Статья "Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся"
статья по физкультуре

Макаровская Юлия Владимировна

В статье говорится об актуальности внедрения ВФСК ГТО в систему образования. Описаны основные цели и задачи томплекса ГТО и рекомендации для учителей физической культуры для подготовки учащихся к тестированию на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся

В настоящее время специалисты в области физической культуры и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации Российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика, так как физическое состояние, уровень физической подготовленности, состояние  здоровья учащихся влияют на работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, на их социальное здоровье.

24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Идея возрождения Советского комплекса ГТО в современных условиях принадлежит президенту РФ Владимиру Путину. По словам Владимира Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс ГТО будет являться важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.

Более двадцати последних лет учебные программы школы строились без учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в практику учебных заведений требует совершенствования государственных образовательных стандартов образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.

В настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физической подготовленности.

Основные задачи внедрения комплекса ГТО -  это

  • определение уровня физической подготовленности учащихся, владение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
  • организация массового физкультурно-спортивного досуга учащихся;
  • пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
  • повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Родины.

Целью внедрения Комплекса ГТО в настоящее время является

  • повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья,
  • гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и гражданственности
  •  улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Но. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.

Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением.

Подготовка  к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО побуждает к систематическим занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях и самостоятельно.

Вместе с Единой Всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической подготовки подрастающего поколения. Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан. Для группы учащихся, участвующих в выполнении комплекса ГТО, включены  различные системы мотивации:

  • система мер награждения и поощрения граждан, успешно выполняющих нормы ГТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при поступлении на обучение по программам профессионального образования;
  • увеличение академической стипендии студентам, особо проявившим себя в организации, проведении и выполнении нормативов комплекса ГТО;

Исходя из задач комплекса ГТО, проанализировав положения и документацию ГТО учителями физической культуры  был разработан план подготовки к тестирования  ГТО.

  • Теоретическое тестирование.
  • Тестирование учащихся на уроках физической культуры (тесты по нормам ГТО).
  • Работа по привлечению в спортивные секции: баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика и т.д.
  • Вовлечение учащихся в соревновательную деятельность.
  • Подготовка команд для участия в муниципальных и городских соревнованиях по спортивным играм: волейболу, баскетболу, теннису, бадминтону, «Президентским спортивным играм», легкоатлетическому кроссу, лыжным гонкам «Лыжня России»
  • Разъяснительные беседы о предстоящем тестровании по программе ГТО в школе для родителей.
  • Помощь в регистрации на Всероссийском портале gto.ru и создании личных кабинетов учащихся.

Главная задача учителя физической культуры:

  • помочь школьнику объективно оценить свои силы, убедить в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого
  • подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.
  • создать условия для освоения учащимися способов самостоятельной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Все это является базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм комплекса ГТО.

Для успешного решения второй и третьей задачи  используется не только         система специальных теоретических сведений, направленных на комплексное развитие основных двигательных качеств, которые школьники получают на уроках физической культуры, но и средства внеурочных форм спортивно-массовой работы в учреждении и работа школьного спортивного клуба.

Первая задача, очень важная для формирования мотивации учащихся к совершенствованию своих физических способностей, решается с помощью регулярного тестирования основных физических качеств, проводимого учителями физической культуры на уроках.

При тестировании используются нормативы комплекса ГТО.

Тестирование для учащихся 4 класса

Тест

Мальчики

Девочки

Оценка

3

4

5

3

4

5

Бег 30 м

6,2

6,0

5,4

6.4

6,2

5,6

Бег 60 м

11,9

11,5

10,4

12,4

12,0

10,8

Бег 1000 м

6,10

5,50

4,50

6,30

6,20

5,10

Подтягивания на высокой перекладине

2

3

5

-

-

-

Подтягивание на низкой перекладине

9

12

20

7

9

15

Отжимания от пола

10

13

22

5

7

13

Наклон вперёд из положения стоя на скамье

+2

+4

+8

+3

+5

+11

Челночный бег 3х10 м

9,6

9,3

8,5

9,9

9,5

8,7

Прыжок с места

130

140

160

120

130

150

Поднимание туловища за 1 мин

27

32

42

24

27

36

Тестирование для учащихся 10-11 классов

Тест

Юноши

Девушки

Оценка

3

4

5

3

4

5

Бег 30 м

4,9

4.7

4.4

5.7

5.5

5.0

Бег 60 м

8.8

8.5

8.0

10.5

10.1

9.3

Бег 100 м

14.6

14.3

13.4

17.6

17.2

16.0

Бег 2000 м

-

-

-

12.00

11.20

9.50

Бег 3000 м

15.00

14.30

12.40

-

-

-

Подтягивания на высокой перекладине

9

11

14

-

-

-

Подтягивания на низкой перекладине

-

-

-

11

13

19

Отжимания от пола

27

31

42

9

11

16

Наклон вперед из положения стоя на скамье

+6

+8

+13

+7

+9

+16

Челночный бег 3х10 м

7.9

7.6

6.9

8.9

8.7

7.9

Прыжок с места

195

210

230

160

170

185

Поднимание туловища за 1 минуту

36

40

50

33

36

44

Тестирование учителями физической культуры проводится в сентябре, декабре и мае месяце. Сопоставляя результаты первоначального, промежуточного и итогового тестирования можно проследить динамику роста показателей таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, скоростно-силовые, выносливость.

Сентябрьское тестирование учащихся и оценка с помощью нормативов

соответствующих таблиц определит исходный уровень физической

подготовленности учащихся. Промежуточное тестирование дает возможность скорректировать индивидуальную программу для данного ученика, если прироста результата нет.

Заключительное тестирование в конце учебного года и соответствующая

оценка по таблицам даёт возможность учителю определить степень развития

физических качеств в том или ином упражнении и проанализировать

результаты педагогического процесса за истекший учебный год.

Для учащихся, относящихся к 4 и 5 ступени ГТО, сдача нормативов происходит период сентябрь-декабрь. Получив результаты итогового тестирования в мае, старшеклассники будут иметь возможность заниматься по индивидуальной программе в летние каникулы, повышая свои результаты или поддерживая  их уровень. Учитель физической культуры помогает учащимся составить программу самостоятельных тренировок.

Учащиеся 1-3 ступени участвуют в тестировании ГТО в период январь-май. Для этих учащихся очень важно провести первоначальное тестирование и, проанализировав полученные результаты скорректировать учебный план или дать индивидуальную программу для учащихся, не справляющихся с определенными нормативами.

Таким образом, подготовка к сдаче норм ГТО помогает повысить уровень физической подготовленности учащихся тем самым повышая и оценку  по физической культуре.

Как показывает опыт, комплекс ГТО является одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность школьников, благодаря которому учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой. Можно отметить, что это не просто набор норм и требований к физической подготовке, а часть продуманной системы, нацеленной на формирование личности готовой к выполнению гражданского долга. Идея добровольной сдачи спортивных нормативов и получение значка отличия в качестве награды за приложенные усилия имеет большое значение в формировании физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания  молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы

Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....

Статья. Комплекс ГТО как основа физического воспитания учащихся.

В настоящее время многие педагоги дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования ...

Роль туризма в системе физического воспитания учащихся

Материал представляет анализ литературы и обобщение личного опыта педагога дополнительного образования и учителя ФК. Целью написания статьи является необходимость определить понятие "Самодеятельн...

Статья на тему "Роль комплекса ГТО в системе физического воспитания учащихся"

В настоящее время специалисты в области физическогой культуры и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации Российского образования выдвигают новые требования к системе физ...