Методика проведения занятий по ручному мячу
методическая разработка по физкультуре
Гандбол (ручной мяч) является одним из разделов программы учебной дисциплины «Физическая культура». Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки гандболиста и тактика-техническим действиям игры. Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по курсам. Преподаватель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_myach.metod_.razrabotka.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО
РУЧНОМУ МЯЧУ
Разработал:
руководиль физ.воспитания
ГБПОУ КМК
Шихов В.В.
г. Кулебаки, Нижегородская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гандбол (ручной мяч) является одним из разделов программы учебной дисциплины «Физическая культура». Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки гандболиста и тактика-техническим действиям игры. Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по курсам. Преподаватель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал.
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Программа носит учебный, тренировочный и оздоровительный характер, направлена на развитие интереса к физическим упражнениям. Практические занятия проводятся с учетом особенностей пола, индивидуальных психологических особенностей, возраста обучающихся. Теоретический материал изучается непосредственно на практических занятиях. Характер занятий определяют задачи, стоящие на данный период. Объем нагрузки распределяется индивидуально, учитывая степень подготовленности, самочувствия. Значительное место занимают упражнения по общефизической подготовке, т. к. освоение техники без определенной физической подготовки невозможно.
Цель занятий: Изучение, закрепление и совершенствование технических, тактических приемов игры; формирование физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости).
Задачи:
Обучающие:
Знакомство с правилами спортивной игры «гандбол».
Учить техническим приемам ведения мяча, передач, ловли, вырывания и выбивания мяча, атаке быстрым прорывом.
Развивающие:
Развивать координационные способности, двигательную активность, интерес к занятиям физическими упражнениями.
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, самостоятельность, товарищество, справедливость в игровых ситуациях.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки гандболиста и тактико-техническим действиям гандболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния гандбола, правил соревнований по гандболу, технике безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.
Физическая подготовка подразделяется на упражнения общей и специальной подготовки.
Техническая подготовка включает упражнения с мячом и без мяча. В состав упражнений с мячом входят: бросок по воротам, передача, прием, остановка, ведение, блокирование мяча.
Тактические действия включают индивидуальные, групповые и командные действия игроков в нападении и защите.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Изучение техники игры в нападении и защите: ведение мяча, остановки, ловля, передачи, броски, блокирование. Изучение тактических действий игры в нападении и защите: индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика защиты (зонная защита, командная защита и т.п.). Тактика нападения (нападение против зонной защиты нападение против прессинга и др.). Техника защиты (защитная стойка, работа ног, передвижение защите и др.). Техника нападения (броски по воротам, передачи мяча, ведение мяча, согласование индивидуальных приемов нападения в групповых взаимодействиях). Двусторонняя игра. Основная задача практических занятий – освоение основных элементов игры.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике обучающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Знакомство с правилами двусторонней игры.
Участие в соревнованиях. Мини-соревнования в группе на занятиях.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов игры.
Разминка перед занятием: ходьба, бег, упражнения в движении, ОРУ.
Методическое обеспечение программы
Для занятий гандболом по программе достаточно типового зала размером 22х12 м. Нужно иметь гандбольную разметку, ворота 2х3 м, гандбольные мячи, обычный инвентарь и оборудование, применяемое на уроках по физической культуре.
Для успешной работы нужно учитывать возрастные особенности обучающихся, использовать индивидуальный подход.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Формы контроля за знаниями, умениями и навыками осуществляются через:
- зачеты по технике и тактике игры;
- мини-соревнования в группе.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К ожидаемым результатам обучения студентов следует отнести:
- Устойчивый интерес к занятиям гандболом
- Овладение основными техническими и тактическими приемами игры
- Знание правил и основ судейства соревнований
- Участие в мини-соревнованиях в группе
- Выполнение тестов на 90-100%
Способы проверки результатов обучения:
Тестирование по общей и специальной физической подготовке, проверка техники и тактики игры в игровых условиях на тренировочных занятиях.
Приложение 1
Учебный материал для этапа начальной подготовки
Техника нападения
Приемы игры
- Стойка нападающего
- Бег с изменением направления
- Бег с изменением скорости
- Бег спиной вперед
- Смена бега спиной вперед на бег лицом вперед и наоборот
- Бег челночный
- Бег зигзагом (с выпадом в стороны)
- Бег с подскоками
- Прыжки вверх, в стороны, вперед, отталкиваясь одной и двумя ногами
- Ловля двумя руками на месте
- Ловля двумя руками в прыжке
- Ловля мяча справа и слева
- Ловля с недолетом и перелетом мяча
- Ловля мячей высоких, низких
- Ловля катящегося мяча
- Ловля с отскока от площадки
- Ловля мяча в движении шагом
- Ловля мяча в движении бегом
- Ловля мяча, летящего навстречу
- Ловля мяча двумя руками при активном сопротивлении
- Передача мяча толчком двумя руками с места
- Передача мяча одной рукой хлестом сверху с места
- Передача мяча одной рукой хлестом сверху с последующим перемещением
- Передача мяча одной рукой хлестом сбоку с последующим перемещением
- Передача мяча с разбега обычными шагами
- Передача мяча со скрестным шагом в разбеге
- Передача мяча при движении партнеров в одном направлении
- Передача мяча по прямой траектории
- Передача мяча по навесной траектории
- Передача мяча с отскоком от площадки
- Передача мяча с преодолением помех (стойки, ширмы, игроки)
- Ведение мяча одноударное на месте
- Ведение мяча многоударное на месте
- Ведение мяча многоударное в движении по прямой
- Ведение мяча многоударное с изменением направления
- Ведение мяча многоударное с изменением скорости
- Ведение мяча с высокими отскоками
- Ведение мяча с низкими отскоками
- Ведение мяча подбрасыванием
- Бросок мяча хлестом сверху с места
- Бросок мяча с разбега обычными шагами в опорном положении
- Бросок мяча с разбега с горизонтальной траекторией полета мяча
- Бросок мяча с отраженным отскоком
- Бросок мяча с разбега скрестным шагом (скрестный шаг вперед)
- Бросок мяча в прыжке, отталкиваясь одноименной ногой
- Бросок мяча в падении с приземлением на ногу и руки
- Штрафной бросок в двухопорном положении
Техника защиты
Приемы игры
- Стойка защитника
- Перемещения приставным шагом боком
- Перемещение вперед-назад в стойке защитника
- Выбивание при одноударном ведении на месте
- Выбивание при многоударном ведении шагом и бегом
- Выбивание при ведении в параллельном движении
- Блокирование мяча двумя руками сверху на месте
- Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке
- Блокирование мяча одной рукой сбоку, снизу
- Блокирование игрока без мяча
- Блокирование игрока с мячом
Техника вратаря
Приемы игры
- Стойка вратаря
- Перемещения в воротах
- Задержание мяча двумя руками на месте
- Задержание мяча одной рукой сверху на месте
- Задержание мяча одной рукой сверху в прыжке
- Задержание мяча одной рукой сбоку без замаха
- Задержание мяча одной рукой снизу
- Задержание мяча ногой в выпаде
- Задержание мяча двумя ногами смыканием ног
- Задержание мяча одной ногой махом
- Отбивание мяча в площадку двумя руками
- Ловля мяча с отскока от площадки
Тактика нападения
Индивидуальные действия
Приемы игры
- Уход от защитника
- Открытый уход для стягивания защитника
- Скрытый уход для стягивания защитника
- Применение передачи при встречном движении партнеров
- Применение передачи при движении партнеров в одном направлении
- Применение сопровождающей передачи
- Применение броска с открытой позиции
- Финт перемещением без мяча при встречном движении (показать уход в сторону одним шагом – выполнить уход в другую сторону)
- Финт перемещением без мяча при встречном движении (показать уход влево – выполнить уход вправо)
- Финт перемещением без мяча при параллельном движении (остановка – изменить направление движения)
- Финт перемещением с мячом при встречном движении (показать уход – выполнить ведение в другую сторону)
- Финт броском – выполнить уход
- Выбор места для взаимодействия
- Уход скрытый от защитника
- Уход скрытый и выбор места для взаимодействия
Групповые действия
Приемы игры
- Действия двух нападающих против одного защитника
- Действия трех нападающих против двух защитников
- Параллельное взаимодействие двух нападающих без «стягивания» защитников
- Параллельное взаимодействие трех нападающих без «стягивания» защитников
- Параллельное взаимодействие двоих «на стягивание» защитников
- Параллельное действие 3-5 игроков «на стягивание» защитников
- Скрестное внутреннее действие
- Скрестное внешнее взаимодействие трех игроков
- Заслон внешний для ухода партнера и для его броска
- Заслон с уходом линейного игрока
- Взаимодействия при вбрасывании из-за боковой линии
- Взаимодействие при свободном броске
Командные действия
Приемы игры
- Позиционное нападение 3:3 с крайними у 6-метровой линии
- Позиционное нападение 3:3 с крайними у 9-ти метровой линии
- Стремительное нападение
Тактика защиты
Индивидуальные действия
Приемы игры
- Опека игрока без мяча неплотная
- Опека игрока без мяча плотная
- Опека игрока с мячом неплотная
- Опека нападающего игрока далеко от ворот
- Опека игрока в зоне ближних бросков
Командные действия
Приемы игры
- Зонная защита без выхода на игрока с мячом
- Зонная защита с выходом на игрока с мячом
- Смешанная защита
- Защита в меньшинстве
- Защита в большинстве
- Личная защита в зоне ближних бросков без переключения
- Личная защита по всему полю
Тактика вратаря
Приемы игры
- Выбор позиции в воротах
- Выбор позиции в поле
- Задержание мяча с отраженного отскока
- Взаимодействие с нападением при контратаке
- Тактика полевого игрока
Приложение 2
Физическая подготовка
Общеподготовительные упражнения
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две, три шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег и с бега на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) – сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки руками на месте и в ходьбе.
Упражнения для ног. Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем и заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных исходных положений ног, сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, седы.
Упражнения для всех групп мышц. Упражнения с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, палками, штангой (юноши).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивания, отжимания, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладка груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения на тренажерах.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег на дистанциях от 30 до 100 метров. Бег по наклонной плоскости. Бег за лидером. Выполнение ОРУ в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. ОРУ с широкой амплитудой движений. Упражнения с партнером. Наклоны повороты. Гимнастические упражнения.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения ногами и руками. Перекаты, кувырки. Опорные прыжки. Упражнения в равновесии. Жонглирование мячами, метание мячей в подвижную и неподвижную цель.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки через препятствия, планку, в длину с места и разбега. Прыжки с ноги на ногу. Бег по песку. Комбинированные эстафеты. Метание различных предметов и снарядов.
Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный бег на дистанцию от 500 до 1000 м. Кроссы. Марш-броски. Различные спортивные игры.
Специально-подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движений и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных исходных положений. Бег с максимальной частотой шагов. Многократные прыжки. Прыжки в стороны. Бег и прыжки с отягощением.
Упражнения для развития качеств, необходимых для развития броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах. Круговые движения кистями. Отталкивания от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно. Передвижение у упоре на руках и пальцах. Упражнения с кистевыми эспандерами, амортизаторами. Метание мячей различного веса на дальность и точность. Падения на руки с места и прыжка.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывания и ловля мячей в ходьбе и беге, после поворотов, падений, кувырка с попаданием в цель. Метание т/м во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену, батут с последующей ловлей после поворота, прыжка, седа. Прыжки с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча. Ведения о ударом в пол, скамейку, передвигаясь по полу, по скамейке. Одновременное и попеременное ведение двух мячей. Броски двух мячей в стену. Подбрасывания двух мячей. Комбинированные упражнении, состоящие из бега, прыжков, ловли, передач мяча, ловли, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной скоростью и амплитудой шагов по различным разметкам.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая и специальная).
Приложение 3.
Тестовые упражнения и задания
Для оценки специальной физической подготовки используются следующие упражнения:
Броски мяча на точность: в течении не более 2-х минут, с расстояний 6 м от центра ворот, в мишени 40х40, установленные в верхних углах ворот (можно лентой закрепить обручи 40х40) , производится 12 бросков мяча из опорного положения по 6 бросков в каждую мишень. Фиксируется количество попаданий.
Передача мяча в цель( в стену). В течении 30 сек передавать мяч одной рукой в круглую мишень диаметром 30 см, с расстояния 3 м и высотой 2 м с последующей ловлей двумя руками. Фиксируется количество попаданий.
Обводка по дистанции 30 м. от линии старта на расстоянии 7,5 метров ставиться гимнастическая скамейка поперек, на расстоянии 15 м стойка. По сигналу тестируемый ведет мяч, перепрыгивает скамейку, обводит стойку, снова перепрыгивает скамейку и финиширует. Фиксируется время ведений правой и левой рукой.
Метание гандбольного мяча на дальность правой и левой рукой. Фиксируется дальность броска из 3-х попыток.
Тройной прыжок с места. Фиксируется лучшая попытка из 3-х.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Евтушенко А.Н. С Мячем в руке –М.: Молодая гвардия, 1986
- Игнатьева В.Я. Гандбол. Азбука спорта – М.: ФиС, 2001
- Коробейников Н.К. Учебник «Физ.воспитание»
- Клусов Н.П. Ручной мяч в школе: Пособие для учителя- М.: Просвещение, 1986
- Клусов Н.П. Тактика гандбола –М.: ФиС, 1986
- Правила по мини-гандболу, гандболу 7х7 и пляжному гандболу
- Ратианидзе А.Л., Марищук В.В. Игра гандбольного вратаря –М.: ФиС, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся
Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...
Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...
Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...
Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"
В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля....
Методика проведения занятий по узелковому крашению ткани (повторяющиеся узоры)
Работа содержит описание способов узелкового крашения повторяющихся узоров , методику преподавания данного вида росписи ткани и результаты, полученные воспитанниками в процессе обучения....
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В ГРУППЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (ДЕВУШКИ)
В методическом пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания и спорта.Автор представляет свою методику обучение по баскетболу в г...
Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»
Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...