Особенности физического воспитания.
учебно-методический материал по физкультуре

Гусев Николай Валериевич

В работе представленна общая характеристика физического воспитания (принципы, методы), как и при помощи чего воспитывать физические качества, а также форма и структура занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г. УСИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН

«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР

________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности физического воспитания

Выполнил:

Учитель физической культуры I категории

Гусев Николай Валериевич,

Усинск, 2017


Содержание

Введение        3

«Общая физическая и специальная подготовка в системе физвоспитания»        4

1.        Методические принципы физического воспитания        4

2.        Методы физического воспитания        5

3.        Воспитание физических качеств        7

4.        Стороны подготовки        9

5.        Интенсивность физических нагрузок        11

6.        Формы занятий физическими упражнениями        12

7.        Построение и структура учебно-тренировочного занятия        13

8.        Общая и моторная плотность занятия        14

Заключение        15

Список использованных источников        16

Введение

Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Вместе с тем в нем действуют специфические закономерности, присущие, в частности, процессу формирования двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний или воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Эти закономерности находят свое отражение в принципах методики физического воспитания. Принципы методики физического воспитания – это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность. Они возникли из обобщения многолетней практики физического воспитания и результатов научных исследований в области физической культуры.

Каждый человек, пусть он даже не обучался по профилю физической культуры, обязательно должен:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
  • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Целью контрольной работы является изучить основные направления физической культуры – общую и специальную физическую подготовку.


«Общая физическая и специальная подготовка в системе физвоспитания»

  1. Методические принципы физического воспитания

Принципы сознательности и активности раскрываются в формировании осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий; стимулировании сознательного анализа, самоконтроля и рационального использования сил при выполнении физических упражнений; воспитании инициативности, самостоятельности и творческого отношения к заданиям.

Существенную роль, в развитии активности занимающихся, играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования.

Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач – всестороннее развитие органов чувств.

Наглядность – необходимая предпосылка освоения движений, а также неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.

Принцип доступности и индивидуализации выражает необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

Принципы систематичности раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом, повторяемость и вариативность, последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

Принципы постепенного повышения динамичности выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

  1. Методы физического воспитания

Игровой метод. Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному появлению функциональных возможностей организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.

Словесные и сенсорные методы. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме: рассказа, беседы, обсуждения; инструктажа (разъяснения задания); сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения); указаний и команд (в повелительном наклонении); оценки (текущая коррекция выполнения); словесного отчета и взаимопояснения.

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.

Формы реализации сенсорных методов: показ упражнения; демонстрация наглядных пособий; использование моделей и макетов; кино- и видео- демонстрации; избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.

В состав сенсорных методов входят: метод направленного «прочувствования» движения; метод ориентирования; методы лидирования и текущего программирования.

  1. Воспитание физических качеств

 

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (отжимания и подтягивания) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).

Методы воспитания силы: методы максимальных усилий; метод повторных усилий; метод динамических усилий.

Воспитание быстроты. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека. Непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

При известных методах развития быстроты средства ее воспитания должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованиям:

1. Техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях.

2. Степень освоения упражнений настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения.

3. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный, игровой и соревновательный.

Воспитание выносливости. Выносливость – это способность противостоять утомлению. Физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости – общую и специальную.

Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью  в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанный варианты выполнения упражнений.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

Скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за высокой интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение  большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения, требующие значительного проявления силы.

Выносливость к статическим усилиям – это способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

Воспитание ловкости сопровождается решением следующих задач:

  • осваивать координационно сложные двигательные задания;
  • быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение  упражнении, требующих мгновенной перестройки двигательных действий (спортивные игры).

Воспитание гибкости. Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок.

Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них.

  1. Стороны подготовки

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется работа по формированию двигательных умений и навыков, связанных с выполнением соревновательного действия.

Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов и со способами их выполнения.

Тактическая подготовленность предполагает создание целостного представления о поединке, применение рациональных приемов борьбы и собственных действий с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации и др.

Различают общую и специальную тактическую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение тактическими приемами, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта. Специальная подготовка предусматривает овладение тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

  1. Интенсивность физических нагрузок

Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I, II, III.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления или для активного отдыха.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.

При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно естественное "вхождение" во вторую зону интенсивности нагрузок.

Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена.

В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы, резко возрастает кислородный долг.

  1. Формы занятий физическими упражнениями

Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Учебные занятия могут быть: теоретические, практические, контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении – на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса – экзамен.

Внеучебные занятия организуются в форме: утренней зарядки; занятий в секциях; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

  1. Построение и структура учебно-тренировочного занятия

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин.

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью, а в сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

  1. Общая и моторная плотность занятия

Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность – отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.

При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность – отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий.

Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.


Заключение

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем. Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей, повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения.

Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Основная физическая подготовка (ОФП) составляет основу всего физического воспитания. Главные задачи ОФП заключаются в повышении функциональных возможностей организма, общей работоспособности и коррекции телосложения. Это становится возможным при развитии всех без исключения физических качеств.


Список использованных источников

  1. М.Е. Глыбовский. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.unibassein.ru / (дата обращения 02.05.17).
  2. Общая и моторная плотность занятия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibl.tikva.ru / (дата обращения 04.05.17).
  3. Основные стороны спортивной подготовки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://magma-team.ru / (дата обращения 02.05.17).
  4. Построение и структура учебно-тренировочного занятия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibl.tikva.ru / (дата обращения 04.05.17).
  5. Формы занятий физическими упражнениями [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibl.tikva.ru / (дата обращения 04.05.17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию ...

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

статья является краткой характеристикой организации физического воспитания в НПО и СПО, полезна для преподователей НПО и СПО.  Является первой ступенью в написании магисторской диссертации...

«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого уп...

Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...

Особенности физического воспитания школьников с нарушением речи на примере «Детской гимнастики»

Доклад на педсовете №4 от 25.03.2014годаОсобенности физического воспитания школьников с нарушением речи на примере «Детской гимнастики»Речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окруж...

«Методические особенности физического воспитания подростков на основе оздоровительного потенциала тхэквондо».

Актуальность исследования определяется тем, что коренное реформирование системы образования в России и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физич...