Сочетание беговых и прыжковых упражнений для развития быстроты движений у юных легкоатлетов.
опыты и эксперименты по физкультуре
Иследование эффективности влияния сочетания беговых и прыжковых упражнений для развития быстроты движений у юных лёгкоатлетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_bystroty.doc | 412.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние беговых и прыжковых упражнений на развитие быстроты движений у юных легкоатлетов
Оглавление:
стр.
Введение. 3
Глава 1. Обзор литературных источников. 5
1.1 Основы теории управления движениями. 5
1.2 Методика развития скоростных способностей. 14
1.3 Влияние легкоатлетических упражнений на развитие быстроты. 25
1.4 Специфика физической подготовки юных легкоатлетов. 34
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения. 40
Выводы. 47
Библиография. 48
Введение.
Актуальность.
Одной из основных задач, стоящих перед спортивной школой, является задача сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Здоровье - только тот капитал для современного человека, который является поистине бесценным. Воспитание духовной, творческой личности в сочетании с физическим воспитанием дает нам здорового ребенка в физическом и нравственном смысле.(5) Укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения занимающихся в двигательную деятельность, проведение физических тренировок с целью увеличения функциональных возможностей организма, заполнение свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения их от вредных привычек и тем самым является профилактической оздоровительной мерой.(36)
Мотивируя занимающихся на добросовестные занятия, почти все педагоги в той или иной форме говорят ученикам о пользе физических упражнений для их здоровья.(24)
Что же такое физическое развитие? Физическое развитие происходит само по себе, вследствие естественного роста, однако физическое воспитание направляет этот процесс, ускоряет и совершенствует его. В результате человек правильно занимается физическими упражнениями, достигает более высокого уровня физического развития, чем не занимающиеся ими. Специальный подбор упражнений содействует быстрому развитию тех или иных качеств: силы, быстроты и других.(17)
Физическая подготовленность - это специализированный процесс физического воспитания, направленный на решение какой-либо практической задачи. Она рассматривается как необходимое условие развития физических сил и повышению спортивного мастерства. В практике встречается термин «физическая готовность». Он означает оптимальное состояние организма для выполнения какой-либо работы. Физическая готовность - характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность и уровнем развития основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.(24)
Решение общественных задач возможно лишь в условиях научно обоснованной системы физического воспитания, которая должна быть ориентирована на здоровье занимающихся и правильное физическое развитие, что включает в себя четкое выполнение физических упражнений. (23)
Учитывая актуальность этих задач в настоящее время, когда в результате изменений условий, учебы и быта - снизился объем двигательной активности занимающихся, было предпринято настоящее исследование, целью которого является выявление эффективности беговых и прыжковых упражнений на развитие быстроты у юных легкоатлетов.
Предмет исследования: беговые и прыжковые упражнения, как средства развития быстроты у юных легкоатлетов.
Объект исследования: юные легкоатлеты.
Гипотеза: предполагалось, что применение беговых и прыжковых упражнений может оказать эффективное влияние на развитие быстроты движений юных легкоатлетов.
Практическая значимость: полученные в исследовании результаты могут быть использованы в тренировочном процессе юных легкоатлетов с целью наиболее существенного развития быстроты движений.
Глава I.
Обзор литературных источников.
1.1. Основы теории управления движениями.
На протяжении многих лет формирование теории управления движениями сдерживалось односторонним развитием биомеханики и физиологии двигательного акта. Изолированное изучение движений спортсменов, с позиций механики в отрыве от психических и физиологических процессов, как делалось в большинстве биомеханических исследований (что, кстати, в значительной мере сохранилось и в настоящее время), равно как и односторонний подход к управлению движениями и формированию двигательного навыка на основе теории об условных рефлексах — путем многократной реализации заранее подготовленных точных эффекторных команд, как было принято в спортивной физиологии, существенно затормозило развитие теории строения движений.(7) Именно это обусловливает актуальность давно опубликованных работ, согласно концепции которых живое движение является не простой реакцией на воздействие внешней среды, а целенаправленным действием, управляемым в ходе его выполнения во взаимодействии с внешней средой и представляет собой не цепочку деталей, а целостную структуру, дифференцирующуюся на множество элементов при большом разнообразии форм взаимодействия между ними.
Большое внимание уделено проблеме дифференциации и интеграции деятельности в процессе обучения при сохранении ее целостности, взаимосвязи деятельности в целом и ее структурных элементов с соответствующими ориентирующими и регулирующими психическими образами (20), а также взаимосвязи психологических механизмов наиболее сложных видов сознательного, целенаправленного и саморегулирующегося.
Важными для понимания системы управления сложными движениями, характерными для спорта высших достижений, являются представления об иерархическом строении психомоторной деятельности человека, согласно которым нейро- и психофизиологические механизмы управления движениями проявляются на различных уровнях деятельности в соответствии с возможностями различных отделов нервной системы. В начальном периоде освоения сложных навыков движения управляются кортикальными системами, которые функционируют практически независимо от проприорецепторики. Когда в результате многократного повторения упражнений в управление ими включается таламопаллидарный уровень, тесно связанный с органами тактильной и проприоцептивной чувствительности, движения становятся более координированными, точными, четкими, экономичными, легкими, пластичными. Постепенно кортикальные системы (ведущий уровень) разрушаются и координация движений уходит из поля сознания, управление ими передается на фоновые уровни, которые постепенно осваивают многочисленные компоненты движения, обеспечивают взаимосвязь между ними.(30)
Следует отметить, что движения, различные по смысловым характеристикам и двигательному составу (сложно-координационные, скоростные, скоростно-силовые), обусловливаются различными ведущими и фоновыми уровнями. То есть применительно к каждому движению формируется своя функциональная система управления. Если эти системы строятся на одинаковых ведущих и фоновых уровнях управления движениями (сходные смысловые и программирующие стороны, исполнительные компоненты, двигательный состав, координационная структура), между движениями имеется положительный перенос, существенно облегчающий процесс освоения двигательного навыка. По мере увеличения различия между ведущими и фоновыми уровнями управления движениями эффект положительного переноса сглаживается и при кардинальном различии систем управления может перейти в отрицательный.(33)
Пониманию процесса формирования рационального навыка способствуют представления об общих механизмах управления произвольными движениями. Основой процесса управления движениями считает цикличность, которая предполагает, что каждый двигательный акт должен заканчиваться обратной афферентацией, сигнализирующей о результатах действия.(19)
Осуществление эффекта цикличности управления движениями строится на двух группах афферентных раздражителей: обстановочной и пусковой афферентации. Обстановочная афферентация представляет собой совокупность раздражений, подготавливающих соответствующую реакцию, и приводит к интеграции нервных процессов, предшествующих пусковой афферентации. Последняя представляет собой непосредственное действие условного раздражителя. (32)
Обе афферентации объединяются афферентным синтезом. Афферентный синтез, подчиняясь доминирующей на данный момент мотивации и под коррекцией памяти, ведет такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждение избирательно направляется к мышцам, совершающим нужное действие. В афферентном аппарате не происходит рефлекторных действий до тех пор, пока не завершится синтез всех афферентных воздействий на организм. После этого следует принятие решения, основанное на выборе и определении степени активности компонентов, которые должны обеспечить выполнение двигательного действия.
В эффекторной части нервной системы создается особый аппарат сличения актуальной афферентации и сенсорным образом формируемого действия — акцептор результатов действия, который представляет собой возбуждение, опережающее реальное событие. Этот аппарат, сформированный на основе нервных механизмов, позволяет прогнозировать признаки необходимого в данный момент результата, сличать их с параметрами реального сиюминутного результата, информация о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации. Циркуляторное развитие этих возбуждений при «узнавании» и «поиске» может быть столь быстрым, что каждый блок функции, состоящий из компонентов результат — обратная афферентация — сличение и оценка результатов п акцепторе результатов действия — коррекция — новый результат и т. д., может развиваться в течение долей секунды. Именно этот аппарат дает возможность организму исправить ошибку действия, превратить несовершенные двигательные акты в более целесообразные. Акцептор действия является постоянным фактором управления, который устанавливает соответствие выполненного действия первоначальному намерению. Он воспринимает эфферентные раздражители, сопоставляет данные афферентного синтеза с выполненным действием. Если цель достигнута, то цикл завершен, если нет — вызывается комплекс новых реакций, которые в результате должны привести к соответствию двигательного действия его модели в акцепторе действия. (32)
Л. В. Чхаидзе (32) выделил следующие основные положения теории управления произвольными движениями.
1. Управление произвольными движениями у человека следует рассматривать как сложный кольцевой процесс, включающий наличие двух основных колец: внешнего, преимущественно строящегося на внешней афферентации, и внутреннего, строящегося на внутренней афферентации. Внешнее кольцо связано с деятельностью сознания, а внутреннее — с мышечными синергиями. Как внутренние, так и внешние афферентные пути (как вместе, так и в отдельности) могут входить с различными физиологическими параметрами и механизмами в тс или иные компоненты условных и безусловных рефлексов.
2. Учитывая не поддающееся точному определению количество степеней
свободы открытых кинематических цепей, из которых состоят конечности
человека, сложность силового поля движений, неоднозначность связи между
мышечным напряжением и результирующим усилием, а также необходимость
создания динамически устойчивого движения, можно сделать заключение, что
координация произвольных движений, требующая в первую очередь
превращения мышечной периферии в управляемую систему, обусловлена
системой рефлексов с обязательным участием самопрограммирующегося,
управляющегося механизма.
3. Важнейшей неотъемлемой частью всего управления движениями
является внутренняя обратная связь, приемным элементом которой можно
считать мышечные, суставные и сухожильные рецепторы, сигнализирующие о
состоянии мышц и положении звена тела в пространстве. Сигналы этих
рецепторов после синтеза поступают в важнейший элемент всей системы —
сличающий механизм, который несет основную функцию, связанную с
координацией движения, установлением взаимоотношения между мышечным
напряжением и результирующим движением. На основании сложной
взаимосвязи между сличающим механизмом, задающим элементом и
моторной памятью вырабатываются необходимые коррекции, которые,
поступая в программирующий механизм, продолжают управлять уточненным
движением.
4. Выполнение неосвоенного двигательного действия можно
представить как управление в условиях, когда внутреннее кольцо не
подготовлено к осуществлению своих функций. Это приводит к биомеханической неполноценности движения, так как конкретные синергические детали большей частью остаются вне контроля или регулируются внешним кольцом, рецепторы которого не могут установить правильное взаимоотношение между мышечным напряжением и результирующим движением. В результате не может быть полностью осуществлена и смысловая сторона движения. (32)
Выполнение освоенного действия, напротив, можно представить в виде управления как по внешнему (смысловая сторона движения), так и по внутреннему кольцу (автоматизированные детали движения). На последнее в этом случае ложится выработка и управление наиболее удобными формами непосредственного (в деталях) осуществления навыка. Поскольку этим обеспечивается биомеханическая целесообразность движения, внешнее кольцо имеет возможность правильно осуществить тончайшие детали смысловой стороны движения. (18)
Представления о формировании и действии функциональной системы, обеспечивающей регуляцию движений, нашли широкое признание и получили дальнейшее развитие в различных зарубежных школах спорта, добившихся высоких результатов на международной спортивной арене. Выявлены процессы и факторы, определяющие эффективность циклической структуры регуляции двигательных действий спортсмена, показана их взаимосвязь.
Эффективность управления движениями в значительной степени
определяется сенсорными коррекциями — оперативными изменениями, вносимыми в структуру движений на основе обратных связей.
Время, необходимое для оперативной коррекции двигательных действий, меняется в зависимости от многих факторов, в числе которых уровень технического мастерства спортсмена, его функциональное состояние в данный момент, наличие сбивающих факторов, сложность двигательного действия и др. Учитывая то, что время, необходимое для осуществления процесса обратной афферентации, часто превышает время выполнения отдельных движений, рекомендуется выделять три группы движений — быстротечные, умеренно быстрые и медленные. (7)
При быстротечных движениях, которые обычно протекают в течение 0,1—0,3 с, спортсмен практически не успевает использовать информацию, воспринятую рецепторами и даже зафиксированную в сознании, довести до уровня реализации путем механической коррекции движения.
Умеренно быстрые движения более доступны для коррекции, так как их продолжительность достаточно ' велика (не менее 1 с). В течение этого времени хорошо подготовленный спортсмен может внести изменения в структуру движения, особенно если оно хорошо освоено и сопровождается срочной информацией.
Наиболее доступны для сенсорных коррекций медленные движения, в ходе которых спортсмен может руководствоваться указаниями тренера, показателями приборов. На этапе освоения многие быстрые и умеренно быстрые движения могут быть переведены в медленные, что существенно облегчает их освоение.
Ведущую роль в управлении движениями играют центральные, психические его механизмы, получившие отражение в двигательной установке спортсмена на предстоящие действия. Основой для такого подхода является многоуровневая теория управления движениями. При этом ведущий уровень управления связан со смысловой стороной действия, что обеспечивает высокую устойчивость навыка. Переключение же фонового уровня, уровня синергии, в положение ведущего немедленно вызывает деавтоматизацию навыка. Вот почему надежность двигательного навыка в большей мере зависит от устойчивости центрального управления, чувственного восприятия и контроля за собственными движениями. (23)
Д. Д. Донской (32) отмечает, это физическое упражнение может быть описано как знание о нем (модель), освоенность его с учетом индивидуальных особенностей (программа) и как исполнение конкретного акта в форме системы движений (действие).
Современные школы спорта сформировали множество специальных упражнений и способов их применения, специфических терминов, команд, инструкций, делающих ясными для занимающихся сложные механические, биологические и психологические понятия и закономерности, внешних и внутренних условий и ориентиров, способов контроля и коррекции, позволяющих сделать процесс обучения сложнейшим движениям контролируемым и управляемым.
Такие термины, как чувства воды, льда, темпа, ритма, гребка, мяча, ракетки, усилий, пространства, партнера, противника, ситуации и пр., давно вошли в спортивную практику не только на уровне терминов и соответствующих им определений, но и на уровне всей системы педагогической деятельности, включающей разнообразнейшие средства и методы совершенствования этих психофизиологических способностей, способы контроля и объективного управления их совершенствованием, технические средства и специальные ориентиры в теснейшей взаимосвязи с динамическими и кинематическими параметрами движений, функциональными возможностями важнейших функциональных систем, уровнем развития различных двигательных качеств, совершенства тактического мастерства и т. п. Именно работа в этом направлении способствовала выдающимся успехам спортивных школ различных видов спорта во многих странах, позволила сформировать систему знаний в области управления движениями и технической подготовки спортсмена как-составную часть общей теории спорта. (31)
Говоря о системе знаний в области управления движениями как о теории, нетрудно убедиться в том, что в ней преобладают идеи, гипотезы, логические обобщения и ощущается явный недостаток в наличии достоверного, экспериментально доказанного материала. Это отмечают многие специалисты, особенно при сравнении научных достижений последних десятилетий в области совершенствования функционального потенциала организма, в которой накоплен огромный массив точных данных, и в области совершенствования координационных способностей человека и управления движениями. Анализ публикаций последних лет, к сожалению, не позволяет говорить о принципиально новых достижениях кардинально дополняющих теорию управления движениями, краеугольные камни которой были заложены трудами А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, развиты в работах В. С. Фарфеля, Д. Д. Донского, В. М. Дьячкова, Л. В. Чхаидзе, Г. Шнабеля уже много лет назад. Для подтверждения достаточно сослаться на коллективное мнение участников семинара «Управление движениями», которые пришли к выводу о том, что «решающее значение в организации целенаправленных движений и моторного поведения в целом имеет, по-видимому, психический образ предполагаемого результата, моторный образ пространства и какая-то внутренняя схема решаемой задачи». Именно такое представление уже на протяжении десятков лет реализуется поколениями тренеров, добивающихся высоких достижений в спорте, в результате чего накоплен огромный фактический материал, способный, при его рациональном использовании, существенно обогатить общую теорию управления движениями.(32)
1.2. Методика развития скоростных способностей.
Методику развития локальных способностей (время реакции, одиночного движения, частота движений) и методику совершенствования комплексных скоростных способностей необходимо дифференцировать. При этом следует учитывать, что элементарные формы проявления быстроты лишь создают предпосылки для успешной скоростной подготовки, развитие же комплексных скоростных способностей должно составить ее основное содержание. Комплексное проявление скоростных способностей вытекает из содержания соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. Поэтому работа, над повышением скоростных качеств спортсмена, может быть разделена на два взаимосвязанных этапа; этап дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (время реакции, время одиночного движения, частота движений и др.) и этап интегрального совершенствования, на котором происходит объединение локальных способностей в целостных двигательных актах, характерных для данного вида спорта. Вполне понятно, что это разделение условно, однако оно позволяет обеспечить единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при совершенствовании скоростных качеств спортсменов. (9)
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Эти упражнения могут носить общеподготовительный, вспомогательный и специальный характер. Для развития элементарных форм быстроты во всех видах спорта широко используются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и представляют собой различные действия и приемы, характерные для данного вида или группы видов спорта и требующие высокого уровня скоростных качеств (прыжки, метания, удары в боксе, броски мяча и удары по мячу, приемы в борьбе и спортивных играх, старт, в циклических видах спорта, рывки, ускорения, прохождение отрезков дистанции и др.). (26)
Эффективным средством комплексного совершенствования скоростных способностей являются соревновательные упражнения. В условиях соревнований при соответствующей предварительной подготовке и мотивации удается достигнуть таких показателей скорости при выполнении отдельных компонентов соревновательной деятельности, которые, как правило, трудно показать в процессе тренировки с более кратковременными упражнениями, с изолированным выделением упражнений чисто скоростного характера. (4)
Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности спортсмена предельно мобилизоваться при этом. Именно степень мобилизации скоростных качеств, умение спортсмена в процессе тренировочных занятий выполнять скоростные упражнения на предельном и околопредельном уровнях, по возможности более часто превышать наилучшие личные результаты в отдельных упражнениях служат основным стимулом повышения его скоростной подготовленности. Проявления скоростных качеств при тренировке спортсменов, особенно квалифицированных, во многом зависит от подбора таких средств и методических приемов, которые обеспечивали бы оптимальный уровень стимуляции деятельности центральной нервной системы и исполнительных органов. (22)
Для повышения эффективности скоростной подготовки большое значение имеет вариативность двигательных действий при выполнении соревновательных и основных специально-подготовительных упражнений за счет чередования нормальных, облегченных и затрудненных условий. Например, в борьбе это может быть чередование бросков манекенов разной массы (большая, средняя, малая) в максимальном темпе; в плавании — проплывание коротких отрезков (10—15 м) с предельной скоростью, после плавания с растяжением на максимальную длину резинового шнура или проплывание 25-метровых отрезков с принудительным лидированием (скорость 110—120 %) после 30-секун-дного плавания на привязи с максимальной интенсивностью; в академической гребле — чередование скоростных отрезков, преодолеваемых в нормальных условиях или с гидротормозом; в велоспорте на треке — чередование преодоления скоростных отрезков в обычных условиях или за лидером и т.п. Такая тренировка совершенствует внутримышечную и межмышечную координацию, способность к реализации скоростно-силовых возможностей в условиях соревновательной деятельности, оказывает положительное влияние на формирование подвижной техники движений. (22)
Важным методическим приемом, способствующим повышению эффективности спринтерской подготовки, является правильная психическая мотивация, создание специфического эмоционального фона, обеспечивающего более полную реализацию функционального потенциала при выполнении тренировочной и соревновательной работы. Для этой цели создается соревновательная обстановка на занятиях, проводится совместная тренировка равных по силам спортсменов, применяются разнообразные упражнения, имеется постоянная информация о результативности выполнения заданий и т.п. Умелое использование этих путей позволяет на 5—10 % повысить уровень проявления скоростных способностей спортсменов, что оказывает очень большое влияние на эффективность тренировочного процесса. (3)
Не менее перспективным является вариант, связанный с повышением скоростных показателей движений под влиянием предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями. Например, перед спринтерскими упражнениями осуществляется работа 15—20 с на силовых тренажерах, позволяющих имитировать скоростные движения. В этом случае спортсмены чаще добиваются более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения упражнений с повышенной силовой нагрузкой. (35)
Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Необходимость этого (особенно при тренировке квалифицированных спортсменов) вызвана прежде всего тем, что большие объемы и интенсивность работы, характерные для современного тренировочного процесса, часто обусловливают выполнение программ занятий и микроциклов в условиях постоянно прогрессирующего утомления. Это в большой степени сдерживает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной направленности. Планирование отдельных микроциклов скоростной направленности в значительной мере позволяет устранить данное противоречие. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов возможен лишь тогда, когда их планируют после восстановительных микроциклов, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях. (24)
Среди эффективных педагогических средств стимуляции скоростных качеств следует отметить выполнение кратковременных упражнений в конце занятий аэробного характера, построенных на большом объеме работы умеренной интенсивности. В этом случае спортсменам часто удастся проявить скоростные качества на уровне, недоступном в начале тренировочного занятия, непосредственно после разминки. Обусловлено это прежде всего положительным влиянием длительного выполнения относительно малоинтенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, налаживании оптимального взаимоотношения двигательной и вегетативных функций. (24)
Для стимуляции скоростных способностей при выполнении различных упражнений эффективны некоторые технические средства и приемы. Например, использование специальных буксировочных устройств, которые позволяют бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоростью, на 5—20 % превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движения с максимальной интенсивностью, стараясь привести их в соответствие с новым, более высоким уровнем скорости. Такую же роль играет гонка за лидером при тренировке велосипедистов. (8)
Проявлению спринтерских качеств, способствует правильная психическая мотивация во время тренировочной работы, применение соревновательного и игрового методов при выполнении различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии. (34)
Кратко рассмотрим основные требования к компонентам нагрузки (характеру и продолжительности упражнений, интенсивности работы при их выполнении, продолжительности и характеру отдыха между упражнениями, количеству повторений), которые должны быть учтены в процессе скоростной подготовки.
Для повышения скоростных возможностей спортсменов применяют самые разнообразные общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Чем выше квалификация спортсменов, тем в большей мере используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, обеспечивающие комплексное совершенствование скоростных качеств применительно к выполнению различных приемов и действий, составляющих содержание соревновательной деятельности. Одно из основных требований к скоростным упражнениям — хорошее освоение их спортсменами. При этом условии спортсмены в состоянии сконцентрировать основное внимание и волевые усилия не на технике, а на скорости выполнения упражнений. (2)
Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их характером и необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей при их выполнении. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (например, времени реакции, скорости одиночного движения) отдельные упражнения очень непродолжительны — менее секунды, а при нескольких повторениях — до 5—10 с; непродолжительны (до 5—10 с) и упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложно-координационных видах. При работе над повышением абсолютного уровня дистанционной скорости в циклических видах спорта продолжительность отдельных упражнений может колебаться в более широких пределах — от 5—6 с до 1 мин и более. (22)
При планировании интенсивности работы или скорости прохождения отрезков и дистанций необходимо исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособительные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен должен стремиться обеспечить уровень проявления скорости за счет предельной мобилизации сил, быстроты и амплитуды движений, соответствующих его морфологическим особенностям. (2)
Однако скоростная подготовка не может быть ограничена скоростными упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсивности. Совершенствованию различных видов скоростных способностей и их составляющих помогают упражнения, выполняемые и со значительно меньшей интенсивностью. Например, при совершенствовании быстроты выполнения одиночного движения следует использовать различный темп — от умеренного (30—40 % максимально * возможного) до около-предельного (85—95 %) и предельного. В конце каждого движения следует расслаблять мышцы. (8)
При совершенствовании частоты движений упражнения выполняются в околопредельном и предельном темпе. Совершенствуя быстроту реакции, следует выполнять движения с максимально возможной скоростью, внимание спортсмена должно концентрироваться на предельно быстром выполнении начальных элементов движения в ответ на полученный сигнал. При этом в качестве сигнала необходимо использовать различные раздражители — звуковые, тактильные, световые, постоянно варьировать места их подачи, порядок и ритм чередования. (21)
Широкая вариативность используемых упражнений, условий их выполнения, интенсивности работы при обязательном наличии в подготовке значительного объема средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения уровня скоростных возможностей спортсменов и профилактики явления «скоростного барьера» — жесткого стереотипа, ограничивающего возможности дальнейшего повышения скоростных качеств.
При развитии скоростных качеств, продолжительность пауз следует планировать таким образом, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы.
Если паузы будут короче, в организме спортсмена произойдет относительно быстрое накопление продуктов распада, что приведет к снижению работоспособности в очередных упражнениях. Дальнейшее продолжение работы в этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствовать скоростные возможности. (22)
В процессе скоростной подготовки паузы колеблются в очень широком диапазоне, их продолжительность зависит от координационной сложности упражнений, объема мышц вовлеченных в работу при выполнении конкретного упражнения, продолжительности упражнения, интенсивности работы при их выполнении. Между сложными в координационном плане упражнениями, связанными с высокой нагрузкой на центральную нервную систему, паузы должны быть продолжительнее, чем между относительно простыми, хорошо освоенными спортсменами упражнениями. Между скоростными упражнениями локального характера, вовлекающими в работу менее 30 % мышечной массы, паузы короче, чем между упражнениями частичного (с участием в работе до 60 % мышечной массы) или глобального (свыше 60 % мышечной массы) характера. (21)
Паузы между кратковременными упражнениями (менее 1 с) локального характера (например, угол в фехтовании, одиночный короткий удар в боксе, удар по мячу в настольном теннисе и т.п.) могут составлять всего несколько секунд.
Продолжительные скоростные упражнения (например, бег с низкого старта на дистанцию 100 и 200 м, прохождение отрезков дистанции 500 м на велотреке, проплывание дистанции 50 м в плавании), вовлекающие в работу большие мышечные объемы могут потребовать длительного отдыха от 2—3 до 8—10 мин и более. (22)
При выполнении однотипных упражнений уменьшение скорости связано с укорочением интервалов отдыха. При этом зависимость здесь не носит линейного характера: даже небольшое уменьшение скорости позволяет существенно сократить паузы между отдельными упражнениями.
Использование такой зависимости позволяет спланировать продолжительность пауз между отдельными упражнениями при изменении интенсивности работы.
Зависимость с высокой эффективностью может быть использована и при планировании продолжительности пауз и других видах спорта при выполнении самых разнообразных упражнений. Необходимо следит лишь за тем, чтобы рационально была определен; продолжительность пауз при работе с максимальной скоростью. (10)
Повышению уровня скоростных качеств способствует периодическое выполнение упражнение продолжительностью 5—30 с с длительными интервалами отдыха — по 10—20 мин. Отличительной особенностью таких упражнений является то что при их выполнении спортсмен получает задание добиться рекордных показателей скорости.
В паузах между упражнениями планируете комплекс тонизирующих и восстановительных процедур: массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психическая настройка и др.
Цель всех этих процедур — обеспечить оптимальные условия для выполнения упражнений на пределе скоростных возможностей. (21)
В табл. 1.1 представлена целесообразная продолжительность пауз между отдельными упражнениями скоростного характера при развитии комплексных скоростных способностей в зависимости от объема мышц, вовлеченных в работу при выполнении каждого упражнения, и интенсивности работы (в процентах от максимальных показателей скорости). При этом следует учитывать, что многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов, снижение уровня психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы в оптимальных условиях для развития скоростных возможностей способствует серийное выполнение упражнений.
Количество упражнений, включенных в каждую серию, как и общее количество серий, зависят от продолжительности упражнений, их интенсивности, объема мышц, вовлеченных в работу. Например, в одной серии может быть до 10—15 кратковременных упражнений локального характера. Когда же выполняются достаточно продолжительные упражнения частичного и глобального характера, то их количество в серии может быть уменьшено до 3— 4 или 2—3. Продолжительность пауз между сериями также зависит от характера упражнений, их продолжительности, количества в серии, интенсивности работы и обычно колеблется в пределах 2—6 мин. (19)
Таблица 1.1 Режим работы и отдыха при развитии комплексных скоростных способностей
Продолжительность упражнений, с | Интенсивность работы, % от максимальных показателей скорости | Продолжительность пауз при выполнении упражнении, с | ||
Локального характера | Частичного характера | Глобального характера | ||
До 1 4-5 8-10 15-20 | 95-100 90-95 80-90 95-100 90-95 80-90 95-100 90-95 80-90 95-100 90-95 80-90 | 15-20 10-15 5-10 30-40 20-50 15-20 40-60 30-40 20-30 80-120 60-80 40-60 | 30-40 20-30 15-20 50-80 40-60 30-40 80-100 60-80 40-60 120-150 100-120 80-100 | 45-60 30-45 20-30 80-120 60-90 50-60 120-150 90-120 60-90 180-240 150-180 120-150 |
При построении программ занятий скоростной направленности тренер может руководствоваться данными, представленными в табл. 1.1. Однако при этом следует учесть, что рекомендации относятся к квалифицированным спортсменам, Не менее важно правильно определить, к какому типу (локальные, частичные или глобальные) относятся упражнения, отобранные для скоростной программы.
Например, разнообразные гимнастические упражнения для мышц рук с небольшими отягощениями, некоторые короткие удары в волейболе, уколы в фехтовании, короткие удары в боксе и другие двигательные действия, не вовлекающие в работу больших мышечных объемов, являются упражнениями локального характера Большинство ударов в гандболе, футболе, хоккее, гребля на байдарках, бег на лыжах требуют участия в работе средних мышечных объемов и таким образом относятся к упражнениям частичного характера В качестве примеров упражнений глобального характера можно привести метание молота, рывок в тяжелой атлетике, многие приемы различных видов борьбы, спринтерский бег, плавание на короткие дистанции, академическую греблю. (19)
1.3. Влияние легкоатлетических упражнений на развитие
быстроты.
Попов В.Б., Суслов Ф. П. (27) считают, что выполнение упражнения юными легкоатлетами в каждой возрастной группе зависят как от индивидуальных антропометрических данных атлетов рост, вес, соотношение частей тела, размах рук, размер стоп, так и от уровня развития и темпов роста основных двигательных качеств.
Долин говорит, что, обучение, обладание и совершенствование техники движений составляет единый многолетний процесс. Начиная с юношеского возраста во всех возрастных группах главным в этом процессе является обладание наиболее совершенной и рациональной техникой движений. (29)
Напомним, что движений спортсмена при выполнении легкоатлетических упражнений происходит при его активном взаимодействии с опорой.
Если обратится к учебным пособиям и различным программам (27), то сразу можно найти группу упражнений под общим названием «Упражнения для развития быстроты» или еще проще «Скоростные упражнения». В основном для развития быстроты предлагаются предельно быстрые упражнения в беге, прыжках, метаниях, имитации и различные подготовительные и специальные упражнения. Если внимательно прочитать рекомендации к этим упражнениям, то можно заметить значительное расхождение во взглядах авторов, происшедшее за последние 15 лет. В пятидесятые годы упор делался на скорость выполнения упражнений, в шестидесятые большее влияние уделялось силовому и особенно скоростно-силовому содержанию упражнений и, наконец, в совершенных пособиях заметно чувствуется снижение интереса к так называемым упражнениям для развития быстроты.
Сейчас можно с уверенностью утверждать, что так называемые скоростные упражнения в основном приспосабливают все, что уже накоплено спортсменом в других формах спортивной тренировки. Это приспособление, сопровождающиеся увеличением интенсивности, наглядно и в короткий повышает спортивные результаты. В юношеском возрасте такое приспособление длится значительно дольше и успешнее, чем у взрослых спортсменов, и охватывает весь период активного естественного роста организма. Очевидно, это обстоятельство способствовало формированию представлений о необходимости совершенствования быстроты в юношеском возрасте. Само положение не вызывает сомнений, но методы, которые мы широко используем для решения поставленной задачи, требуют уточнения в свете современных знаний и практического опыта. (1)
В отличие от взрослых, изменения в организме, которых возникают в основном под влиянием тренировки, дети еще и растут. Естественный рост плюс тренировка обеспечивают им непрерывное совершенствование качеств, которые только успевает приспосабливать к избранному виду или к специфической деятельности (например, к предельно быстрым движениям). Вот мы, пожалуй, и подошли к главному. В тренировке можно приспосабливать изменения, происходящие в организме ребенка под влиянием естественного роста и физических упражнений, а можно самим ходом тренировки способствовать этому развитию и росту. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых при выполнении брака в борьбе, удара по мячу в волейболе, броска мяча по воротам в гандболе или водном поло, старта в беге или гребле и т.д. это требует при развитии скоростных способностей учитывать все их возможные проявление в соревновательной деятельности. (11)
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Эти упражнения могут быть или носить общеподготовительный, вспомогательный и специальный характер. Для развития элементарных форм быстроты во всех видах спорта широко используются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных актах. Это прыжки, метания, удары и броски с мячом и т.д. (25).
Специально-подготовительные упражнения
Рисунок 1
Рисунок 2
Основные упражнения приводятся на рисунках 1 и 2. для развития прыгучести и прыжковой силы выполняются упражнения с отягощением или с сопротивлением амортизаторами в положениях стоя или лежа. При этом можно использовать и легкую штангу. Эти упражнения делятся на специальные, выполняемые в форме отталкивания при прыжках в высоту, и на общие.
Эффективное средство комплексного совершенствования скоростных способностей - соревновательные упражнения. В условиях соревнований при соответствующей предварительной подготовке и мотивации удается достичь таких показаний быстроты, которые, как правило, трудно показать в процессе тренировки. (16)
Упражнения соревновательного характера
Броски ядра снизу - вперед двумя руками.
Бросание ядра через ветку дерева (рис. 3)
Рисунок 3
Упражнения для развития быстроты
1. Бег с высоким подниманием бедра (рис. 4).
Рисунок 4.
2. Бег прыжками. Главное внимание обращать на быстроту и мощное отталкивание, шаг не следует искусственно удлинять (рис. 5).
Рисунок 5.
3. Бег с забрасыванием голени назад (рис 6).
Рисунок 6.
Упражнения для развития силы
1. Бег по лестнице вверх (на 3-4-й этаж) обращать внимание на полное выпрямление ноги при заднем толчке (рис. 7).
Рисунок 7.
- Прыжки на одной ноге и другой.
- Выпрыгивание вверх, в положение, прогнувшись (рис. 8).
Рисунок 8.
Все эти упражнения способствуют не только развитию всех физических качеств, но и являются хорошим помощником для овладения отдельными движениями. (16)
Специалисты учёные (15) говорили, что работа над повышением скоростных качеств спортсмена может быть подразделена на два взаимосвязанных направления - дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (времени реакции, времени одиночного движения, частоты движений и др.) и интегрального совершенствования, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостных двигательных актах, характерных для данного вида спорта. Вполне понятно, что это подразделение условно, однако оно позволяет обеспечить единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при совершенствовании скоростных качеств спортсменов.
Эффективность скоростной подготовки определяется интенсивностью выполнения упражнений, способностью спортсмена предельно мобилизовать скоростные качества, выполнять скоростные упражнения на предельном и около предельном уровнях, максимально часто превышать личные результаты.
Уровень проявления скоростных качеств, особенно у квалифицированных спортсменов, во многом зависит от подбора таких средств и методов тренировки, которые обеспечили бы предельное проявление скоростных возможностей. Эффективными являются различные средства предварительной стимуляции работоспособности - педагогические, физические, психические - как при изолированном, так и при комплексном их применении. Средства предварительной стимуляции могут носить избирательный (например, только педагогические или физические) или комплексный (различные средства в одном комплексе) характер; могут планироваться перед комплексном скоростных упражнений или вводиться отдельными порциями между скоростными упражнениями.
Не менее эффективно повышение скоростных показаний движений под влиянием предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями (например, перед спринтерскими упражнениями 15-20секундной работы на основных тренажерах, позволяющих имитировать скоростные движения). (37)
Упражнения на тренажерах
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Рисунок 11.
Рисунок 12.
Все эти устройства предназначены для скоростно-силовой подготовки спортсменов различной квалификации в разных видах легкой атлетике. (37)
В этом случае спортсмен часто удается добиться более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения дополнительных силовой нагрузки.
Скоростная подготовка не может быть ограничена выполнением скоростных упражнений с максимальной и близкой к интенсивностью. Совершенствованию различных скоростных и силовых способностей и их составляющих способствуют упражнения, выполнение и со значительно меньшей интенсивностью 85-95 % от максимально допустимых величин. Именно большая вариантность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений с широким использованием средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения уровня скоростных качеств спортсменов и профилактики появления «скоростного барьера» - жесткого стереотипа, ограничивающего возможности этого повышения. (12)
При развитии скоростных качеств, продолжительность пауз между упражнениями следует планировать таким образом, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы.
Повышению уровня развития скоростных качеств, способствует периодическое выполнение нескольких упражнений продолжительностью от 5 до 20с с паузами 10-20 мин, в которые выполняется комплекс восстановительных и тонизирующих процедур (массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психическая настройка) с целью обеспечить оптимальные условия для выполнения упражнений на пределе скоростных возможностей. (34)
1.4. Специфика физической подготовки юных легкоатлетов
Физическая подготовка является важнейшим разделом спортивного развития и совершенствования функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата. (6)
Физическая подготовка создает фундамент для упражнения здоровья. Главное содержание физической подготовки развитие и совершенствование силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей, а также подвижности в суставах.
Как известно физическую подготовку подразделяют на общую и специальную.
Общая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных систем организма, степени их проявления в процессе мышечной деятельности. (23)
Так в возрасте 12-14 лет происходит наиболее интенсивный прирост силы. По-видимому, в этом периоде и должна закладываться основная база разносторонней физической подготовленности. Специальная физическая подготовка характеризует уровень развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, определяющих достижения в легкой атлетике. Эффективное совершенствование специальной физической подготовки (СФП) возможно лишь при наличии высокого уровня общей физической подготовки (ОФП). (29)
Скоростная подготовка
Скоростные качества в значительной мере обусловлены уровнем развития элементарных форм быстроты, проявляющейся в темпе движения в латентном времени двигательных реакций, скорости, выполнение отдельных движений при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений. Эти формы проявления быстроты в различных состояниях и в комплексе с другими двигательными качествами, техническими и психическими возможностями и навыками обеспечивают все основные проявления специальных скоростных способностей легкоатлета. (14)
Совершенствование скоростных способностей легкоатлетов, ориентируются на повышение уровня абсолютной скорости при выполнении работы циклического характера, а работа над повышением других компонентов скоростных способностей ведется стихийно.
Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от интенсивности выполнения, способности спортсмена предельно мобилизироваться во время их выполнения.
Многократное выполнение упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает снижение уровня психической готовности к выполнению высоко интенсивной работы. (9)
Силовая подготовка
В процессе силовой подготовки различают два вида силовых качеств: максимальная и взрывная сила. Силовая подготовка предусматривает не только повышения максимальных показателей силовых качеств, но и совершенствование способностей и их утилизации в процессе соревновательной деятельности при соответствии уровни развития силовых качеств спортивной техники и деятельности вегетативных систем. (13)
Общая силовая подготовка играет важнейшую роль в обеспечении всестороннего развития мышечных групп двигательного аппарата. В общей силовой подготовки легкоатлетов используется эффект «переноса» силовых способностей: воспитается собственно-силовые и скоростно-силовые способности легкоатлета. (16)
Задачи специальной силовой подготовки спортсмена решаются в непосредственной связи с реализации задач специальной психической подготовки. (18)
Скоростно-силовая подготовка
Скоростно-силовая подготовка проявляется в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений.
В качестве специфического фактора некоторых скоростно-силовых способностей легкоатлета выделяют так называемые реактивные свойства мышц. Как показали исследования они проявляются в движениях, включающих мгновенное переключение от уступающего к преодолевающих усилий увеличивается под влиянием предварительного быстрого принудительного растягивания работающих мышцу за счет кинетической энергии, перемещаемой массы. Очевидно, развитие этих свойств двигательного аппарата спортсмена, во многом определяет успех в легкоатлетических прыжках. (28)
На основании историко-аналитического анализа принято утверждать, что система спортивной подготовки является продуктом определенных исторических условий. Историческое прошлое спортивной подготовки послужило фундаментом для дальнейшего совершенствования не в конце нового времени, а в новейшее время.
Основной путь обеспечения физической подготовленности человека - это развитие его двигательных качеств. (10)
Глава II.
Цель, задачи, методы и организация исследования.
Исследованиями, проведенными С. В. Калединым и Н. Н. Яковлевым, было установлено, что применение беговых и прыжковых упражнений способствует наиболее эффективному развитию быстроты и скоростной выносливости у юных легкоатлетов. На основании этих выводов, мы поставили перед собой цель: проверить действительное влияние беговых и прыжковых упражнений на развитие быстроты у юных легкоатлетов, как это утверждают С. В. Каледин и Н. Н. Яковлев. (22)
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить воздействие скоростно-силовых (прыжковых) упражнений на развитие скоростных качеств.
2. Выявить влияние беговых и прыжковых упражнений на развитие скоростных качеств в их сочетании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Изучение и анализ специальной научно-методической литературы.
- Педагогический эксперимент.
- Педагогические контрольные испытания.
- Математико-статистическая обработка результатов исследования.
Также в работе было изучено 37 литературных источников, 29 из которых были непосредственно связанны с работой.
Исследования велись на двух группах подростков (по 10 человек) в возрасте 13-14 лет, занимающихся в ДЮСШ № 1 города Новомосковска. Занятия проводились по 3 раза в неделю с сентября 2011г. по май 2012г. В каждом уроке после 15-минутной разминки 20 мин. отводилось на развитие быстроты с использованием соответствующих упражнений. В первой группе применялись четыре беговых упражнений, во второй группе - два беговых и два прыжковых (с чередованием: беговое, прыжковое, беговое, прыжковое). Каждое упражнение выполнялось по три раза с интервалом отдыха 1,5 минуты.
К беговым упражнениям относились различные формы бега: в полную силу на 20 - 30м., с ходу и со старта, к прыжковым - серийные прыжки, подскоки в полную силу с продвижением вперед и продолжительностью выполнения 8-10 сек. Все остальное в группах было одинаковым по объему и содержанию (изучение техники легкоатлетических упражнений, развитие силы, выносливости).
Исследования велись в три этапа и на двух группах, одна из которых была экспериментальной. Первое исследование проводилось в сентябре 2011 г., второе в феврале 2012 г., а третье в мае 2012 г.
В эксперименте для контроля использовались тесты, предусмотренные в программе ДЮСШ № 1 города Новомосковска:
- бег 30м с ходу (сек)
- бег 60м (сек)
- бег 150м (сек)
- прыжок в длину с места (см)
- подтягивание (количество раз)
Также было проведено тестирование предлагаемое нами по нормативам характеризующим развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
Тест представлял собой пять забегов на отрезке 30м только второй и четвертый забег состояли из прыжковых упражнений.
В методе математико-статистической обработке результатов исследования было использовано вычисление средней ошибки среднего арифметического по формулам:
где m - средняя ошибка среднего арифметического;
n – число испытуемых;
σ - среднее квадратичное отклонение;
- наибольшее значение вариантов;
- наименьшее значение вариантов;
К - табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.
А также вычисление оценки достоверности разности результатов исследования по формуле:
где t - критерий достоверности;
m1 и m2 - средние ошибки средних арифметических;
М1 и М2 - средние величины.
Если вычисленный критерий t более или равен 2 (t ≥ 2), что соответствует вероятности безошибочного прогноза, то разность следует считать достоверной (существенной), т.е. обусловленной влиянием какого-то фактора, что будет иметь место и в генеральной совокупности.
При t < 2, вероятность безошибочного прогноза, это означает, что разность недостоверна, случайна, т.е. не обусловлена какой-то закономерностью (не обусловлена влиянием какого-то фактора).
Глава III. Результаты исследования и их обсуждения
Для эксперимента были созданы на базе ДЮСШ № 1 города Новомосковска экспериментальная и контрольная группа. Группы состояли из 10 человек в возрасте 13-14 лет. В результате проведения эксперимента были выявлены такие результаты:
Таблица 3.1 Исходные результаты первой (экспериментальной) группы характеризующие скоростные и силовые качества. (Сентябрь 2011 года).
№ п/п | Ф. И. О. | Бег 30 м с ходу (сек) | Бег 60 м (сек) | Бег 150 м (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Подтягивание (колич. раз) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Аверин Р. Ф. Бутусов А. В. Беспалов Д. В. Богров А. М. Каргин С. Н. Рыбин А. Г. Рябов И. М. Сидоров Н. И. Самойлов В. Н. Шетверян О. С. | 4.55 4.53 4.54 4.52 4.53 4.53 4.54 4.52 4.53 4.52 | 9.8 9.9 9.7 9.8 9.7 9.9 10.0 9.9 9.8 9.7 | 24.9 24.7 24.8 26.0 24.8 24.9 24.7 24.9 24.8 24.7 | 172 173 171 172 173 171 173 172 174 173 | 4 5 4 6 5 4 7 5 6 4 |
Итого X = | 4.52 | 9.9 | 24.8 | 172 | 4 | |
m | 0.003 | 0.03 | 0.13 | 0.3 | 0.3 | |
t | 42.5 | 10 | 6.2 | 26 | 9.5 |
Таблица 3.2 Исходные результаты второй (контрольной) группы характеризующие скоростные и силовые качества. (Сентябрь 2011 года).
№ п/п |
Ф. И. 0. | Бег 30 м с ходу (сек) | Бег 60 м (сек) | Бег 150 м (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Подтягивание (колич. раз) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Афонин И. Н. Анисимов С. Ю. Бруданов В. В. Бородин С. А. Воробьев А. В. Еремин С. С. Максимов А. В. Савин И. А. Тихонов В. А. Тумасов М. Ю. | 4.36 4.37 4.35 4.36 4.35 4.37 4.35 4.36 4.35 4.34 | 9.6 9.4 9.5 9.6 9.5 9.7 9.4 9.6 9.5 9.5 | 24.1 24.0 24.2 24.1 24.0 24.0 24.1 24.2 24.0 24.1 | 187 186 185 184 186 185 183 184 185 186 | 7 8 7 6 7 8 5 6 7 8 |
Итого X = | 4.35 | 9.5 | 24.0 | 185 | 8 | |
m | 0.003 | 0.03 | 0.02 | 0.4 | 0.3 | |
t | 42.5 | 10 | 6.2 | 26 | 9.5 |
По исходным результатам можно сделать вывод, что у второй группы результаты лучше чем у первой, что говорит о более сильной физической подготовке подростков.
Таблица 3.3 Результаты первой (экспериментальной) группы бега на отрезке 30м при различном характере нагрузок. (Февраль 2012 года).
№ п/п | Ф. И. О. | Время пробегания отрезка 30 м (сек) | Тоже, но с заменой 2-4го забега прыжками | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Аверин Р. Ф. Бутусов А. В. Беспалов Д. В. Богров А. М. Каргин С. Н. Рыбин А. Г. Рябов И. М. Сидоров Н. И. Самойлов В.Н. Шетверян О.С. | 5.14 5.15 5.16 5.15 5.15 5.16 5.14 5.13 5.16 5.17 | 5.22 5.23 5.24 5.22 5.23 5.22 5.24 5.24 5.23 5.24 | 5.30 5.31 5.29 5.30 5.31 5.29 5.30 5.28 5.30 5.31 | 5.33 5.32 5.30 5.31 5.32 5.33 5.32 5.31 5.32 5.33 | 5.19 5.20 5.21 5.20 5.18 5.16 5.20 5.19 5.20 5.22 | 5.27 5.26 5.28 5.30 5.28 5.27 5.29 5.30 5.28 5.29 | 5.26 5.27 5.27 5.28 5.30 5.29 5.28 5.29 5.30 5.29 | |||
Итого X = | 5.14 | 5.24 | 5.31 | 5.33 | 5.21 | 5.28 | 5.28 | ||||
m | 0.004 | 0.002 | 0.003 | 0.003 | 0.006 | 0.004 | 0.004 | ||||
t | 35 | 70 | 74 | 54.2 | 28.6 | 40 | 62.5 |
Таблица 3.4 Результаты второй (контрольной) группы бега на отрезке 30м при различном характере нагрузок. (Февраль 2012 года).
№ п/п | Ф. И. О. | Время пробегания отрезка 30 м (сек) | Тоже, но с заменой 2-4го забега прыжками | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Афонин И. Н. Анисимов С. Ю. Бруданов В. В. Бородин С. А. Воробьев А. В. Еремин С. С. Максимов А. В. Савин И. А. Тихонов В. А. Тумасов М. Ю. | 4.92 4.93 4.94 4.92 4.91 4.93 4.92 4.90 4.91 4.93 | 4.91 4.90 4.92 4.93 4.91 4.92 4.90 4.91 4.92 4.90 | 4.97 4.96 4.95 4.96 4.97 4.95 4.94 4.96 4.97 4.96 | 4.94 4.93 4.94 4.92 4.93 4.94 4.91 4.93 4.94 4.95 | 4.96 4.97 4.94 4.95 4.93 4.91 4.95 4.94 4.95 4.94 | 5.00 5.01 5.02 5.00 5.01 5.03 5.01 5.02 5.00 5.01 | 5.02 5.01 5.03 5.04 5.05 5.04 5.03 5.02 5.04 5.03 | 5.02 5.03 5.01 5.02 5.01 5.03 5.02 5.02 5.01 5.03 | ||
Итого X = | 4.93 | 4.92 | 4.96 | 4.94 | 4.95 | 5.01 | 5.04 | 5.03 | |||
m | 0.004 | 0.003 | 0.003 | 0.004 | 0.006 | 0.003 | 0.004 | 0.002 | |||
t | 35 | 70 | 74 | 54.2 | 28.6 | 40 | 62.5 |
Результаты исследования показали, что в первом случае во второй группе скорость пробегания отрезков 30м хорошо сохранялось, когда между серийными забегами применялись прыжковые упражнения. В первой группе эта скорость снижалась. При повторном перекрестном испытании первая группа выполняла не привычное для нее сочетание бега с прыжковыми упражнениями, а вторая - только бег, что говорило о том, что скорость пробегания отрезков в первой группе снижалась меньше чем в первом случае. Во второй группе это снижение было незначительным.
Таблица 3.5 Конечные результаты первой (экспериментальной) группы, характеризующие скоростные и силовые качества. (Май 2012года).
№ п/п | Ф. И. О. | Бег 30 м с ходу (сек) | Бег 60 м (сек) | Бег 150 м (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Подтягивание (колич. раз) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Аверин Р. Ф. Бутусов А. В. Беспалов Д. В. Богров А. М. Каргин С. Н. Рыбин А. Г. Рябов И. М. Сидоров Н. И. Самойлов В. Н. Шетверян О. С. | 4.26 4.27 4.26 4.27 4.28 4.26 4.26 4.28 4.27 4.28 | 9.7 9.5 9.6 9.4 9.6 9.5 9.6 9.5 9.5 9.7 | 24.3 24.5 24.6 24.3 24.4 24.4 24.3 24.4 24.5 24.2 | 206 205 206 207 207 205 205 206 204 204 | 9 7 10 7 8 9 7 6 8 8 |
Итого X = | 4.28 | 9.5 | 24.8 | 206 | 8 | |
m | 0.002 | 0.03 | 0.04 | 0.3 | 0.4 | |
t | 120 | 12.5 | 46 | 47.5 | 6 |
Таблица 3.6 Конечные результаты второй (контрольной) группы характеризующие скоростные и силовые качества. (Май 2012 года).
№ п/п |
Ф. И. 0. | Бег 30 м с ходу (сек) | Бег 60 м (сек) | Бег 150 м (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Подтягивание (колич. раз) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Афонин И. Н. Анисимов С. Ю. Бруданов В. В. Бородин С. А. Воробьев А. В. Еремин С. С. Максимов А. В. Савин И. А. Тихонов В. А. Тумасов М. Ю. | 3.92 3.94 3.93 3.93 3.94 3.92 3.93 3.92 3.94 3.92 | 9.0 9.1 9.0 8.9 9.1 9.1 9.0 8.9 9.2 8.9 | 22.5 22.4 22.5 22.4 22.6 22.4 22.3 22.6 22.5 22.4 | 224 226 227 225 226 226 227 225 225 226 | 10 11 10 12 11 12 11 13 13 12 |
Итого X = | 3.92 | 9.0 | 22.5 | 225 | 11 | |
m | 0.002 | 0.03 | 0.03 | 0.3 | 0.3 | |
t | 120 | 12.5 | 46 | 47.5 | 6 |
Заключительные испытания показали, что подростки, в занятиях которых использовались в равном соотношении беговые и прыжковые упражнения в той части урока, когда развивалась быстрота движений, достигли в течение учебного года лучших сдвигов в развитии быстроты и силы по сравнению с теми, в занятиях которых применялись только беговые упражнения. У занимающихся второй группы улучшение результатов в беге (по всем дистанциям), в прыжках в длину и в подтягивании было несколько выше.
При чередовании интенсивной кратковременной работы, связанной с выполнением беговых и прыжковых упражнений, наблюдалась не только более высокая динамика в развитии скоростных и силовых качеств, но и лучшая стабильность результатов, выразившаяся в меньшем снижении скорости на 30-ти метровом отрезке, при пятикратном повторном пробегании. Видимо, сменность даже интенсивной работы более благоприятно действует на совершенствование физических качеств подростка.
Все это говорит о том, что представители второй группы, в тренировке которых были не только скоростные, но и скоростно-силовые динамические упражнения, лучше адаптировались к выполнению скоростных и силовых нагрузок, чем представители первой группы, использовавшие в качестве основного средства для развития скоростных качеств только бег.
Выводы
1. Применение в тренировочных занятиях с подростками разнообразных упражнений при высокой интенсивности их выполнения - эффективное средство развития быстроты движений, что подтверждается результатами педагогических контрольных испытаний. Результаты в обеих группах значительно улучшились. Так в беге результаты во второй группе в среднем улучшились на 0.43с в беге на 30м, на 0.5с в беге на 60м, на 1.5с в беге на 150м, а результаты в первой группе соответственно на 0.24с в беге на 30м, 0,4с в беге на 60м, в беге на 150м средний результат остался прежним. Результат в прыжке у испытуемых второй группы в среднем вырос на 40см, а первой группы на 34см. Результаты в подтягивании на перекладине во второй группе в среднем вырос на 3 раза, в первой на 4 раза.
2. Сочетание беговых упражнений с прыжковыми является более значительной по сравнению с применением одного бега, что подтверждается результатами исследования. Результаты второй группы выросли больше, чем результаты первой. Так в беге результаты во второй группе в среднем улучшились на 0.43с в беге на 30м, на 0.5с в беге на 60м, на 1.5с в беге на 150м, а результаты в первой группе соответственно на 0.24с , 0,4с, в беге на 150м средний результат остался прежним. Результат в прыжке у испытуемых второй группы в среднем вырос на 40см, а первой группы на 34см.
3. Тренировка с использованием сочетания беговых и прыжковых упражнений способствует более эффективной подготовке юных спортсменов к скоростному бегу. Средние результаты в скоростном беге второй группы, где проводилась тренировка с использованием сочетания беговых и прыжковых упражнений, улучшились значительнее, чем результаты первой группы, где проводилась тренировка только с беговыми упражнениями. Так в беге, результаты во второй группе в среднем улучшились на 0.43с в беге на 30м, на 0.5с в беге на 60м, на 1.5с в беге на 150м, а результаты в первой группе соответственно на 0.24с , 0,4с, в беге на 150м средний результат остался прежним.
Библиографы.
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. -Харьков: Основа, 1995. -245 с.
2. Алабин В.Г., Олейник Н.А. Методика построения тренировки юных бегунов-спринтеров на основе применения стандартных тренировочных заданий: Метод, рекоменд. - Харьков: Изд-во ХаГИФК, 1989. - 81 с.
3. Бондаренко К.К. Структура тренировочных нагрузок 15-16-летних бегунов на короткие дистанции на основе учета их индивидуальных особенностей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 23 с.
4. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 303 с.
5. Бухарина, Г. О тренировочной работе / Г. Бухарина // Легкая атлетика, 2002, №12.-С. 22-23.
6. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -М.: «Физкультура и спорт», 1988. – 331 с.
7. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. -С. 21-26, 39-42.
8. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М. : Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
9. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. М.: Терра-Спорт, 2001.
10. Германов, Г. Н. Урок легкой атлетики и тренировочные задания в нем. Легкая атлетика : учебник / под общ. ред. Н. Н. Чеснокова, В. Г. Никитушки-на ; авт. коллектив в сост. А. Л. Оганджанов, В. П. Черкашин, Г. Н. Германов и [др.]. -М.: Физическая культура, 2010. - Гл. 1.10-1.16. - С. 38-63.
11. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов: основы теории и методики индивидуализации в процессе отбора, ориентации и подготовки юных спортсменов. - Смоленск: Изд-во информационно-коммерческого агентства, 1997. - 219 с.
12. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов вузов /
А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин. -5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 464с:
ил. - (Высшее профессиональное образование). - 18ВИ 978-5-7695-5400-1: 269.50.
13. Ковальчук Г.И. Отбор легкоатлетов - прыгунов и спринтеров на
начальных этапах спортивной подготовки: монография / Г.И. Ковальчук;
• СибГУФК. - Омск, 2009. - 219 с. - Библиогр.: с. 201-210.
14. Кривоносова М.П., Юшкевича Т. П. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям. - М.: «Высшая школа», 1986.
15. Ливадо Е. И., Попов В. Б., Суслов Ф. П. Юный легкоатлет. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.
16. Макаров А.Ю. Индивидуализация разносторонней физической подготовки прыгуний 12-15 лет в длину и тройным: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 24 с.
17. Матвеев Л.П., Алабин А.В., Юшкевич Т.П. Совершенствование системы скоростно-силовой подготовки девушек-спринтеров // Современные аспекты планирования подготовки юных спортсменов: Тез. докл. VII Всесоюзной науч.-практ. конф. (Таллин, сентябрь 1981 г.). - М., 1981.- С. 97-98.
18. Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 5-8.
19. Набатникова М.Я., Захаров Л.Н. Исходные предпосылки целевого построения тренировки юных спортсменов // Современные аспекты планирования подготовки юных спортсменов: Тез. докл. VII Всесоюзной науч.-практ. конф. (Таллин, сентябрь 1981 г.). -М., 1981. - С. 104-105.
20. Набатникова М.Я. О критериях оптимальности в подготовке юных спортсменов // Особенности построения тренировки юных спортсменов: Сб. науч. тр. / Под ред. В.С.Топчияна, Н.А.Минаевой. - М.: Изд-во ВНИИФК, 1983.-С. 17-27.
21. Никитушкин В. Г. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства: примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / В.Г.Никитушкин [и др.]. - М: Советский спорт, 2004. - 87 с. : ил. - Библиогр.:
с. 85-86. - 18ВЫ 5-85009-883-6 : 116.32 : 113.12.
22. Озолин Э.С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин. - М. : Человек, 2010. - 175с.
: ил. -(Библиотека легкоатлета).-18ВЫ 978-5-904885-13-7 : 159.50.
23. Озолин Э. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: «Академия», 2000.
24. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - Киев: Рад. школа, 1988. - 288 с.
25. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. / В.Б. Попов. - М: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002.
26. Попов В.Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов, Олимпия-Пресс, 2006.
27. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества: Учеб.-методич. пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. - Москва-Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1999.- 220 с.
28. Сафронов Е.Л. Легкоатлетические прыжки : учебное пособие / Е.Л.
Сафронов; СГАФК. - Смоленск, 2011. - 94 а : ил. - Библиогр. : с. 87-93.
29. Солоха Л.К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса // Педагогические аспекты спортивной тренировки: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОГИФК, 1981.
30. Суслова Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Под общ. ред. Ф.П.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 446 с.
31. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. / И.А. Тер-Ованесян. - М: Терра-Спорт, 2000.
32. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. // М. МИА. – 2002.
33. Филин В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 2. - С. 6-8.
34. Чернышёва Е. Н. Индивидуальные нормы физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции на этапе углубленной спортивной тренировки: Автореф. дис. … канд. пед. Наук. – М., 1997. – 24 с.
35. Чесноков Н. Н. Легкая атлетика: учеб./под общ. ред. Н.Н. Чеснокова, В.Г. Никитушкина.- М.: Физическая культура, 2010. - 448 С.18ВЫ 978-5-9746-0116-3.
36. Юнусов А. М. Должные нормы разносторонней физической подготовленности юных спортсменов в скоростно-силовых видах спорта: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 24 с.
37. Юшкевич Т. П.Тренажеры в спорте / Т. П. Юшкевич, В. Е. Васюк, В. А. Буланов. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 319 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития быстроты движения
реферат...
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у юных легкоатлетов
доклад о влиянии подвижных игр на развитие физических качеств...
Прыжковые упражнения для развития силовой выносливости
В данной работе представлены варианты прыжковых упражнений, содействующих развитию силовой выносливости и скоростно-силовых качеств...
Упражнения на развитие быстроты
Статья будет полезна тренерам детских футбольных команд и учителям физической культуры....
Комплекс упражнений для развития быстроты баскетболиста
Упражнения для развития быстроты баскетболиста. 6 класс...
Скорость и развитие скоростных способностей спортсмена. Методика развития быстроты движения в скалолазание
В статье описан процесс развития быстроты движения в скалолазании....
Игры и упражнения на развитие быстроты движений
Уровень общей физической подготовленности ребенка определяется тем, насколько развиты у него основные двигательные качества. Одним из основных физических качеств является быстрота. Уровень ее развития...