Физическая культура 5-9 класс. Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач,
- укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rppofizkulture5-9fgos.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 5»
Рассмотрено на заседании ШМО
от « » 20 г. Руководитель_______________ | Согласовано « » 20 г. Заместитель _____________ директора | Утверждено приказом директора № _____ от _______20__г. Директор ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название образовательного предмета (курса) Физическая культура
Классы:_ 5-9
Период функционирования рабочей программы 5 лет
Ф.И.О. разработчика программы Гусаренко Е.А.
г. Николаевск-на-Амуре
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.
- Примерной основной общеобразовательной программы ООО (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 5-11 классов/ авт. А.П. Матвеев.- М.: Просвещение,2008 г.
- Примерные программы основного общего образования. «Физическая культура» (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительно использовалось:
- Сборник нормативных документов. Физическая культура. ФК ГОС. / Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.: Просвещение,2007 г.
- Физическое воспитание школьников./Б.Н.Минаев, Б.М. Шиян. М.: ФиС, - 1989.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач,
- укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
Место предмета в учебном плане.
В Учебном плане КГКОУ Школа 5 в 5 – 9 классах составляет 340 часов при недельной нагрузке - 2 часа и 68 часов в год, третий час будет реализован за счет часов внеурочных занятий по физической культуре -170 часов (всего за 5-9 кл.). На внеурочном занятии происходит совершенствование и коррекция основных двигательных навыков с учетом содержания стандарта.
Данная рабочая программа направлена на выполнение государственного стандарта образования по физической культуре и на выполнение базовой части программы по физической культуре.
Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.
Учебный курс реализуется с использованием завершенной предметной линией учебников А.П. Матвеева:
- Физическая культура. 5 класс /Под редакцией А.П. Матвеева. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений;
- Физическая культура 6-7 класс /Под редакцией А.П. Матвеева. Учебник для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений;
- Физическая культура 8-9 класс /Под редакцией А.П. Матвеева. Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета[1]
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Основы знаний о физической культуре
Выпускник научится:
5 класс:
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
6 класс:
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
7 класс:
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
8 класс:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
9 класс:
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
Выпускник получит возможность научиться:
5-7 класс:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
8-9 класс:
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
5-6 класс:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
7-8 класс:
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
9 класс:
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
5-7 класс:
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
8-9 класс:
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающих упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе среднего общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать и планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Раздел 2. Содержание учебного предмета физическая культура
Гимнастика с элементами акробатики
Строевые упражнения. Ходьба, перестроение, смена ног при ходьбе. Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки на месте и в движении. Выполнение команд: «Шире шаг!». «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали. Понятие о строе, шеренге, ряде, колонне, двух шереножном строе, флангах, дистанции. Повороты направо, налево при ходьбе на месте. Выполнение команд: «Чаще шаг!». «Реже шаг!». Ходьба «змейкой», противоходом. Повороты на месте и в движении. Размыкание в движении на заданную дистанцию и интервал. Построение в две шеренги; размыкание, перестроение в четыре шеренги. Ходьба в различном темпе, направлениях. Повороты в движении направо, налево. Сочетание ходьбы и бега в шеренге и в колонне; изменение скорости передвижения. Фигурная маршировка.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: с гимнастическими палками, большими обручами, малыми мячами, набивными мячами, упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке: наклоны, прогибания туловища, взмахи ногой. Наклоны к ноге, поставленной на рейку на высоте колена, бедер. Сгибание и поднимание ног в висе поочередно и одновременно. Различные взмахи. Взмахи ногой в сторону, стоя лицом к стенке. Приседание на одной ноге. Пружинистые приседания в положении выпада вперед, опираясь ногой о рейку на уровне колена. Сгибание и разгибание рук в положении лежа на полу, опираясь ногами на вторую-третью рейку от пола (мальчики).
Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача): простые и смешанные висы и упоры, переноска груза и передача предметов, танцевальные упражнения, лазание и перелезание, равновесие, опорный прыжок, развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.
Лёгкая атлетика
Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя. Ходьба с речёвкой и песней. Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руках. Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о спортивной ходьбе. Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя. Продолжительная ходьба (20-30 мин) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба "змейкой", ходьба с различными положениями туловища. Ходьба на скорость. Ходьба группами наперегонки. Ходьба по пересеченной местности. Ходьба на скорость с переходом в бег и обратно. Пешие переходы по пересеченной местности от 3 до 4 км. Фиксированная ходьба.
Бег. Медленный бег в равномерном темпе. Бег широким шагом на носках. Бег на скорость с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег с ускорением на отрезке. Кроссовый бег. Бег с низкого старта; стартовый разбег; старты из различных положений; бег с ускорением и на время. Кроссовый 6ег по пересеченной местности.
Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом "перешагивание". Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание", отработка отталкивания.
Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с разбега. Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо. Метание нескольких малых мячей в различные цели из различных исходных положений и за определенное время. Метание различных предметов: малого утяжеленного мяча, гранаты, хоккейного мяча с различных исходных положений в цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры
Пионербол . Общие сведения о пионерболе. Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Учебная игра. Правила и обязанности игроков; техника игры в пионербол. Предупреждение травматизма
Волейбол. Общие сведения о волейболе. Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Учебная игра. Правила и обязанности игроков; техника игры в волейбол. Предупреждение травматизма. Наказания при нарушениях правил игры. Понятие о тактике игры; практическое судейство.
Баскетбол. Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка. Ведение мяча на месте и в движении. Штрафные броски. Правильное ведение мяча с передачей, бросок в кольцо. Учебная игра.
Футбол. Общие сведения о футболе. Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Правильное ведение мяча с передачей, финты. Учебная игра.
Подвижные игры и игровые упражнения:
- коррекционные;
- с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием;
- с бегом на скорость;
- с прыжками в высоту, длину;
- с метанием мяча на дальность и в цель;
- с элементами пионербола и волейбола;
- с элементами баскетбола;
- игры на снегу, льду.
Раздел 3. Тематическое планирование.
Основное содержание 340 часов
Содержание | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | Итого: |
Гимнастика и акробатика | 22 | 22 | 20 | 20 | 20 | 104 |
Лёгкая атлетика | 22 | 22 | 24 | 22 | 22 | 112 |
Подвижные и спортивные игры | 24 | 24 | 24 | 26 | 26 | 124 |
Итого: | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 340 |
СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ-
Основная направленность | классы | ||||
5 (24 час) | 6(24 час) | 7(24 час) | 8(26 час) | 9(26 час) | |
Баскетбол | Правила игры в баскетбол(мини- баскетбол). Знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка; передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами мяча об пол. Ведение мяча на месте и в движении. Остановка по сигналу учителя. Ловля и передача на месте двумя руками, повороты на месте. | Закрепление правил поведения при игре в баскетбол. Основные правила игры. Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте, в движении шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Подвижные игры с элементами баскетбола: "Не давай мяча водящему", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч". Эстафеты с ведением мяча. Сочетание приемов: бег — ловля мяча —остановка шагом— передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скалкой до 1 мин Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз). | Основные правила игры в баскетбол. Штрафные броски. Бег с изменением направления и скорости, с внезапной остановкой; остановка прыжком, шагом прыжком после ведения мяча. Повороты на месте вперед, назад. Вырывание и выбивание мяча Ловля мяча двумя руками в движении. Передача мяча в движении двумя руками от груди и одной рукой от плеча Передача мяча в парах и тройках. Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма бега; ведение мяча после ловли с остановкой и в движении. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча после остановки и после ведения.
Сочетание приемов. Ведение мяча с изменением направления -передача; ловля мяча в движении - ведение мяча -остановка — поворот — передача мяча; ведение мяч -остановка в два шага- бросок мяча в корзину (двумя руками от груди или одной от плеча); ловля мяча в движении — ведение мяча — бросок мяча в корзину. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. | Правильное ведение мяча с Передачей бросок в кольцо. Ловля мяча двумя руками с Последующим ведением и остановкой. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед. Ведение мяча с обводкой препятствий. Броски мяча по корзине в движении снизу, от груди. Подбирание отскочившего мяча от щита. Учебная игра по упрощенным правилам. Ускорение 15-20м (4-6 раз). Упражнения с набивными мячами (2—3 кг). Выпрыгивание вверх с Доставанием предмета. Прыжки со скакалкой до 2 мин. Бросок мяча одной рукой с Близкого расстояния после ловли мяча в движении. Броски в корзину с разных позиций и расстояний. | Понятие о тактике игры; Практическое судейство. Повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах, тройках. Ведение мяча с изменением Направлений (без обводки и с обводкой). Броски мяча в корзину с раз- Личных положений. Учебная игра. |
Футбол | Правила игры в мини-футбол. Удары по мячу ногой, остановка мяча ногой. Учебная игра | Правила поведения при игре в мини-футбол. Передачи мяча, ведение мяча, отбор мяча Двусторонняя игра по упрощенным правилам | Основные правила игры в мини-футбол. Ведение мяча, отбор мяча, удары по воротам Двусторонняя игра по упрощенным правилам | Ведение мяча, игра головой, использование корпуса, удары по воротам. Двусторонняя игра по упрощенным правилам | Обыгрыш сближающихся противников, финты. Учебная игра. |
Волейбол На освоение техники приёма и передач мяча. | Передача мяча сверху двумя руками на месте и -цосле перемещения вперёд. Передачи мяча над собой и через сетку. | Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. | Передачи мяча у сетки и в прыжке. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели | ||
На овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей | Игра по упрощённым правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:3, 3:2) и на укороченных площадках. | Игра по упрощённым правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:3, 3:2) и на укороченных площадках. | |||
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег с выполнением заданий (сесть на пол, подпрыгнуть, повороты на 180° и 360° и др.) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). | ||||
На развитие координационных способностей. | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом; бег с изменением направлений, скорости; виды челночного бега; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; упражнения с мячом,' выполняемые в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. | ||||
На развитие выносливости. | Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 секунд до 12 минут. | ||||
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма передвижения, из различных И.П. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 секунд. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. | ||||
На освоение техники нижней прямой подачи. | Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 метров от сетки. | Нижняя прямая подача мяча через сетку. | Нижняя прямая подача. Приём подачи | Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Приём мяча, отражённого сеткой. | |
На освоение техники прямого нападающего удара. | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | Прямой нападающий удар при встречных передачах. | |||
На знания о физической культуре | Терминология избранной спортивной игры. Правила и организация избранной игры. Правила ТБ при занятиях спортивными играми. |
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ
Основная направленность | классы | ||||
5(22 час) | 6(22 час) | 7(20 час) | 8(20 час) | 9(20 час) | |
На освоение строевых упражнении | Перестроение из колонны по 1 в колонну по 4 дроблением и сведением; из колонны по 2 и 4 в колонну по 1 разведением и слиянием в движении. | Строевой шаг Размыкание и смыкание. | Выполнение команд: «Пол-оборота направо (налево)», «Полшага»; "Полный шаг». | Выполнение команды: «Прямо!». Повороты в движении направо, налево | Выполнение команды: «Прямо!». Перестроения из колонны по 1 в колонны по 2 и 4 в движении. |
На освоение ОРУ с предметами. | Мальчики: с набивными и большими мячами, гантелями до 3 килограмм, палками. Девочки: с обручами, большим мячом, гимнастическими палками. | Мальчики: с набивными и большими мячами, гантелями до 5 килограмм, палками, эспандерами. Девочки: с обручами, большим мячом, гимнастическими палками. | |||
На освоение акробатических упражнений | Кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках. Два кувырка вперёд слитно; мост из положения стоя с помощью. | Мальчики: кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами. Девочки: кувырок назад в полу-шпагат | Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; стойка на голове и руках; длинный кувырок Девочки: мост, поворот в упор стоя на одном колене. | Мальчики: из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега. Девочки: равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд. | |
На развитие координационных способностей. | ОРУ; различные способы ходьбы, бега, прыжков, вращений, Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. | ||||
На развитие силы и силовой выносливости. | Подтягивания; упражнения в висах и упорах, с отягощением. | ||||
На совершенствование и освоение висов и упоров | Мальчики: висы прогнувшись и согнувшись; подтягивание и поднимание ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивания из виса лежа | ||||
На развитие скоростно-силовых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча | ||||
На развитие | ОРУ с повышенной амплитудой. Упражнения сна гимнастической стенке; с предметами | ||||
На овладение организаторскими умениями | Помощь и страховка; демонстрация упражнений; установка и уборка . снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций. Правила соревнований |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Основная направленность | классы | ||||
5(22 час) | 6(22 час) | 7(24 час) | 8(22 час) | 9(22 час) | |
На овладение техникой спринтерского бега. | Бег с высокого старта от 10 до 15 м; с ускорением 30-40 м; скоростной до 40м; на результат 60 м. | Бег с высокого старта от 15 до 30 м; с ускорением 30-50 м; скоростной до 50 м; на результат - 60 м. | Бег с высокого старта от 30 до 40 м; с ускорением 40-50 м; скоростной до 60 м; на результат 60 м. | Бег с низкого старта до 30 с ускорением; 70-80 м; скоростной до 70 м; на результат 60м. | |
На овладение тех- никой длительно- го бега | Бег в равномерном темпе 10-12 минут. Бег 1000 м | Бег в равномерном темпе до 15 минут. Бег 1200 м. | Бег в равномерном темпе до 20 минут мальчики, до 15минут девочки. Бег 1500 м | Бег в равномерном темпе до20 минут мальчики, до 15 минут девочки. Бег 2000 м (мальчики); 1500 м (девочки). | |
Метание | Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с 3 шагов с разбега(коридор 10 м). Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. | Метание малого мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2—3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга- 50 см, второго - 75см,третьего-100 см) из различных исходных положений. Метание малого мяча на Дальность отскока от стены и пола. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега.. | Метание набивного мяча весом 2—3 кг двумя руками снизу, из-за головы, через голову.. Метание в цель. Метание малого мяча в цель из положения лежа. Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м | Броски набивного мяча весом 3 кг двумя руками снизу, из-за головы, от груди, через голову на результат. Метание в цель. Метание малого мяча на дальность с полного разбега в коридор 10 м. Метание нескольких малых мячей в различные цели из различных исходных положений и за определенное время. | Метание различных предметов: малого утяжеленного мяча (100—150 г), теннисного мяча с различных исходных положений (стоя, с разбега) в цель и на дальность |
На овладение техникой прыжка вдлину | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега | Прыжки в длину с 9-11 шагов разбега | Прыжки в длину с шагов разбега.11-13 | ||
На овладение техникой прыжка в высоту. | Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. | Прыжки в высоту с 5-7 шагов разбега | Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега. | ||
На развитие скоростно- силовых качеств | Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из различных И.П | ||||
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных И.П., бег с ускорением, с максимальной скоростью | ||||
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения; с преодолением препятствий и на местности | ||||
На знания о физической культуре | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основных систем организма. Название упражнений и основы правильной техники их выполнения. |
Приложение 1
Система оценки
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
За ответ, в котором: | За тот же ответ, если: | За ответ, в котором: | За непонимание и: |
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. | В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. | Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. | Не знание материала программы. |
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
За выполнение, в котором: | За тоже выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Учащийся умеет: - самостоятельно организовать место занятий; -подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; - контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. | Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. |
4. Уровень физической подготовленности учащихся (тестирование)
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. |
Контрольно-измерительные материалы.
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь, вис на перекладине Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае.
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Итоговая оценка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная оценка.
Положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
[1] Для оценки планируемых результатов используется система см. Приложение.1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков физической культуры в 5х классах.Рабочая программа (102часа)
«Рассмотрено»«Согласовано»«Утверждаю»На заседании МО учителейЗам. Директора по НМРДиректор МАОУ «Лицей № 36»____________(О.Е. Храпов)______________ (Э. Ю. Недоборова)______________ (О. В. Лобанова)Про...
Открытый урок по физической культуре в 3 классе. Раздел программы "Спортивные игры (флорбол)"
Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой....
Открытый урок по физической культуре в 3 классе. Раздел программы "Спортивные игры (флорбол)"
Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой....
Урок по физической культуре, 9-й класс (раздел программы "Волейбол")
Конспект урока с самоанализом «Передача волейбольного мяча сверху двумя» Пиракова Ю.Ю., учитель физкультуры Цель: Совершенствование техники игры в волейбол. Задачи: -повторить технику пе...
Физическая культура 4 - 9 класс ( рабочая программа + КТП )
Физическая культура 4 -9 класс...
Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс по программе Лях В.И. ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов составлена на основе: 1) Федеральный государственный о...
Адаптивная физическая культура 5-9 класс. Рабочая программа
Адаптивное физическое воспитание в основной школе обеспечивает не только физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок актив...