«Основные аспекты этапов многолетней спортивной деятельности на примере плавания».
статья по физкультуре
Общая цель, на реализацию которой направлена подготовка спортсмена, лишь в том случае приобретает практически конструктивное значение, если обеспечивается ее последовательная конкретизация в виде индивидуализированных целей и входящих в них относительно частных задач на основе знаний закономерностей спортивного совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Основные аспекты этапов многолетней спортивной деятельности на примере плавания». | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные аспекты этапов многолетней спортивной деятельности на примере плавания».
Общая цель, на реализацию которой направлена подготовка спортсмена, лишь в том случае приобретает практически конструктивное значение, если обеспечивается ее последовательная конкретизация в виде индивидуализированных целей и входящих в них относительно частных задач на основе знаний закономерностей спортивного совершенствования. В качестве основных аспектов конкретизации надо предусматривать следующие.
1. Аспекты, вытекающие из индивидуальной предрасположенности, спортивной специализации и общей жизненной ориентации. Понятно, что цели и детализирующие их задачи в процессе подготовки спортсмена необходимо конкретизировать применительно к данным исходной диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности, к направлению спортивной специализации. Когда же к исходу первой стадии многолетней спортивной деятельности появляются достаточные основания судить об индивидуальных перспективах спортивных достижений, конкретные цели в подготовке различных контингентов спортсменов обычно значительно дифференцируются в зависимости от того, выходят ли они в сферу спорта высших достижений или ограничивают свою спортивную деятельность рамками общедоступного, спорта.
Подготовительные цели должны сходиться в главном - в нацеленности на создание и оптимизацию предпосылок будущих достижений путем обеспечения общего подъема уровня функциональных возможностей организма, наиболее всестороннего выявления и развития индивидуальных способностей, формирования и совершенствования богатого индивидуального фонда спортивных умений и навыков. В дальнейшем в зависимости от фактически выявляющихся индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей, других причин и обстоятельств цели различных категорий спортсменов по их конкретной ориентированности на уровень спортивных результатов становятся все более неоднозначными. Остающиеся в сфере общедоступного спорта, осознают отдаленность демонстрируемых ими результатов от абсолютных спортивных достижений и раньше или позже вносят определенные ограничения как в соревновательные установки, так и в цели, фактически реализуемые в процессе спортивной подготовки. Спортсмены же, оказывающиеся в сфере спорта высших достижений, нацеливаются на предельную реализацию своих достиженческих возможностей на уровне, соизмеримом с абсолютными достижениями, соответственно концентрируясь в ней на том, что более всего способствует реализации такой цели.
2. Конкретизация целей во времени (в зависимости от времени их реализации, возраста, тренировочного и соревновательного стажа спортсмена). Разумеется, никакая цель не может быть реализована за время, объективно недостаточное для ее реализации. Отсюда и в спортивной подготовке при постановке целей необходимо так соотнести их со временем выполнения и так конкретизировать их, подразделив на парциальные (частичные) цели, задачи, чтобы выполнение их оказалось реально возможным в предусмотренные сроки. По отношению к протяженности этих сроков цели и задачи логично подразделять на долгосрочные (условно к ним можно отнести те, для реализации которых требуются многомесячные, годичные и более протяженные сроки), среднесрочные (реализуемые на протяжении месячных и близких к ним сроков) и краткосрочные (выполняемые в недельные, близкие к ним сроки и в отдельных занятиях).
Известно, что чем больше продолжительность предусматриваемого этапа или стадии подготовки, в расчете на который ставится общая цель, тем меньше вероятность, что подробно намеченные показатели достижения цели совпадут во всех деталях с действительными, то есть с теми, которые будут реально достигнуты со временем. Поэтому при постановке долгосрочных спортивно-подготовительных целей излишне сразу же детализировать их. Время выполнения долговременных спортивно-подготовительных целей обусловлено многими факторами. Основными из них являются:
- степень трудностей, с которыми сопряжено выполнение целей;
- закономерности возрастного формирования, созревания и последующего развития индивида и индивидуальные особенности его развития
- спортивный стаж, характер индивидуально складывающейся системы спортивной подготовки и участия в соревнованиях, совокупность социальных условий, существенно влияющих на спортивную деятельность.
В силу столь множественной обусловленности времени выполнения дальних целей было бы крайне опрометчиво устанавливать некие стандартные, одинаковые для всех сроки их реализации. Можно, принимать в расчет примерные ориентиры (об усредненных сроках подготовки к выполнению разрядных нормативов единой спортивной классификации, о возрасте и стаже, благоприятных для спортивных достижений, о продолжительности времени, необходимого для существенного повышения уровня развития тех или иных двигательных способностей, и т.д.), внося в них, конечно, индивидуализированные поправки на основе регулярного контроля за развертыванием процесса подготовки и динамикой подготовленности конкретного спортсмена.
Одним из ориентиров могут служить приводимые на слайде сведения о примерной длительности крупных этапов многолетней спортивной деятельности, составляющие в совокупности три ее последовательные стадии, с наступлением которых долгосрочные подготовительные и соревновательные цели радикально изменяются.
Такие же или близкие к ним сроки этапов многолетней спортивной деятельности приводятся в ряде появившихся в последние десятилетия спортивно-методических публикаций. Обычно начало и окончание подобных этапов соотносят с календарным возрастом спортсмена, беря за исходный 66-8- или 10-11-летний возраст начала занятий спортом (в зависимости от особенностей избираемого предмета спортивной специализации). Это может иметь некоторое сугубо ориентировочное значение, если, однако, не забывать, что протяженность обозначенных этапов и стадий обусловлена не столько календарным (паспортным) возрастом спортсмена, сколько его биологическим возрастом, а также реально складывающимся содержанием и построением системы подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена. Не следует забывать и о том, что практически вероятны значительные отклонения от указанных сроков, производные как от индивидуальных особенностей развития спортсмена, так и от воздействия других факторов, влияющих на развертывание многолетнего процесса спортивной деятельности.
1. Изменения правил соревнований и оценки эффективности соревновательной деятельности.
2. Снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях.
3. Совершенствование и повышение уровня технологии тренировочного процесса.
4. Изменение социальных условий.
Таким образом, рациональное планирование многолетней подготовки связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Очень важно также ориентироваться на высшие достижения в возрастных группах, чтобы не упустить физический и психологический аспект развития спортсмена.
3. Конкретизация целей по разделам (сторонам) подготовки спортсмена. Наряду с предыдущими аспектами конкретизации спортивно-подготовительных целей согласно приказу Министерства спорта от 15.11.2018 г. №939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам» включает обязательную и вариативную предметную область. Каждая предметная область включает следующие разделы подготовки (на слайде). Соотношение процентов по разделам представлено на слайде.
Для обеспечения полноценной рациональной подготовленности спортсмена приходится воздействовать на его физические, психические, духовные качества, поэтапно создавать предпочтительно оптимальные условия для формирования и совершенствования избранных умений и навыков, развития или предупреждения регресса отдельных функциональных и структурных свойств организма и т.д. То есть стремиться дифференцированно управлять многосложными процессами реализации индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей и общим развитием спортсмена.
Пример планирования подготовки спортсмена:
недели | 16-21.09 | 23-28 | 30-5.10 | 7-12 | 14-19 | 21-26 | 28-2.11 | 4-9 | 11-16 | 18-23 | 25-30 | 2-7.12 | |
Основные соревнования | 10-12.12 | ||||||||||||
Промежуточные соревнования | х | х | х | ||||||||||
Зоны интенсивности | Va1 18-20 | V1 21-22 | V2 23-24 | V3 25-26 | V4 27-28 | сужение |
Благодаря четкому планированию многолетней подготовки спортсмена в течение 3 лет прослеживается тенденция постоянного роста спортивной подготовки спортсменов и рост количества спортсменов-разрядников.
Таким образом, основными методическими положениями в процессе многолетней подготовки спортсменов-пловцов следующие:
- целенаправленность процесса подготовки;
- преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;
- поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности;
- своевременное начало спортивной специализации;
- постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу СФП;
- одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастного периода (сенситивные периоды);
- учет возрастного и полового развития;
- постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
"Начальный этап работы над музыкальным произведением. Основные аспекты."
методическое сообщение...
Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения
В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...