Влияние закаливающих процедур на повышение уровня здоровья учащихся среднего школьного возраста
учебно-методический материал по физкультуре

Evgenii.balykov@mail.ru

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и, в связи с этим, рассмотрения возможности использования естественных сил природы в физическом воспитании школьников. На современном этапе значение закаливания в укреплении здоровья школьников имеет большое значение, так как закаливание представляет собой своеобразную тренировку всего организма и, прежде всего терморегулирующего аппарата к действию различных метеорологических факторов. Проведение систематического закаливания дает возможность избежать многих болезней и сохранить высокую работоспособность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние закаливающих процедур на повышение уровня здоровья учащихся среднего школьного возраста»

Введение.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Для поддержания здоровья человек просто необходимо заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться и чередовать труд и отдых, закаливать свой организм.

Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаливание является единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования своего организма.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и, в связи с этим, рассмотрения возможности использования естественных сил природы в физическом воспитании школьников. На современном этапе значение закаливания в укреплении здоровья школьников имеет большое значение, так как закаливание представляет собой своеобразную тренировку всего организма и, прежде всего терморегулирующего аппарата к действию различных метеорологических факторов. Проведение систематического закаливания дает возможность избежать многих болезней и сохранить высокую работоспособность.

Закаливание не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Рациональная организация трудовой, учебной деятельности является важным компонентом в формировании здорового

образа жизни, т. к. режим школьника является очень напряженным. В школьных программах на занятия по физической культуре и спорту отводят всего несколько часов в неделю. Этот недостаток необходимо компенсировать самостоятельно, в свободное от занятий время. Закаливание должно занимать прочное место в режиме дня всех детей и подростков. Закаливание оказывает укрепляющее действе на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ. Именно это является актуальной проблемой закаливания в укреплении здоровья.

Тема является актуальной не только для школьников, но и для детей дошкольного возраста и для взрослых.

Объект исследования — процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся среднего школьного возраста.

Предмет исследования - методика закаливания, в режиме дня для улучшения здоровья учащихся среднего школьного возраста.

Гипотеза: возможно, что систематические приемы закаливания в режиме дня, действительно способствуют укреплению и повышению уровня здоровья школьников, так как обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают деятельность всех его органов и систем, тренируют и совершенствуют механизмы терморегуляции, т.е. повышают способности организма быстро приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Цель исследования - изучить на практике влияние закаливания в режиме дня на укрепление здоровья школьников.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе физического воспитания

Закаливание и его значение для здоровья детей среднего школьного возраста

Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Закаливание – это тренировка и совершенствование теплорегулирующих механизмов, т.е. повышение способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры и другим изменяющимся климатическим факторам, что создает устойчивость по отношению к неблагоприятным метеорологическим условиям. Закаливание представляет собой составную часть физического воспитания и является широко распространенным оздоровительным мероприятием, предохраняющим детей от простудных заболеваний.

Мероприятия по закаливанию - не просто увеличение адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня текущей заболеваемости детского населения. Приступить к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

Важно, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для приумножения здоровья и в последующие периоды жизни.

Закаливание, как и любая физическая тренировка, имеет свои законы и принципы, следуя которым человек, в конечном счете, настолько укрепляет свой организм, что легко преодолевает отрицательное влияние внешней среды.

Современный опыт и практика показывают, что регулярные занятия физической культурой (бег в любую погоду, плавание в открытых водоемах, езда на велосипеде, занятие греблей, лыжами и т.п.) оказывают на организм человека прекрасное закаливающее воздействие.

Являясь важной частью физического воспитания, закаливание восстанавливает устойчивость организма. Закаливание основано на способности организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного фактора (холода, тепла) и постепенным повышением его дозировки, т. к. только при этих условиях развиваются приспособительные изменения в организме: совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы, повышается общая сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности ослабевает, и обычно через 1-1,5 месяца устойчивость к тем или иным физическим факторам исчезает. Ведущая роль в процессах закаливания принадлежит центральной нервной системе, которая обеспечивает приспособление всего организма к меняющимся условиям внешней среды.

Практически важным является закаливание к холоду, т. к. переохлаждение - один из факторов, предрасполагающих к возникновению так называемых острых респираторных заболеваний. Сущность его заключается в постепенном нарастании степени охлаждения. У людей, привыкших к холоду, теплообразование в организме происходит более интенсивно; это обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи и повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи, что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Охлаждение даже ограниченных участков тела у людей, не привычных к холоду, как и общее переохлаждение, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа с повышенным выделением секреторной жидкости и может вызвать острый катар верхних дыхательных путей.

У закаленных людей такой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей не возникает, что объясняется различным характером рефлекторных сосудистых реакций у закаленных и незакаленных к холоду людей. Закаливание к холоду может быть достигнуто рациональным использованием солнца, воздуха (воздушные и солнечные ванны) и воды (водные процедуры). Наиболее эффективны водные процедуры: обтирания, обливания, душ, купание. Их начинают при комнатной температуре воды, постепенно температуру понижают, а длительность процедуры увеличивают.

Хорошая погода, солнце, воздух и вода создают наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями. Проводя уроки физической культуры на свежем воздухе, можно повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, пониженного атмосферного давления и др.). Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт. Уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека, снижают его устойчивость по отношению к метеорологическим факторам.

Наиболее важным видом закаливания для нашей страны, многие районы которой характеризуются суровым климатом, является воспитание устойчивости к холоду. Общеизвестна роль охлаждения и переохлаждения в возникновении простудных и многих других заболеваний. В то же время включение в режим дня активных закаливающих процедур значительно снижает вероятность их возникновения.

Закаливание способствует активизации работы всех систем органов, положительно влияет на рост и развитие детей, на сопротивляемость организма инфекционным и простудным заболеваниям. Закаливание вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект т.е. оно определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например к недостатку кислорода.

Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы). Специальное закаливающее действие, например обтирание, только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

В настоящее время – физиология, гигиена, медицина, педагогика – располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание – не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья, способствует их всестороннему развитию. Купание, особенно в море, укрепляет нервную систему. Растворенные в морской воде соли положительно влияют на кожу, закаляют ее, повышают общий тонус. Плавание улучшает обмен веществ в организме, кровообращение и дыхание, развивает мышечную силу и координацию движений.

Закаливание нижних конечностей существенно повышает устойчивость организма к охлаждению.

Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Происходит увеличение секреции гормонов коры и мозгового слоя надпочечников, а также гормонов щитовидной железы с одновременным повышением утилизации этих гормонов тканями. Более высокая активность гормонов успешно позволяет бороться организму с различными инфекционными заболеваниями. Это в равной степени и параллельно относится к психологическим инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т.п. Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Таким образом, регулярное закаливание поможет улучшить здоровье учащихся, повысить их работоспособность и сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.

Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

- улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

- оптимизм;

- стремление к целенаправленной созидательной деятельности;

- живость ума и улучшение памяти;

- творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

- морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям.

Закаливание является важным элементом режима дня школьников. Оно включает в себя систему различных мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма вредным влияниям, прежде всего, метеорологическими факторами, с помощью разумного использования естественных сил природы: солнца, воздуха и воды.

Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.

Подростковый возраст (11-14лет) - период бурного развития организма детей. Вес тела увеличивается на 4-5 кг, рост на 6-8 см, окружность грудной клетки на 2-5 см в год. Эти изменения у девочек начинаются примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Происходит завершение образования костей, интенсивное срастание костей таза, формирование изгибов позвоночника, уменьшается хрящевое кольцо. Вес тела возрастает не только вследствие изменения его длины, но во многом и в результате увеличения мышечной массы. При этом у мальчиков развиваются мышцы верхних и нижних конечностей, у девочек – туловища. У подростков увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, несколько уменьшается частота пульса, а развитие вегетативной нервной системы и регуляторных функций приводит к уменьшению частоты дыхания. Все это позволяет учащимся 4-8 классов справляться с достаточно высокими физическими нагрузками. Следует учитывать, что интенсивное развитие половых желез вносит немало нарушений в координацию организма. Необходимо также учитывать, что размеры сердца нередко отстают от роста тела. Следствие этого – некоторое уменьшение сосудов, ухудшение снабжения организма питательными веществами, кислородом. Организм детей этого возраста отличается способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что объясняется большой подвижностью нервных процессов. Указанную способность следует учитывать при проведении разминки. В подростковом возрасте возможны нарушения в выполнении координационных движений, угловатость действий. Объясняется это тем, что рост костей опережает развитие мышц и перестройки механизмов управления движениями удлинившихся частей тела.

Нужно учитывать, что в подростковом возрасте потребность в активной двигательной деятельности отступает на второй план. Основное значение приобретает стремление к утверждению своё личности, к проявлению дружбы, смелости, самостоятельности.

В этом возрасте успешно развивается внимание, память, воля мышления. Возрастает способность к восприятию и запоминанию сложных движений, действий, на умение анализировать движение».

Для подросткового возраста характерны некоторые несоответствия в развитии разных органов и систем организма. Рост сердца опережает рост кровеносных сосудов, в результате головной мозг недостаточно снабжается кровью. Это ведёт к повышению утомляемости, особенно 11-12 летних. Состояние же утомления, в свою очередь, часто становится причиной раздражительности, проявлений упрямства, отрицательных эмоций, нежелания выполнять требования взрослых.

Подростковый возраст является сенситивным для развития физических качеств. До 12-13 лет продолжают развитие быстрота, ловкость и гибкость. В дальнейшем отмечается замедление, и даже приостановка в их развитии. В период полового созревания в связи с быстрым увеличением мышечной массы наблюдается очень существенный прирост силы и скоростно-силовых качеств.

Все изменения в физическом развитии подростков отражаются на их психологических особенностях. Это создаёт у них объективную основу для представлений о собственной взрослости и соответствующих изменений в поведении.

При осуществлении физического воспитания подростков необходимо учитывать и некоторые особенности их физического развития, состава и строения опорно-двигательного аппарата, нервных и мышечной систем. Так, чрезмерные мышечные нагрузки как факторы ускорения процесса окостенения могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что может сказаться на сбалансированности ритма роста разных звеньев тела ребенка. К серьезным негативным изменениям различных органов и систем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянный контроль за позой подростка и не обеспечивать укрепление мышц живота и спины. При действии очень сильных или слишком монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение. Это следует учитывать при выполнении детьми среднего школьного возраста упражнений, связанных с проявлением выносливости, чаще «переключать» внимание ребенка с одного упражнения на другое, разнообразить нагрузки, использовать игровые формы занятий.

Характеристика методики закаливания.

Наиболее важными и существенными средствами закаливания для школьников являются естественные природные факторы - воздух, вода и солнечная радиация. Однако каждый из перечисленных факторов может быть применен в целях закаливания только в том случае, если он отвечает определенным гигиеническим требованиям. Закаливающие процедуры делятся на местные и общие. При местных процедурах закаливающие факторы действуют на ту или иную часть тела, например на верхние или нижние конечности. При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела.

Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Виды закаливания. Эффективность пассивного заливания невелика.

Активное закаливание предусматривает систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. К этому относятся все специальные закаливающие процедуры, например солнечные и воздушные ванны, купания и т.д.

По организационному принципу выделяют коллективное закаливание, например в пионерском лагере, в школе, и индивидуальное.

Воздушные ванны. Зависимости от температуры окружающего воздуха воздушные ванны делятся на тепловые (от 20 до 30 С), прохладные или умеренные (от 14 до 20°С) и холодные (от 6 до 14°С). Воздушные ванны в летнее время принимают на открытом воздухе, преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, резкого ветра. Осенью и зимой – в комнате, при открытой форточке, сочетая с гимнастикой. Начинают закаливание в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже 20°С. В дальнейшем температуру воздуха следует постоянно снижать. При этом рекомендуется проводить подвижные игры или спортивные занятия.

Зимой воздушные ванны принимают в комнате, открыв фрамугу или форточку. При ощущении холода или озноба следует сделать несколько энергичных движении, растереть кожу от периферии к центру или, прекратив процедуру, одеться.

Важно также соблюдать следующие условия: а) в помещении, где школьник проводит большую часть суток, надо поддерживать температуру воздуха не выше 18 С, регулируя ее открыванием форточек, окон, фрамуг; б) в теплое и прохладное время года взять за правило обязательно спать с открытой форточкой или фрамугой при температуре не выше 18°С; в) летом выработать привычку спать на открытом воздухе, используя для этого балкон, веранду и пр.; г) при возникновении даже малейших признаков какого-либо острого заболевания или обострения хронического процесса, сопровождающегося повышением температуры тела, процедуры следует временно отменить до выздоровления. Для усиления положительного влияния воздушных ванн целесообразно после них проводить водные процедуры.

Солнечные ванны. Солнечные ванны общие, если открыто все тело, и местные, если облучают определенную часть тела, обычно сочетаются с воздушными ваннами. Место, выбранное для приема солнечно-воздушных ванн, должно по возможности находиться вблизи водоемов, лучше на небольшом склоне, обращенном на юг или юго-восток, вблизи от зеленых насаждений. В средней полосе лучшее время для солнечных ванн - между 11 и 13, ч, спустя I1/2—2 ч после еды. Загорают дети в движении или лежа.

Солнечные ванны могут проводиться как специальные закаливающие процедуры или сочетаться с физическими упражнениями и играми.

Закаливание водой — одно из наиболее сильных и эффективных средств укрепления здоровья учащихся. Вода вследствие большой теплоемкости и высокой более энергичными способами закаливания, чем воздушные ванны. Систематическое применение прохладных и холодных водных процедур служит надежным профилактическим средством против простудных заболеваний при резких понижениях температуры воздуха, сильных холодных токах воздуха и различных случайных охлаждениях тела.

Водные закаливающие процедуры делятся на общие и местные. К общим относятся обтирание, обливание, душ, купание в открытых водоемах и купание в проруби (моржевание). К местным - закаливание носоглотки (полоскание горла холодной водой), местные обтирания (в первую очередь шеи), обливание стоп, ножные ванны. Хотя общие водные закаливающие процедуры более эффективны, преимуществом местных процедур является их общедоступность практически при любых бытовых условиях (отсутствие централизованного водоснабжения и пр.). При всех видах водных закаливающих процедур необходимым условием является постепенное снижение температуры воды.

Водные процедуры, различные по продолжительности, оказывают на организм разное воздействие. В порядке нарастающей силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванны, душ, купание. Сила раздражений водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и увеличением времени воздействия.

Чем холоднее вода, тем больше дети должны двигаться: плавать, играть в мяч. О степени охлаждения тела руководитель может судить по появлению «гусиной кожи», посинению губ, произвольному прижиманию рук к груди. Руководитель обязан, не дожидаясь появления указанных признаков, после окончания установленного времени вывести всех из воды.

Закаливание носоглотки. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи. Хорошим средством закаливания носоглотки является мороженое.

Обливание стоп. Опущенные в таз ноги сидящего человека обливаются водой с начальной температурой 28-30 °С, конечная температура воды – не ниже 10°С. Снижать температуру рекомендуется на 1-2°С каждые 7-10 дней. После процедуры ноги тщательно вытираются досуха, особенно между пальцами. Обливание стоп рекомендуется проводить утром, если же оно проводится вечером, то не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Контрастные ножные ванны. В один таз наливают горячую (38-42°С), в другой – прохладную (30-32°С) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 минуты, затем, не вытирая, - в прохладную на 5-10 секунд. Такую смену проводят 4-5 раз. Через каждые 7-10 дней температуру прохладной воды снижают на 1-2°С и к концу курса закаливания доводят до 12-15°С. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду можно увеличить до 20 секунд; количество смен горячей и холодной воды можно довести до 8-10 раз за процедуру.

Хождение босиком. При проведении закаливающих процедур желательно контролировать степень (состояние) закалённости. Эта степень определяется формулой: должная t° кожи открытого участка тела (лицо) =32,8°С+0,27(t° внешней среды -20).Более низкая температура кожи указывает на недостаточную степень закалённости.

Формы закаливания. Они могут быть различными. Энергию солнечных лучей и воздух используют в форме ванн – солнечных, воздушных, световоздушных; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.

Выбор формы закаливания зависит от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физического развития, чувствительности к холоду, типологической характеристики ВНД ребенка. При этом надо учитывать наиболее вероятные условия охлаждения, к которому «готовится» организм. При высокой вероятности охлаждения ног акцент делается на их закаливание. Естественно, что выбор зависит и от организационно-технических возможностей – наличие ванн, душей и т.д.

При закаливании надо соблюдать определенные правила:

1. Воспитать у школьников потребность в систематическом закаливании. Сознательное отношение их к закаливанию, заинтересованность в нем создадут нужный психологический настрой и тем самым обеспечат успех закаливания. Для этого нужна действенная пропаганда закаливания.

2. Закаливание должно быть систематичным, т.е. ежедневным и без перерывов. Закаливание даже и в течение 2 лет еще не индульгенция от простуды на всю жизнь.

3. Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать длительность температуры нужно постепенно.

4. Соблюдать при закаливании индивидуальный подход к каждому школьнику.

5. Каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне. Положительные эмоции почти полностью исключают негативные эффекты охлаждения.

6. При закаливании надо использовать все средства. Это обеспечит эффективность самого закаливания и достижение хорошего здоровья.

7. В процессе закаливания необходимо учитывать климатические условия конкретного региона. Температурные условия, в которых человек находится постоянно, формируют и уровень его чувствительности к холоду, и специфический тип терморегуляции, что необходимо учитывать при закаливании.

Возможности влияния физических упражнений на организм занимающихся можно оценить, если провести исследования в процессе или учебных занятий, или спортивной тренировки, или других занятий физическими упражнениями.

Заключение

В заключение можно сказать, что изучение и анализ литературных источников, позволили выбрать и успешно внедрить программу закаливания в жизнедеятельность школьников. Возможность проверить на практике предположение, что закаливание сможет изменить сложившуюся ситуацию с уровнем здоровья детей в лучшую сторону, подтвердилась в процессе выполнения экспериментальных исследований.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

1. Знание особенностей влияния на организм различных способов

закаливания позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности.

2. Для более разностороннего влияния на организм, целесообразно

переключение с одного вида закаливания на другой или же использование их в сочетании.

3. Изучив характеристику основных видов закаливания с учетом

возрастных особенностей детей среднего школьного возраста можно разработать и внедрить программу закаливания в режим дня школьника.

4. Процесс, в ходе которого, можно, научится заботиться о своем

здоровье, избегать условий, которые могут привести к болезням - это процесс закаливания.

Приложение.

Советы родителям.

Совет 1. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вызывает у него сильные отрицательные эмоции.

Совет 2, Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вы сами ни за что не согласились бы выполнить.

Совет 3. Не забывайте, что закаливание - это физиологическая адаптация, а стало быть, зависит не только от вашего желания, но и от возможностей детского организма. Адаптация не может произойти мгновенно, каждая стадия должна пройти от начала до конца, только в этом случае можно рассчитывать на стабильные результаты.

Совет 4. Не перескакивайте через этапы в процессе закаливания: это не только ведет к психоэмоциональному напряжению, но и способно вызвать у ребенка стойкое отвращение к предлагаемым ему упражнениям и процедурам.

Совет 5. Любая адаптация, в том числе и закаливание, требует повышения ресурсов. Особенно в такой период организм нуждается в витаминах. Летом и осенью проблем с этим нет - много ягод (особенно полезна смородина, богатая аскорбинкой) и фруктов, а зимой постарайтесь, чтобы у ребенка всегда были в достатке апельсины, бананы, яблоки, а чай после душа лучше пить с лимоном.

Совет 6. Если ребенок, несмотря на закаливание, заболел, это означает, что его иммунитет еще не полностью созрел. Придется начинать все сначала после его полного выздоровления, и, может быть, неоднократно. Зато каждый следующий раз будет легче: ведь вам уже известна эта дорога, по крайней мере, ее часть!..

Совет 7. Начинайте закаливание ребенка с самого простого и приятного - обтирания мягким влажным полотенцем в жаркий летний день. Это доставит ребенку удовольствие, и у него установится положительная связь между процедурой закаливания и его собственными ощущениями. В дальнейшем это поможет и ему, и вам.

Совет 8. Помните, что на ребенка большое впечатление производит ваш собственный пример. Если вы кутаетесь в десять одежд при малейшем сквозняке, как огня боитесь холодной воды и' никогда не ходите в баню, предпочитая собственную теплую ванну, то все ваши усилия закалить ребенка окажутся тщетными. Попробуйте пройти все процедуры вместе с ним - вам обоим это доставит в конце концов удовольствие.

Совет 9. Одевайте ребенка так, чтобы ему было легко, удобно и сухо. Если он укутан в лишнюю одежду, это лишь ограничивает его подвижность и приводит к потливости, а это - полпути к простуде. Если зимой мороз ниже ЮС, то шерстяная одежда предпочтительнее меховой. Летом, весной и осенью главное - чтобы не намокали ноги: проверяйте, сухие ли носки (чулки, колготки) у ребенка, когда он вернулся с прогулки. Прочная обувь не роскошь, а средство сохранения здоровья.

Совет 10. Занявшись закаливанием ребенка, не устраивайте соревнований с родными, соседями и знакомыми и не позволяйте другим членам семьи втянуть вас в подобную конкуренцию. Никакого рекорда вам поставить все равно не удастся, а вот испортить хорошее дело ненужным ажиотажем можно очень легко. Не переживайте, если другим детям что-то лучше удается, чем вашему, помните поговорку: « Цыплят по осени считают». Если вы вместе с ребенком обошлись без простуд в течение полугода - это уже успех, и его надо не спеша закреплять и развивать. К тому же все дети разные, каждый-индивидуальность, и темп развития у каждого свой. И вообще: « Тише едешь - дальше будешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая модель коммуникативной компетенции учащихся среднего школьного возраста

Обучению учащихся  использованию иностранного языка как средству общения призван способствовать коммуникативный подход, ознаменовавший новую «эру» в истории разработки проблем языкового обучения....

Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры

работработа имеет практическое значение для  учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...

особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста

выступление на родительском собрании в 7 классе...

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"

В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...

"Влияние спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста"

Методическая разработка по спортивному туризму для педагогов, работающих в сфере физической культуры и спорта....