Инновационный компонент профессиональной деятельности учителя физической культуры.
статья по физкультуре (11 класс)
Средняя общеобразовательная школа № 577 с углубленным изучением английского языка является школой полного дня пребывания: здесь ребенок живет и учится в комфортном режиме, гармонично чередуя урочную и внеурочную деятельности, экскурсии и подготовку домашних заданий, спортивные игры на свежем воздухе и работу на компьютере.Поэтому учебный предмет "Физическая культура" изначально выступает обязательным компонентом здровьесберегающей среды школы и связан с такими направлениями деятельности школы как гигиенические и эстетические требования к рабочему месту обучающегося, сбалансированное питание, возможность индивидуального диетического питания, работа многопрофильного медицинского центра, в котором для детей проводится массаж, кварцевание, физиотерапевтические процедуры, обязательное посещение бассейна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы и инновационный компонент профессиональной деятельности учителя физической культуры ГАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 577 с углубленным изучением английского языка" Красногвардейского района Санкт-Петербурга Кожокин Руслан Викторович |
Приоритет физического воспитания подрастающего поколения в нашем обществе обусловлен появлением проэкта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, разработанного во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года № Пр-756. В настоящее время он является программной и нормативной основой развития физического воспитания граждан России. В нем сказано, что физическая культура, являясь частью общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в процессе получения образования, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Структура Комплекса включает следующие ступени:
I ступень "Играй и двигайся": 6-8 лет (1-2 классы).
II ступень "Стартуют все": 9-10 лет (3-4 классы).
III ступень "Смелые и ловкие": 11-12 лет (5-6 классы).
IV ступень "Олимпийские надежды": 13-15 лет (7-9 классы).
V ступень "Сила и нация": 16-17 лет (10-11 классы).
В соответствии со "Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года" и Государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на период до 2020 года, доля обучающихся, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 80%.
Безусловная реализация этих задач развития физкультуры и спорта в современной школе сочетается с особенностями нашего образовательного учреждения. Средняя общеобразовательная школа № 577 с углубленным изучением английского языка является школой полного дня пребывания: здесь ребенок живет и учится в комфортном режиме, гармонично чередуя урочную и внеурочную деятельности, экскурсии и подготовку домашних заданий, спортивные игры на свежем воздухе и работу на компьютере. Учебная нагрузка обучающихся равномерно распределена в течение всего дня, разнообразные виды деятельности сменяют друг друга, что позволяет избежать перегрузки детей. Это чередование уроков с динамическими паузами, занятия в кружках, клубах и спортивных секциях, спортивно-оздоровительные и культурно-оздоровительные мероприятия, развивающая, игровая, досуговая деятельности. Поэтому учебный предмет "Физическая культура" изначально выступает обязательным компонентом здровьесберегающей среды школы и связан с такими направлениями деятельности школы как гигиенические и эстетические требования к рабочему месту обучающегося, сбалансированное питание, возможность индивидуального диетического питания, работа многопрофильного медицинского центра, в котором для детей проводится массаж, кварцевание, физиотерапевтические процедуры, обязательное посещение бассейна. Эта особенность расширяет цели учебной деятельности по предмету в направлении обеспечения условий для развития индивидуальности каждого обучающегося и формирования у них культуры здорового образа жизни.
В нашем образовательном учреждении реализуется учебная программа «Программы общеобразовательных учереждений физическая культура основная школа.Средняя(полная)школа:базовый и профильный уровни»(А.П.Матвеев). Содержание программы позволяет учитывать индивидуальные возможности ребенка, а вариативная часть программы ориентирована на конкретные условия образовательного учреждения. Сильной стороной программы, на наш взгляд, является ее воспитательный компонент, который знакомит учащихся с основами знаний о физической культуре, приемами закаливания, способами саморегуляции и самоконтроля.
В нашем образовательном учреждении на уроках по физической культуре мы стараемся не только решить проблему организации физической активности учащихся, но и профилактику возникновения гиподинамии и различных заболеваний, так как поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.
В связи с увеличение количества уроков физической культуры (3 часа в неделю) мы расширили образовательную среду школы, включив в нее занятия детей в бассейне и индивидуальные тренировки в спортивных секциях за пределами школы. Это позволило сбалансировать физическую нагрузку и сделать ее оптимальной для каждого ребенка. Отдельно мы оборудовали спортивный комплекс на территории школы, что позволило большее число занятий проводить на свежем воздухе. Уникальной особенностью среды нашей школы является обязательные занятия педагогов физической культурой. Пропаганда здорового образа жизни осуществляется в нашей школе как чествование индивидуальных достижений учащихся в спорте. На отдельной странице сайта нашей школы мы поздравляем победителей и участников различных соревнований по горным лыжам, конкуру, теннису.
Реализация учебной программы позволила изменить содержание уроков. Каждый урок строится как «индивидуальный маршрут здоровья». Для этого мы активно реализуем такие здоровьесбергающие технологии, как физкультурно-оздоровительные технологии. К таким технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного ученика от физически слабого. Вместе с тем, индивидуализация образовательного процесса дополняется технологиями кооперации, когда подготовленные физически учащиеся оказывают поддержку и помощь остальным детям.
С ноября 2013 года наша школа руководствуется принципом «Физкультура без освобожденных», предусматривающим обязательное участие всех детей в занятиях физической культуры. Для этого в содержание занятий введены элементы исследовательской, проектной и мониторинговой деятельности.
Комплексная физическая активность обучающихся нашей школы организуется по двум направлениям:
1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
Двигательная активность наших обучающихся складывается из ежедневной утренней зарядки в 8.20, ходьбы, подвижных перемен, пауз в режиме дня.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Наше учреждение является школой полного дня, поэтому у нас есть все условия для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей не только в урочное время, но и во внеурочное.
К основным мероприятиям здоровьесберегающей деятельности, которые мы реализуем, относятся:
- физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;
- просветительской работы с учениками по формированию культуры отношения к своему здоровью;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Наша школа является автономным образовательным учреждением, что предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Наши родители, как активные субъекты здоровьесберегающей деятельности школы, участвуют в спортивных мероприятиях, обеспечивают дополнительные занятия детей спортом и соблюдают здоровый образ жизни.
Высокая учебная нагрузка наших обучающихся сделала необходимым введение в методики обучения физической культуре обязательное использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физического комфорта учащихся. Поэтому на уроках физической культуры особое место мы отводим упражнениям физического развития обучающихся. Познавательный интерес поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий, проведением особого рода квест-соревнований.
К приоритетным целям организации занятий физической культуры, как части здоровьесберегающей среды нашей школы, мы относим:
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося (подбирается такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму и является щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составляется оптимальный уровень нагрузки.
2. Воспитание ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Для этого используются элементы культуры здоровьесберегающей среды школы, культуры здорового образа жизни в ученическом коллективе и активного участия семьи в процессе физического развития ребенка.
В качестве инновационного направления повышения качества физической культуры хотелось бы представить тему нашей работы «Навигатор здоровья в области физического воспитания». Это методический конструктор для учителя физической культуры, позволяющий разработать индивидуальный образовательный маршрут по предмету для ребенка, в соответствии с его физическими возможностями и медицинскими показателями. Интеграция направлений физического воспитания и медицинского сопровождения ребенка в нашей школе позволила разработать проект карты физического здоровья ребенка. Эта карта позволяет на основе медицинских показателей ребенка спроектировать индивидуальные рекомендации по физическому развитию ребенка в урочной и внеурочной деятельности. Для педагога по физической культуре в этой карте предлагаются критерии, позволяющие ему организовать индивидуальное физическое развитие ребенка с ориентацией на его здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А.
В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А....
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании....
Актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей физической культуры
Ответы по физической культуре, для аттестации педагогов школы....
Инновационная деятельность учителя физической культуры
Эта работа раскрывает современный подход к оцениванию учащихся, а также отражает инновационный подход в преподавании физической культуры....
Карта инновационной деятельности учителя физической культуры.
Карта инновационной деятельности при прохождении аттестации учителей физической культуры....
Методическая статья. Профессиональная деятельность учителя физической культуры
Учитель физкультуры учит правильно выполнять физические упражнения, помогает ребенку лучше заботиться о своем физическом здоровье. Ответственная работа с детьми, подразумевает психологические нагрузки...
Статья. Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры....