Методика обучения и совершенствования нападающего удара и блокирования в волейболе
статья по физкультуре

ekaterina68

Реализуя тактические комбинации и совершенствуя взаимодействия игроков, важно придерживаться определенных принципов: нельзя использовать непосильную по технике выполнения для команды или не разученную тактическую комбинацию; всякая тактическая комбинация должна основываться на конкретной игровой ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское Областное Государственное Бюджетное

Образовательное учереждение Дополнительного  Образования

«Облатная Детско- Юношеская Спортивная Школа »

Статья по волейболу
«
Методика обучения и совершенствования нападающего удара и блокирования в волейболе»

подготовила

тренер - преподаватель

Румынина Екатерина Алексеевна

г. Тамбов
2020


Реализуя тактические комбинации и совершенствуя взаимодействия игроков, важно придерживаться определенных принципов: нельзя использовать непосильную по технике выполнения для команды или не разученную тактическую комбинацию; всякая тактическая комбинация должна основываться на конкретной игровой ситуации. Результативность нападения зависит не только от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков и четкого взаимодействия звеньев, но и от единства и слаженности действий всей команды .

Первостепенная задача игроков нападения — овладение в совершенстве обманными разбегами с подпрыгиванием, а также высокими прыжками — атака игроков 2-ой линии, и умение использовать эти элементы в игре. Все больше и больше будет стираться грань между атакующими игроками передней и задней линии .

Командные нападающие действия характеризуются использованием быстрой, комбинационной игры, заставляющей ошибаться соперника, либо использованием простых, несложных комбинаций, говорят «попроще — да повыше», в смысле 2-ой передачи для атакующего удара. В этом случае команда играет тогда, когда есть преимущество в росте или прыгучести своих нападающих над противником .

При обучение нападающему удару Н.И. Чардынцев рекомендует:

1. При планировании тренировочного процесса учитывать индивидуальные особенности игроков нападения для повышения их технико-тактического мастерства (расширять технический арсенал нападающих ударов с коротких, полупрострельных и прострельных передач; совершенствовать атакующие действия с короткого разбега, с места, с разбега с изменением направления, взаимодействия с партнерами, отвлекающие действия).

2. Особое внимание уделить нападению со 2-ой линии.

3. Постоянно разучивать и применять в игровой практике новые тактические задумки, комбинации, такие как «Марита», «Возврат», «Вдогонку» — очень эффективные и своеобразные за счет индивидуальности исполнителей.

4. Проводить больше товарищеских игр и контрольных игр, с равными и более сильными соперниками для закрепления технико-тактического мастерства и уверенности в своих силах игроков .

Специалисты волейбола рекомендуют следующие упражнения для обучения нападающему удару:

1. В парах: удары по мячу в пол.

2. Стоя у стены: удары по мячу в пол.

3. Разбег со стопорящим шагом.

4. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два и три шага.

5. Имитация движения рук в нападающем ударе.

6. Имитация нападающего удара у сетки.

7. Бросок теннисного мяча в прыжке с разбега через сетку.

8. Нападающий удар по мячу с собственного набрасывания.

9. Нападающий удар с набрасывания мяча партнером (на 0,5-1 м) над

сеткой.

10. Нападающий удар по мячу из зоны 4 после передачи из зоны 3 и др.

11. Нападающие удары по мячу из различных зон.

12. Нападающие удары по мячу, летящему с различной траекторией .

        Типичные ошибки:

1. Отсутствует ускорение при разбеге.

2. Отсутствует стопорящий шаг при разбеге.

3. Прыжок выполняется толчком одной ноги.

4. Отсутствует отведение рук назад при прыжке.

5. Нападающий удар выполняется боком к сетке.

6. Локоть бьющей руки отводится в сторону, при выполнении ударного

движения.

7. Отсутствует сгибание руки в локтевом суставе при замахе по мячу. Удар

по мячу наносится прямой рукой.

8. Удар по мячу наносится расслабленной кистью.

9. Удар по мячу наносится напряженной кистью.

10. Удар по мячу наносится снизу или сбоку.

11. Приземление на выпрямленные в коленях ноги.

        Способы устранения ошибок:

1. Отработать правильный выход к летящему мячу, используя для этого

неподвижно закрепленный над сеткой мяч.

2. Развивать силу мышц рук.

3. Развивать прыгучесть для увеличения высоты прыжка.

4. Отработать кистевое движение по мячу, выполняя удары по мячу в пол, у

стены.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования нападающего удара.

1.    Доставание баскетбольного кольца. На расстоянии 30 - 40 см от перпендикуляра, опущенного от края кольца, чертится на полу линия - место толчка игроков. Это место аналогично месту толчка при прямых нападающих ударах (удар по мячу наносится впереди линии игрока). Игроки по очереди достают кольцо, имитируя прямой  нападающий удар правой рукой. Затем такое же упражнение выполняется левой рукой. Методические указания. Следить, чтобы игроки выполняли толчок с обозначенного места и в прыжке активное участие принимали руки  (руки совершают маховое движение в момент сгибания ног перед толчком и наклона туловища вперед).

2.    Нападающий удар у стенки. Игрок располагаются лицом к гладкой стенке, на расстоянии 5-6 м от нее. На каждого игрока один мяч. Занимающиеся выполняют прямые удары по мячу без прыжка, направляя мяч в стенку так, чтобы после отскока от пола можно было бы опять провести такой же удар. Упражнение выполнять сначала правой затем левой рукой. Если мячей не хватает и упражнение выполняется в парах или в тройках - игроки наносят удары по очереди.

3.    Нападающий удар в парах , игроки располагаются в парах лицом друг к другу на расстоянии 5-6м. Один игрок выполняет  высокие передачи второму игроку так, чтобы он мог выполнять прямые удары без прыжка. Задание игрокам: нападающие должны наносить удар точно, не выше уровня груди своего партнера, который принимает удар верхней передачей  и делает передачи на удар. Через 8-10  ударов игроки меняются ролями.

4.    Задание тоже, но удары наносятся в прыжке.

5.    Удары по мячу, привязанному к гимнастическим кольцам, ветке дерева и т.д. Мяч привязывается так, чтобы игрок при прыжке доставал его кончиками пальцев, после этого мяч опускается на 10-14см. Тогда игроки будут вынуждены наносить удары по мячу сильно вытянутой рукой.

6. Выполнение обманных ударов в парах. Игроки располагаются в парах лицом друг к другу, на расстоянии 2-3м. Один игрок выполняет передачу на удар, второй - в прыжке имитирует сильный нападающий удар с выполнением обманного удара. Через 8-10 повторений игроки меняются ролями. Методические указания.  Обращать внимание на следующие детали.

- Прыжок должен быть резкий и высокий.

- При  имитации удара для замаха отводится только ударяющая рука (за голову).

- Обманный удар выполняется одной рукой - ногтевыми фалангами первого - четвертого пальца, наиболее активную роль играет большой палец.

- Обманный удар нельзя выполнять ударом ладони - обычно фиксируется судьями как двойной удар.

7. Игроки располагаются у стенки. На каждого игрока мяч. Разучивание «кистевых» ударов сначала без прыжка, а затем с прыжком. Удары наносятся в стенку.

8. Нападающий удар из зоны 4. В зоне 4 располагаются игроки, наносящие удары, в зоне3 передающий игрок, притянутый к сетке. По указанию тренера игроки выполняют различными способами нападающие удары (по ходу», с поворотом и т.п.). Методические указания. Объяснить игрокам, что нанесение сильного удара не является основной задачей нападения. Главным является выполнение результативного удара. Поэтому основное внимание в упражнение уделять  нанесению ударов без сетки и в пределы площадки.

9. Подобное упражнение, но передача на удар выполняется из зоны 2.

10. Подобное упражнение, но удары выполняются из зоны 3 .

11.Тренировка ударов с далеких передач. Передачи выполняются с различных зон задней линии. Передача на удар должна быть не ближе 2-2,5 м от сетки. Нападающие наносят удары по указанию тренера разными техническими способами и в различных направлениях. Методические указания. Требовать нанесение нападающего удара в пределы площадки. Следить, чтобы нападающие выполнили активный прыжок и не злоупотребляли сильными ударами, которые в этих положения провести обычно трудно.

12. В течении 2-3 мин. Игроки выполняют удары по своему усмотрению для того чтобы, «прочувствовать» удар. После этого удары выполняются только по заданию тренера. Пример такого задания: 3-5 мин. Игроки проводят боковые верхние удары из зоны4 по зоне 5, затем 3 -5 мин - кистевые удары из  зоны 2 по зонам 5 и 4.  В каждом занятии совершенствуются 3 - 4 приема нападения и удары из различных зон передней линии и удары левой рукой. Методические указания. Упражнение необходимо включать в занятие, так как игроки при тренировке нападающих ударов обычно избирают один, наиболее любимый прием и проводят все удары только этим способом, не уделяя должного внимания другим техническим приемам нападения

13. Нападающий удар при доигрывании трудных мячей. Игроки располагаются в зонах 1 и 4. Тренер бросает мяч за пределы площадки так, чтобы игроку задней линии приходилось делать стремительные перемещения и выполнять верхнюю передачу на удар в зону 4 в трудных условиях..

14. Тоже, но расположение игроков в зонах 5 и 2.

15. Тренировка обманных ударов. С передачи партнеров игроки выполняют обманные удары из различных зон площадки .

Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:

- следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;

- обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;

- тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;

- в любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего;

- если нападающий решил сделать откидку, то все его предыдущие действия должны убедить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он;

- откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок .

В своей статье В.В.Каменев  говорит, что при выполнении нападающего удара целесообразна смена мест только между игроками соседних зон. При всех сменах мест игрок, перемещающийся к мячу для передачи или нападающего удара, должен иметь свободную зону для прохода, так как ему необходимо наблюдать за мячом и действиями соперников.

 Рекомендуются упражнения для изучения и совершенствования техники выполнения блока:

а) имитация движений при выполнении блока на месте и после перемещения;

б) то же у стены и у сетки;

в) броски мяча двумя руками через сетку (обратить внимание на работу кистей, осуществляющих движение вниз).

        Упражнения с партнером:

а) игроки располагаются парами по обе стороны сетки, одновременно прыгают и ударяют друг друга по кистям над сеткой;

б) партнер имитирует нападающий удар с собственного подбрасывания, другой выполняет блок, причем вначале партнеры договариваются, в каком направлении будет выполняться удар; далее удар выполняют в разных направлениях, неизвестных блокирующему игроку.

Упражнение с двумя партнерами; нападающий удар выполняется из зоны 4 с передачи игрока из зоны 3 (4-3-4), игрок на другой стороне выполняет блок; то же из зон 2, 3 .

        При обучении блокированию следует обратить внимание занимающихся на правильный выбор места для отталкивания при прыжке, своевременный прыжок и вынос рук над сеткой.

Занимающимся следует рекомендовать закрывать основное направление полета мяча при прямом нападающем ударе: при ударе из зоны 4 - это зона 5, при ударе из зоны 2 - зона 1. Чтобы преградить путь мячу в основном направлении, блокирующий должен находиться на пути нападающего при прямом ударе. Иными словами, если бы нападающий после приземления продолжал двигаться в том же направлении, то он на своем пути встретил бы блокирующего. При нападающем ударе из зоны 4 блокирующий находится немного слева от мяча и руки располагает слегка влево; при ударе из зоны 2 блокирующий делает то же, располагаясь, справа от мяча . Парируя удар, блокирующий не выключается из игры, а стремится осуществить само страховку.

Начиная обучению постановки блока, следует обратить внимание на то, что новички в момент удара инстинктивно закрывают глаза и, естественно, не видят куда летит мяч. Для того чтобы устранить этот недостаток, рекомендуется начинать обучение с блокирования мяча, перебрасываемого через сетку в заранее обусловленное место; затем упражняться в блокировании мяча, перебрасываемого в неизвестных направлениях; после чего блокировать мячи, посылаемые в определенном направлении слабыми и сильными ударами. И только после этого можно начинать соревнование между нападающими и блокирующими. Параллельно с эти следует работать над развитием прыжковой  выносливости, многократно выполняя  прыжки с выносом рук над сеткой .

Описанная методика используется и при обучении групповому блокированию. Здесь внимание следует акцентировать  на согласованности действий двух или трех блокирующих.

    Примерные упражнения для обучения и совершенствования блока .

1.      Игрок стоит на возвышении у сетки и держит мяч над верхним краем ее на расстоянии 5 - 10 см. На противоположной стороне партнер имитирует блокирование, прикасаясь ладонями к мячу.

2.      То же, но при опускании после блокирования повернуться лицом в сторону своей площадки.

3.      Игроки стоят в зонах 4, 2, 3; в первых двух - у самой боковой линии. По команде тренера игрок из зоны 3 перемещается к игроку зоны 2 и вместе с ним имитирует блокирование. То же, но с игроком зоны 4. Обратить внимание на быстрое перемещение, обязательную паузу и одновременность прыжков партнеров.

4.      Игроки стоят в зонах 4, 3, 2. Игрок зоны 3 перемещается в зону 2 и после имитации блокирования возвращается на место. Затем игрок зоны 2 перемещается  в зону 3 и после имитации блокирования также возвращается на место. В это время игрок зоны 3 перемещается  в зону4, имитирует вместе с игроком этой зоны блокирование и т.д. Упражнение может выполняться в обе стороны по несколько раз.

5.      Игроки стоят на прежних исходных позициях. По сигналу тренера (лучше зрительному) игроки зон 3 и 2  перемещаются навстречу друг другу в точку, заранее обусловленную или указанную тренером по ходу выполнения упражнения. Сойдясь вместе, игроки после паузы имитируют блокирование.

6.      Упражнения те же, но при имитации блока мячи набрасываются с противоположной стороны. Блокирующие, пользуясь правом переноса рук, отбивают мячи обратно. Следить, чтобы блокирующие, отбивая мяч, не касались сетки руками, но обязательно переносили руки через сетку.

7.      Блокирующие стоят в зонах 2 и 4. Партнеры имитируют нападающий удар с переводом: в зоне 4 - влево, в зоне 2 - вправо. Блокирующие должны поставить блок, соответственно развернув ладони. При ударе из зоны 4 внутрь разворачивается ладонь правой руки, из зоны 2 - левой.

8.      Из практики известно, что при блокировании большую роль играет вестибулярная устойчивость. Установлено, что игроки с хорошей вестибулярной  устойчивостью при блокировании таких ошибок, как переступание  средней линии, касание сетки, столкновение с партнерами, почти не допускают.  

Страхует блокирующих и нападающих игроков в первую очередь игрок зоны 6. Страховку осуществляют и игроки зоны 2,3 или 4, не участвующие  в блоке. И, наконец, существует самостраховка. Начинающих волейболистов полезно научить подстраховывать своих партнеров при передачах, приемах подачи и т. д. Подстраховывающий игрок находится в средней стойке и стремиться занять  на площадке такое место, чтобы ему было удобно контролировать как можно большую часть площадки. Если нападающий удар или блокирование не состоялись, то подстраховывающий игрок возвращается на исходную позицию, в сою зону. Ценным качеством подстраховывающего является умение принять мяч ми выполнить передачу наиболее рациональным способом, а иногда и сразу нападающему на удар.

Тактика защитных действий состоит в умении игроков точно и своевременно выбирать место для приема мяча. Расположение защитников и страхующих игроков в обороняющейся команде определяется системой игры в защите и зоной, откуда соперник осуществляет атаку.

При защитных действиях по системе углом вперед игрок зоны 3 ставит блок, а игрок зоны 6 располагается в 2,5 - 3 м от сетки и осуществляет страховку блокирующего, игрок зон 1, 2, 5 и 4 защищаются .При групповом блокировании игрок зоны 6 страхует зону блокирующих, а игрок передней линии, не участвующий в блоке, например, зоны 4 и игроки зон 1 и 5 играют в защите .

         

Список использованной литературы

  1. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287с.

  1. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. ФИС, 2004. - №4. - С. 26.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. . Гаврилов, М.С. Несколько советов блокирующим / М.С. Гаврилов. - (http://fivb.narod.ru/advbl.html).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение техники нападающего удара и блокирования в 9 классе

Нападающий удар – это, пожалуй,  самое привлекательное в технике игры в волейбол. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. ...

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Нападающий удар и блокирование в волейболе. Передача мяча сверху для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Нападающий удар и блокирование в волейболе. Передача мяча сверху для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ре...

Нападающий удар и блокирование в волейболе

В данной презентации рассматривается техника нападающего удара и блокирования в волейболе....

Нападающий удар и блокирование в волейболе

В данной презентации рассмотрены техники нападающего удара и блокирования в волейболе...

Конспект урока на тему: "Совершенствование техники нападающего удара. Техника блокирования нападающих ударов, страховка..", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (10кл)

Конспект урока на тему: "Совершенствование техники нападающего удара. Техника блокирования нападающих ударов, страховка..", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (10кл)...

Технологическая карта мастер-класса «Использование специального спортивного тренажера при обучении и совершенствовании нападающего удара»

Обучения нападающего удара в волейболе с использованием специального спортивного тренажера....