Сопряженные повороты малого радиуса
статья по физкультуре

Сопряженные повороты малого радиуса - это вершина техники горнолыжного спорта.  В статье рассмотрены несколько типов "змейки" - серии сопряженных поворотов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопряженные повороты малого радиуса

Это, как считают многие советские и зарубежные специалисты, вершина современной техники горнолыжного спорта. Нам представляется это утверждение правильным, если относить его к слалому. Большинство же спортсменов, любителей кататься на лыжах и болельщиков отдают пальму первенства скоростному спуску. Но вернемся к поворотам малого радиуса. Австрийцы называют их «ведельп» (виляние), французы — «годиль» (след кормового весла), американцы— «мамбо» (виляние). По отечественной терминологии, это «змейка»— серия сопряженных поворотов от склона, в которой промежуточные участки между поворотами отсутствуют, фаза движения по дуге укорочена до пересечения лыжами линии падения склона. Туловище движется, незначительно отклоняясь от этой линии, а лыжи — несколько больше. Существует несколько типов «змейки».

Классическая змейка. Исходное направление спуска близко к линии падения склона. Следует небольшая по амплитуде, но энергичная разгрузка лыж разгибанием, с опорой на внутреннюю палку и мощным винтоугловым движением, которое очень четко ставит лыжи на канты. В дуге лыжи сильно изогнуты весом тела. Туловище все время развернуто в долину. После загрузки ноги энергично сгибаются, предотвращая срыв лыж с дуги. Заканчивают первый поворот при пересечении воображаемой линии падения склона. Второй поворот начинают быстрой разгрузкой и опорой на другую палку. Быстрое сгибание ног в дуге первого поворота не дает лыжам проскользнуть n в то же время ставит лыжника в исходное положение для второго поворота. Так, последовательно, выполняются 5—6 поворотов. Можно и больше, но быстро нарастает скорость спуска. Поэтому увеличивать количество поворотов нужно постепенно.

Змейка с торможением. При входе в поворот выполняют вращение лыж так, чтобы задники описывали большую дугу, чем носки, проскальзывая по снегу примерно одну треть (а если склон крутой, то и больше) дуги. Это движение создает тормозящий эффект. Затем лыжи закантовываются, и все остальное выполняется так же, как и в первом случае. Крутизна поворотов здесь несколько больше. Используют такой прием на крутых склонах, когда необходимо удержать скорость от нарастания.

Змейка с ускорением. В этом приеме используют повороты с чистым ведением лыж в дуге. Разгрузки почти нет, лыжи не вращаются, сразу угловым движением ставятся на канты, с созданием давления в носковой половине. Возникает момент пары сил, и лыжи движутся по дуге без соскальзывания, так как крутизна поворота невелика, а длина дуги коротка. Все движения здесь сводятся к работе ног, а туловище и руки помогают поддерживать высокий темп. В отдельных случаях на соревнованиях руки даже поднимают вверх, чтобы задать еще более высокий темп.

Применяют данный прием на трассах слалома при прохождении фигур и комбинаций ворот, поставленных вдоль линии падения склона, для того чтобы развить максимально возможную скорость.

Сопряженные повороты большого радиуса. Поскольку длина дуги в этих поворотах большая, то в вашем распоряжении достаточно времени для подготовки к новому повороту. Они не представляют технической трудности, поэтому их легко соединять в серии. Но после третьего-четвертого скорость спуска увеличивается настолько, что удержать равновесие и сохранить способность свободно, без перенапряжения преодолевать встречающиеся неровности значительно труднее, чем соединять их в серии.

Изучать повороты большого радиуса надо, но не следует форсировать их совершенствование, если нет достаточно длинных и, главное, пологих трас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательн...

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры.

Работая с детьми разных возрастов,  мы  не только влияем на их  физическое развитие, но  и  способствуем развитию                 ...

Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры

Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых...

Разработка урока по геометрии 9 класс "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности"

Разработка урока-изучения нового материала по геометрии в 9 классе "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности" Конспект урока по геомет...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ ТЕМА: «СОПРЯЖЕНИЯ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ ТЕМА: «СОПРЯЖЕНИЯ»...

Технологическая карта урока физической культуры «Лыжная подготовка. Повороты на лыжах на месте переступанием вокруг носков и пяток, повороты «упором».

Технологическая карта урока физической культуры «Лыжная подготовка. Повороты на лыжах на месте переступанием вокруг носков и пяток, повороты «упором»....

Резаный или карвинговый поворот большого радиуса

В статье подробно объясняется техника выполнения резаного (карвингового) поворота большого радиуса. Указаны типичные ошибки....