Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей 5-7 лет с нарушением речи
рабочая программа по физкультуре на тему

Сарицына Татьяна Николаевна

Программа рассчитана для тренеров-преподавателей занимающихся на базе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_narushenie_rechi.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детско-юношеская спортивная школа №2

        

«ПРИНЯТО»                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании методического совета                                         Директор МБОУ  ДОД  ДЮСШ №2

с правом экспертизы        _____________________________

протокол № __  от «___» _______ 200_ г.                                             Колтовскова О.И.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

        ПО  СПОРТИВНОМУ ОЗДОРАВЛИВАНИЮ  ДЕТЕЙ  5-7 ЛЕТ

С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

           ( СПОРТИВНАЯ  ГИМНАСТИКА)        

характеристика программы:

тип программы: АВТОРСКАЯ

срок реализации программы: 4 года

возрастная категория: 5-7 лет

опыт апробации с 2004 года                                                                          

                                                                                  автор:

                                                                                  Сарицына Татьяна 

        Николаевна,

                                                                                  тренер-преподаватель ,

                                                                                  инструктор-методист  

                                                                 второй категории

        

        г.Донецк

Ростовской области

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.

  1. Нормативная часть.

  1. Цели и задачи деятельности.

  1. Режим работы.

  1. Содержание программы.

  1. Планирование учебного материала.

  1. Спортивные нормативы.

  1. Тематический план работы.

  1. Организационно-методические указания.

  1. Материально-техническое обеспечение.

  1. Результативность программы.

  1. Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Здоровье человека, а тем более ребенка - комплексное социально-биологическое понятие, которое определяется нормальным функционированием органов и систем организма и их приспособлением к требованиям окружающей среды и школьной жизни.

   В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования, потребовалась и доработка в программе физического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии речи. Вынуждены считаться с реалиями нового времени, вносить в устоявшийся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах, а также в основу программы положен большой педагогический опыт работы с детьми по оздоравливанию и коррекции.

   Установлено, что существует большая взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.

   Поскольку недостаточная двигательная активность характерна для значительной массы детей, необходимо устранение двигательного дефицита путем физического воздействия, адекватного особенностям  человека.

   В связи с этим, физическая культура и занятия спортом оказываются основным средством поддержания здоровья и обеспечения активной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни.

   В данной программе выделены оздоровительные,  воспитательные и образовательные задачи физического воспитания детей с изменениями в развитии речи, психологическая подготовка и врачебный контроль. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержания у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

   Большое внимание уделено  воспитательной работе с детьми.

   Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, спортивных занятиях дополнительного образования, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.

   В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

   Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательного обучения движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с разноплановыми мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выполняются различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.

   Большое внимание уделяется мелкой моторике, так как специфичность моторного развития детей с недоразвитием речи, требует совершенствования тонких движений пальцев рук, ведь именно в этот период закладываются  первые навыки физических действий, и поэтому очень большое значение имеет органи- зация физической культуры с учетом ее влияния на речевую функцию.

   В программу включена и пальчиковая гимнастика, она развивает увеличение подвижности пальцев, их силу и гибкость и как следствие улучшение почерка, снижение физической усталости и морального напряжения. Массаж «активных точек» на пальцах и ладонях  также является  стимулом для развития речи ребенка. Составление из пальцев различных фигур происходит с равномерной нагрузкой на правую и левую руку, после каждого упражнения идет расслабление пальцев.

   Программа является основным документом при организации и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах с детьми  5-7 лет с нарушением речи, однако, не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса. Специфика и особенности занятий могут вносить коррективы в Программу.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ.

                  1.  ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

      О с н о в н ы е   ц е л и :  

*  формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим         занятиям физической культурой  и спортом;

*  укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;

*  достижение спортивных успехов.

    О с н о в н ы е   з а д а ч и   п о д г о т о в к и :

*  улучшение состояния здоровья и закаливание;

*  устранение недостатков физического развития и речи;

*  развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение    творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

*  развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

*  формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям спортом и здоровому образу жизни;

*  воспитание умения концентрировать внимание;

*  приучать детей к логическому мышлению;

*  поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

              2.    РЕЖИМ  РАБОТЫ  

       В основу комплектования групп положено желание заниматься физической культурой  и  спортом, состояние здоровья, разрешение врача.

    Возраст занимающихся                                    -         5 - 7 лет.

    Число занимающихся в группе                не менее 15 человек.

    Количество учебных часов в неделю            -          6 часов.

    Продолжительность академического часа    -          35 мин.( пакет документов « О максимальной нагрузке на занятиях детей дошкольного возраста» от 1994 г.)    Продолжительность одного занятия не более  -       2-х часов (академических).

      Основными формами учебно-тренировочной работы являются :

  -  групповые занятия;

  -  индивидуальные занятия;

  -  теоретические занятия ( в форме бесед, лекций);

  -  медико-восстановительные мероприятия и врачебный контроль;

  -  культурно-массовые мероприятия (соревнования, конкурсы, смотры, эстафеты, спортивные праздники).

   

3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

             Образовательный    процесс   спортивной   школы   ориентирован  на   развитие мотивации   личности   занимающихся   к   всестороннему   удовлетворению   физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию.

Содержание дополнительного образования детей спортивной  направленности  должно обеспечить условия для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового образа жизни, творческого развития и профессионального самоопределения в выборе профессии, развития физических , интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов  сообразно способностям, содействовать взаимопониманию между различными национальными,  религиозными  и  социальными   группами,  способствовать  реализации права на собственный выбор взглядов и убеждений.

    В содержание данной программы включается :

ОФП (общая физическая подготовка), которая включает в себя все упражнения разминки ( с предметами и без предметов, в движении и на месте ) :

  -  упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы;

  -  упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса;

  -  упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;

  -  упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса;

  -  беговые, прыжковые упражнения;

  -  игровые упражнения, координационные, непосредственно направленные на развитие силы, гибкости, быстроты.

   Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются по анатомическому признаку и в соответствии со спецификой, но возможно изменение их последовательности в зависимости от сложности упражнений и планируемой дальнейшей нагрузки на занятии.

   Известно, что у детей с отклонениями в речи, не только страдает речепродукция, но изменяются и некоторые другие функции, такие как координация и динамика движений, воспроизведение ритмических структур, поэтому, при составлении комплекса упражнений , необходимо это помнить и вводить больше координационных упражнений и игр.

СФП (специальная физическая подготовка) - обучение умению  различать свои движения по усилиям, времени, амплитуде с помощью специальных упражнений. Овладение подобными упражнениями облегчает процесс дальнейшего освоения сложных гимнастических движений.

  Изучение элементов спортивной гимнастики ( стойки, равновесия, полушпагаты,  шпагаты, «мосты» и др.)

   Очевидно, что физическое развитие детей с нарушением речи отстает от физического развития их сверстников. Но это лишь следствие того, что в дошкольный период у данной категории детей акцент делается на устранение или сглаживание дефектов речи, а физическая культура отходит на второй план. А ведь именно в этот период закладываются первые навыки физических действий, и поэтому очень большое значение имеет организациия спортивных занятий с учетом ее влияния на речевую функцию, требуется специальная коррекционная работа в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.

Упражнения для становления моторной и речевой функции - делается акцент на мелкой моторике во время процесса физического воспитания как на одной из значимых характеристик развития, поскольку именно для детей с нарушением речи  мелкая работа рук является хорошим катализатором правильного овладения речью. Тренировка движения пальцев стимулирует речевое развитие. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.  В эту область входят различные упражнения с мелкими предметами (бусинки, горошинки, пробки  разных размеров, карандаши, пуговицы, массажные мячи и  мячи разной величины и т.д.). Приложение №1.

Пальчиковая гимнастика - направлена на преодоление моторной отсталости и одновременно на оказание психолого-педагогического эффекта.

  В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна. По отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же, она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зона Брока). Доказано, что тренировка тонкодифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому, пальчиковые игры очень важны для ребенка.

В пальчиковую гимнастику  включены упражнения на составление при помощи пальцев различных фигур, упражнений, игр, массажа. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно, после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Не менее важны игры в парах. Их цель - повысить у детей коммуникабельность, научить их общению. Кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Приложение №2.

  Психологическая подготовка - направлена на воспитание умения проявлять волю, преодолевать страх при выполнении упражнений, связанных с возможным падением, терпеть усталость, боль, неудачи.

Методы: основными методами психологической подготовки являются беседы тренера в индивидуальной и коллективной форме о формировании бойцовского спортивного характера, а также игры, соревнования, искусственно созданные экстремальные ситуации для выполнения уже разученных упражнений.

  При подведении итогов игры или выполнения заданий обязательно нужно отметить положительные стороны данного действия и данных участников.

   Релаксация - одна из форм психологической разгрузки и эмоциональной расслабленности. Посредством релаксации дети снимают напряжение возникшее во время занятия, т.к. у них не все получается и иногда возникает даже министрессовая ситуация. Релаксация успокаивает, учит чувствовать расслабление своих мышц и развивает образное представление.

  Воспитательная работа.

Спорт обладает широкими воспитательными  возможностями. С первых дней занятий тренер  уделяет серьезное внимание на формирование у детей интереса к занятиям спортом, таких черт характера и взаимоотношений с товарищами, которые нацеливают на спортивный образ жизни.

  Авторитарный стиль работы обязательно сочетается с добротой и справедливостью, вниманием и чуткостью, педагогическим тактом и скромностью.

  На тренировочном занятии следует давать детям больше положительных эмоций, больше хвалить даже за незначительную победу над собой, поощрять за успехи. Ведь положительные эмоции дают хороший результат в данной деятельности.

  Тренер должен заботиться о широкой гласности успехов своих подопечных.  

Воспитанник должен быть уверен, что при наличии упорства и трудолюбия, он может добиться нужного результата.

 Воспитательная работа осуществляется на протяжении всего учебного года, на каждом занятии в форме бесед, рассказов, просмотров записей спортивных соревнований.

  Для детей дошкольного возраста хорошим воспитательным приемом являются утренники, спортивные праздники, игры на воздухе, экскурсии на стадион, в спортивную школу.

  Воспитательная работа ведется в тесном контакте с воспитателем и родителями.

  В силу специфики работы с логопедическими детьми тренер-преподаватель корректен и толерантен.

                    4.   ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА

   Планирование учебного материала осуществляется на основе задач спортивной школы, предусматривающих всестороннее развитие личности путем физических упражнений, а также задач, поставленных на данном этапе подготовки ( С О ) с учетом особенностей и специфики данного контингента ( логопедия ).

   Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов.

   Использование в программе заданий и упражнений, стимулирующих развитие координационных механизмов дает более высокий уровень управления звеньями тела как в статике, так и в динамике, что дает положительное воздействие на совершенствование локомоторных функций у детей.

Учебный план

для  групп  спортивного  оздоравливания

                                                               ( С  О )


                         Разделы подготовки


       Кол-во часов в год


                    Физическая подготовка


   В т.ч. :  О Ф П


                С Ф П  

               

                Мелкая моторика


                Пальчиковая гимнастика


Соревнования и контрольные испытания (4 + 2)


              Теоретическая подготовка


              Медицинское обслуживание


            Общее количество часов



                   296


                   125


                   171






                       6


                       6


                       4


                   312

Примечание:  контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке проводятся с целью проверки уровня подготовленности учащихся, усвоения программы и выявления лучших.

Медицинское освидетельствование проходит два раза в год.

Годовой план распределения учебного материала

для групп спортивного оздоравливания (СО)


             Содержание


 9


10


11


12


 1


 2


 3


 4


 5


 6


 7


 8


всего



Физическая подготовка

      всего



20



28



24




22



28



24



30



24



24



24



24



14



296


   О Ф П


7


13


12


12


13


12


15


12


12


12


 6



125

 

  С Ф П,  пальчиковая        гимнастика, мелкая моторика


13


15


12


12


15


12


15


12


12


12

 21


21


171


Соревнования и контрольные испытания


 

2



2



2



  6


Теоретическая подготовка

 

2


2


2


  6


Медицинское обследование



 2



2



  4


  Всего часов


24


30


24


24


30


24


30


24


30


24


24


24


312

                                                         План

                           теоретической подготовки для групп

                                  спортивного оздоравливания

          ( СО )



                               Т е м а


    Ч а с ы


1.


2.



3.





4.



Правила поведения на занятиях спортом.


Значение занятий физической культурой для развития речи и формирования правильной осанки.


Гигиена физических упражнений.

Режим дня.

Гигиена тела.

Закаливание.


Техника и терминология спортивных упражнений.



Всего часов:




            1


  2



  2


 



  1



 6


                         СПОРТИВНЫЕ НОРМАТИВЫ.

Основным критерием оценки занимающихся является:

* регулярность посещения занятий;

* положительная динамика развития физических качеств;

* улучшения в развитии речи;

* отсутствие медицинских противопоказаний для занятий;

* выполнение контрольных нормативов по общей  физической   подготовке.

* уровень усвоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и гигиене;

* освоение основных двигательных навыков;

* изучение спортивных элементов.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е   Н О Р М А Т И В Ы

по общей физической подготовке для

учащихся групп спортивного оздоравливания

возраст 5-7 лет.


№п\п


Наименование упражнения


девочки


мальчики



1.


2.


3.


4.



5.



6.




7.






Бег  10 м с высокого старта (сек.)


Бег  20 м с высокого старта (сек.)


Прыжок в длину с места ( см )


Прыжок боком через скакалку, лежащую на полу за 30 сек. ( к-во раз )


Сгибание рук в упоре на гимнастической скамейке ( к-во раз ).


Упражнение на пресс ( поднимание туловища из и.п. сидя на полу, стопы закреплены, руки за головой ( к-во раз).


Жонглирование массажного мяча (подбрасывание и ловля мяча из руки в руку) (сек.)



2,5 - 3,0


4,8 - 5,0


90 - 120



15 -20



6 - 8




10 - 20




30



2,5 - 3,0


4,8 - 5,8


90 - 135



20 - 30



8 - 10




10 - 25




30

Примечание: контрольные нормативы сдаются два раза в год, это дает ориентир в нагрузке занимающимся, если дети выполняют данные упражнения с высоким результатом, значит есть положительная динамика работы, необходимо увеличивать нагрузку для данного контингента.

 Если результат слабее данных нормативов, необходимо обратить на это внимание и давать небольшие домашние задания для самостоятельной работы (индивидуально).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

работы с группами спортивного оздоравливания

( СО )


№ п\п


Периоды тренировки. Содержание учебного материала.




1.


2.

3.


4.



5.


6.




1

2.



3.


4.

5.




1.

2.

3.


4.






5.

6.







1.

2.

3.





4.

5.




1.

2.

3.


4.




5.

6.




1.

2.

3.


4.




5.

6.






1.

2.

3.


4.




5.


6.




1.

2.

3.


4.




5.


6.



1.

2.




3.

4.

5.

6.






1.

2.

3.


4.


5.




1.

2.




3.


С Е Н Т Я Б Р Ь


Теория. Значение физической культуры для развития детского организма.

Упражнения  на осанку в движении.

ОФП : - прыжковые  упражнения;

            - укрепление мышц спины и пресса.

СФП : - упражнения на мелкую моторику (жонглирование теннисным мячом);

            - элементы пальчиковой гимнастики.

Элементы спортивной гимнастики (равновесие на одной ноге «ласточка»)

Игра на внимание.


ОКТЯБРЬ


Упражнения  на осанку в движении.

ОФП: - беговые упражнения;

           - прыжковые упражнения;

           - упражнения с мячом.

СФП: - упражнения на мелкую моторику;

          - элементы пальчиковой гимнастики.

Элементы спортивной гимнастики.

Игры на внимание с мячом.


Н О Я Б Р Ь


Теория.

Упражнения на осанку в движении, лежа.

ОФП: - беговые упражнения;

           - упражнения для верхнего плечевого пояса.

СФП: - упражнения на гибкость (наклоны, мосты, повороты );

          - элементы пальчиковой гимнастики;

          - упражнения на мелкую моторику.




Элементы спортивной гимнастики: стойка на руках, полушпагат.

Упражнения на внимание. Релаксация.





Д Е К А Б Р Ь


Теория.

Упражнения на осанку в движении, сидя.

ОФП: - прыжковые упражнения через гимнастическую скамейку;

           - упражнения для пресса; упражнения для пальцев рук (элементы точечного массажа);

           - пальчиковая гимнастика;

           - упражнения на гибкость.

Элементы спортивной гимнастики (повторение изученного).

Релаксация.


Я Н В А Р Ь


Теория.

Упражнения на осанку (в движении, лежа)

ОФП:  - упражнения для пресса

  - упражнения для верхнего плечевого пояса;

СФП:  - упражнения на координацию с мячами;

            - упражнения на гибкость;

            - упражнения на мелкую моторику;

            - элементы пальчиковой гимнастики.

Элементы спортивной гимнастики.

Игры на внимание с массажными мячами.


Ф Е В Р А Л Ь


Теория.

Упражнения на осанку в движении, сидя.

ОФП: - ОРУ с массажными мячами;

           - упражнения на верхний плечевой пояс.

СФП: - упражнения на координацию и равновесие (передвижение по гимнастической скамейке, лазание по лестнице и т.д.);

           - упражнения на мелкую моторику (эстафеты);

           - элементы пальчиковой гимнастики (см. приложение).

Элементы спортивной гимнастики (повторение изученных приемов).

Релаксация.

 



М А Р Т


Теория.

Упражнения на осанку в движении, лежа.

ОФП: - ОРУ с гимнастическими палками;

           - прыжковые упражнения.

СФП: - упражнения на гибкость (наклоны, растяжки)

           - упражнения с мячами (жонглирование, удары о пол, ведение одной рукой);

           - элементы пальчиковой гимнастики.

Элементы спортивной гимнастики ( стойка на лопатках, мост, стойка на руках с помощью).

Игра на внимание. 


А П Р Е Л Ь


Теоретические сведения.

Упражнения на осанку в движении, сидя.

ОФП:  - ОРУ с обручами;

            - упражнения для верхнего плечевого пояса, пресса.

СФП:  - повторение ранее изученных упражнений на гибкость, равновесие;

            - элементы пальчиковой гимнастики;

            - упражнения на мелкую моторику.

Элементы спортивной гимнастики. Повторение ранее изученных упражнений.

Релаксация.

М А Й


Теория.

ОФП:  - упражнения с мячами ( повторение ранее изученных упражнений);

           - беговые упражнения;

           - прыжковые упражнения.

СФП:  - упражнения на мелкую моторику.

Элементы спортивной гимнастики ( повторение ранее изученного).

Игры на внимание.

Сдача контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке.



И Ю Н Ь


Теория.

Упражнения на осанку в движении.

ОФП: - подвижные игры с бегом, прыжками, элементами спортивной гимнастики.

СФП: - спортивные и подвижные игры с мячами, обручами;

          - элементы пальчиковой гимнастики.

Игры на внимание, на мелкую моторику.


И Ю Л Ь  -  А В Г У С Т


ОФП: - подвижные игры с бегом, прыжками, лазанием.

СФП: - элементы пальчиковой гимнастики;

          - подвижные и спортивные игры с мячами резиновыми, теннисными, массажными;

          - развивающие игры.

Игры на внимание.





   

   

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Организация учебно-тренировочного процесса.

   Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года.

В каникулярное время спортивная школа открывает, в установленном порядке, спортивные или спортивно-оздоровительные отряды с дневным пребыванием, проводит учебно-тренировочные сборы.

   Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается, как правило, в июле.

   Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя и администрацией учреждения, где проходят занятия, в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся.

   При проведении занятий учитывается возраст занимающихся, их особенности. Тренер всегда должен быть толерантен и творчески подходить к своей работе.

               МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   Занятия по спортивному оздоравливанию на базе детского сада №19 «Ромашка» проходят в группе, так как нет специально оборудованного помещения для занятий физической культурой и спортом, но в группах есть спортивные уголки, имеющие необходимый набор инвентаря и оборудования для данной группы детей.

   В каждой группе имеются: ковры, гимнастические скамейки, необходимый инвентарь ( мячи разноплановые, гимнастические палки, обручи, кегли, скакалки и др.).

   В двух группах есть спортивные уголки, где имеются: лестница жесткая и веревочная, канат, кольца, перекладина.

   Для занятий по развитию моторики имеется набор мелких предметов.

   Для занятий пальчиковой гимнастикой имеется набор упражнений и фигур (приложение №2).

                         РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

    Данная методика поведения занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, предполагающая использование специальных средств и методов, оказывает существенную помощь в исправлении дефектов и способствует развитию познавательных способностей, а также в процессе физического воспитания происходит процесс формирования устойчивого интереса к занятиям спортом.

   Показателем освоения данной программы служат контрольные испытания.

   Овладеть упражнениями этих испытаний ребенок, имеющий какие либо нарушения ( в данном случае координации, речи) может через усвоение реальных чувственных образов движений. Следовательно, самоконтроль должен быть  связан с развитием ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

   Важной характеристикой эффективности спортивных занятий с детьми с нарушением речи, является коррекционная направленность. Она связана с тем, что на фоне общего физического развития ребенка необходимо решать задачи коррекции имеющихся двигательных нарушений и активизации речевых функций. Другими словами, необходимо учитывать вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с этим, одно направление физического развития должно быть связано с адаптацией воспитательного процесса для нормализации отстающих систем организма, его мышечных групп, исправлением плоскостопия, осанки и т.д. Другое направление - активизация мелкой моторики, повышение возможности организма в развитии речи посредством специальных упражнений данной программы.

   В дошкольном возрасте происходит обширная функциональная перестройка работы многих органов и систем, направленная на интенсивный рост и психологическое созревание. Гетерохронность активного роста конечностей приводит к тому, что при выполнении каких-либо действий ребенку трудно быстро скоординировать движения звеньев тела. Преимущество здесь у более активных по своей природе детей, как правило, дети с большим недоразвитием речи ведут себя более скованно, чем здоровые, что вызывает несколько сниженные темпы развития у них координации движений. Данная программа целенаправленно способствует улучшению координации движений у детей с нарушением речи и минимизирует многие негативные психологические изменения и оптимизирует процесс физического воспитания в целом.

   Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Литература.

      1. «Ручной праксис в коррекции речевых нарушений у дошкольников»  

            М.Н. Иванова.          

2 .Спортивная гимнастика (юноши). Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М., 1983.

  1. Спортивная гимнастика (девушки). Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М., 1983.
  2. ж. «Физическая культура» №1, №2 2008 г.
  3. ж. «Дополнительное образование» №1 2007 г.
  4. М.С. Рузина. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)

Волейбол  –  спортивная  командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"

Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"...

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Дополнительная образовательная программа спортивного отделения ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА

Вид программы - адаптированная.Уровень программы - учрежденческий.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.Возраст детей - от 10 до 18 лет.Срок реализации - 6 лет.При разработке содержания...

Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ» для учащихся 7– 9 классов

Дополнительная образовательная программа  Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»для учащихся 7– 9 классовСрок  программы2015-2016 учебный годСоставитель: руководитель спортивной секции, учитель ф...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис» для детей среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Спортивная борьба".

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба» (далее – Программа) разработана в рамках реализации Федерального закона от 30 апреля...