Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся
статья по физкультуре
Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.01 КБ |
![]() | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель ШМО
физической культуры
Алексеева Т.В.
«Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся в рамках реализации программы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе – « ЗОЖ школьника»
Российское образование сегодня переживает этап масштабного реформирования, вызванного демократическими преобразованиями в социально-политической и экономической жизни общества. Современное общество ожидает от образования выполнения не только воспитательной, образовательной, развивающей функций, но реализацию функций таких, как социокультурная, валеологическая, творчески-преобразующая, инновационно-поисковая, социально-защитная и других. Приоритетом образования выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, ответственного, инициативного, думающего, способного выстроить свою жизненную траекторию и реализовать творческий потенциал. В настоящее время современная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Все эти аспекты определяют актуальность социокультурного и медиакультурного развития личности школьника. Программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе направлена на формирование у учащихся устойчивой мотивации и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостного развития физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Стимулирующим фактором в данном направление является социокультурное и медиакультурное развитие школьника. Это требует создание новых условий в образовательной среде «Физическое воспитание». Одним из наиболее важных условий является создание эмоционально-благоприятной атмосферы в результате взаимодействия педагога с детьми, а также использование современных образовательных технологий такие, как:
● здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
● информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;
Создание условий для развития социокультурного и медиакультурного развития школьника напрямую связано с внедрением новых форм организации урока по физической культуре и новых форм организации спортивно-массовой работы в школе.
Введение третьего урока по физической культуре дает возможность использовать различные формы уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др. В рамках таких уроков происходит формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом через получение основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах. На обобщающих уроках изучения раздела учебного материала проводится урок – соревнование, где реализуется воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Надо также отметить, что работа школы в системе «Дневник ру» позволяет детям в рамках интернет пространства получать видио-задания для самостоятельного изучения учебного материала по физической культуре. Например, домашнее задание «Поднимание туловища из положения лежа на спине» позволяет изучение правильного выполнения данного задания, а также мотивирует учащихся для самостоятельного получения информации через использование интернет пространства по различным вопросам физического воспитания.
Основным условием для развития социокультурного и медиакультурного развития школьника в образовательной среде «Физическое воспитание» является использование различных форм спортивно-массовых мероприятий. Участниками таких мероприятий являются учащиеся школы, родители, учителя, представители Попечительского совета, социальные партнеры школы. В нашей школе широко организовано социальное партнерство с различными спортивными школами (баскетбол, футбол, волейбол, туризм, настольный теннис) проводятся кружки по дополнительному образованию оздоровительной направленности.
Наряду с традиционными внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.) реализуются социальные проекты: «Спорт на благо людям», «Папа, мама и я спортивная семья», «Папа все может», «ГТО в моей семье» - лучшие работы представлены на конкурсе «Спорт альтернатива пагубным привычкам». Волонтерское движение учащихся школы осуществляет свою деятельность в рамках пропаганды здорового образа жизни. Осуществляется выпуск рекламно-информационных изданий «Календарь местных спортивных событий», «Наши спортивные достижения», организуется и проводится танцевальный флешмоб в рамках «Дня здоровья», информационное освещение основных спортивных событий (спортивный бюллетень «Сочи 2014»). Лучшие работы учащихся в области «Физическая культура» представлены на различных конкурсах (I место за организацию и реализацию социального проекта «Спорт на благо людям» в рамках волонтерского движения в городе, где при участии депутатов города и Попечительского совета школы были собраны денежные средства на лечение тяжело больным детям; II место за проведение социального опроса и представления презентации - «Мое отношение к ЗОЖ» в рамках районного конкурса «Спорт альтернатива пагубным привычкам»).
Надеемся, что педагогический опыт нашей школы в создании условий для социокультурного и медиокультурного развития школьников в образовательной области «Физическая культура» станет стимулирующим фактором дает для творческого поиска для модернизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Литература:
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.
Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.
Предварительный просмотр:
Руководитель ШМО
физической культуры
Алексеева Т.В.
«Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся в рамках реализации программы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе – « ЗОЖ школьника»
Российское образование сегодня переживает этап масштабного реформирования, вызванного демократическими преобразованиями в социально-политической и экономической жизни общества. Современное общество ожидает от образования выполнения не только воспитательной, образовательной, развивающей функций, но реализацию функций таких, как социокультурная, валеологическая, творчески-преобразующая, инновационно-поисковая, социально-защитная и других. Приоритетом образования выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, ответственного, инициативного, думающего, способного выстроить свою жизненную траекторию и реализовать творческий потенциал. В настоящее время современная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Все эти аспекты определяют актуальность социокультурного и медиакультурного развития личности школьника. Программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе направлена на формирование у учащихся устойчивой мотивации и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостного развития физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Стимулирующим фактором в данном направление является социокультурное и медиакультурное развитие школьника. Это требует создание новых условий в образовательной среде «Физическое воспитание». Одним из наиболее важных условий является создание эмоционально-благоприятной атмосферы в результате взаимодействия педагога с детьми, а также использование современных образовательных технологий такие, как:
● здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
● информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;
Создание условий для развития социокультурного и медиакультурного развития школьника напрямую связано с внедрением новых форм организации урока по физической культуре и новых форм организации спортивно-массовой работы в школе.
Введение третьего урока по физической культуре дает возможность использовать различные формы уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др. В рамках таких уроков происходит формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом через получение основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах. На обобщающих уроках изучения раздела учебного материала проводится урок – соревнование, где реализуется воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Надо также отметить, что работа школы в системе «Дневник ру» позволяет детям в рамках интернет пространства получать видио-задания для самостоятельного изучения учебного материала по физической культуре. Например, домашнее задание «Поднимание туловища из положения лежа на спине» позволяет изучение правильного выполнения данного задания, а также мотивирует учащихся для самостоятельного получения информации через использование интернет пространства по различным вопросам физического воспитания.
Основным условием для развития социокультурного и медиакультурного развития школьника в образовательной среде «Физическое воспитание» является использование различных форм спортивно-массовых мероприятий. Участниками таких мероприятий являются учащиеся школы, родители, учителя, представители Попечительского совета, социальные партнеры школы. В нашей школе широко организовано социальное партнерство с различными спортивными школами (баскетбол, футбол, волейбол, туризм, настольный теннис) проводятся кружки по дополнительному образованию оздоровительной направленности.
Наряду с традиционными внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.) реализуются социальные проекты: «Спорт на благо людям», «Папа, мама и я спортивная семья», «Папа все может», «ГТО в моей семье» - лучшие работы представлены на конкурсе «Спорт альтернатива пагубным привычкам». Волонтерское движение учащихся школы осуществляет свою деятельность в рамках пропаганды здорового образа жизни. Осуществляется выпуск рекламно-информационных изданий «Календарь местных спортивных событий», «Наши спортивные достижения», организуется и проводится танцевальный флешмоб в рамках «Дня здоровья», информационное освещение основных спортивных событий (спортивный бюллетень «Сочи 2014»). Лучшие работы учащихся в области «Физическая культура» представлены на различных конкурсах (I место за организацию и реализацию социального проекта «Спорт на благо людям» в рамках волонтерского движения в городе, где при участии депутатов города и Попечительского совета школы были собраны денежные средства на лечение тяжело больным детям; II место за проведение социального опроса и представления презентации - «Мое отношение к ЗОЖ» в рамках районного конкурса «Спорт альтернатива пагубным привычкам»).
Надеемся, что педагогический опыт нашей школы в создании условий для социокультурного и медиокультурного развития школьников в образовательной области «Физическая культура» станет стимулирующим фактором дает для творческого поиска для модернизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Литература:
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.
Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-228879-1366132674.jpg)
Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"
Педагогический совет...
Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"
Цель: 1. Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2. Рефлексия подходов и тех...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-687349-1472725555.jpg)
Внеклассная работа по русскому языку и литературе как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся
Информация об индивидуальной, кружковой внеклассной работе. Объединяющие формы работы и формы массовой работы в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-794393-1464601950.jpg)
«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/13/picture-903615-1489397447.jpg)
«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846442-1478599756.jpg)
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/16/picture-1052334-1697487709.jpg)
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Статья подготовлена в рамках мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....