Физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения уровня физического развития школьников, студентов, молодёжи
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Батуев Никита Владимирович

Здоровый образ жизни будущего поколения - это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно, а значит, занятия физической культурой и спортом должны стать доступными и интересными каждому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения уровня физического развития школьников, студентов, молодёжи».

Батуев Никита Владимирович

       

Содержание

 Введение

1. Понятие здорового образа жизни.

2. Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи.

        3. Формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Здоровый образ жизни будущего поколения - это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно, а значит, занятия физической культурой и спортом должны стать доступными и интересными каждому.

В настоящее время во многих сферах социальной жизни человечество столкнулось с огромными проблемами, трудностями, противоречиями. Сфера физической культуры и спорта в этом плане не является исключением. Практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы, разрабатываются мероприятия по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения и профилактики заболеваний приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни- это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

В настоящее время разработана целая система управления физической культурой и спортом, в которой задействованы как федеральные, так и региональные и местные властные структуры. Отрабатываются принципы взаимодействия с общественными организациями и федерациями по различным видам спорта. Решающую организационную функцию в этом процессе выполняет Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту.

Однако, состояние здоровья всех слоев населения России продолжает оставаться наиболее тревожным фактором, требующим кардинальных решений. Поэтому для подготовки обоснованных решений по совершенствованию принципов управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне, необходимо знать как реально функционирует сложившаяся на сегодня система физической культуры и спорта в целом по России, а также в зарубежных странах, что делает актуальным рассмотрение этих вопросов в настоящей выпускной квалификационной работе.

Физическая культура и спорт - залог здоровья нации и укрепления национальной безопасности страны. Достойное, всестороннее и своевременное обеспечение отечественного спорта - долг и обязанность всех уровней власти.

1. Понятие здорового образа жизни

Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаще, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности - трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно - состояние, которое позволяет человеку жить в условиях не стесненной свободы, здорового образа жизни, т .е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле устава этой организации написано: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  • Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
  • 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
  • 90-92% выпускников школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.
  • Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%-находятся в «третьем состоянии».

К комплексным здоровье сберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья, педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. При обследовании нескольких тысяч респондентов 64% несвоевременно обращались к врачам при заболеваниях, нечетко выполняли профилактические рекомендации. Значение физкультуры для здоровья признают все опрошенные, а занимаются ею не более 8-10%; 60% воспитателей дошкольных учреждений не считают нужной выработку гигиенических навыков самообслуживания у детей; 60% учителей школ не считают своей обязанностью говорить детям об алкоголе и его вреде, а 90% вообще не знают об алкоголизме среди школьников. Исследования последних лет указывают на то, что 40% респондентов не знают о наличии у них гипертонии, а 15-20%, знающих об этом, не принимают никаких мер ее профилактики и лечения. До 40% рабочих и служащих не являются на профилактические осмотры на предприятиях, хотя среди них не менее трети имеют хронические заболевания.

В последнее время осуществлен ряд мер по дальнейшему развитию и совершенствованию физкультуры и спорта в нашей стране и использованию этого мощного средства в укреплении и сохранении здоровья, профилактики и снижении заболеваемости.

Задачи физкультурно-спортивной работы с населением, если их формулировать в самом общем виде, в принципе сводятся к двум основным задачам:

1) приобщить различные группы населения к активным занятиям физкультурой и спортом;

2) получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий.

2. Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культурой, является ее живой, органической частью. Культура никогда в ходе своего исторического развития не теряла связи с физической культурой, а последняя всегда опиралась в своем развитии на достижения культуры (науку, философию, мораль и т.п.).

Физическая культура возникла в недрах общей культуры в процессе исторического развития человеческого общества. Уже на первых стадиях своего существования человечество вынуждено накапливать опыт в способах, приемах, средствах овладения природой, окружающей средой, совершенствовать производство и орудия труда. Этот опыт необходимо передавать подрастающему поколению. Возникает обучение, воспитание. На ранних ступенях первобытного общества воспитание было преимущественно физическим.

В ходе исторического процесса развития культуры физическая культура превращается в самостоятельную область общественно необходимой деятельности. Развитие духовной культуры (философии, науки, теории воспитания), материальной культуры (культуры материального производства, его процессов и продуктов), а также усложнение и обострение социальных отношений в процессе развития общества определяют и развитие физической культуры. Постепенно в ее недрах формируются и затем выделяются в самостоятельные части (компоненты) физическое воспитание, спорт и физическая рекреация.

Наряду с этим формируются и средства физической культуры. Первыми из них, которые осознанно стал конструировать человек на основе своей трудовой практики, были физические упражнения в виде естественных движений (бег, прыжки, метания и т.п.). Они выступали в составе игр, танцев, развлечений.

Физическая культура по своей сущности явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности, большинство членов общества.

Человечество осознанно пришло к занятиям спортом - специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.

Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями.

Таким образом, физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества .

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований молодые люди переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

На занятиях физической культурой и спортом молодые люди приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности, являясь основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья .

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (BОЗ)"здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

К сожалению, можно констатировать то, что сегодня неэффективно используются возможности физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья людей, в профилактической работе, в борьбе с наркоманией, пьянством, курением, особенно среди детей, подростков и молодежи.

Можно сказать, что действующее законодательство либо не работает, либо отсутствует в плане привития устойчивой привычки занятия физической культурой и расширения массовости физической культуры и спорта. И расчет на разработку последующих законодательных актов, конечно, способен улучшить эту ситуацию. Госкомспорт России всегда готов привлечь своих специалистов к разработке тех материалов, которые необходимы для устранения существующего положения.

Особенно хотелось бы подчеркнуть роль и возможности спорта для детей, подростков и молодежи в профилактике наркомании.

Распространение наркомании в Российской Федерации оказывает возрастающее крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности государства, личности и общества. В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации ситуация, связанная с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к ухудшению.

Госкомспортом России был проведен первичный анализ взаимосвязей показателей распространенности наркомании среди молодежи и подростковой преступности с уровнем охвата населения занятиями физической культурой и спортом во всех субъектах Российской Федерации. Анализ показал наличие вполне четкой взаимосвязи. Оказалось, что с достижением определенного уровня охвата населения организованными формами занятий физической культурой и спортом наблюдается снижение уровня зарегистрированной молодежной наркомании и подростковой преступности, что при объективной статистике выглядит вполне закономерным и прогнозируемым явлением.

В связи с этим, в настоящее время наиболее важным направлением деятельности органов власти является поиск эффективных технологий противодействия росту наркомании среди детей, подростков и молодежи, способных сформировать такие поведенческие модели, которые бы исключали полностью тягу к наркотикам. Наиболее доступной, эффективной и явно недооцененной сферой деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и устойчивые ценностные позиции является физическая культура и спорт. Мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе.

Пониманию того, что будущее страны невозможно без здоровых физически и духовно членов общества, способствует усиление роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства. Так, в последние годы повышается уровень охвата занимающихся физической культурой и спортом. В 2007 году в Российской Федерации было охвачено занятиями физической культурой и спортом 13,3 млн. человек. Вместе с тем, несмотря на то, что наблюдается положительная тенденция к увеличению численности занимающихся, их охват составляет всего 9,2% от общей численности населения в Российской Федерации, что намного ниже уровня охвата занятиями физической культурой и спортом в развитых странах. Во многих развитых странах этот показатель порой достигает 40 процентов.

Конечно, это не означает, что Российская Федерация могла бы и должна была достигать такого уровня: такая задача не стоит. Однако, в России процент охвата, который мог бы дать социальный эффект, должен составлять около 20, если быть точнее, - то 18,3 процента. В Российской Федерации имеются субъекты, в которых охват детей занятиями физической культурой достигает такого процента, способствуя положительной тенденции влияния средств физической культуры в профилактической антинаркотической деятельности.

К сожалению, есть субъекты Российской Федерации, где охват составляет всего 2,5 процентов, и это не зависит от наличия материально-технической базы, наличия кадрового потенциала в этих субъектах. Иначе говоря, практически отсутствует нормативно-правовой механизм регулирования охвата занимающихся физической культурой, который просто необходимо гарантировать, как по Конституции нашего государства, так и возможностью прописывать это в последующих законах так, чтобы эта гарантия осуществлялась и была не предметом сегодняшнего обсуждения, а уже непосредственно констатацией положительного факта.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике наркомании, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления детей, подростков и молодежи.

Уровень физической подготовки молодежи не соответствует тем требованиям, которые общество предъявляет гражданам, в том числе и к тем, кто обязан при необходимости защищать интересы страны с оружием в руках.

Сегодня важно добиться, чтобы спортивные занятия стали в стране по-настоящему массовыми. Для этого необходимо, чтобы интерес к занятиям физической культурой и спортом прививался в семье и в школе, дворы стали спортивными, а в каждой школе приоритетное внимание уделялось бы физическому воспитанию детей и подростков.

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.

Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются мало-затратные поведенческие программы, такие, как "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130", которые направлены на формирование моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами.

За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений.

В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:

  • в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
  • в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
  • в продлении активного творческого долголетия людей;
  • в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
  • в использовании физической культуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
  • в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;
  • в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
  • в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;
  • в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
  • в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

В Федеральном законе от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание - как важнейшее направление социальной политики государства .

Утверждая права граждан на занятия физической культурой и спортом как профессиональной деятельностью, государство признает занятия спортом как профессию, берет на себя финансирование занятий в соответствии с утвержденными программами, разработку программ физического воспитания для всех групп населения, контроль за исполнением закона. Этим законом определяются компетенции федеральных и местных органов власти, система физической культуры, понятия "физическая культура" и "спорт", права граждан на создание спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, на участие в управлении и многое другое.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Рыночная экономика способствует:

  • развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;
  • росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;
  • увеличению многообразия их организационно-правовых форм;
  • расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг.

Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей .

Таким образом, можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:

  • во-первых, это развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом;
  • во-вторых, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ;
  • в-третьих, активизация воспитательной работы: продвижение ценностей физической культуры и здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе по месту жительства;
  • в-четвертых, популяризация здорового образа жизни и физической активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через СМИ;
  • в-пятых, использование массовых и крупных международных спортивных мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и здорового поведения.

3. Формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом

Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни.

Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, в том числе с помощью средств массовой информации. Воздействие СМИ на молодежь трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно быть "нездоровым".

Социальным явлением, обеспечивающим поведение детей, подростков и молодежи, является формирование их потребностей интересов. В физической культуре таким явлением можно считать освоение ценностей и знаний, формирование мотивов и потребностей в физическом развитии, отражающие в себе здоровый образ жизни, сформированный собственной личной активностью. Социальная деятельность детей, подростков и молодежи через средства физической культуры способна обеспечить духовно-нравственную деятельность, чему служат сложившиеся практические образцы физической культуры.

Утверждение такой позиции позволяет по иному посмотреть на феномен физической культуры, способный выработать у детей, подростков, молодежи устойчивые психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять приобщению к среде наркоманов и сохранять стойкое отрицательное отношение к наркомании и алкоголизму .

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тенденции последних лет показывают, с одной стороны, увеличение количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой стороны - снижение количества спортивных передач и трансляций в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов. Такими ресурсами телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. В результате на федеральных телеканалах время показа спортивных программ составляет всего около 1 часа в сутки.

Ощущается острая потребность увеличения количества спортивных

программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видео-роликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, к агрессивной рекламе. В соответствии с федеральным законом "О рекламе" должна быть разработана и реализована система мер, поощряющих производство и трансляцию социальной рекламы.

Необходима государственная поддержка целевого обеспечения спортивными изданиями по физической культуре и спорту и литературой массовых, школьных и вузовских библиотек, которые из-за недостатка финансовых средств практически лишены возможности приобретать эти издания. Пропаганда должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.

Пропаганда физической культуры должна способствовать:

  • повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
  • популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
  • формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий .

Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.

Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В то же время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства и общества.

В новых социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан меняют равнодушие на активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Такая заинтересованность, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они слабо совместимы между собой.

Тем важнее государственное вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений также является важной функцией государства. Отсутствие экономических предпосылок не может быть поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе в "пожарном порядке" решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни.

Речь идет о коренном изменении социального статуса физическойкультуры и спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей и престиж Российского государства. Государство должно относиться к развитию физической культуры и спорта как к общегражданской деятельности, обеспечивающей и безопасность страны, и жизнеспособность ее населения. Как носитель общественных интересов, государство должно сформировать общенациональную модель физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу - стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. Нужно законодательно закрепить эффективные экономические меры, утверждающие в обществе культ здорового тела, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни .

Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских граждан.

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и студенческой молодежи.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей;
  • поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
  • совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
  • внедрение новых эффективных форм организации занятий;
  • создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;
  • массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
  • создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения .

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы). После экономической депрессии 30-х гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан.

В России такая программа формирования зон отдыха может приобрести статус Президентской. К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи важно совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления реализовать в 2008 г. комплекс неотложных мер по развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества.

Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000 клубам дополнительно как минимум 1000 клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами .

Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность

уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. руб. в год, а сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. руб. в год .

В условиях чрезвычайной демографической ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям .

Для решения этих проблем необходимо:

  • проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;
  • включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости;
  • обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физической культуры;
  • принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;
  • формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни .

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.

В условиях реформирования Вооруженных сил и правоохранительных органов России первостепенное значение приобретает уровень общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки личного состава, который должен соответствовать подготовленности спортсменов высокого класса. В этих целях в МВД, ФСБ, Вооруженных силах Российской Федерации за последнее время проведен ряд организационно-технических мер. Приказом министра обороны РФ введено в действие "Наставление по физической культуре и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации", в 2001 г. утверждена новая структура управления физической подготовки, проведены организационно-штатные мероприятия, что позволило активизировать физкультурно-спортивную работу в воинских частях и соединениях.

Однако результаты контрольных проверок Минобороны России показывают, что в целом физическая подготовка личного состава Вооруженных сил не соответствует предъявляемым требованиям, что во многом обусловлено низким состоянием здоровья молодежи призывного возраста (этот же фактор определяет физическое состояние личного состава органов безопасности и правопорядка).

Исходя из этого, актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В нее должны быть включены всероссийские и окружные смотры-конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, федерально-окружные фестивали допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры "Зарница".

Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу жизни.

В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:

  • увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;
  • проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях;
  • разработку специализированных нормативов физической подготовленности ("Защитник Отечества");
  • разработку и проведение системы комплексных общенациональных и региональных соревнований для допризывной молодежи.

Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо:

  • увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную физическую и спортивную подготовку;
  • разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные программы и методики физической подготовки;
  • создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих;
  • при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы для военнослужащих разных родов Вооруженных сил;
  • рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии выполнения военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки .

Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).

Основные направления в этой работе:

  • создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
  • открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
  • разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
  • подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
  • разработка и издание специализированных методик и программ;
  • подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм .

Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых

возможностей для занятий физической культурой и спортом.

Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований.

Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основным методом вовлечения молодежи в физическую культуру и спорт, все-таки является пропаганда здорового образа жизни. Именно этой теме должно уделяться большее внимание на страницах журналов и газет, в теле - и радиопередачах. Массовые коммуникации, особенно газеты и журналы, радио, телевидение играют в деле развития физической культуры и спорта разнообразные роли, связанные с их способностью накапливать, перерабатывать и передавать информацию широкой аудитории. Как тип управления средства массовой информации воздействуют преимущественно на общественное мнение и через него на мировоззрение масс. Они способствуют специальной ориентации в окружающем мире вообще и в области физической культуры и спорта в частности.

Социальная ориентация людей с помощью печати, радио, телевидения, кино, лекций может осуществляться на разных ступенях, в различных областях человеческой деятельности, независимо от желаний, стремлений или субъективных намерений аудитории, то есть объективно.

Через социальные средства коммуникации распространяются знания, повышается физкультурное образование население. С их помощью происходит понимание населения в целом и молодежи в частности социальной значимости физической культуры и спорта как для общества, так и для отдельной личности. Они могут служить первоначальным толчком, стимулом к занятиям физической культурной и спортом, выступать фактором, усиливающим и активизирующим потребность в продолжении активных занятий физической культурой и спортом, совершенствовании своего мастерства, физической подготовленности, содействовать развитию познавательных интересов к физической культуре и спорту как к зрелищу.

Кроме этого, необходимо отметить, что здоровый образ жизни формируется с детства, и чтобы ребёнку привить его, необходим кропотливый труд родителей. Детей с раннего возраста нужно приучать к физической культуре и главное, чтобы ребёнок сам осознал необходимость физического воспитания. Фундамент должны закладывать родители.

Таким образом, в первом разделе дипломной работы рассмотрены теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества;
  • в рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности;
  • управление физической культурой и спортом представляет систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта;
  • государственная политика включает в себя организационную деятельность по проведению массовых соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий;
  • Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к компетенции муниципальных образований регулирование вопросов физической культуры и спорта на местном уровне;
  • на муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар. Итак, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно- состояние, которое позволяет человеку жить в условиях не стесненной свободы, здорового образа жизни, т .е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

На основе этого все более четко осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с населением уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены на новые, более эффективные. Исходя из указанных выше соображений, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы, разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и программы.

В первую очередь речь идет о том, чтобы найти такие формы и методы организации физкультурно-спортивной деятельности, на основе которых могут быть удовлетворены разнообразные потребности людей различного пола, возраста, физического и психического состояния и т.д. и тем самым существенно повышена в их глазах привлекательность занятий физкультурой и спортом. Это является главным фактором повышения физкультурно-спортивной активности населения. Второе, не менее важное, направление усилий - повышение социального эффекта занятий физкультурой и спортом, максимально полное использование огромного гуманистического, культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности для решения разнообразных социально-педагогических и культурных задач.

Для приобщения различных групп населения к активным занятиям физкультурой и спортом необходимо решить ряд довольно сложных проблем. Существенным препятствием для успешного формирования здорового образа жизни остается низкая медицинская культура значительной части населения.

Ряд важных вопросов по укреплению здоровья населения, внедрению в повседневную жизнь каждого жителя физической культуры и спорта решаются крайне медленно. Не осуществлена в должной мере перестройка деятельности органов здравоохранения по активному вовлечению широких слоев населения в регулярные занятия физическими упражнениями. Слабо организована разъяснительная работа среди населения роли повседневных физических упражнений в профилактике заболеваний, формировании, укреплении и сохранении здоровья. Физическая культура и спорт не стали еще жизненной потребностью большинства населения, не вошли в его повседневный образ жизни. Две трети населения или вообще не занимаются физической культурой и спортом или занимаются эпизодически.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫнаселение

  1. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192с.
  2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 07 декабря.
  3. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2008. - 13 мая.
  4. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С.2-8.
  5. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. - Челябинск.: УрГАФК, 2005. - 289 с.
  6. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. - Малаховка.: МОГИФК, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно  в младшем школьном возрасте отличающим...

«ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Разработан и систематизирован комплекс подвижных игр, направленных на развитие свойств внимания ( переключение, объем, концентрация, распределение и устойчивость внимания), быстроты сложной двигательн...

Методические рекомендации: «Игры на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников»

Формирование у детей привычки здорового образа жизни и выработки у них правильных двигательных действий с помощью подвижных игр...

Физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения уровня физического развития школьников, студентов, молодёжи (2)

Физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения уровня физического развития школьников, студентов, молодёжи (2)...