КАК ПОМОЧЬ ИГРОКУ СОБРАТЬСЯ ПОСЛЕ ОШИБКИ НА ПОЛЕ:«РИТУАЛ ОШИБКИ».
статья по физкультуре
КАк помочь ребенку справиться с психологически после ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch.docx | 7.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ.
Дети сильно различаются по реакции на проигрыш. Некоторые из них относятся к этому спокойно и могут забыть о проигрыше почти сразу. Другие будут практически опустошены и в течение нескольких дней будут подавлены.
ВОТ НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ТРЕНЕРОВ ПОСЛЕ ПРОИГРЫША:
1. НЕ ОБВИНЯЙТЕ И НЕ ЗЛИТЕСЬ НА СВОЕГО РЕБЕНКА/ КОМАНДУ.
Дети итак уже чувствуют себя достаточно плохо. К сожалению многие родители очень болезненно переживают неудачи своих детей в спорте. Они буквально расценивают это как своё личное поражение. И не все, подчас могут управлять своими эмоциями. Это особенно заметно в коллективных играх, таких как футбол.
2. ИЗБЕГАЙТЕ ИСКУШЕНИЯ ОТРИЦАТЬ ИЛИ ИСКАЖАТЬ ЧУВСТВА РАЗОЧАРОВАНИЯ
Например, бесполезно говорить: «Ну подумаешь, проиграл игру или соревнование. Перестань плакать, ты не маленький ребенок», «Это все не имеет значения». Дело в том, что в этот момент для ребенка это имеет большое значение! Также, если у него действительно неудачная игра, говорить: «Ты отлично справился». Он знает, что не сделал этого, и ваши попытки утешить его вполне могут закончиться отсутствием искренности и понимания.
2. РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО ЭМОЦИОНАЛЬНО ПЕРЕЖИТЬ СИТУАЦИЮ И ИЗВЛЕЧЬ ТОТ ОПЫТ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЕТ ЕГО СИЛЬНЕЕ (взрослее).
Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Например, если ребенок плачет после проигрыша, это выражение глубины чувств, и его следует принимать как таковое. В такое время ребенку нужна поддержка со стороны значимых других, а не жесткие команды: «Успокойся!!!».И удачи, и неудачи, остро переживаются от пары часов до трёх дней. Не стесняйтесь показать ребёнку, что вы разделяете его разочарование. Лучшие слова утешения: «Я так хорошо понимаю, что ты сейчас чувствуешь!» Если нужно, пусть ребенок поплачет на вашем плече, дабы дать выход отрицательным эмоциям. Если ребёнок плачет в соревновательном зале – увести с людских глаз, при возможности дать проплакаться, дать понять, что вы понимаете, почему он плачет и выразить поддержку. Если ребёнок плачет – это показатель того, что не сформированы способы эмоциональной регуляции. Чаще всего юные спортсмены намеренно напоказ выставляют, просто ещё не умеют с ними справляться.
3. НЕ КРИТИКУЙТЕ РЕБЕНКА ( ТРЕНЕРА,СУДЬЮ, ТОВАРИЩЕЙ ПО КОМАНДЕ) сразу после игры, и НИКОГДА в присутствии ребенка!!!
Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.
4. НЕ ГОВОРИТЕ «НЕ ПОВЕЗЛО»
У спортсменов есть поговорка «Везет тому, кто везет», и в ней заключается вся «спортивная» правда — выигрывает тот, кто работает, а уповать на везение — дело последнее.Ребенок, который согласится с тем, что ему просто «не повезло» не будет в себе ничего менять. Он будет терпеливо дожидаться следующих соревнований, уповая и будучи уверенным в том, что в этот раз ему «повезет». Но такой настрой не имеет ничего общего с настоящим спортом и характером спортсмена. Ребенку следует объяснить, что любое его неудачное действие — следствие вполне конкретной ошибки
5. НЕ БРОСАЙТЕСЬ ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ ПОДАРКИ, лакомства, игрушки, чтобы компенсировать неудачу и горечь от поражения.
6. НЕ ЧИТАЙТЕ ЛЕКЦИЮ О ТОМ, КАК ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНА БЫЛА ПРОТЕКАТЬ ИГРА, ЧТОБЫ ПОБЕДА БЫЛА «ЗА НАМИ».
7. СЛУШАЙТЕ, ЧТО ГОВОРИТ РЕБЕНОК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫРАЗИТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.
Дайте ему возможность высказаться, что он думает о проигранной игре. Начните с поддерживающего комментария, а затем задавайте открытые вопросы: «Какая часть игры тебе понравилась больше / меньше всего?»
«Что было лучшим / худшим в твоей индивидуальной игре?»
Поговорите с ребенком о том, что он сделал ХОРОШО, несмотря на то, что в итоге он проиграл.И ребенку, и самим родителям поиск положительных моментов, поиск того, что ребенок сделал действительно хорошо, даст огромный мотивационный заряд на будущее. Даже один хорошо выполненный элемент ясно дает понять, что ребенок, как минимум, не только хочет, но и может . Что-либо сделанное хорошо мы запоминаем во много раз лучше, чем сотня сделанного плохо. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!
8. РАЗБЕРИТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ТО, КАК ПРОХОДИЛА ИГРА, И НАЙДИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Это должны быть действительно фундаментальные проблемы. Те проблемы, которые мешают ребенку сыграть лучше. Перед этим разговором лучше всего провести беседу с тренером, чтобы понять, что действительно ребенок делал не так (тренер разбирается в случившемся намного лучше вас, помните об этом). После того, как проблемы выявлены, следует разработать конкретный план по их преодолению. 1–2 основные проблемы — достаточно.
9. И самое главное: НЕ СПЕШИТЕ МЕНЯТЬ ТРЕНЕРА / КЛУБ после неудачи, если только у вас нет других очень веских причин. В «чужом дворе всегда трава зеленее».
10.РАССМАТРИВАЙТЕ ПОРАЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО НОВОГО ЦИКЛА СТРЕМЛЕНИЯ К ПОБЕДЕ: «Учтём ошибки и будем упорно тренироваться. В следующей игре или соревновании мы ещё себя покажем."
Самое главное во всем этом — научить ребенка ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ПОРАЖЕНИЯ. Внушить ему, что поражение — не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и повод двигаться дальше, готовиться и стараться для того, чтобы на следующих соревнованиях выступить намного лучше, чем сейчас.
Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример: Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".
Поражение на соревнованиях — великолепная площадка для развития внутреннего мира ребенка. Ни одна победа не может дать ребенку столько пользы, сколько может дать поражение.
Поговорите с ним о том, что победа – это, конечно, круто, но проигрыш – это не поражение, это всего лишь еще один тренировочный этап.
Ребенок должен понять, что единичная ошибка, какой бы серьезной она ни была — всего лишь ошибка в спорте. А ошибаются все, в том числе и самые великие спортсмены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О внимании, ошибках и методах «лечения», или как помочь ребенку быть более внимательным
О внимании, ошибках и методах «лечения», или как помочь ребенку быть более внимательным...
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...
Лови ошибку! О-Ё после шипящих
Материал к уроку/ notebook...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...
Работа над ошибками после повторения (7 кл)
Задание для самостоятельной работы...
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....
«Как помочь ребенку преодолеть страх ошибки» (журнал «Справочник классного руководителя, 2012,
laquo;Как помочь ребенку преодолеть страх ошибки»(журнал «Справочник классного руководителя, 2012, № 2)Причины возникновения у ребенка боязни ошибитьсяПочему так происходит? Может быть, р...