Игровые технологии на уроке физической культуры поиск оригинальных методов и способов выбора игроков и деления на команды
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Игровые технологии на уроке физической культуры: поиск оригинальных методов и способов выбора игроков и деления на команды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зарубин Артем Александрович

Учитель физической культуры

ГБОУ школа №320 Приморского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроке физической культуры: поиск оригинальных методов и способов выбора игроков и деления на команды

Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой. Я так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Игровая технология.

Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. 

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. 

Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. 

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. 

Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная. 

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми.

         И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» используются подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. 

В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами шейпинга. В силу особенностей детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна. 

Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. 

Игры с дидактической направленностью учат детей объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. 

Требования к отбору игр следующие: 

-игра должна давать новые понятия; 

-в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку; 

-дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала; 

-степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам. 

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил: 

-простота и доступность правил; 

-каждый ребенок должен быть активным участником игры; 

-исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей; 

-безопасность используемого инвентаря; 

-игра не должна унижать достоинства играющих

Методы и способы выбора игроков и деления на команды

Часто на тренировках для игр и упражнений тренер сам делит детей на группы. Это правильно, он старается объективно «уравнять» детей и добиться определенных целей обучения.

Но иногда для формирования команд (групп) можно прибегнуть к другим стратегиям группировки. Они позволяют избежать «предвзятого» взгляда и возникновения обиды у детей из-за чувства несправедливости. Также эти способы быстрые, веселые, а некоторые способствуют социализации.

Лучший способ случайным образом выбрать группы - ЖРЕБИЙ. В большинстве случаев при формировании команд, это лучший способ. Дети не так сильно обижаются на судьбу, и в меньшей степени злятся, если в их команде «неудобный» игрок или они не попали в желаемую. Все дети в равном положении. И это очень быстрый способ.

КОЛОДА ИГРАЛЬНЫХ КАРТ (или игры «UNO») может быть отличным инструментом для быстрого и эффективного создания действительно случайных команд. Пусть дети вытаскивают карточки, а затем сгруппируйте их по цвету, масти, номеру (UNO), в зависимости от того сколько команд вам надо (2 команды- отберите из колоды 2 цвета).

ТАКЖЕ МОЖНО ПОСТРОИТЬ ДЕТЕЙ (старшие сами организуются) ПО ПОРЯДКУ:
• ЦИФРЫ НА ФУТБОЛКАХ
• ИМЕНА ПО АЛФАВИТУ
• ПО МЕСЯЦАМ, ДАТАМ РОЖДЕНИЯ
• ПОСЛЕДНИЕ 2 ЦИФРЫ ТЕЛЕФОНА
• КОМУ КАК ДОЛГО ДОБИРАТЬСЯ ДО ТРЕНИРОВКИ и Т.П
Затем можно рассчитаться ( 1-й/2-й). Дети лучше будут узнавать друг друга, что полезно для формирования командного духа.

ЧТОБ ПОСМОТРЕТЬ ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ, ЕСТЬ ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ:
Например, вам надо сформировать 2 команды из 10 человек. Дети ходят свободно по полю говорите: «АТОМ 5». Дети должны собраться в круг по 5 человек и взяться за руки. А вы наблюдайте за процессом объединения детей. Можно увидеть проблемы, выявить лидеров, изолированных, маленькие группировки внутри команды и т.п. Обратите внимание на детей, которые долго не могут выбрать круг, их не берут за руки. Возможно у вас 2 лидера, и в данном упражнении это также будет очень заметно. Будьте внимательным наблюдателем!!!

ДЕТИ САМИ НАБИРАЮТ КОМАНДЫ. Этот способ очень полезен для развития личности ребёнка. Можно выбор игроков в свою команду предложить каждому ребёнку в его День Рождения, например. Можно на каждой тренировке назначать по очереди 2 капитанов, которые и набирают себе команду. С каким нетерпением ребёнок будет ждать следующей тренировки, если будет знать, что на ней он будет капитаном!!!

В заключение хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Игровые технологии на уроке физической культуры: поиск оригинальных методов и способов выбора игроков и деления на команды

Игра – это проявление желания действовать.Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекатель...

«Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»

laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»...