Православие и здоровый образ жизни нации.
статья
Предварительный просмотр:
Православие и спорт.
Православие и здоровый образ жизни нации.
Мезенцева Оксана Вячеславовна
Негосударственное образовательное частное учреждения «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»
Г. Новый Уренгой
2020 г.
Здоровье человека – это одна из важнейших ценностей современного общества. Именно здоровый образ жизни является предпосылкой для человеческой активности, наиболее полного самоутверждения и самореализации, а также достижения личного благополучия и счастья.
Проблема здоровья современного человека является особенно актуальной проблемой в современном мире. Многочисленные исследования показывают, что уже в школьные годы молодежь не преумножает, а, наоборот, растрачивает всю резервную мощность своего собственного организма, что отрицательно сказывается на ее дееспособности, уменьшает творческий потенциал и т.д.
Именно поэтому рассмотрение вопросов здорового образа жизни (или ЗОЖ) является очень актуальным аспектом в наши дни и требует особого внимания. Понятие «здоровый образ жизни» уже давно не является новым и воспринимается всеми как известное явление. Однако общепринятого представления о строении образа жизни у современного общества не существует. Стремление к достижению здоровья через использование одного или двух компонентов здорового образа жизни не обеспечивает оздоровительного влияния на организм человека. По этой причине очень важно иметь полное представление о сущности здорового образа жизни людей и всех его составляющих.
Проблема сохранения здоровья в условиях Крайнего Севера с повышенной климатогеографической и социально-экономической напряженностью крайне актуальна. Из числа экстремальных факторов Крайнего Севера, наибольшее значение для здоровья человека имеют следующие: выход северных районов региона к побережью Северного Ледовитого океана; наличие вечномерзлого слоя и слабое оттаивание почвы в летний период; холодный дискомфортный климат со значительным диапазоном колебания температур; отсутствие специфической (нормальной) для человека фото периодичности (длинная ночь, длинный день, специфический аэродинамический режим); перераспределение кислорода в составе атмосферного воздуха; повышенная активность магнитного поля земли с резкими периодами возмущений; специфические свойства воды (большой процент содержания железа и отсутствие фтора); специфические природно-очаговые инфекции (зооантропонозы); монотонность внешней среды (шумовая монотонность); специфичность питания: мало потребляется витаминов, свежих овощей и фруктов, много консервированной пищи; на фоне выше перечисленных факторов, развивается «синдром полярного напряжения» или просто «полярный синдром»
Целью данного доклада является изучение понятия здорового образа жизни и его соотношение с православием.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи исследования:
- дать характеристику здоровому образу жизни и понятию «здоровье»;
- привести анализ соотношения здорового образа жизни и православия;
Здор овье человека (физическое и психическое) всегда было и во все вр емен а остается главн ой цен н остью любого человека.
Пр и этом, н есмотр я н а такую большую цен н ость здор овья, само пон ятие «здор овье» с достаточн о давн их времен имел четкое в н аучн ое опр еделен ие. Н а сегодн яшн ий ден ь есть р азн ые подходы к опр еделен ию р ассматр иваемого пон ятия. Всемир н ая Ор ган изация Здр авоохр ан ен ия (ВОЗ) здор овье опр еделяет н е только как отсутствие болезн ей, а также физических дефектов, н о и как состоян ие полн ого духовн ого и социальн ого благополучия. Здор овье оцен ивают по тр ем пр изн акам: соматический пр изн ак, социальн ый и личн остн ый [4].
Пер вое место по влиян ию н а здор овье человека в совр емен н ых условиях зан имают фактор ы обр аза жизн и. Имен н о с обр азом жизн и связывается ее качество, стиль, ур овен ь жизн и в целом. Вн едр ен ием р азличн ых идей здор ового обр аза жизн и в пр актику зан имались такие учен ые и исследователи, как Н .М. Амосов, Г.П. Иван ов, Ю.И. Кур пан , Р .А. Ян сон и др .
Под здор овым обр азом жизн и пон имается деятельн ость, котор ая н апр авлен а н а укр еплен ие н е только физического и психического, н о также и н р авствен н ого здор овья, котор ую н еобходимо р еализовывать в совокупн ости всех фор м жизн едеятельн ости [8].
Ор ган изуя собствен н ую жизн ь, личн ость вн осит в н ее опр еделен н ый порядок, используя устойчивые стр уктур н ые компон ен ты. К пр имер у, это может быть опр еделен н ый р ежим. Такие хар актер истики являются устойчивыми и обр азуют преграды, котор ые огр аждают человека от н егативн ых воздействий окр ужающей ср еды.
Здор овый обр аз жизн и в зн ачительн ой мер е зависит от цен н остн ых ор иен таций человека, его социальн ого и н р авствен н ого опыта, а также его убеждений . Обществен н ые н ор мы и цен н ости здор ового обр аза жизн и пр ин имаются людьми как личн остн о зн ачимые, одн ако он и н е всегда совпадают с цен н остями, выр аботан н ыми обществен н ым созн ан ием. По этой пр ичин е очен ь важн ым является обеспечен ие созн ательн ого выбор а личн остью обществен н ых цен н остей здорового образа жизни и фор мир ован ие н а их осн ове устойчивой, ин дивидуальн ой системы цен н остн ых ор иен таций. Человек с высоким ур овн ем р азвития личн ости хар актер изуется н е только стр емлен ием познать себя, н о и умен ием и желан ием измен ять себя и окружение, в котор ой он н аходится. Путем активн ого само измен ен ия, тем самым осуществляется фор мир ован ие его обр аза жизн и.
Н есмотр я н а р азличие и пр отивобор ство всех мир овых р елигий между собой, бесспор н ым остается тот факт, что все он и н апр авлен ы н а фор мир ован ие у человека устан овок н а веден ие здор ового обр аза жизн и.
Пр авославие р ассматр ивает человека в тр иедин стве: Дух, душа и тело. Совр емен н ая медицин а исключает Дух, избир ая объектом вн иман ия только душу и тело. Пр авославие же считает, что очен ь мн ого зависит от Духа человека, выстр аивая такую иер ар хию: Дух, душа, тело. Пр и этом н и в коей мер е цер ковь н е пр изывает забыть о теле. Н аобор от - гр ех н е заботиться о н ём, ведь тело - сосуд Духа.
Ср еди грехов - болезн ь, р азр ушающих как личн ость, так и р од, и н ар од. Пр авославн ая р усская Цер ковь н азывает семь смер тн ых гр ехов: чр евоугодие, пьян ство, р аспутство, жадн ость, гн ев, гор дын я, ун ын ие. Существен н о сн ижают сопр отивляемость ор ган изма болезн ям: гр убость, себялюбие, повышен н ая тр евожн ость, суетн ость, тщеславие. Н апр отив, полезн ы для здор овья пер еживан ия таких благор одн ых чувств, как: пр иветливость, бескор ыстие, беспр истр астие, тер пен ие, благожелательн ость, стойкость, пр авдивость, совестливость, состр адан ие, ясн ость ума.
Христианские кан он ы являются цер ковн ыми закон ами, в большин стве случаев издан н ыми для уврачевания появившихся в жизн и ошибок или пороков. Н екотор ые церковные правила только опр еделяют иер ар хический пор ядок цер ковн ого упр авлен ия и суда. Др угие — нацелены к пр едупр ежден ию и устр ан ен ию р азн ых гр ехов. Н екотор ые правила имеют догматическое зн ачен ие, др угие — дисциплин ар н ое. И, н есмотр я н а то, что последн ие кан он ы фор мулир ован ы подобн о гр аждан ским закон ами с мерой воздействием за те или ин ые пр еступлен ия, он и по существу н осят др угой хар актер . Их цель пр ежде всего — н е кар а за то или ин ое пр еступлен ие, как это бывает в гр аждан ских закон ах, а лечен ие души гр ешн ика, пр едохр ан ен ие его от большего гр еха.
Таким обр азом, кан он ы, указывая н ам н а гр еховн ость р яда явлен ий в жизн и, пр едоставляют осн ову для веден ия здор ового обр аза жизн и, что обеспечивает человеку физическое и душевн ое здор овье [5].
Осн овн ая пр ичин а обр ащен ия к алкоголю и н ар котикам – потр ебительское мир овоззр ен ие, духовн ая опустошен н ость, давлен ие со стор он ы свер стн иков и медиа (Интернета ), потер я смысла жизн и, р азмытость н р авствен н ых ор иен тир ов, стр емлен ие быть «как все» (мн имые). Н ар яду с мир овоззр ен ческой пр ичин ой стоит кр изис совр емен н ой семьи, отсутствие здор овых взаимоотн ошен ий, пр авильн о-жизн ен н ых ор иен тир ов. Так или ин аче, всегда легче и проще пр едотвр атить болезн ь зависимости, чем ее излечить. Н еобходимо н ам (взр ослым) быть пр имером тр езвости и здор овья, жить так, чтобы н аши н епоср едствен н ые поступки можн о было н азвать пр офилактическими.
После изгн ан ия наших прародителей Адама и Еву из Р ая Господь заповедовал человеку «в поте лица добывать хлеб свой». Таким обр азом, тяжелый физический тр уд является одн им из н еотъемлемых условий для полн оцен н ого развития человека. Н едар ом в Русской Православной Церкви Иисусова молитва пр ер ывается тр удовыми послушан иями и занятием р укоделием, а в православных р еабилитацион н ых цен тр ах трудовые послушания является одн ой из н еотъемлемых осн ов для успешн ого лечения больного.
Поэтому, чтобы исполн ять заповедь о тр удовом послушан ии в совр еменном мегаполисе, малоподвижн ом обр азе жизн и, н еобходимы обязательные физические н агр узки, т.е. зан ятия спор том!
Итак, фор мула здор ового обр аза жизн и - это спор т, пр авильн ое сбалансированное питан ие и эмоцион альн ая психическая ур авн овешен н ость. Сказать др угими словами – тр удовое послушан ие, пост и молитва. Н еобходимо р аботать по всем тр ём н апр авлен иям, и н е помнить, что «Дух пр евыше плоти». Или, словами Апостола Павла – «дух бодр , плоть жен емощн а» [5].
Пр авославн ая Филофеевская гимн азия способствует ЗОЖ н е только у своих гимн азистов, н о и пр ихожан . Н аш спор тивн ый зал откр ыт с р ан н его утр а до поздн его вечер а. С утр а спортивный зал зан ят учебн ыми зан ятиями.В вечер н ее вр емя в зале пр оводят такие секции: волейбол,бор ьба, бокс, спор тивн ый тур изм. Каждый год в общешкольн ых гор одских сор евн ован иях р ебята показывают свои умен ия и н авыки улучшая свои показатели в пр оцессе тр ен ир овке. Н аши гимн азисты участвуя в тур истическом слете «Мы за здор овый обр аз жизн и» добились довольн о высоких мест: по ор иен тир ован ию н а местн ости, р ебята в личн ых достижен иях зан яли пер вые и втор ые места. В н омин ации в « кор откой дистан ции» коман да стала «сер ебр ян ым пр изер ом», а по велосипедн ому тур изму заняли первое место.
Мы живем в холодн ом климате созн ачительн ом диапазон ом атмосфер н ого воздуха. Н о н ашим учен икам н е стр ашн ы сур овые условия север а, он и с р адостью выходят н а тр ен ир овки и н а сор евн ован ия по лыжн ым гон кам, где 2019 году в н омин ации «Пион ер ская пр авда» зан яли пер вое коман дн ое место, показав вын осливость и слажен н ость коман ды. Гимн азия н е только гор дится р езультатами учен иков. Добр ой тр адицией стал выход н а «Всер оссийскую лыжн ю Р оссии» учащихся и их р одителей. Собир аясь вместе, как одн а большая др ужн ая семья, поддер живая др уг др уга.Ведь для н ас н е главн ое победа, а главн ое участие.
Мн огие н аши учен ики помимо коман дн ых сор евн ован ий хотят получить и личн ые р езультаты пр ин имая участие в сдаче н ор м ГТО. Готовятся р ебята зар ан ее, с младших классов в гимн азии поставлен а задача н а выполн ен ие н ор м ГТО. После стольких лет подготовки и упор н ого тр уда р ебята с легкостью получают золотые зн ачки.
Здор овье людей является осн овой их н астоящего, а также будущего благополучия, а также н еобходимым условием активн ой жизн едеятельн ости, тр удового потен циала. Это залог н е только их личн ого благополучия, н о также и благополучия близких им людей, коллектива, в котор ом им пр едстоит р аботать, общества в целом. Это н акладывает н а каждого человека ответствен н ость за собствен н ое поведен ие и отн ошен ие к собствен н ому здор овью.
Здор овье любого совр емен н ого человека, обусловлен о целым р ядом фактор ов. К числу осн овн ых фактор ов, от котор ых зависит состоян ие, укр еплен ие и сохр ан ен ие здор овья людей, отн осятся: ген етический н аследствен н ый фактор , состоян ие окр ужающей ср еды, медицин ское обеспечен ие, обр аз жизн и.
Русская Пр авославн ая Цер ковь разрешает здор овый обр аз жизн и, т.к. тело человека - это хр ам Божий, в котор ом обитает Святой Дух. Православных специалистов в дан н ой области волн ует н астоящее и будущее подрастающего поколения, поэтому р абота должн а быть н апр авлен а н а то, чтобы увидеть молодое поколен ие духовн о и физически здор овым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН Н ЫХ ИСТОЧН ИКОВ
- Амосов Н .М. Эн циклопедия Амосова. Алгор итм здор овья. – М.: Вильямс, 2018. – 590с.
- Бар чуков И.С. Физическая культур а. – М.: Пр оспект, 2017. – 281 с.
- Безопасн ость жизн едеятельн ости: учебн ик / под р ед. Е.И. Холстовой, О.Г. Пр охор овой. – 2-е изд. – М.: Дашков и к°, 2019. – 453 с.
- Дедулевич, М.Н . Методика физического воспитан ия детей: учебн ик / М.Н . Дедулевич, В.А. Шишкин а. – Мин ск:Р ИПО, 2016. – 328 с.
- Дмитр иевский Димитр ий, пр от. Истор ия Пр авославн ой хр истиан ской Цер кви. М.: Р уссшйХр он огр афъ. 2003.
- Н иколаев, В.С. Двигательн ая активн ость и здор овье человека: теор етико-методические осн овы оздор овительн ой физической тр ен ир овки / В.С. Н иколаев, А.А. Щан кин . – 2-е изд., стер . – Москва;Бер лин : Дир ект-Медиа, 2019. – 81 с.
- Усаков, В.И. Студен ту о здор овье и физическом воспитан ии: учебн ое пособие / В.И. Усаков. – М.: Дир ект-Медиа, 2016. – 104 с.
- Физическая культур а: учебн ик / Л.В. Захар ова, Н .В. Люлин а, М.Д. Кудр явцев и др .; Мин истер ство обр азован ия и н ауки Р оссийской Федер ации, Сибир ский Федер альн ый ун ивер ситет, Кр асн ояр ский государ ствен н ый педагогический ун ивер ситет им. В. П. Астафьева, Сибир ский государ ствен н ый ун ивер ситет н ауки и техн ологий им. акад. М. Ф. Р ешетн ёва и др . – Кр асн ояр ск: СФУ, 2017. – 612 с.
- Физическая культур а: учебн ое пособие: в 2 частях / сост. Ю.В. Гр ебен н икова, Н .А. Ковыляева, Е.В. Сан тьева, Н .С. Р ыжова и др . – Кемер ово: Кемер овский государ ствен н ый ун ивер ситет, 2019. – Ч. 2. – 91 с.
- Щан кин , А.А. Кур с лекций по р егион альн ым пр облемам фор мир ован ия здор ового обр аза жизн и молодежи: учебн ое пособие / А.А. Щан кин . – М.: Дир ект-Медиа, 2015. – 55 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...
Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"
В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....