Дневник самоконтроля. Дистанционное обучение по физической культуре.
методическая разработка по физкультуре

Чигилейчик Лада Юрьевна

Дистанционное обучение по физической культуре.

Дневник самоконтроля. Методика проведения тестов и оценка результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_samokontrolya_po_fizicheskoy_kulture.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение по физической культуре.

Автор: учитель физической культуры МОУ СОШ № 80 г.Сочи Чигилейчик Лада Юрьевна

Дневник самоконтроля

месяц

апрель

май

дата

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

показатели

1

ЧСС  утром

2

Рост ( на данный момент)

3

Вес ( по возможности)

4

Настроение

5

Аппетит

6

Сон

7

Болевые ощущения

8

Проба Штанге 

9

Ортостатическая проба

10

Клиностатическая проба

11

Проба Ромберга

12

Домашнее задание ( количество раз за день)

12.1

Количество приседаний

12.2

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

12.3

«Планка» (сек.)

12.4

Поднимание туловища из положения лежа

12.5

Подтягивание( у кого есть возможность)


Проба Ромберга

1-4 классы- испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены.

5-8 классы- испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены.

9-11 классы-исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Проба Мартинэ – Кушелевского

Методика проведения: в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений за 10 сек. Затем выполняется 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. После выполнения нагрузки – сесть на стул и в течение каждой из 3-х минут восстановительного периода регистрировать показатели пульса за первые 10 сек.

Проба Генчи

Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Регистрируется время задержки дыхания после максимального выдоха.

Проба Штанге

Методика проведения: исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.

Теппинг – тест

Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».

Посчитать количество точек в каждом квадрате.

Клиностатическая проба

Методика проведения: производят подсчет пульса в положении стоя за 15 секунд (после 5 –ти минутной адаптации в положении стоя). Затем испытуемый ложится и у него опять определяют пульс в течение 15 секунд после смены положения тела.

Ортостатическая проба

Методика проведения: Тест следует проводить до еды, лучше всего утром, необходимо проводить в одно и тоже время.

Лежать в течении не менее 5 минут, а затем медленно подняться на ноги.

Во время проведения исследования трижды измеряется пульс:

1=в горизонтальном положении тела,

2-при подъёме на ноги или перемещении стола в вертикальное положение,

3-через три минуты после перехода в вертикальное положение.


Методика проведения тестов и оценка результатов

Методика проведения ортостатической пробы:

Тест следует проводить до еды, лучше всего утром, необходимо проводить в одно и тоже время.

Лежать в течении не менее 5 минут, а затем медленно подняться на ноги.

Во время проведения исследования трижды измеряется пульс:

1=в горизонтальном положении тела,

2-при подъёме на ноги или перемещении стола в вертикальное положение,

3-через три минуты после перехода в вертикальное положение.

Оценка результатов

На основании значений частоты сердечных сокращений и их разницы делаются выводы о функциональном состоянии сердечно-сосудистый системы.

Норма — учащение пульса не более чем на 20 ударов в минуту. Допустимо снижение верхнего давления (систолического), а также незначительное повышение нижнего (диастолического) — до 10 мм рт. ст.

Клиностатическая проба

Методика проведения: производят подсчет пульса в положении стоя за 15 секунд (после 5 –ти минутной адаптации в положении стоя). Затем испытуемый ложится и у него опять определяют пульс в течение 15 секунд после смены положения тела.

Оценка результатов: при нормальной активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при переходе из вертикального в горизонтальное положение пульс замедляется на 4–12 ударов в минуту. Урежение более чем на 12 ударов указывает на повышенную возбудимость парасимпатической иннервации.

Теппинг – тест позволяет определить максимальную частоту движений кисти.

Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».

Оценка результатов: для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений более 70 за 10 секунд. У спортсменов, тренирующих качество быстроты и ловкости, максимальная частота больше, чем у спортсменов, работающих над выносливостью. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Увеличение частоты движений во 2-м и 3-м квадратах свидетельствует о замедлении процессов врабатывания. Ступенчатое возрастание частоты до нормального уровня и выше говорит о недостаточной лабильности двигательной сферы.

Проба Штанге: измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.

Методика проведения : исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. При этом плотно закрывают рот и зажимают нос пальцами. Регистрируют время задержки дыхания.

Оценка пробы: средние величины пробы Штанге для женщин – 40-45 сек, для мужчин – 50-60 сек, для спортсменок – 45-55 сек и более, для спортсменов – 65-75 сек и более. Для детей (по данным Язловецкого В.С., 1991г.) 7-11 лет – 30-35 сек, 12-15 лет – 40-45 сек, 16-17 лет – 45-50 сек. По данным Тихвинского С.Б. отличаются почти в 1,5-2 раза.

С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей) как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.

Проба Генчи: регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха.

Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом пальцами носе и плотно закрытом рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.

Оценка пробы: в норме у здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-40сек (на 40-50% меньше показателей пробы Штанге). Спортсмены способны задержать дыхание на 40 -60 сек и более. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

По величине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне обменных процессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии.

Пробу Мартинэ – Кушелевского проводят при массовых профилактических осмотрах, этапном врачебном контроле физкультурников и спортсменов массовых разрядов, а также в группах здоровья и ЛФК.

Методика проведения: в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений (по 10-ти сек отрезкам) и измеряют артериальное давление. Затем обследуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. После выполнения нагрузки обследуемый садится и у него в течение каждой из 3-х минут восстановительного периода регистрируются показатели пульса за первые и последние 10 сек, а в промежутке между 11 и 49 сек измеряется артериальное давление.

Оценивают пробу по приросту пульса (П) и пульсового давления (ПД), а также по характеру и времени восстановления. В норме прирост пульса и пульсового давления должен быть синхронным и составляет 25–80%, время восстановления не более 3 минут. Прирост пульса и пульсового давления определяют по формуле:

П- П1

Прирост П = --------------х 100%, где

П1

П1 – пульс до нагрузки (за 10 сек)

П2 – пульс за первые 10 сек первой минуты восстановления

ПД- ПД1

Прирост ПД = ------------------х 100%, где ПД1

ПД1 – пульсовое давление до нагрузки,

ПД2 - пульсовое давление на первой минуте восстановления.

В приложениях 1 и 2 приведены проценты прироста пульса и пульсового давления на 1-й минуте восстановления после выполнения физической нагрузки.

В таблице  приведены реакции сердечно – сосудистой системы на данную пробу.

Таблица  - «Реакции сердечно – сосудистой системы на пробу Мартинэ– Кушелевского»

Оценка

реакции

Пульс

АД

Время восстаов-ления пульса и АД (мин)

В покое (10 сек)

После пробы

(за1-е. 10 сек)

Прирост

(%)

Систолическое

Диастолическое

Пульсовое

Благоприятная

10-12

15-18

25-50

От +10

до+20

-20

1-2

Допустимая

13-15

20-23

51-75

От +25

до + 40

-10-20

2-4

Неблагоприятная

>15

Слабый

Аритмия

30-35

≥80

↓ или не изме-няется

↑ или не изме-няется

≥5

Оценку пробы по изменению пульса и артериального давления можно проводить путем расчета показателя качества реакции (ПКР) сердечно – сосудистой системы на нагрузку.

ПД2 – ПД1

ПКР = ---------------------, где П– П1

ПД1 – пульсовое давление до нагрузки

ПД2 – пульсовое давление на первой минуте восстановления

П1 – пульс до нагрузки (за мин)

П2 – пульс на первой минуте восстановления (за мин)

Нормальное значение ПКР составляет от 0,5 до 1,0. Отклонения в ту или иную сторону расценивают как признак ухудшения функционального состояния сердечно – сосудистой системы.

Проба Ромберга (простая и усложненные)

При изучении координационной функции нервной системы используют статические и динамические координационные пробы.

Для оценки статической координации применяется простая и усложненные пробы Ромберга.

При выполнении простой пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Следует отметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендуют использовать усложненные пробы (проба Ромберга 2 и 3).

Проба Ромберга - 2: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга - 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста (таблица 1). У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.

Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.Синякову)

Возраст (годы)

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Время

устойчивости (сек)

13

16

21

24

28

30

36

44

48

50

52

51

53

Проба Ромберга -3: исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

Твердая устойчивость позы более 15 сек при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как «хорошо»; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 сек - «удовлетворительно»; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 сек - «неудовлетворительно». Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывают на нарушение координации.

Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой

От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...

Дистанционные уроки по физической культуре.

Дистанционные уроки! Самостоятельная работа ученика с изложенным материалом, овладение теоретическими знаниями по предмету....

Дистанционное обучение по физической культуре

Урок  для дистанционного обучения в 3 - 11 классах...

Дистанционное обучение по физической культуре для старших классов.

Предлагаю Вашему вниманию пример заданий по физической культуре. Раздел "Легкая атлетика". 3 темы: "Беговые дистанции и ходьба", "Метание", "Прыжки".После каждо...

Доклад на тему: "Дистанционное обучение по физической культуре".

В связи со сложившейся ситуацией в стране, всем образовательным учреждениям пришлось переходить на дистанционное обучение. Поэтому на сегодняшний день это самая актуальная тема, для всех кто связан с ...

Баскетбол. Презентация к дистанционному уроку по физической культуре

Баскетбол. Презентация к дистанционному уроку по физической культуреИстория возникновения. Интересные факты об игре. Правила и судейство. Об этом в короткой,но информативной презентации....

Прямой нападающий удар в волейболе. Сценарий для дистанционного урока по физической культуре в 10-11 классах

Прямой нападающий удар в волейболе. Сценарий для дистанционного урока физической культуры 10-11  классы....