Единоборства как система воспитания и разносторонней подготовки школьников в учебной работе
статья по физкультуре (11 класс)
Единоборства как система воспитания и разносторонней подготовки школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arb.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Единоборства как система воспитания и разносторонней подготовки школьников на примере армейского рукопашного боя
Армейский рукопашный бой (АРБ) - это универсальная система обучения приемам защиты и нападения, впитавшая в себя все лучшее из арсенала мировых видов единоборств, апробированная в реальной боевой деятельности, отработанная на многонациональной российской почве.
Датой рождения АРБ принято считать 1979 год, когда в городе Каунасе на спортивной базе 7 гвардейской дивизии ВДВ состоялся первый чемпионат воздушно-десантных войск. Созданный специалистами и энтузиастами физической подготовки и спорта ВДВ, РВСН, других видов и родов войск, АРБ был успешно внедрен в программу обучения и стал основной составляющей форм физической подготовки военнослужащих.
Универсальность подготовки рукопашников, зрелищность поединков, надежная защитная экипировка и понятное судейство сделали новый вид спорта популярным среди военнослужащих. Это позволило провести в 1991 году в городе Ленинграде первый чемпионат Вооруженных Сил, определивший пути и направления развития АРБ. Учебно-методической базой развития АРБ стал Военный институт физической культуры (ВИФК). На кафедре преодоления препятствий и рукопашного боя проходят обучение основам АРБ будущие специалисты физической подготовки и спорта Вооруженных Сил и силовых структур Российской Федерации, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В центре рукопашного боя готовятся инструкторы, повышают квалификацию тренеры и судьи. Научно-исследовательский центр занимается разработкой и изданием наставлений, учебников и методических пособий по рукопашному бою.
В целях популяризации и развития АРБ по инициативе Спортивного комитета Министерства обороны (СК МО) в 1992 году была создана Федерация армейского рукопашного боя (ФАРБ) в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств (ААКВЕ). Целенаправленная работа ФАРБ совместно со СК МО дала возможность включить АРБ в военно-спортивную классификацию на 1993-1996 годы, в Единую всероссийскую спортивную классификацию на 1997-2000 годы, разработать и издать в 1995 году правила соревнований и получить от Госкомспорта России право предоставления документов на присвоение звания «Мастер спорта» и спортивных разрядов.
В 2010 году Министерство РФ по физической культуре, спорту, туризму признало армейский рукопашный бой видом спорта .
Актуальность
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ "Об образовании".
Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Так сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность воспитания молодого поколения в кружках АРБ и диктует необходимость создания секций в системе общеобразовательных школ, отвечающих не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:
- имеет военно-патриотическую направленность;
- отразит общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота;
- будет способствовать возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых – подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.
В традициях внешкольной педагогики создавать ребенку "социальную ситуацию развития" (Л.С. Выготский) – среду общения, поле деятельности, которые невозможно ничем подменить. В связи с этим предназначение программ федерации армейского рукопашного боя заключается в том, что мы призваны содействовать подростку в его социализации, в решении проблем взаимоотношений личности и общества. Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:
- Социализация (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
- поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
- обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам , сборы и т.п.).
"Защита Отечества, - говорится в Конституции РФ, - есть священный долг и обязанность каждого гражданина России".
Вот почему патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: "Система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью …".
Среди нормативно-правовых документов особое место занимает "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования" (Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002 г. №30-51-395/16), в котором подчеркивается, что образовательное учреждение должно создать условия, позволяющие обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению. В этом же документе выделены основные направления воспитательной работы: "Учреждением должно быть гарантировано использование воспитательного потенциала образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
Все вышеизложенное и определяет концепцию данной программы, основные положения которой включают:
- духовно-нравственное становление – осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров; развитие общей культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; усвоение профессионально-этических норм поведения; качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
- политико-правовое сознание – глубокое понимание конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
- патриотическое воспитание – активная гражданской позиция, потребность в достойном служении Отечеству в условиях военной или иной, связанной с ней, государственной службой;
- профессионально-деятельностное становление – ответственное отношение к труду, стремление к профессионально-трудовой самореализации и выполнению служебных обязанностей;
- историко-культурные традиции – познание своих «корней», осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, сопричастности к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
- психологическая устойчивость – готовность к выполнению сложных и ответственных задач в нестандартных ситуациях, умение снять психологическую напряженность, стресс;
- обеспечение социальных гарантий подросткам – это означает, что занятия являются своеобразной предпосылкой эффективности социально-педагогического влияния на личность, что конкретизирует цели деятельности учреждения дополнительного образования в целом как открытой педагогической подсистемы.
Все перечисленные положения органически взаимосвязаны, объединены в процессе реализации программ общей целью и задачами.
Цель занятий АРБ (Армейского Рукопашного Боя)
– социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Основными задачами реализации кружков являются:
- Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
- Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку, выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
- Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса у подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализация программ по АРБ осуществляется на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- непрерывности образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и жизни;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
- содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
В программах предусмотрено взаимодействие с различными видами Вооруженных Сил Российской Федерации, а также социальными структурами (МЧС, МВД, ФПС, налоговыми органами, ВДВ, и Русской Православной Церкви).
Средства реализации программ в секциях ориентированы на:
- создание особой микросоциальной развивающей среды дисциплины, порядка, комфорта;
- обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
- использование отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Набор обучающихся в группы – свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Задачи секций и кружков:
- Создание условий для профессионального самоопределения учащихся.
- Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.
- Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.
Если же говорить о разносторонней подготовке, именно в физическом плане, то рассмотрим АРБ более детально. Итак, как было сказано АРБ - это универсальная система обучения приемам защиты и нападения, впитавшая в себя все лучшее из арсенала мировых видов единоборств, апробированная в реальной боевой деятельности, отработанная на многонациональной российской почве.
АРБ включает в себя:
1) Общую физическую подготовку
2) Специальную физическую подготовку
3) Акробатику
4) Ударную технику руками
5) Ударную технику ногами
6) Броскову технику
7) Болевые приемы и добивание
8) Тактическую подготовку
9) Психо - эмоциональную подготовку
Соответственно каждый раздел требует от занимающихся определенных знаний, умений, двигательного опыта, физической подготовки и тд, таким образом АРБ стремится к гармоничному развитию занимающихся.
В секции подростков приводит, как правило, желание стать сильным, ловким, им хочется овладеть специальными знаниями, навыками и умениями, которые могут пригодиться в чрезвычайных ситуациях и в повседневной жизни. И именно АРБ отвечает этим потребностям.
Армейский Рукопашный Бой предназначен для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, воспитанию сильного и стойкого гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе ( из опыта работы)
" Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке, к отупляющей , одурманивающей, никому не нужной зубрежке.. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями...
Подготовка школьников 3 – 6 классов к учебно исследовательской работе в области физической культуры
Актуальность выражается в том, что ФГОС поставил перед Российским учителем задачу организации проектной деятельности учащихся и формирования исследовательских умений....
Повышение профессиональной компетенции педагогов и организация эффективной подготовки школьников к участию в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях. Эффективная подготовка школьников к олимпиадам и конкурс
Система подготовки детей к участию в предметных олимпиадах в средней и старшей школах....
«Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе»
Российская ФедерацияЯмало-Ненецкий Автономный ОкругМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДетско-юношеская спортивная школа «ОЛИМП»...
Духовно-нравственное воспитание школьников в учебном процессе
Презентация для учителей...
Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..
Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...