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны. Учитель отмечает особенности построения каждой группы (быстро, аккуратно, бесшумно и пр.). Дети вмести с учителем придумывают название для игры и выбирают наиболее интересное.
Учитель: Вот мы и попали в страну игр. Давайте внимательно посмотрим, где мы провели нашу первую встречу. Это школьный спортивный зал. Здесь установлены свои правила, законы и порядки.
Учитель даёт домашнее задание: Подобрать книгу для чтения об играх, физической культуре и спорте. Нарисовать рисунок «Моя спортивная семья» для выставки в игротеке.
Последующие темы для планирования уроков.
- Спортивная одежда
- Здоровье и осанка школьника
- Зарядка школьника
- Самочувствие при физических нагрузках
- Физические способности школьника
- Игры, игроки, команды
- Правила игры
- Результаты игры
- Спортивный праздник в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках физкультуры в начальной школе
Из опыта работы....
"Подвижные игры на уроке физкультуры в начальной школе"
Данный материал можно использовать при поурочном планировании уроков физкультуры в начальной школе....
Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...
Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...
Презентация урока физкультуры в начальной школе.
Урок "Подвижные игры"•Мы узнаем, как сохранить правильную осанку•Станем сильнее, выносливее, укрепим здоровье•Научимся контролировать объем физической нагрузки...
"Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физической культуры, можно выделить три направления:· Самоконтроль по...