Дневник самоконтроля. Дистанционное обучение по физической культуре.
методическая разработка по физкультуре
Дистанционное обучение по физической культуре.
Дневник самоконтроля. Методика проведения тестов и оценка результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_samokontrolya_po_fizicheskoy_kulture.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение по физической культуре.
Автор: учитель физической культуры МОУ СОШ № 80 г.Сочи Чигилейчик Лада Юрьевна
Дневник самоконтроля
№ | месяц | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дата | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||||||||||||
показатели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ЧСС утром | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Рост ( на данный момент) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Вес ( по возможности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Настроение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Аппетит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Сон | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Болевые ощущения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Проба Штанге | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Ортостатическая проба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Клиностатическая проба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Проба Ромберга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Домашнее задание ( количество раз за день) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.1 | Количество приседаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.2 | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.3 | «Планка» (сек.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.4 | Поднимание туловища из положения лежа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.5 | Подтягивание( у кого есть возможность) |
Проба Ромберга
1-4 классы- испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены.
5-8 классы- испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены.
9-11 классы-исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.
Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.
Проба Мартинэ – Кушелевского
Методика проведения: в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений за 10 сек. Затем выполняется 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. После выполнения нагрузки – сесть на стул и в течение каждой из 3-х минут восстановительного периода регистрировать показатели пульса за первые 10 сек.
Проба Генчи
Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Регистрируется время задержки дыхания после максимального выдоха.
Проба Штанге
Методика проведения: исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.
Теппинг – тест
Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».
Посчитать количество точек в каждом квадрате.
Клиностатическая проба
Методика проведения: производят подсчет пульса в положении стоя за 15 секунд (после 5 –ти минутной адаптации в положении стоя). Затем испытуемый ложится и у него опять определяют пульс в течение 15 секунд после смены положения тела.
Ортостатическая проба
Методика проведения: Тест следует проводить до еды, лучше всего утром, необходимо проводить в одно и тоже время.
Лежать в течении не менее 5 минут, а затем медленно подняться на ноги.
Во время проведения исследования трижды измеряется пульс:
1=в горизонтальном положении тела,
2-при подъёме на ноги или перемещении стола в вертикальное положение,
3-через три минуты после перехода в вертикальное положение.
Методика проведения тестов и оценка результатов
Методика проведения ортостатической пробы:
Тест следует проводить до еды, лучше всего утром, необходимо проводить в одно и тоже время.
Лежать в течении не менее 5 минут, а затем медленно подняться на ноги.
Во время проведения исследования трижды измеряется пульс:
1=в горизонтальном положении тела,
2-при подъёме на ноги или перемещении стола в вертикальное положение,
3-через три минуты после перехода в вертикальное положение.
Оценка результатов
На основании значений частоты сердечных сокращений и их разницы делаются выводы о функциональном состоянии сердечно-сосудистый системы.
Норма — учащение пульса не более чем на 20 ударов в минуту. Допустимо снижение верхнего давления (систолического), а также незначительное повышение нижнего (диастолического) — до 10 мм рт. ст.
Клиностатическая проба
Методика проведения: производят подсчет пульса в положении стоя за 15 секунд (после 5 –ти минутной адаптации в положении стоя). Затем испытуемый ложится и у него опять определяют пульс в течение 15 секунд после смены положения тела.
Оценка результатов: при нормальной активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при переходе из вертикального в горизонтальное положение пульс замедляется на 4–12 ударов в минуту. Урежение более чем на 12 ударов указывает на повышенную возбудимость парасимпатической иннервации.
Теппинг – тест позволяет определить максимальную частоту движений кисти.
Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».
Оценка результатов: для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений более 70 за 10 секунд. У спортсменов, тренирующих качество быстроты и ловкости, максимальная частота больше, чем у спортсменов, работающих над выносливостью. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Увеличение частоты движений во 2-м и 3-м квадратах свидетельствует о замедлении процессов врабатывания. Ступенчатое возрастание частоты до нормального уровня и выше говорит о недостаточной лабильности двигательной сферы.
Проба Штанге: измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.
Методика проведения : исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. При этом плотно закрывают рот и зажимают нос пальцами. Регистрируют время задержки дыхания.
Оценка пробы: средние величины пробы Штанге для женщин – 40-45 сек, для мужчин – 50-60 сек, для спортсменок – 45-55 сек и более, для спортсменов – 65-75 сек и более. Для детей (по данным Язловецкого В.С., 1991г.) 7-11 лет – 30-35 сек, 12-15 лет – 40-45 сек, 16-17 лет – 45-50 сек. По данным Тихвинского С.Б. отличаются почти в 1,5-2 раза.
С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей) как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.
Проба Генчи: регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха.
Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом пальцами носе и плотно закрытом рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.
Оценка пробы: в норме у здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-40сек (на 40-50% меньше показателей пробы Штанге). Спортсмены способны задержать дыхание на 40 -60 сек и более. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.
По величине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне обменных процессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии.
Пробу Мартинэ – Кушелевского проводят при массовых профилактических осмотрах, этапном врачебном контроле физкультурников и спортсменов массовых разрядов, а также в группах здоровья и ЛФК.
Методика проведения: в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений (по 10-ти сек отрезкам) и измеряют артериальное давление. Затем обследуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. После выполнения нагрузки обследуемый садится и у него в течение каждой из 3-х минут восстановительного периода регистрируются показатели пульса за первые и последние 10 сек, а в промежутке между 11 и 49 сек измеряется артериальное давление.
Оценивают пробу по приросту пульса (П) и пульсового давления (ПД), а также по характеру и времени восстановления. В норме прирост пульса и пульсового давления должен быть синхронным и составляет 25–80%, время восстановления не более 3 минут. Прирост пульса и пульсового давления определяют по формуле:
П2 - П1
Прирост П = --------------х 100%, где
П1
П1 – пульс до нагрузки (за 10 сек)
П2 – пульс за первые 10 сек первой минуты восстановления
ПД2 - ПД1
Прирост ПД = ------------------х 100%, где ПД1
ПД1 – пульсовое давление до нагрузки,
ПД2 - пульсовое давление на первой минуте восстановления.
В приложениях 1 и 2 приведены проценты прироста пульса и пульсового давления на 1-й минуте восстановления после выполнения физической нагрузки.
В таблице приведены реакции сердечно – сосудистой системы на данную пробу.
Таблица - «Реакции сердечно – сосудистой системы на пробу Мартинэ– Кушелевского»
Оценка реакции | Пульс | АД | Время восстаов-ления пульса и АД (мин) | ||||
В покое (10 сек) | После пробы (за1-е. 10 сек) | Прирост (%) | Систолическое | Диастолическое | Пульсовое | ||
Благоприятная | 10-12 | 15-18 | 25-50 | От +10 до+20 | -20 | ↑ | 1-2 |
Допустимая | 13-15 | 20-23 | 51-75 | От +25 до + 40 | -10-20 | ↑ | 2-4 |
Неблагоприятная | >15 | Слабый Аритмия 30-35 | ≥80 | ↓ или не изме-няется | ↑ или не изме-няется | ↓ | ≥5 |
Оценку пробы по изменению пульса и артериального давления можно проводить путем расчета показателя качества реакции (ПКР) сердечно – сосудистой системы на нагрузку.
ПД2 – ПД1
ПКР = ---------------------, где П2 – П1
ПД1 – пульсовое давление до нагрузки
ПД2 – пульсовое давление на первой минуте восстановления
П1 – пульс до нагрузки (за мин)
П2 – пульс на первой минуте восстановления (за мин)
Нормальное значение ПКР составляет от 0,5 до 1,0. Отклонения в ту или иную сторону расценивают как признак ухудшения функционального состояния сердечно – сосудистой системы.
Проба Ромберга (простая и усложненные)
При изучении координационной функции нервной системы используют статические и динамические координационные пробы.
Для оценки статической координации применяется простая и усложненные пробы Ромберга.
При выполнении простой пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.
Следует отметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендуют использовать усложненные пробы (проба Ромберга 2 и 3).
Проба Ромберга - 2: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга - 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста (таблица 1). У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.
Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.Синякову)
Возраст (годы) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Время устойчивости (сек) | 13 | 16 | 21 | 24 | 28 | 30 | 36 | 44 | 48 | 50 | 52 | 51 | 53 |
Проба Ромберга -3: исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.
Твердая устойчивость позы более 15 сек при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как «хорошо»; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 сек - «удовлетворительно»; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 сек - «неудовлетворительно». Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывают на нарушение координации.
Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой
От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...
Дистанционные уроки по физической культуре.
Дистанционные уроки! Самостоятельная работа ученика с изложенным материалом, овладение теоретическими знаниями по предмету....
Дистанционное обучение по физической культуре
Урок для дистанционного обучения в 3 - 11 классах...
Дистанционное обучение по физической культуре для старших классов.
Предлагаю Вашему вниманию пример заданий по физической культуре. Раздел "Легкая атлетика". 3 темы: "Беговые дистанции и ходьба", "Метание", "Прыжки".После каждо...
Доклад на тему: "Дистанционное обучение по физической культуре".
В связи со сложившейся ситуацией в стране, всем образовательным учреждениям пришлось переходить на дистанционное обучение. Поэтому на сегодняшний день это самая актуальная тема, для всех кто связан с ...
Баскетбол. Презентация к дистанционному уроку по физической культуре
Баскетбол. Презентация к дистанционному уроку по физической культуреИстория возникновения. Интересные факты об игре. Правила и судейство. Об этом в короткой,но информативной презентации....
Прямой нападающий удар в волейболе. Сценарий для дистанционного урока по физической культуре в 10-11 классах
Прямой нападающий удар в волейболе. Сценарий для дистанционного урока физической культуры 10-11 классы....