Статья "Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся"
статья по физкультуре
В статье говорится об актуальности внедрения ВФСК ГТО в систему образования. Описаны основные цели и задачи томплекса ГТО и рекомендации для учителей физической культуры для подготовки учащихся к тестированию на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kompleksa_gto_v_sisteme_fizicheskogo_vospitaniya_uchashchihsya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся
В настоящее время специалисты в области физической культуры и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации Российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика, так как физическое состояние, уровень физической подготовленности, состояние здоровья учащихся влияют на работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, на их социальное здоровье.
24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Идея возрождения Советского комплекса ГТО в современных условиях принадлежит президенту РФ Владимиру Путину. По словам Владимира Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс ГТО будет являться важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.
Более двадцати последних лет учебные программы школы строились без учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в практику учебных заведений требует совершенствования государственных образовательных стандартов образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.
В настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физической подготовленности.
Основные задачи внедрения комплекса ГТО - это
- определение уровня физической подготовленности учащихся, владение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
- организация массового физкультурно-спортивного досуга учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
- повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Родины.
Целью внедрения Комплекса ГТО в настоящее время является
- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья,
- гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и гражданственности
- улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Но. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением.
Подготовка к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО побуждает к систематическим занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях и самостоятельно.
Вместе с Единой Всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической подготовки подрастающего поколения. Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан. Для группы учащихся, участвующих в выполнении комплекса ГТО, включены различные системы мотивации:
- система мер награждения и поощрения граждан, успешно выполняющих нормы ГТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при поступлении на обучение по программам профессионального образования;
- увеличение академической стипендии студентам, особо проявившим себя в организации, проведении и выполнении нормативов комплекса ГТО;
Исходя из задач комплекса ГТО, проанализировав положения и документацию ГТО учителями физической культуры был разработан план подготовки к тестирования ГТО.
- Теоретическое тестирование.
- Тестирование учащихся на уроках физической культуры (тесты по нормам ГТО).
- Работа по привлечению в спортивные секции: баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика и т.д.
- Вовлечение учащихся в соревновательную деятельность.
- Подготовка команд для участия в муниципальных и городских соревнованиях по спортивным играм: волейболу, баскетболу, теннису, бадминтону, «Президентским спортивным играм», легкоатлетическому кроссу, лыжным гонкам «Лыжня России»
- Разъяснительные беседы о предстоящем тестровании по программе ГТО в школе для родителей.
- Помощь в регистрации на Всероссийском портале gto.ru и создании личных кабинетов учащихся.
Главная задача учителя физической культуры:
- помочь школьнику объективно оценить свои силы, убедить в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого
- подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.
- создать условия для освоения учащимися способов самостоятельной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Все это является базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм комплекса ГТО.
Для успешного решения второй и третьей задачи используется не только система специальных теоретических сведений, направленных на комплексное развитие основных двигательных качеств, которые школьники получают на уроках физической культуры, но и средства внеурочных форм спортивно-массовой работы в учреждении и работа школьного спортивного клуба.
Первая задача, очень важная для формирования мотивации учащихся к совершенствованию своих физических способностей, решается с помощью регулярного тестирования основных физических качеств, проводимого учителями физической культуры на уроках.
При тестировании используются нормативы комплекса ГТО.
Тестирование для учащихся 4 класса
Тест | Мальчики | Девочки | ||||
Оценка | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
Бег 30 м | 6,2 | 6,0 | 5,4 | 6.4 | 6,2 | 5,6 |
Бег 60 м | 11,9 | 11,5 | 10,4 | 12,4 | 12,0 | 10,8 |
Бег 1000 м | 6,10 | 5,50 | 4,50 | 6,30 | 6,20 | 5,10 |
Подтягивания на высокой перекладине | 2 | 3 | 5 | - | - | - |
Подтягивание на низкой перекладине | 9 | 12 | 20 | 7 | 9 | 15 |
Отжимания от пола | 10 | 13 | 22 | 5 | 7 | 13 |
Наклон вперёд из положения стоя на скамье | +2 | +4 | +8 | +3 | +5 | +11 |
Челночный бег 3х10 м | 9,6 | 9,3 | 8,5 | 9,9 | 9,5 | 8,7 |
Прыжок с места | 130 | 140 | 160 | 120 | 130 | 150 |
Поднимание туловища за 1 мин | 27 | 32 | 42 | 24 | 27 | 36 |
Тестирование для учащихся 10-11 классов
Тест | Юноши | Девушки | ||||
Оценка | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
Бег 30 м | 4,9 | 4.7 | 4.4 | 5.7 | 5.5 | 5.0 |
Бег 60 м | 8.8 | 8.5 | 8.0 | 10.5 | 10.1 | 9.3 |
Бег 100 м | 14.6 | 14.3 | 13.4 | 17.6 | 17.2 | 16.0 |
Бег 2000 м | - | - | - | 12.00 | 11.20 | 9.50 |
Бег 3000 м | 15.00 | 14.30 | 12.40 | - | - | - |
Подтягивания на высокой перекладине | 9 | 11 | 14 | - | - | - |
Подтягивания на низкой перекладине | - | - | - | 11 | 13 | 19 |
Отжимания от пола | 27 | 31 | 42 | 9 | 11 | 16 |
Наклон вперед из положения стоя на скамье | +6 | +8 | +13 | +7 | +9 | +16 |
Челночный бег 3х10 м | 7.9 | 7.6 | 6.9 | 8.9 | 8.7 | 7.9 |
Прыжок с места | 195 | 210 | 230 | 160 | 170 | 185 |
Поднимание туловища за 1 минуту | 36 | 40 | 50 | 33 | 36 | 44 |
Тестирование учителями физической культуры проводится в сентябре, декабре и мае месяце. Сопоставляя результаты первоначального, промежуточного и итогового тестирования можно проследить динамику роста показателей таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, скоростно-силовые, выносливость.
Сентябрьское тестирование учащихся и оценка с помощью нормативов
соответствующих таблиц определит исходный уровень физической
подготовленности учащихся. Промежуточное тестирование дает возможность скорректировать индивидуальную программу для данного ученика, если прироста результата нет.
Заключительное тестирование в конце учебного года и соответствующая
оценка по таблицам даёт возможность учителю определить степень развития
физических качеств в том или ином упражнении и проанализировать
результаты педагогического процесса за истекший учебный год.
Для учащихся, относящихся к 4 и 5 ступени ГТО, сдача нормативов происходит период сентябрь-декабрь. Получив результаты итогового тестирования в мае, старшеклассники будут иметь возможность заниматься по индивидуальной программе в летние каникулы, повышая свои результаты или поддерживая их уровень. Учитель физической культуры помогает учащимся составить программу самостоятельных тренировок.
Учащиеся 1-3 ступени участвуют в тестировании ГТО в период январь-май. Для этих учащихся очень важно провести первоначальное тестирование и, проанализировав полученные результаты скорректировать учебный план или дать индивидуальную программу для учащихся, не справляющихся с определенными нормативами.
Таким образом, подготовка к сдаче норм ГТО помогает повысить уровень физической подготовленности учащихся тем самым повышая и оценку по физической культуре.
Как показывает опыт, комплекс ГТО является одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность школьников, благодаря которому учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой. Можно отметить, что это не просто набор норм и требований к физической подготовке, а часть продуманной системы, нацеленной на формирование личности готовой к выполнению гражданского долга. Идея добровольной сдачи спортивных нормативов и получение значка отличия в качестве награды за приложенные усилия имеет большое значение в формировании физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы
Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....
Статья. Комплекс ГТО как основа физического воспитания учащихся.
В настоящее время многие педагоги дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования ...
Роль туризма в системе физического воспитания учащихся
Материал представляет анализ литературы и обобщение личного опыта педагога дополнительного образования и учителя ФК. Целью написания статьи является необходимость определить понятие "Самодеятельн...
Статья на тему "Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся"
В настоящее время специалисты в области физическогой культуры и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации Российского образования выдвигают новые требования к системе физ...