Публикация
статья

Статьи, опубликованные в журналах ВАК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

на уроке физкультуры

Автор: Очиров Гомбожап Дугарнимаевич

ГБОУ «Республиканский центр образования», г. Улан-Удэ

Аннотация: На сегодняшний день недостаточно изучены вопросы обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры, способствующие улучшению психического и физического состояния учащихся, их полноценному развитию. Результативность обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры зависит от мотивации учащихся, их подготовки в теории и практике, особенностей физического здоровья и развития; состояния материально-технической базы и учебно-методического оснащения, необходимого для образовательного процесса; существующей системы наращивания квалификации учителей; особенностей и возможностей организации дополнительного образования.

Ключевые слова: ОВЗ – ограниченные возможности здоровья, АФК – адаптивная физическая культура.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 В последние годы растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья. К детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относятся дети, чье состояние здоровья создает препятствия для полноценного освоения образовательных программ без специально организованных условий обучения и воспитания. Обучающиеся с ОВЗ представляют собой неоднородную группу, в которую могут быть включены школьники, у которых наблюдаются различные нарушения: слуха, зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Образовательный процесс детей с ОВЗ и инвалидов предполагает организацию специальной коррекционно-развивающей среды, которая позволяет обеспечить оптимальные условия и равные с другими детьми возможности для того, чтобы получить образование специального образовательного стандарта. Также для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия, благоприятствующие их лечению и оздоровлению, коррекции нарушений в развитии, адекватному воспитанию и полноценному обучению, а также успешной социальной адаптации.

Физическая культура предполагает не только работу с телом, но способствует физической подготовке ребенка к жизни, является средством и способом самосовершенствования, а прежде всего это работа с внутренним миром ребенка, направленная на формирование ценностного отношения к телу. Ведущим в процессе обучения физической культуре является принцип природосообразности – максимальное развитие природных задатков детей, не нарушая законов природы в соответствии с основными принципами педагогики. Особым направлением в работе с детьми с ОВЗ считается ее коррекционно-компенсаторная часть.

Евсеев С.П. и другие авторы доказывают, что существующие сегодня формы физического воспитания, созданные для людей с ОВЗ и инвалидов, следует причислять к формам адаптивного физического воспитания. Поэтому они получили соответствующее название: занятия по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре (далее АФК). В

  • основе лежат принципы опоры на сохраненные возможности и зоны ближайшего развития, предложенные Л.С. Выготским. Наиболее перспективным в обучении детей с ОВЗ является деятельностный подход, включающий деловые игры, коллективный        способ обучения,        учение о приоритетном развитии высших психических функций, предполагающий личностно развивающее образование. Следовательно, с помощью АФК возможно добиться существенных улучшений психического и физического здоровья детей с ОВЗ, научить управлять своим психофизиологическим состоянием, а также способствовать их приобщению к физической культуре и спорту с учетом индивидуальных возможностей здоровья.

        В Республиканском центре образования РБ созданы все условия для обучения детей с ОВЗ: материально-техническая база учебного заведения, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, уровень квалификации учителей и специалистов. В образовательном учреждении есть программа для обучения детей с ОВЗ, составленная в соответствии с ФГОС. В центре имеется план физкультурно-оздоровительной работы, действуют программы внеурочной деятельности, присутствуют индивидуальные карты здоровья детей с ОВЗ. Основной целью процесса обучения является создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся, выявление и развитие способностей, обучающихся через систему физкультурно-спортивной деятельности, посещение секций и через использование возможностей физкультурно-спортивных организаций. Руководство РЦО отвечает за обеспечение необходимым оборудованием для проведения физкультуры с детьми с ОВЗ, за рациональное расписание, обеспечение условий труда, внешние связи, использование ресурсов, внутри школьный контроль за качеством обучения. Большая работа направлена на координирование действий педагогов физкультуры, специалистов ЛФК и других лиц в отношении непосредственного их воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью совершенствования его самочувствия. Это обеспечивает обратную связь между учеником, родителями и учителем. Учащиеся – активные участники образовательного процесса и могут проявлять инициативу и творчество, вносить предложения по улучшению качества обучения и внеурочной деятельности как непосредственно учителю, так и с помощью родителей. Родители тесно взаимодействуют с ребенком, оказывая ему необходимую поддержку и с учителем физкультуры,  выполняя предложенные специалистами рекомендации.

        Для повышения качества обучения учащихся с ОВЗ на уроке физкультуры важными являются следующие составляющие: повышение профессиональной компетентности учителя физкультуры; тщательная подготовка учителя к занятиям с применением эффективных технологий, учитывающих особенности детей с ОВЗ; повышение мотивации учащихся за счет качественной теоретической подготовки, с учетом стремления детей к самосовершенствованию; подготовка и внедрение в образовательный процесс дополнительных программ для реабилитации детей с ОВЗ; организация мониторинга индивидуальных достижений учащихся; определение четких критериев выставления отметок по физкультуре и ознакомления с ними детей и родителей; организация внеурочной деятельности, направленной на повышение двигательной активности детей; способствование объединению всех участников образовательного процесса за счет организации систематической и целенаправленной работы с семьями воспитанников; привлечение учащихся с ОВЗ к параолимпийскому движению.

        Эффективность вышеописанной работы можно определить с помощью положительной динамики результатов процесса адаптивного физического воспитания: физического развития учащихся, функционального состояния их организма, их мотивации к занятиям физкультурой, уровня теоретической и физической подготовленности.

Список литературы:

  1. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений /А.А.Дмитриев. – М.:Академия, 2002.
  2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст] / Под редакцией С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт. – Том1; 2005.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...