Формирование образовательного процесса, с применением современных педагогических технологий.
статья по физкультуре
Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov_obrazov_protsessa.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование образовательного процесса, с применением современных педагогических технологий.
Ирина Юрьевна Бойко
учитель физической культуры
ГБОУ гимнази №190
города Санкт-Петербурга
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить
А. Дистервег
В настоящее время существует много проблем в организации учебного процесса. Каждый учитель сталкивается с проблемами: что придаёт современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Какие характеристики урок может иметь?
Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, своей задачей оптимизацию форм образования. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий.
С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина ставшего довольно популярным в последние десятилетия:
- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»);
- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);
- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен уметь организовать учебную деятельность и управлять ею. Реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Только они помогут сформировать у наших учеников способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Педагог создает особые условия, обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе.
Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.
Существует более ста различных педагогических технологий. Мы попробуем разобраться в их богатстве и разнообразии.
- Традиционная педагогическая технология
Нет силы более могущественной, чем традиция.
Ф. Энгельс
Традиционное обучение подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским. Характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.
Позиция ученика: Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя: Учитель – командир, единственное инициативное лицо, («Всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящий стрелы»
Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти; вербальном изложении; репродуктивного воспроизведении.
- Игровые технологии
Раздражительный наставник не наставляет, а раздражает.
Святитель Московский Филарет
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
- Технологии личностно-ориентированного обучения
Дари себя детям!
Ш.А Амонашвили
- Технология поддержки ребенка. Данная технология подразумевает помощь ребенку в его личностном росте. Наиболее полно она разработана зарубежными педагогами по гуманистической психологии.
- Педагогика сотрудничества. Такое название было дано группой педагогов-новаторов: К. Ушинский, Н. Пирогов, Л. Толстой, С. Шацкий, В. Сухомлинский, А. Макаренко. Как целостная технология педагогика сотрудничества не воплощена в конкретной модели, но ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Учитель должен любить и понимать ребенка, верить в свои педагогические способности, быть добрым, откровенным и искренним.
- Разноуровневое обучение. В классах с уровневой дифференциацией учащиеся делятся на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном, базовом и вариативном уровнях.
- Технология полного усвоения знаний. Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
- Метод проектов – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
- Дальтон-технология – сочетает в себе кабинетное обучение с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Она наиболее близка к методу проектов.
- Технологии развивающего обучения
Любая личность развивается
Л.Карсавин
- Дидактическая система Л.В. Занкова. Способствует общему психическому развитию школьников. Акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
- Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особое внимание уделяется теоретическому мышлению школьников.
- Развивающее чтение – как интегральное понятие возникло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи.
- Технология коллективного взаимообучения
Обучение - это общение человека с человечеством.
А. Петровский
Технология группового обучения. Разновидности групповых технологий:
- групповой опрос;
- общественный смотр знаний;
- учебная встреча;
- диспут;
- нетрадиционные уроки.
- Проблемное обучение.
Нужно выслушать человека таким, каков он есть
Л.Шестов
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
- Обучение на интегративной основе
Только сознание общих задач и конечных идеалов
делает человека стойким и последовательным
С.Л. Франк
Обучение на интегративной основе предполагает вести интегрированные курсы (например, МХК, общество: история и социальные дисциплины).
- Витагенные технологии
Безжалостная действительность уничтожает иллюзию
В.Ф.Эрн.
Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:
- опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в ценность;
- жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе;
- жизненный опыт должен использоваться многомерно;
- актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
- Этнокультурные технологии
Национальность проявляется в культурном творчестве
С.Н. Булгаков
Этнокультурные технологии - поликультурное образование.
- Компьютерные (информационные) технологии
Могущество разума беспредельно
И.Ефремов.
Так называют все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».
- Технология программированного обучения
Научимся программировать - научимся обучать
А.Берг
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)
В основе программированного подхода лежат три представления об обучении:
- как процессе управления;
- информационном процессе;
- процессе индивидуализированном.
Программированное обучение включает в себя: блочное и модульное.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы выбрали педагогические технологии: игра - как форма обучения, развивающее обучение, модельное обучение, метод проектов, компьютерные, дистанционные, интерактивные.
Без спорно, применяя современные педагогические технологии, идет активное совершенствование образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности повышения эффективности учебного процесса с применением современных педагогических технологий.
Современный этап развития образования требует интенсивного поиска нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы ЗУНов - знаний, умений и навыков. Поиском путей повы...
Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий
Тезисы к выступлению на тему: «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...
Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"
Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...
Презентация «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»
Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе...
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМАТЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащи...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...