Влияние занятий спортивным ориентированием на успешность прохождения испытаний ВФСК ГТО школьниками
статья по физкультуре
В статье придпринята попытка доказать опираясь на результаты научных исследований тот факт, что ребята занимающиеся спортивным ориентированием имеют больший потенциал для успешной сдачи нормативов ВФСК ГТО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Влияние занятий спортивным ориентированием на успешность
прохождения испытаний ВФСК ГТО школьниками
При прохождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), для школьников часто представляет сложность выполнение испытаний в беге на длинную дистанцию и скоростно-силовых нормативов.
Работая учителем физической культуры в школе, и одновременно тренируя ребят в секции спортивного ориентирования, я заметил, что ребята которые систематически посещают тренировки, успешно сдают испытания ВФСК ГТО. Возник резонный вопрос: «чем выгодно отличается спортивное ориентирование от других видов спорта».
Считаю уместным, начать анализ с объективных факторов оценки. Так общеизвестно, что показатель МПК (максимальное потребление кислорода) является одним из распространенных и точных методов оценки физической работоспособности (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005). Это связано с тем, что величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы.
Что такое МПК? Это максимально возможная скорость потребления кислорода организмом при выполнении физической работы (С.С. Михайлов, 2009). Другими словами, МПК характеризует собой - то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Данный показатель принято рассчитывать на массу тела испытуемого. Так у нетренированных молодых людей средний показатель МПК колеблется на уровне 40-50 мл/кг/мин., у хорошо подготовленных спортсменов, выполняющих аэробные нагрузки показатель МПК находится на уровне 80-90 мл/кг/мин. (В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский и И.А. Гудков (1988)). Величина МПК зависит от функционального состояния кардио-респираторной системы, от содержания в крови гемоглобина, в мышцах – миоглобина, от количества и размеров митохондрий (С.С. Михайлов, 2009).
Вообще, теоретическая логика этого показателя такова, что чем он выше у конкретного человека, тем более высокую скорость он может показать на дистанции. Кроме того, чем выше максимальное потребление кислорода, тем лучше выносливость, тем легче даются длительные аэробные нагрузки. В свою очередь количество тренировок на уровне МПК обратно пропорционально продолжительности дистанции. То есть, например, в марафонском беге тренировки на МПК не имеют такого значения, как в беге на средние дистанции.
В подтверждение вышесказанного приведу пример. Средний показатель МПК бегуна на 5 км мирового уровня – 79 мл/кг/мин, а марафонца мирового уровня – 73 мл/кг/мин.
Если оценить работу спортсмена ориентировщика на дистанции, то она характеризуется отсутствием возможности применить технику бега в его классическом понимании. Это связано с тем, что ориентировщик, перемещаясь по пересеченной местности зачастую не имеет возможность бежать по однородной твёрдой поверхности и тем самым экономить энергетический потенциал организма за счет энергии упругой деформации опорно-двигательного аппарата и оптимальной техники бега. Это связано с тем, что спортсмен вынужден перемещаться по различным типам поверхностей: мхи, песок, грязь, болото, каменная осыпь, вода, подъем или спуск и пр. Преодолевая дистанцию в режиме «рваного бега», спортсмен вынужден периодически останавливаться для чтения карты или обдумывания оптимального маршрута движения, исходя из оперативной ситуации на местности (болото, бурелом, каменный обрыв и пр.). Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что в спортивном ориентировании необходимы, как аэробные, так и анаэробные способности (Adams и Saltin, 1980).
МПК у спортсменов
и его оценка в зависимости от пола, возраста и спортивной специализации
(В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковуский и И.А. Гудков, 1988)
Пол | Возраст, лет | Спортивная специализация | МПК (мл/кг/мин) | ||||
Очень высокое | Высокое | Среднее | Низкое | Очень низкое | |||
Мужчины и женщины | До 18 лет | Группа А | >70 | 62-70 | 53-61 | 45-52 | <45 |
Группа Б | >60 | 54-60 | 47-53 | 40-46 | <40 | ||
Группа В | >56 | 46-56 | 41-45 | 35-40 | <35 |
Примечание:
Группа А – лыжные гонки, бег (800 м и более), спортивная ходьба, современное пятиборье, велогонки (1 км и более), конькобежный спорт (1500 м и более), гребля академическая, на байдарках и каноэ, плавание (200 м и более), биатлон, лыжное двоеборье.
Группа Б – спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), спринтерские дистанции в легкой атлетике, беге на коньках, велоспорте, плавании; фигурное катание, легкоатлетические многоборья, прыжки в воду, художественная гимнастика.
Группа В – спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, стрельба пулевая и стендовая, стрельба из лука, конный спорт, автомотоспорт.
Таким образом, можно сказать, что спортсмен ориентировщик имеет потенциал энергообеспечения организма в значительной мере больший, чем спортсмены других специализаций. Зачастую даже спортсмены-марафонцы не способны эффективно выполнить работу, которую приходится выполнять ориентировщику на дистанции. Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что в процессе ориентирования необходимы как аэробные, так и анаэробные способности (Adams и Saltin, 1980).
Это уже не говоря об опорно-двигательном аппарате, который постоянно испытывает специфические нагрузки. Развитию ловкости при преодолении естественных преград и препятствий, активной мыслительной деятельности и предельной концентрации внимания на дистанции. Прикладное значение и волевые качества спортсмена ориентировщика достойны отдельной статьи.
По всей видимости, все вышеописанные особенности спортсмена ориентировщика позволяют ему эффективно преодолевать испытания в беге на длинные и короткие дистанции, выполнять скоростно-силовую работу и успешно справляться с силовыми тестами, которые предъявляет ВФСК ГТО.
Старшинов А.В.
Санкт-Петербург 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды испытаний ВФСК ГТО в соответствии с физическими качествами.
Приводятся все обязательные виды испытаний и испытаний по выбору в соответствии с физическими качествами....
Игнатьев Павел Владимирович Кандидат педагогических наук доцент Система реализации технологии подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО
Направления обсуждения (план):1. Типологическая характеристика тестов ВФСК ГТО §Структуру и содержание испытаний ГТО по физической подготовке§Биомеханическая характеристика тестов ГТО§Физиологическая ...
Игнатьев П.В. кандидит педагогических наук, доцент "Система реализации технологии подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО"
Типологическая характеристика тестов ВФСК ГТО§Структуру и содержание испытаний ГТО по физической подготовке§Биомеханическая характеристика тестов ГТО§Физиологическая характеристика тестов ГТО §Ме...
Влияние занятий баскетболом на формирование и всестороннее развитие организма школьников.
Баскетбол-интенсивная спортиная игра, одно из важнейших средств физического воспитания. Систематические занятия баскетболом укрепляют здоровье, содействует всестороннему физическому развитию, воспитыв...
Вебинар "Спортивные игры - один из видов практических испытаний Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре"
Вебинар для учащихся Московской области в рамках профильных образовательных программ по биологии, искусству (МХК), физической культуре и математике, направленных на подготовку к заключительному этапу ...
«Подготовка школьников к районным и городским соревнованиям по спортивному ориентированию и соревнованиям по ориентированию в рамках эколого-туристских слетов»
Эта работа в краткой форме объясняет педагогам, не имеющим никакого отношения к спортивному ориентированию, основные цели и задачи соревнований по данному виду спорта, его возможности и некоторые особ...
Конкурсное испытание "Педагогический совет" на тему "Практико-ориентированное содержание образования: как формировать у школьников навыки практической деятельности"
Педагогическая дискуссия на тему "Практико-ориентированное содержание образования: как формировать у школьников навыки практической деятельности"...