Публикации ВАК.
опыты и эксперименты по физкультуре

Хлыпенко Татьяна Александровна

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ В БАСКЕТБОЛЕ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_hlypenko_t.a._eksperitment.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ В БАСКЕТБОЛЕ

Хлыпенко Т.А.,

Нижневартовский Государственный Университет,

Российская Федерация, г.Нижневартовск,

Аннотация. В данной научной статье на основе исследования развития специальных физических качеств у юных баскетболистов Ханты-Мансийского автономного округа (юные баскетболисты городов Нижневартовска и Мегиона), в условиях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, осуществляемой с помощью модульной технологии  при обучении технике дальних бросков определены предмет и методы исследования. Разработана и апробирована модель и модульная технология исследования. В статье рассматривается инновационные средства и технологии подготовки на основе введения модульных тренировочных воздействий в области дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности тренировочной программы юных баскетболистов.

Ключевые слова: модуль, модульная технология, скоростно-силовые качества, дальний бросок в баскетболе, микроцикл, спортивная подготовка.

Введение. Физическая подготовка понимается как педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, совершенствование жизненно важных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья занимающихся.

Повышение качества обучения в процессе дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности во многом определяется использованием новых подходов к организации образовательного процесса. Традиционные организации обучающих воздействий в большинстве случаев исчерпали свои возможности. В этой связи возникает проблема в поиске новых методов обучения, предусматривающих обеспечение целенаправленных педагогических усилий, адресованных на совершенствование физкультурно-спортивной подготовки на основе применения модульных тренировочных воздействий к обучающимся.

Имеющиеся литературные данные позволяют применять на практике акцентированные модульные тренировочные воздействия для повышения качества обучаемости юных спортсменов. К их числу относятся работы: В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Н.В. Чертова, Д.Г. Калашников, Дж. Блита, и др.

В этой связи представляется актуальным проведение научно-педагогического исследования, направленного на обоснование структуры по содержанию рабочей программы при подготовке юных спортсменов на основе модульных воздействий тренировочного характера, через воспитание специальных физических качеств.

Цель исследования: научно-техническое обоснование модели модульного обучения технике дальних бросков на основе развития специальных физических качеств юных баскетболистов.

Методы исследования: 1. Математическая статистика. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Оценка физического развития.

Для доказательства эффективности заявленного научного исследования разработана учебно-экспериментальная программа. Учебно-экспериментальная программа содержит инновационный  педагогический прием, содержащий в себе сочетание технического приема (техника выполнения дальнего броска в баскетболе) с воспитанием специального физического качества (скоростно-силовые подготовка), в форме акцентированных модульных воздействий. На этой основе мы предполагаем, что включение в учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов акцентированных модульных воздействий по специальной физической подготовке позволит повысить качество выполнения техники дальних бросков, уровень физической подготовленности, а также интерес и мотивацию юных баскетболистов к занятиям спортом.

Организация исследования: В период январь-май 2015 года проведен эксперимент по доказательству заявленных научных предположений. Научное исследование проведено на базах Муниципального бюджетного учреждения «Спорт-Альтаир» города Мегиона (экспериментальная группа) и Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Феникс» города Нижневартовск (контрольная группа).

 В программу экспериментальной группы введены инновационные акцентированные модульные тренировочные воздействия, выраженные в специально подобранных средствах методом круговой тренировки. Формат модуля нами определен в виде мезоцикла, содержащего 4 микроцикла (мкр): подготовительный, специализированный, усиленный, игровой. Алгоритм построения микроциклов отображен в таблице 1.

таблица 1

№п.п.

Микроцикл

Построение

1

Подготовительный

3-1

2

Специализированный

4-1

3

Усиленный

2-1

4

Игровой

3-1, 4-1

Также, для оценки функционального состояния организмов испытуемых использована система комплексного компьютерного исследования физического состояния спортсменов «ОМЕГА.СПОРТ».

В своем научном исследовании мы предполагали, что внедрение в тренировочный процесс специализированного модуля по скоростно-силовой подготовке позволит повысить точность дальних бросков в баскетболе. В ходе проведенного научного эксперимента нами получены и обработаны следующие педагогические данные: среднее значение количества точных бросков в контрольной и экспериментальных группах, средние значения затраченного времени на реализацию попыток дальних бросков в баскетболе (из ста бросков) в контрольной и экспериментальной группах, средние значения интегрального показателя спортивной формы (система комплексного компьютерного исследования физического состояния спортсменов «ОМЕГА.СПОРТ») в контрольной и экспериментальной группах.

Таким образом, средние значения количества дальних точных бросков в баскетболе приведены в таблице 2 и графике 1.

таблица 2

 

1 мкр

2 мкр

3 мкр

4 мкр

Количество бросков

средние значения количества дальних точных бросков в баскетболе (из 100) в экспериментальной группе

13

14

15

19

средние значения количества дальних точных бросков в баскетболе (из 100) в контрольной группе

16

19

18

16

Среднее значение затраченного времени на реализацию ста бросков в баскетболе экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 3 и графике 2

таблица 3

 

1 мкр

2 мкр

3 мкр

4 мкр

время затраченное на реализацию 100 дальних бросков

средние значения затраченного времени на реализацию 100 бросков в экспериментальной группе

4,95

5,08

5,39

4,92

средние значения затраченного времени на реализацию 100 бросков в контрольной группе

4,58

4,44

4,51

4,63

график 1

график 2

Средние значения интегрального показателя спортивной формы в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблице 4 и графике 3

таблица 4

 

1 мкр

2 мкр

3 мкр

4 мкр

интегральный показатель спортивной формы

средние значения интегрального показателя спортивной формы в экспериментальной группе

52

65

48

56

средние значения интегрального показателя спортивной формы в контрольной группе

77

83

74

85

график 3

Согласно проведенного научно-педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Средние значения исследуемых показателей точности дальних бросков в баскетболе, времени затраченного на выполнение сто дальних бросков в баскетболе, интегрального показателя спортивной формы не являются стабильными в исследуемых микроциклах.

2. Средние значения количества дальних точных бросков в экспериментальной группе увеличилось на шесть, что составляет шесть процентов, среднее значение количества дальних точных бросков в контрольной группе осталось на прежнем уровне.

3. Средние показатели времени затраченного на реализацию ста дальних бросков в экспериментальной группе оптимизировалось на три сотые секунды, а в контрольной группе увеличилось на пять сотых секунды.

4.Интегральный показатель среднего значения спортивной формы в экспериментальной группе увеличился на четыре процента, а в контрольной на 8 процентов.

Литература:

  1. Бальсевич, В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно- спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / B.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 31. – C.23-28.
  2.  В.К., Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №4. – С. 2-6.
  3. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 175 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...