Опыт первого года работы
опыты и эксперименты по физкультуре
Занятия спортом позволяюс дисциплинировать детей, научить их правильно планировать свой день.У дети, увлеченных спортом, намного меньше времени, чтобы проводить его с плохой компанией или тратить на ненужные увлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы
Требич Марии Алексеевны
учителя физической культуры
муниципального казённого
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 21
города Узловая Тульской области
Узловая, 2019
Ничто так не содействует успеху
нашей деятельности,
как крепкое здоровье.
Наоборот, слабое здоровье
слишком мешает ей.
Френсис Бэкон
Тема опыта:
Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе в рамках деятельности военно-спортивного клуба.
Идея опыта
Повышение учебной мотивации и познавательного интереса школьников средствами здоровьесберегающих технологий.
Список информационно-педагогических модулей
стр. | |||
ИПМ 1. | Сведения об авторе | 4 | |
ИПМ 2. | Условия формирования опыта | 4 | |
ИПМ 2.1. | Особенности учебного заведения | 4 | |
ИПМ 2.2. | Участие в соревнованиях, результаты. | 5 | |
ИПМ 2.3. | Актуальность и перспективность опыта | 6 | |
ИПМ 3. | Теоретическая интерпретация опыта | 7 | |
ИПМ 3.1. | Новизна опыта | 7 | |
ИПМ 3.2. | Адресная направленность опыта | 8 | |
ИПМ 3.3. | Теоретическая база опыта | 8 | |
ИПМ 4. | Технология опыта | 9 | |
ИПМ 4.1. | Технологии, способствующие созданию здоровьесберегающей образовательной среды в школе | 9 | |
| |||
ИПМ 1. Сведения об авторе
Год рождения: | 1980 |
Образование: | Высшее Окончила: НКФКиС Новомосковчкий колледж физической культуры и спорта в 2000г., МГАФК Московская академия физической культуры в 2003г. |
Стаж педагогической работы: | года месяцев |
Стаж работы в МКОУ СОШ № 21 г.Узловая | 9 месяцев |
ИПМ 2. Условия формирования опыта
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
- работа в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 21, реализующей проект «Школа – территория здоровья»;
- изучение опыта коллег в процессе посещения уроков, заседаний школьных методических объединений, педагогических советов;
- активное участие в работе районного методического объединения учителей физической культуры, семинарах, региональных педагогических мастерских, в конференциях, мастер-классах;
- изучение научно-методической, медико-психолого-педагогической литературы по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в школе».
ИПМ 2.1. Особенности учебного заведения
Отличительной особенностью муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 является инновационная направленность её деятельности. С 2015 года в школе ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. На современном этапе она приобрела инновационный, исследовательский характер. Результаты данной работы позволяют говорить о созданной и функционирующей модели «Школа – территория здоровья». В рамках реализации данного проекта была улучшена материально-техническая база школы: Таким образом, благодаря работе проекта «Школа – территория здоровья», в МКОУ СОШ № 21 создаются оптимальные условия для нравственного, духовного, физического развития и социализации ребёнка.
ИПМ 2.2. Участие в соревнованиях, результаты.
Мероприятие | Форма участия | Дата проведения |
Районное легкоатлетическое четырёхборье «Шиповка юных» | Команда воспитанников - победитель, индивидуальный зачет – 1 призер | Сентябрь 2018г. |
| Индивидуальный зачет – 1 – победитель, 4 - призера | Ноябрь 2018г. |
| Индивидуальный зачет, 3 - призера | Декабрь 2018 г. |
| Индивидуальный зачет – 1 человек призер | Февраль 2019 г. |
| Индивидуальный зачет, 1- победитель, 5 - призеров | Февраль 2019 г. |
| Индивидуальный зачет – 1 – победитель, 3 - призера | Март 2019г. |
| Индивидуальный зачет – 1 призер | Апрель 2019 |
| Индивидуальный зачет – 4 призера, команда - победитель | Май 2019 г. |
| Индивидуальный зачет – 1 победитель команда - победитель | Май 2019 г. |
ИПМ 2.3. Актуальность и перспективность опыта
Узловский район располагается на территории, подвергшейся воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС. Усугубляет неблагополучную экологическую ситуацию большое количество промышленных предприятий, находящихся в непосредственной близости от школы. Такое положение является одним из факторов, отрицательно влияющих на здоровье жителей города и района, особенно детей. Данные мониторинга состояния здоровья школьников МКОУ СОШ № 21 за 2015-2017 учебные годы показали рост числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями: около 25-30% детей, приходящих в пятые классы, имели те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в начальной школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, учащиеся пропускали большое количество уроков по болезни. Так за 2016-2017 учебный год на 224 учащихся школы было пропущено более 3000 уроков (13 уроков на одного учащегося), из них по болезни - 2400 уроков (10 уроков на одного учащегося).
Мониторинг состояния здоровья школьников, их психоэмоционального состояния, оценка экологической ситуации, изучение социального заказа общества подтверждают необходимость создания здоровьесберегающей образовательной среды в школе.
В наше время в жизни большинства людей не хватает физической двигательной активности, здоровых привычек, положительных эмоций, в том числе, радости общения и ощущения успеха. Это касается также детей и молодежи. Отсутствие увлечений, самореализации и успешности приводит к неуверенности в собственных силах, и, вслед за этим, к ухудшению самочувствия, эмоционального, психического и физического здоровья.
В жизни человека, в его организме всё должно быть сбалансировано; ему необходим вполне определенный объём физической и эмоциональной нагрузки, определенное количество разнообразных питательных веществ, информации, социального общения, определенное время для работы, творчества, сна и отдыха. Если человек получает слишком мало или, наоборот, слишком много нагрузки, информации, пищи или отдыха, тогда нарушается равновесие систем, и расстраиваются их функции. Если нет равновесия – нет здоровья и благополучия. Очень важным фактором для здоровья и самочувствия любого человека является возможность его самореализации.
Социальный заказ общества | Явления из практики обучения |
Личность, владеющая навыками бережного отношения к себе и окружающим | Отсутствие у учащихся культуры здорового образа жизни |
Творческая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни | Низкая мотивация к учебной деятельности, недостаточный познавательный интерес |
Личность с высоким духом патриотизма | Отсутствие желания служить Родине |
Таким образом, с учётом противоречий между социальным заказом общества и существующими явлениями в практике обучения, преобладанием нерациональных способов организации образовательного процесса, обобщение опыта по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе в рамках деятельности военно-спортивного клуба» актуально и перспективно. С воспитанниками этого клуба с этого учебного года я занимаюсь легкоатлетической подготовкой, зимой часть времени уделяем лыжному спорту. Необходимость создания данного опыта также продиктована интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, а также наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля.
ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта
ИПМ 3.1. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в том, что она соединяет в себе занятия по здоровьесбережению, медицинскую, туристическую подготовку и занятия спортом, а также занятия комплексной доармейской подготовке. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, помочь
Таким образом, опыт военно – спортивного клуба имеет не только оздоровительную, реабилитационную направленность, но военно-патриотическую и, рекомендована для подростков с девиантным поведением. Именно таким учащимся очень важно проявить себя в разных видах деятельности, особенно в подготовке к взрослой самостоятельной жизни, дать им попробовать себя в разных видах спорта, тем самым помочь им отвлечься от негативных привычек, укрепить и восстановить здоровье, и достичь максимальных спортивных результатов. Тяжело представить настоящего солдата без хорошей физической формы. Это и силовая подготовка, выносливость, высокие скоростные качества и быстрота реакции. При смене вида деятельности от военной подготовки к спортивной происходит эмоциональная и психологическая разгрузка организма. При этом снижается утомляемость и улучшается внимание. Это положительно влияет на успехи в клубе, а главное помогает организовать учебную деятельность воспитанников.
Работа над темой «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе в рамках деятельности военно-спортивного клуба» - это система педагогических мер по усовершенствованию и адаптации существующих в области здоровьесбережения технологий к условиям конкретной школы.
ИПМ 3.2. Адресная направленность опыта
Данный педагогический опыт будет полезен учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям общеобразовательных школ, поскольку созданный опыт, интегрирует традиционный и инновационный подходы к формированию здоровьесберегающей образовательной среды, и является примером рациональной организации учебно-воспитательного процесса, способствующего повышению мотивации обучающихся к познавательной деятельности и приросту учебных достижений школьников.
ИПМ 3.3. Теоретическая база опыта
Методологические основы опыта:
- социально-педагогические концепции о здоровье как системе ценностей, установок и мотивов человека в социальной среде (В.А.Авсеев, В.А.Бароненко, Ф.Р.Филатов);
- научные работы, раскрывающие содержание здоровьесберегающей деятельности в образовании (Н.К. Смирнов, И.В. Кузнецова, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Е.Н. Дзятковская, Г.Н. Сердюковская);
- социально-педагогические концепции о здоровье как системе ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде (В. А. Авсеев, В. А.Бароненко, Ф. Р. Филатов);
- положения системного подхода компонентов модели здоровьесберегающей деятельности (В.Г. Афанасьев, А.М. Моисеев, Т.И. Шамова и др.);
- положения валеологической концепции здоровья (Л.Г. Апанасенко, И.И. Брехман, В.В. Колбанов, И.В. Муравов и др.)
- комплексная образовательная программа «Орлёнок».
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
- инструкции по технике безопасности.
ИПМ 4. Технология опыта
Воспитание здорового и гармонично развитого поколения
означает построение фундамента государства
с великим будущим,
завоевание высокого авторитета в мире.
И. А. Каримов.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Фундаментом здорового образа жизни являются духовно-нравственные и национальные традиции, которые обеспечивают душевное, духовное, физическое и социальное благополучие. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
Поскольку каждый ребенок не в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни. Массовое занятие молодежи спортом делает ее сильной и смелой, закаляет характер, воспитывает целеустремленность, силу духа, упорство, умение добиваться поставленной цели и побеждать. Постоянные занятия спортом позитивно меняют характер и образ жизни наших детей.
Мониторинг здоровья учащихся
НАЛИЧИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КЛАССАХ | УЧЕБНЫЙ ГОД | |
2017/18 | 2018/19 | |
Хронические заболевания на начало учебного года | 23% | 16% |
Хронические заболевания на конец учебного года | 19% | 11% |
Количество детей-инвалидов | 1 | 1 |
Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Легкая атлетика — это один из наиболее популярных видов спорта, который в совокупности состоит из специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование — все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».
Основная задача преподавания и обучения легкой атлетикой для педагога заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности, основой которых являются: укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности; обогащение занимающихся специальными знаниями в области легкой атлетики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков; развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.); воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств; подготовка высококвалифицированных спортсменов.
Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе — на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.
Прикладное и оборонное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в Армии. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания. Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т. д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Легкая атлетика — один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Можно считать, что комплексные занятия по легкой атлетике являются одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями первого года обучения
План работы с родителями...
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ. выступление на методическом объединение
В связи с открытием класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания н...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...
Тестовая работа по истории 8 класс "Первые годы царствования Александра I"
Тестовая работа рассчитана на средний уровень подготовки восьмиклассника "Начало правления Александра I"...
Контрольная работа по немецкому языку как второму иностранному за 1 четверть первого года обучения
Контрольная работа по немецкому языку как второму иностранному по теме "Мой класс", разработана для обучающихся 8 класса, изучающих немецкий первый год....
Контрольная работа по немецкому языку как второму иностранному за 2 четверть первого года обучения
Контрольная работа по немецкому языку как второму иностранному по теме "Мой день", разработана в двух вариантах для обучающихся 8 класса, изучающих немецкий язык первый год...