Учебный материал: "Возможности ИКТ на уроках физической культуры"
учебно-методический материал по физкультуре (8 класс)

Кравчук Татьяна Михайловна

Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету — двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_ikt_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности ИКТ на уроках физической культуры                                 Преподаватель физической культуры Кравчук Т.М

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику  в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету — двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.
Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:

  • Календарно – тематическое планирование;
  • Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;
  • Планы работ по триместрам и поурочное планирование;
  • Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS Office Excel». Даёт возможность использования электронных таблиц  и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.
Способ накопления информации:

  • быстрый способ поиска информации через систему интернета;
  • способ хранения информации;
  • быстрый поиск необходимого материала.

   Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Целью презентации может быть:

  • актуализация знаний;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

   Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

  • осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • вносить обоснованные изменения в учебный процесс;
  • достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов  при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание  материала.
Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности учителя широко используется 
блог. Каждый учитель может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные сообщения, разместить необходимые ссылки. С помощью блога учитель может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы, изображения.
Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

  • использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по предмету;
  • изучение пропущенных тем в случае болезни;
  • повысить мотивацию к обучению;
  • постоянный личный контакт с учителем и т.д.                                                              

Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта.  Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Таким образом, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры "Учебно-тренировочные устройства в пространстве урока физической культуры"

Урок с использованием тренажёров и учебно-тренировочных устройств для учащихся 2 класса.Урок построен в игровой форме с использованием электронной презентации "Правила безопасности при выполнении упра...

Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура.

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках  физической культуры. Выносливость и физическая культура....

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленно...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выносливость и физическая культура

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВыносливость и физическая культура...

Педагогический проект "Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физической культуры"

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственно...

Методы предотвращения спортивного травматизма во время учебно-тренировочных занятий и на уроках физической культуры

Методы предотвращения спортивного травматизма  во время учебно-тренировочных занятий и на уроках  физической культуры.docx...