Примерный комплекс лечебной гимнастики при болезни сердца
методическая разработка по физкультуре
Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_profilaktiki_serdechno_sosudistyh.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиологические основы физических упражнений
При заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, пороки сердца, ишемическая болезнь, стенокардия, ревмокардит, миокардит и др.) оздоровительная (адаптивная) физическая культура используется с целью общего укрепления организма, улучшения деятельности центральной нервной системы, сердечно сосудистой и дыхательной систем, нормализации моторно-сосудистых рефлексов, сосудистого тонуса, улучшения обмена веществ. Подбор комплексов зависит от стадии развития заболевания и возраста занимающихся. Общим требованием к методике занятий является сочетание общеразвивающих (рекреативных) упражнений и специальных (реабилитационных) в сочетании с упражнениями дыхательной гимнастики. Общеразвивающие упражнения при постепенном повышении нагрузки (до пульса 10-120 уд/мин) способствует укреплению мышц сердца, улучшению кровоснабжения (миокарда), эластичности стенок сосудов. При активных сокращениях скелетных мышц (сдавливания вен) улучшается венозное кровообращение, усиливается «мышечный насос», усиливаются окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ. За время занятий физическими упражнениями учащается пульс, повышается артериальное давление, увеличивается количество циркулирующей крови, усиливается капиллярная циркуляция крови.
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запас, и сердечнососудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркуляции крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д. При коротких скоростных и силовых упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни. Вместе с тем, физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т.д.) и при условии небольшой реакции на них со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, быстротой движения в отдельных мышечных группах. Такие упражнения оказывают благоприятное влияние при наличии гипотонии. При сердечнососудистой патологии могут широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове и т.п.).
Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений. Признаками перенапряжения сердечно-сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, одышка, побледнение и т.п.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследование. Признаками улучшения состояния сердечнососудистой системы в процессе занятий являются улучшения самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение величины реакции сердечно-сосудистой системы (пульса, АД) в ответ на стандартную нагрузку, стабильные пульс и АД в покое. При значительном улучшении реакции на физическую нагрузку возможен перевод учащегося для занятий в подготовительной группе, но не ранее чем через 1-2 года после острого ревматического процесса или 1/2-1 год после перенесенного инфекционного заболевания. Последующий перевод в основную группу при сердечно-сосудистых заболеваниях чаще всего невозможен. Физическая культура при артериальной гипертензии (АГ) Как показывает опыт многих авторов, наиболее эффективны для лечения АГ и профилактики гипертонической болезни физические упражнения, способствующие развитию аэробной производительности, т.е. общей выносливости. В качестве аэробных нагрузок, воспитывающих общую выносливость рекомендуется применять циклические. Многократно повторяющиеся ациклические и смешанные упражнения, которые выполняются в динамическом и статическом режимах при соотношении 90:10%. Физические нагрузки должны быть интенсивными. Так, в подготовительном периоде годового цикла занятий ФК следует давать нагрузки, вызывающие учащение пульса до 130-140 уд/мин., в основном – до 160-165 уд/мин. При этом должны широко использоваться подвижные игры и элементы спортивных игр. В занятия ФК обязательно включать дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и упражнения для профилактики нарушений осанки
Комплекс физических упражнений
Все упражнения должны выполняться свободно, с полной амплитудой, без задержки дыхания и натуживания. Эффективно проведение лечебной гимнастики в сочетании с массажем головы и «воротничковой зоны». Комплексы могут выполнять в положении стоя, сидя, лежа, с предметами и без предметов (мяч, обруч, гимнастическая палка), желательно при музыкальном оформлении. Не желательно резкое изменение темпа и статические длительные напряжения.
Примерный комплекс лечебной гимнастики при гипертонической болезни
1. ИП: сидя.
Дыхание под контролем рук, полное и глубокое. Повторить 6-8 раз.
2. ИП: основная стойка.
Руки вверх, одну ногу назад - ВДОХ, вернуться в ИП - Выдох. Повторить 3-4 раза каждой ногой попеременно.
3. ИП: стоя, ноги слегка расставлены.
Присесть, опираясь на стул - ВЫДОХ. Повторить 6-8 раз.
4. ИП: стоя, руки в стороны сжаты в кулак.
Согнуть руки над плечами с небольшим напряжение - ВЫДОХ. Повторить 10-20 раз.
5. ИП: руки на бедрах.
Выставление согнутой ноги вперед - ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз каждой ногой.
6. ИП: ноги врозь, руки в стороны.
Поворот туловища вправо и влево попеременно - ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
7. ИП: сидя.
Глубокое дыхание под контролем рук. Повторить 4-8 раз.
8. ИП: стоя, руки на бедрах.
Наклон туловища вправо и влево попеременно. Руки скользят вдоль тела -ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
9. ИП: ноги врозь, руки к плечам.
«Удары» руками вверх попеременно. Дыхание произвольное. Повторить 10-15 раз каждой рукой.
10. ИП: ноги врозь, руки на бедрах.
Слегка наклонить туловище вперед - выдох. Вернуться в ИП. Повторить 4-8 раз.
Примерный комплекс лечебной гимнастики при гипертонической болезни II стадии
1. ИП: сидя на стуле.
Руки в стороны - ВДОХ. ИП - ВЫДОХ. 4-5 раз.
2. ИП: то же.
Руки к плечам, локти в стороны. Вращение рук в плечевых суставах в разные стороны 12-16 раз. Дыхание произвольное.
3. ИП: сидя на стуле, ноги выпрямлены вперед, пятки на полу. Вращение стоп 6-8 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
4. ИП: сидя на стуле.
Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левой рукой коснуться спинки стула справа - ВЫДОХ, ИП - ВДОХ.
То же в другую сторону. По 4-6 раз в каждую сторону.
5. ИП: то же.
Правая нога выпрямлена вперед, левая согнута в коленном суставе. Смена положений ног 8-12 раз. Дыхание произвольное.
6. ИП: сидя на краю стула, облокотившись на спинку, ноги выпрямлены вперед, правая рука на груди, левая на животе.
Диафрагмально-грудное дыхание 3-4 раза.
7. ходьба обычная и с высоким подниманием коленей 1-1.5 минуты.
8. ИП: основная стойка.
Расслабленное потряхивание мышц ног, 2-3 раза каждой ногой.
9. ИП: то же. Поднимание на ноги, руки скользят по туловищу к подмышечным
впадинам - вдох, И.П. -выдох.
10. ИП: стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Перенести тяжесть тела на одну ногу, сгибая ее в коленном суставе, одноименную руку в сторону - вдох, И.П. -выдох. 4-6 раз в каждую сторону.
11. ИП: то же. Наклон вправо, левую руку за голову - вдох. И.П. - выдох. 4-6 раз в каждую сторону.
12. ИП: стоя, одной рукой держась за спинку стула. Махи ногой вперед-назад с расслаблением мышц ноги, 5-8 раз каждой ногой.
13. Ходьба 1-1,5 минут.
14. ИП: лежа на спине с высоким изголовьем, правая рука на груди, левая на животе. Диафрагмально-грудное дыхание 4-6 раз.
15. ИП: лежа на спине. Согнуть ногу в коленном суставе и подтянуть ногу к животу - выдох. И.П. - выдох. 8-10 раз каждой ногой.
16. ИП: то же. Сгибание ног в локтевом суставе, с одновременным сжиманием пальцев в кулак и сгибанием стоп - вдох, И.П. - выдох. 8-12 раз.
17. ИП: то же. Поочередное поднимание ног. 6-8 раз каждой ногой, дыхание произвольное.
18. ИП: то же, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах с опорой стопами. Расслабленное потряхивание мышцами ног, 20-30 секунд.
19. ИП: лежа на спине. Поднимание и отведение ноги в сторону, 6-8 раз каждой ногой. Дыхание произвольное.
20. Повторение упражнения 14.
21. ИП: лежа на спине. 1 - правую руку на пояс, левую к плечу, 2 - И.П., 3 -левую руку на пояс, правую к плечу, 4 - И.П., 5 - правую руку на пояс, левую ногу согнуть, 6 - И.П., 7 - левую руку на пояс, правую ногу согнуть, 8 - И.П.. 4-5 раз.
22. ИП: то же. Закрыть глаза, расслабить мышцы правой руки, затем левой руки. 1-2 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Болезни сердца"
Презентация поможет познакомить учащихся с распространёнными болезнями сердца и профилактикой этих заболеваний....
Комплексы лечебной гимнастики
Комплексы упражнений при различных заболеваниях...
Комплекс упражнений лечебной гимнастики
3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оценка функционального состояния организма сог...
3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания
Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...
Примерные комплексы гимнастики перед уроками.
комплекс упражнений...
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет
Для развития артикуляционной гимнастики....
«Методические разработки» Рекомендации по лечебной гимнастике для детей с нарушением осанки и начальной степенью сколиотической болезни.
В современных условиях школа призвана обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, здоровья, запросов и потребностей самого ребенка,...