Особенности физического воспитания.
учебно-методический материал по физкультуре
В работе представленна общая характеристика физического воспитания (принципы, методы), как и при помощи чего воспитывать физические качества, а также форма и структура занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности физического воспитания. | 62.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г. УСИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН
«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР
________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности физического воспитания
Выполнил:
Учитель физической культуры I категории
Гусев Николай Валериевич,
Усинск, 2017
Содержание
«Общая физическая и специальная подготовка в системе физвоспитания» 4
1. Методические принципы физического воспитания 4
2. Методы физического воспитания 5
3. Воспитание физических качеств 7
5. Интенсивность физических нагрузок 11
6. Формы занятий физическими упражнениями 12
7. Построение и структура учебно-тренировочного занятия 13
8. Общая и моторная плотность занятия 14
Список использованных источников 16
Введение
Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Вместе с тем в нем действуют специфические закономерности, присущие, в частности, процессу формирования двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний или воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Эти закономерности находят свое отражение в принципах методики физического воспитания. Принципы методики физического воспитания – это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность. Они возникли из обобщения многолетней практики физического воспитания и результатов научных исследований в области физической культуры.
Каждый человек, пусть он даже не обучался по профилю физической культуры, обязательно должен:
- понимать роль физической культуры в развитии человека;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Целью контрольной работы является изучить основные направления физической культуры – общую и специальную физическую подготовку.
«Общая физическая и специальная подготовка в системе физвоспитания»
Методические принципы физического воспитания
Принципы сознательности и активности раскрываются в формировании осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий; стимулировании сознательного анализа, самоконтроля и рационального использования сил при выполнении физических упражнений; воспитании инициативности, самостоятельности и творческого отношения к заданиям.
Существенную роль, в развитии активности занимающихся, играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования.
Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач – всестороннее развитие органов чувств.
Наглядность – необходимая предпосылка освоения движений, а также неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.
Принцип доступности и индивидуализации выражает необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
Принципы систематичности раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания.
Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом, повторяемость и вариативность, последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
Принципы постепенного повышения динамичности выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
Методы физического воспитания
Игровой метод. Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.
Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному появлению функциональных возможностей организма.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.
Словесные и сенсорные методы. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме: рассказа, беседы, обсуждения; инструктажа (разъяснения задания); сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения); указаний и команд (в повелительном наклонении); оценки (текущая коррекция выполнения); словесного отчета и взаимопояснения.
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.
Формы реализации сенсорных методов: показ упражнения; демонстрация наглядных пособий; использование моделей и макетов; кино- и видео- демонстрации; избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.
В состав сенсорных методов входят: метод направленного «прочувствования» движения; метод ориентирования; методы лидирования и текущего программирования.
Воспитание физических качеств
Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (отжимания и подтягивания) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).
Методы воспитания силы: методы максимальных усилий; метод повторных усилий; метод динамических усилий.
Воспитание быстроты. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека. Непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.
При известных методах развития быстроты средства ее воспитания должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованиям:
1. Техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях.
2. Степень освоения упражнений настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения.
3. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный, игровой и соревновательный.
Воспитание выносливости. Выносливость – это способность противостоять утомлению. Физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости – общую и специальную.
Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.
Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).
Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанный варианты выполнения упражнений.
Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.
Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.
Скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за высокой интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.
Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения, требующие значительного проявления силы.
Выносливость к статическим усилиям – это способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.
Воспитание ловкости сопровождается решением следующих задач:
- осваивать координационно сложные двигательные задания;
- быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
- повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.
Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнении, требующих мгновенной перестройки двигательных действий (спортивные игры).
Воспитание гибкости. Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок.
Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них.
Стороны подготовки
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется работа по формированию двигательных умений и навыков, связанных с выполнением соревновательного действия.
Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов и со способами их выполнения.
Тактическая подготовленность предполагает создание целостного представления о поединке, применение рациональных приемов борьбы и собственных действий с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации и др.
Различают общую и специальную тактическую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение тактическими приемами, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта. Специальная подготовка предусматривает овладение тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Интенсивность физических нагрузок
Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I, II, III.
Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления или для активного отдыха.
Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.
При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно естественное "вхождение" во вторую зону интенсивности нагрузок.
Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена.
В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы, резко возрастает кислородный долг.
Формы занятий физическими упражнениями
Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Учебные занятия могут быть: теоретические, практические, контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении – на учебно-тренировочных занятиях.
Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.
Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса – экзамен.
Внеучебные занятия организуются в форме: утренней зарядки; занятий в секциях; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.
Построение и структура учебно-тренировочного занятия
При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.
Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.
Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин.
Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью, а в сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки. Основная часть занимает в среднем 70% времени.
В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.
Общая и моторная плотность занятия
Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.
Общая плотность – отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.
К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.
При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к стопроцентной общей плотности.
Моторная плотность – отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий.
Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.
Заключение
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.
В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств.
С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем. Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей, повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения.
Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).
Основная физическая подготовка (ОФП) составляет основу всего физического воспитания. Главные задачи ОФП заключаются в повышении функциональных возможностей организма, общей работоспособности и коррекции телосложения. Это становится возможным при развитии всех без исключения физических качеств.
Список использованных источников
- М.Е. Глыбовский. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.unibassein.ru / (дата обращения 02.05.17).
- Общая и моторная плотность занятия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibl.tikva.ru / (дата обращения 04.05.17).
- Основные стороны спортивной подготовки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://magma-team.ru / (дата обращения 02.05.17).
- Построение и структура учебно-тренировочного занятия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibl.tikva.ru / (дата обращения 04.05.17).
- Формы занятий физическими упражнениями [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibl.tikva.ru / (дата обращения 04.05.17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию ...
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья является краткой характеристикой организации физического воспитания в НПО и СПО, полезна для преподователей НПО и СПО. Является первой ступенью в написании магисторской диссертации...
«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого уп...
Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.
1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...
Особенности физического воспитания школьников с нарушением речи на примере «Детской гимнастики»
Доклад на педсовете №4 от 25.03.2014годаОсобенности физического воспитания школьников с нарушением речи на примере «Детской гимнастики»Речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окруж...
«Методические особенности физического воспитания подростков на основе оздоровительного потенциала тхэквондо».
Актуальность исследования определяется тем, что коренное реформирование системы образования в России и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физич...